Банки и банковское дело в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование современного состояния банковской системы России и определение перспектив на будущее.
Задачи данной курсовой работы:
определить сущность понятия «банковская система» и изучить зарубежные системы банков;
проанализировать состояние банковских систем зарубежных стран;
выявить роль и место Банка России в банковской системе РФ;
дать характеристику участников банковского рынка и проанализировать функции коммерческих банков, дать их классификацию;
изучить законодательную базу, регулирующей банковскую систему России;
проанализировать современное состояние банковской системы РФ;
выявить проблемы современной банковской системы и определить перспективы её развития.

Работа содержит 1 файл

Копия Курсовая Документ Microsoft Word.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

     20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР были переданы Центральному банку РСФСР (Банку России). Несколько месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

    Основная  цель деятельности Банка России - защита и обеспечение стабильности рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

    Функции Центральный Банк:

    1. Проведение денежно- кредитной политики во взаимодействии с правительством.

    2. Эмиссия наличных денег.

    3.  Выдача кредитов коммерческим  банкам по ставке рефинансирования.

    4. Выдача и отзыв лицензий на  введение банковской деятельности.

    5. Установление привил расчётов  на территории РФ.

    6. Установление курса валют.

    7. Хранение золотовалютных резервов страны.

    8. Участие в разработке платёжного баланса страны. 
       9. Установление правил осуществления расчетов в Российской Федерации. 
       10. Установление правил проведения банковских операций бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы.

    11. Осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций.

    12. Осуществление валютного регулирования, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты. 
       13. Организация и осуществление валютного контроля как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;

    14. Проведение анализа и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений .

    15. Утверждение графическое обозначение рубля в виде знака.

    16. Публикация соответствующих материалов  и статистических данных, а также  выполнение иных функций в  соответствии с федеральными  законами.

    Правительство Российской Федерации и Банк России  считают приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках.  

    1.3. Характеристика системы  российских коммерческих  банков.

    Современные коммерческие банки- банки, обслуживающие  предприятия и организации, а  так же население - своих клиентов. Коммерческие банки выступают основным звеном банковской системы. Независимо от формы собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики. Основная цель функционирования коммерческих банков- получение максимальной прибыли.

    Согласно  банковскому законодательству, банк- это кредитная организация, которая имеет право привлекать денежные средства физических и юридических лиц, размещать их от своего имени и за свой счёт на условиях возвратности, платности, срочности и осуществлять расчётные операции по поручению клиентов. Таким образом, коммерческие банки осуществляют комплексное обслуживание клиентов, что отличает их от специальных кредитных организаций не банковского типа, выполняющих ограниченный круг финансовых операций и услуг.

    Коммерческий  банк, как и любой другой банк, выполняет функции:

  • аккумуляция средств в депозиты;
  • их размещение (инвестиционная функция);
  • рассчётно- кассовое обслуживание клиентов.

    Коммерческие  банки играют важную роль в реализации политики центрального банка, обеспечивающей соответствие количества денег в обращении задачам поддержания стабильности денежного обращения в стране, управления инфляцией и курсом рубля, поддержания нормальных темпов экономического роста и высокого уровня занятости населения.

    Коммерческие  банки, концентрируя на своих счетах временно свободные денежные средства клиентов, имеют возможность предоставлять их в ссуду субъектам экономики, испытывающим недостаток средств,  для осуществления платежей, инвестиций и т.д. Таким образом, банки регулируют общую ликвидность экономики.

    В последние годы, как в нашей  стране, так и за рубежом эксперты отмечают наличие двух, на первый взгляд взаимоисключаемых тенденций: универсализации  и специализации банковской деятельности, подчеркивая, что со специализацией банков усиливаются тенденции к универсализации. Традиционно занимавшиеся в большей степени теми или иными операциями коммерческие банки вторгаются в смежные сферы деятельности. Следовательно, вид коммерческого банка (универсальный, отраслевой, специального назначения, региональный и т.п.) определяется наряду с содержанием его операций степенью развития экономики страны, кредитных отношений, денежного и финансового рынков.

    В настоящее время коммерческие банки  большинства  стран выполняют  различные операции для удовлетворения финансовых потребностей всех типов клиентов от мелкого вкладчика до крупной компании. Крупные банки осуществляют для своих клиентов сотни видов операций и услуг, например, ведение депозитных счетов, безналичные переводы средств, прием сбережений, выдача разнообразных кредитов, покупка- продажа ценных бумаг, операции по доверенности, хранению ценностей в сейфах. Благодаря этому коммерческие банки постоянно и неразрывно связаны практически со всеми звеньями воспроизводственного процесса.

    Особое  значение имеет деятельность банка в области окончательного урегулирования расчетов между субъектами экономики. Действительно, одно из важнейших направлений деятельности банка — осуществление платежей и расчетов. Другие финансово-кредитные институты (кроме банков) эту задачу фактически не выполняют. Исключением являются лишь клиринговые палаты и расчетно-кассовые центры.  

    1.4. Законодательное  регулирование банковской  деятельности в  РФ.

    Банковское  законодательство включает как нормы  гражданского права, регулирующие банковские договоры, так и нормы административного права, с помощью которых осуществляется надзор за созданием и функционированием кредитных организаций.

