Автоматизированные банковские системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 13:41, реферат

Описание работы

Современное денежно-кредитное и финансовое хозяйство страны пе­ре­жи­вает серьезные изменения в структурном отношении. Пере­страи­вается кре­дитная система, возникают новые виды кредитно-фи­нансовых институтов и операций, модифицируется система отношений центральных Банков и фи­нан­сово-кредитных институтов, складываются иные пропор­ции в динамике госу­дарственного и част­ного сектора.

Содержание

Введение…………………………………………………….…..………. 3

1. Автоматизированные банковские системы, их эволюция и технологическое построение……………………………………………….... 6

2. Основы автоматизации банковской деятельности…………………….……24
2.1. Ситуация на рынке банковских технологий……………………….……24
2.2. Классификация современных автоматизированный банковских систем………………………………………………………………………26
2.3. Принципы построения автоматизированный банковских систем как средства автоматизации работ с банковскими продуктами ……….28

Заключение ……………………………………

Работа содержит 1 файл

REF.DOC

— 280.00 Кб (Скачать)


2

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………….…..………. 3

 

1.    Автоматизированные банковские системы, их эволюция и                               технологическое  построение……………………………………………….... 6

 

2.    Основы  автоматизации банковской деятельности…………………….……24

2.1.   Ситуация на рынке банковских технологий……………………….……24

2.2.   Классификация современных автоматизированный банковских             систем………………………………………………………………………26

2.3.   Принципы построения автоматизированный банковских систем              как средства автоматизации работ с банковскими продуктами ……….28

 

Заключение ………………………………………………………………………… 36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Современное денежно-кредитное и финансовое хозяйство страны пе­ре­жи­вает серьезные изменения в  структурном  отношении.  Пере­страи­вается кре­дитная система, возникают новые  виды  кредитно-фи­нансовых институтов и операций, модифицируется система  отношений центральных Банков и фи­нан­сово-кредитных институтов,  складываются иные пропор­ции в динамике госу­дарственного и част­ного сектора.

Несмотря на существующие недостатки российского законодательства, ре­гулирующего деятельность банков, ситуация неуклонно меняется к лучшему.

Существенные изменения происходят и в функционировании бан­ков: по­вышается их самостоятельность, роль в сельском хозяйстве, рас­ши­ряются функции действующих и создаются новые  финансово-кредит­ные институты; идет поиск пу­тей повышения  эффективности  банков­ского об­служивания, оп­ти­мального разгра­ничение сфер деятельности и функций специализированных банковских учрежде­ний.

Все это непосредственно связано с изменением общей экономиче­ской об­становкой в Российской Федерации. Спад промышленного про­извод­ства во  всех  отраслях  народного  хозяйства хрониче­ские неплатежи - все это  за­ставляет  искать  новые  формы расчетов, кредитных отношений.

Необходимость выработки новой стратегии и тактики управления пред­при­ятием требует повышения квалификации  персонала, осознание сущ­ности функцио­нирования системы кредитно-финансовых отношений.

Современная банковская система - это сфера многообразных ус­луг предос­тавляемых своим клиентам - от традиционных денежно-ссудных и расчетно-кас­со­вых опе­раций, оп­ределяющих основу банковского дела, до новейших форм де­нежно кредитных и фи­нансовых инструментов, используемых банковскими структу­рами (лизинг, факто­ринг и т.д.).

В условиях усиливающейся межбанковской конкуренции успех пред­при­ни­мательской деятельности будет сопутствовать тем банкирам, ко­торые лучше овла­деют современными методами управления банков­скими процес­сами.

              Прошли времена, когда можно было легко зарабатывать на спекуля­тив­ных операциях с валютой и мошенничестве. Сегодня все больше банков делает ставку на профессионализм своих сотрудников и новые информационные, компью­терные технологии.

Трудно представить себе более благодатную почву для внедрения новых компьютерных технологий, чем банковская деятельность. В принципе почти все за­дачи, которые возникают в ходе работы банка, достаточно легко поддаются автома­тизации. Быстрая и бесперебойная обработка значительных потоков ин­формации является одной из основных за­дач любой крупной финансовой органи­зации.

В соответствии с этим очевидна необходимость обладания современной ав­томатизированной банковской системой (в дальнейшем АБС), позволяющей эффек­тивно об­раба­тывать все возрастающие информационные потоки, а также непосред­ст­венно осу­ществлять операции на каждом этапе создания банковского продукта. Кроме того, именно банки обладают достаточными финансовыми возможно­стями для приобретения и использо­вания самой современной техники. Однако не следует счи­тать, что средний банк готов тратить огромные суммы на компьютеризацию. Банк, является прежде всего финансовой организацией, основной задачей которой является не максимизация прибыли, а устойчивое положение на рынке. В соответ­ствии с общемировой практикой в среднем банке расходы на компьютеризацию со­ставляют не менее 17% от общей сметы го­довых расходов. Но в результате резкого изменений курса рубля по отношению к доллару эта цифра значительно возросла.

Интерес к развитию компьютеризированных банковских систем опреде­ля­ется не желанием извлечь сиюминутную выгоду, а, главным образом, страте­гиче­скими интересами. Как показывает практика, инвестиции в такие проекты начинают приносить прибыль лишь через определенный период времени, необ­ходимый для обучения персонала и адаптации системы к конкретным условиям. Вкладывая сред­ства в программное обеспечение, компьютерное и телекоммуни­кационное оборудо­вание и создание базы для перехода к новым вычислитель­ным платформам, банки, в первую очередь, стремятся к удешевлению и ускоре­нию своей рутинной работы и победе в конкурентной борьбе.

Новые информационные технологии помогают банкам, инвестиционным фирмам и страхо­вым компаниям изменить взаи­моотношения с клиентами и найти но­вые средства для из­влечения прибыли. Аналитики сходятся во мнении, что новые технологии наиболее активно внедряют инвестиционные фирмы, за­тем следуют банки, а са­мыми послед­ними их принимают на вооружение страховые компании.

Задачи, стоящие перед всеми финан­совыми организациями, одинаковые: ин­те­грация унаследованных систем в рас­пределенную архитектуру локальных се­тей. Дэвид Стюарт, главный консультант по новым техно­логиям в Global Con­cepts, счи­тает, что сегодня спрос на людей, пони­мающих в сетях, выше, чем ко­гда-либо пре­жде. По его мнению, в наше время при устройстве на работу в банк предпочтение отдается программисту, а не кассиру.

Банковские компьютерные системы на сегодняшний день являются одной из самых быстро развивающихся областей прикладного сетевого программного обеспечения. Нужно отметить, что АБС «представляют собой» "лакомый кусочек" для любого производителя компьютеров и программного обеспечения. Поэтому почти все крупные компании разработчики компьютерной техники предлагают на этом рынке системы, на базе своих платформ. Взять, к примеру компанию R-Style одного из самых перспективных, по моему мнению, разработчиков АБС, которое по мере выпуска програмного обеспечения предла­гает клиенту компьютеры, сервера комплектующие и т. д.

В качестве примеров передовых технологий, используемых в банковской деятельности, можно назвать базы данных на основе модели "клиент-сервер" (ха­рактерно использование ОС Unix и БД Oracle); средства межсетевого взаимо­дейст­вия для межбанковских расчетов; службы расчетов, целиком ориентиро­ванных на Internet, или, так называемые, виртуальные банки; банковские экс­пертно-аналити­ческие системы, использующие принципы искусственного ин­теллекта и многое другое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ БАНКОВСКИЕ СИСТЕМЫ,

ИХ  ЭВОЛЮЦИЯ  И  ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ

ПОСТРОЕНИЕ

 

В 1999 году исполнилось одиннадцать лет с момента появления в нашей стране первых коммерческих банков. Практически столько же существует и отечественные автоматизированные банковские системы. Одиннадцать лет — немалый срок даже по меркам западного рынка, где автоматизацией банковской деятельности занимаются уже более четверти века.

В советское время банковские учреждения выполняли одну задачу — об­служивание расчетов государственных предприятий и организаций. Автоматизация предприятий Госбанка СССР находилась в зачаточном состоянии. Во второй поло­вине восьмидесятых расчеты для государственных кредитных учреждений произ­водили вычислительные центры Госбанка, многие из которых по сути были маши­носчетными станциями, работавшими на электромеханических калькуляторах.

Коммерческим банкам сразу же пришлось предоставлять в Госбанк ежедневные ба­лансы. Без собственных средств автоматизации сделать это было, мягко говоря, за­труднительно — даже для того уровня банковских операций, который был тогда. К счастью, именно в это время появились кооперативы и центры НТТМ, завозившие в страну персональные компьютеры. Люди, способные к программированию, созда­вали «временные творческие коллективы», искали и находили заказы на автомати­зацию банковской деятельности и получали свои деньги за «внедрение научно-тех­нических достижений». Программы писались на Clipper или FoxBase, иногда на ТурбоПаскале, которые списывались умельцами друг у друга и осваивались безо всякой документации.

Первые серийные АБС — так называемые «киевский» и «тульский опердни», рекомендованные для учреждений тогдашних «спецбанков», разошлись по всей стране. Кое-где на них работают до сих пор. Это были системы первого технологического поколения. Они работали на автономных персональных компью­терах, не объединенных в локальную сеть (такие сети тогда мало кто имел). Опера­ционисты выполняли проводки непосредственно по лицевым счетам. В конце опе­рационного дня данные со всех компьютеров переносили на дискетах на один — главный, на котором производилась их консолидация и рассчитывался баланс. Не­редко банки экономили на дискетах, покупая дешевые болгарские «пятидюймовки», из-за чего приходилось иногда по ночам «перебивать» документы заново.