    Административная  составляющая банковского законодательства не меняет сущность банковских сделок, основным объектом которых являются имущество и имущественные права, поскольку денежные средства являются имуществом особого рода, денежные средства на счете банка являются собственностью банка, а вкладчик сохраняет право требования к банку; ценные бумаги в документарной и бездокументарной форме являются объектом гражданского права (ст. 128 Гражданского кодекса РФ).

      Административные нормы, как нормы  банковского законодательства, необходимо  рассматривать как определенные  ограничения по созданию и  деятельности кредитных организаций. Ограничения на вводимые Банком России банковские сделки не делают институт банковского права частью административного права, что подтверждается его определением.2

    Таким образом, банковское законодательство представляет комплексную отрасль, в которой главным является не выделение основных отраслей, а, наоборот, интеграция их для той или иной сферы разумной деятельности Можно говорить о единстве гражданско-правовых и административных отношений, складывающихся в процессе банковской деятельности. Гражданско-правовые нормы непосредственно выражают отношения между банком, иной кредитной организацией и клиентом. Административные правила поведения регулируют отношения по надзору Банка России за созданием и деятельностью кредитных организаций. Соответственно и нормы регулирующие данные отношения необходимо разделять по предметам регулирования, помнить об этом разделении при их правоприменении и возможной конкуренции.

    Перейдем  непосредственно рассмотрению источников правового регулирования банковской деятельности.

    Как закреплено в ст.2 ФЗ «О банках и банковской деятельности» правовое регулирование  банковской деятельности осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами, нормативными актами Банка России.

    Итак, иерархию источников правового регулирования  банковской деятельности можно построить  следующим образом:

    - Конституция РФ;

    - специальное банковское законодательство ФЗ «О банках и банковской деятельности» и ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

    - иные законодательные акты;

    - нормативные акты Банка России.

    Рассмотрим  каждую из ступеней представленной иерархии.

    Конституция РФ устанавливает, что в ведении  Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральный банк (подп. «ж» ст.71).

    Согласно  ч.1 ст.75 Конституции РФ государственной  денежной единицей является рубль. Исключительно  Банк России осуществляет денежную эмиссию.

    Следующая ступень иерархии - специальное банковское законодательство непосредственно направленное на правовое регулирование банковской деятельности включает в себя:

    - Федеральный закон от 2 декабря  1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп. 15 февраля 2010 года)

    - Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп. 17 декабря 2009 г.). Настоящий закон закрепляет функции и полномочия Банка России, устанавливает, что Банк России осуществляет свою деятельность независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

    В эту же группу (специального банковского  законодательства) необходимо включить: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изм. и доп. от 19.07.2009), Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (с изменениями от 25.11.2009). Настоящие законодательные акты устанавливают специфику банкротства кредитных организаций, особые обязанности для кредитных организаций, привлекающих вклады от физических лиц.

    Данные  акты в виду их специального характера  имеют приоритет перед общими нормами иных законодательных актов в вопросах регулирования банковской деятельности, функционирования кредитных организаций.

    К числу «иных законодательных  актов» можно отнести кодифицированные законодательные акты (Гражданский  кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Налоговый  кодекс РФ), ряд специальных законодательных актов- Федеральный закон от 10 декабря 2003г. №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и весь массив иных законодательных актов.

    Итак, подытоживая всё выше сказанное, следует отметить, что банковская система России мало чем отличается от систем других стран. Функции нашего Банка России схожи с функциями Федеральной резервной службы США и Банка Англии Великобритании. Уровень развитости банковского сектора зависит от тесноты связи Банка России и коммерческих банков. Банк России и государство должны способствовать усилению мощи банков, внося изменения в законы, выдвигая постановления и снижая ставку рефинансирования. В то же время необходимо упорядочить работу банков,  увеличить контроль за их  деятельностью 

    2. АНАЛИЗ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ.

    2.1 Макроэкономические показатели деятельности банковского сектора. 

    Бюджетная политика России  направлена на обеспечение  долгосрочной сбалансированности бюджета, повышение эффективности бюджетных  расходов и обеспечение исполнения расходных обязательств, превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования, дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования. Однако ее реализация осуществляется в сложных условиях резкого негативного изменения во втором полугодии 2008 года конъюнктуры цен на мировых рынках на нефть и нефтепродукты, замедления темпов роста ВВП и необходимости проведения дополнительных мер в целях стабилизации финансовой системы, поддержки отраслей экономики, социальной защиты населения в условиях Мирового финансово- экономического кризиса.

      По отчету Федерального казначейства, федеральный бюджет за 2008 год  исполнен по доходам в сумме  9275,9 млрд. рублей, или 103,5% к утвержденным  Федеральным законом “О федеральном  бюджете на 2008 год и период 2009 и 2010 годов” доходам. Уровень доходов к ВВП составил 22,3% и снизился по сравнению с 2007 годом на 1,2 процентного пункта, что в основном явилось результатом изменения налогового законодательства Российской Федерации и резкого снижения цен на нефть марки “Юралс” к концу 2008 года.

Информация о работе Банки и банковское дело в Российской Федерации