Уже в 1992 г. во многих банках начали появляться локальные сети, и тогда заявили о себе системы второго поколения. В сущности отличие у них было одно — все рабочие файлы находились на сервере локальной сети. Это упрощало консоли­дацию баланса, однако создавало новые проблемы. Дело в том, что «персо­нальные» системы управления базами данных, на которых строились такие АБС (те же самые Clipper, Fox или Clarion), предназначались для использования на одиноч­ных компьютерах. Когда несколько пользователей с нескольких рабочих станций одновременно обращались к данным, в локальной сети возникали «конфликты». Кроме того, вся обработка данных в подобных системах производилась рабочими станциями — сервер использовался лишь как «внешний диск», хранилище файлов, поэтому все данные, накопленные в базе, приходилось «прогонять» по локальной сети при каждой операции поиска. Сеть довольно скоро перегружалась, и требова­лось увеличивать мощность сервера и пропускную способность активного сетевого оборудования. А если кто-то из операционистов во время выполнения операции с большим объемом обработки данных (например, перестроение индекса), не дож­давшись ее завершения, выключал свой компьютер, вся база данных «развалива­лась». То же самое могло произойти и просто из-за того, что не вовремя «мигнуло» электричество...

АБС второго поколения очень быстро завоевали рынок. На них выросли та­кие известные сейчас фирмы, как ЛИМ, «Инверсия», «ПрограмБанк», «Диасофт», «АСофт»... Некоторые из них до сих пор основной свой доход имеют от сопровож­дения старых систем второго поколения.

Однако уже в 1993 г. системы, сделанные на технологической базе «персональных» СУБД, перестали удовлетворять многие банки и прежде всего крупные: для них важна была эффективная работа в локальной сети. Ряд из них стали закупать запад­ные разработки, другие пытались создать АБС своими силами... Новые решения на­чали предлагать и отечественные фирмы-разработчики. Некоторые, ориентируясь на Запад, делали ставку на «тяжелые технологии» — мощные центральные компью­теры, работающие в режиме «хост-терминал» или «клиент-сервер», и профессио­нальные системы управления базами данных (СУБД). Именно так построены прак­тически все западные АБС, работающие в серьезных банках. Однако в России по­добные АБС до сих пор не слишком популярны: их техническая база (центральные компьютеры, лицензии на системное программное обеспечение и т.п.), по сравне­нию с персональной техникой, очень дорогостояща и требует специальной подго­товки персонала. В то же время в каждом банке, имеющем локальную сеть, есть уже вполне устойчивая сетевая СУБД: простенький, но эффективный менеджер записей Btrieve, входивший в состав сетевой операционной системы Novell NetWare. Сооб­разительные разработчики воспользовались этим и создали на базе Btrieve целый ряд АБС третьего поколения.

В России системы третьего поколения получили широкое распространение и развитие. Первые продукты этого поколения представили Инкомбанк (система «Садко», сейчас уже абсолютно устаревшая морально), фирмы «Банковские сис­темы» (ныне «Кворум»), «R-Style Software Lab.», новосибирский «Центр финансо­вых технологий» и другие. Некоторые компании («R-Style Software Lab.», ЦФТ) на соответствующей технологической базе создали очень интересные решения, в кото­рых средствами Btrieve реализуются функции, изначально имеющиеся в профес­сиональных СУБД, — например, транзакционный механизм (RS-Bank), а также оригинальные архитектуры (машина проводок в системе ЦФТ).

Первые отечественные системы четвертого технологического поколения — на базе профессиональных СУБД — появились почти одновременно с системами второго поколения. В качестве примера можно привести систему «Пирамида» пи­терской фирмы НЕСТ, созданную в 1990 г. Системами четвертого поколения зани­мались фирмы CSBI EE из Санкт-Петербурга, БИС, «ФОРС», «Эскейп-М» и другие.

Концентрация финансового капитала приводит к укрупнению банков, рождению филиальных сетей, что обусловило новые требования к АБС. АБС многофилиаль­ного банка должна поддерживать распределенную обработку информации. Для этого необходимы соответствующие телекоммуникационные средства, а главное — адекватная технология. АБС пятого поколения (которых пока на нашем рынке очень мало и по цене они очень дороги) отличаются от систем четвертого поколе­ния использованием менеджера транзакций — специальной программы, управляю­щей доступом к распределенным данным. Такие системам реализованы в трехуров­невой архитектуре «клиент-сервер» (АБС четвертого поколения разработаны в двухуровневой архитектуре).

Информация о работе Автоматизированные банковские системы