Банки и предложение денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Использование денег при совершении сделок исключительно полезно в больших, сложных сообществах людей. Представьте на мгновение, что из экономики исчезли знаки оплаты, принимаемые повсеместно в обмен на товары и услуги. В этом случае люди будут вынуждены перейти к бартеру, то есть к взаимному обмену продукцией с целью получения необходимого товара. К примеру, чтобы получить возможность пообедать, вам придется предложить владельцу ресторана что-нибудь, представляющее для него определенную ценность: подмести пол, помыть автомобиль или подарить ему рецепт фирменного семейного блюда. Основанная на бартерном обмене экономика неизбежно столкнется с проблемой эффективного размещения ограниченных ресурсов. Для осуществления торговли в таких условиях требуется, по выражению экономистов, двойное совпадение желаний — достаточно редкая ситуация, когда два человека имеют товары, которыми они готовы обменяться друг с другом.

Содержание

Введение.
Роль и значение денег.
Функции денег
Виды денег
Деньги в американской экономике
Где же находится вся наличность?
Федеральная Резервная Система.
Организация ФРС
Федеральный комитет по операциям на открытом рынке
Банки и предложение денег.
Простой пример 100 % банковского резервирования
Системы частичного банковского резервирования и создание денег
Денежный мультипликатор
Финансовые инструменты денежного контроля ФРС
Проблема контроля за предложением денег
Выводы.

Работа содержит 1 файл

Den. system.doc

— 138.50 Кб (Скачать)

      Где же находится вся  наличность?

 

      Одна  из загадок, касающихся денежной массы  американской экономики, связана с определением количества наличных денег. В 1996 г. в обращении находилось порядка $ 380 млрд. Если мы разделим эту цифру на численность взрослого населения США (200 млн. человек от 16 лет и старше), получим, что на каждого американца приходится в среднем $ 1900 наличных. Однако большинство американцев носят в бумажниках гораздо меньшие суммы. Кто же является держателем этих денег? Существует два правдоподобных объяснения этого явления, хотя точного ответа на вопрос не знает никто.

      Первое  объяснение заключается в том, что значительная часть долларов находится за границей. Часто в государствах с нестабильной денежной системой население предпочитает местной валюте американский доллар. Поэтому в таких странах нередки примеры использования доллара в качестве средства обращения, единицы счета и средства накопления.

      Второе  объяснение состоит в том, что  наличность сосредоточена в руках  наркодельцов, лиц, уклоняющихся от уплаты налогов, и прочих преступных элементов. Для большинства населения США  наличные деньги — не самая удобная форма хранения заработанных средств. Ведь наличность может быть потеряна или украдена, а кроме того, в отличие от денег, размещенных на банковских вкладах, она не приносит дохода. По этим причинам большинство людей имеют небольшие суммы наличных. Преступные элементы, напротив, предпочитают не держать свои средства в банках, так как информация о состоянии их счетов может вывести полицию на их криминальную деятельность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Федеральная резервная  система

 

      Как бы ни была уверена экономика в своей системе бумажных денег, как, например, экономика США, ей не обойтись без института, ответственного за управление денежной системой. В США таким институтом является Федеральная резервная система (ФРС). Если вы посмотрите на верхнюю часть долларовой банкноты, то увидите, что она называется «Федеральной резервной банкнотой». ФРС — пример Центрального банка — института, созданного для контроля за банковской системой страны и регулирования количества денег в экономике (Банк Англии, Банк Японии, немецкий Бундесбанк).

      Организация ФРС

 

      Федеральная резервная система США была создана  в 1914г. после серии банкротств нескольких кредитных учреждений, происшедших  в 1907 г. Эти события убедили Конгресс США в том, что стране необходим  Центральный банк, способный обеспечить финансовое здоровье национальной банковской системы. В настоящее время руководство ФРС осуществляется Советом управляющих, состоящим из семи членов, назначаемых президентом и утверждаемых Сенатом на четырнадцатилетний срок. Подобно тому как пожизненные назначения получают члены Верховного суда США, что ограждает их от влияния политиков, так и управляющие ФРС назначаются на длительный срок, что позволяет им проводить независимую от давления различных политических сил денежную политику.

      Главная фигура среди семи членов Совета управляющих  — его председатель, который руководит  персоналом ФРС, проводит заседания  Совета и регулярно отчитывается о политике ФРС перед членами  комитетов Конгресса. Президент  США назначает председателя на четырехлетний срок. Когда готовилась к печати эта книга, председателем ФРС был Алан Гринспен.

      Федеральная резервная система состоит из Федерального резервного управления в Вашингтоне и 12 региональных Федеральных резервных банков, расположенных в крупных городах в разных частях страны. (Если вы посмотрите на долларовую купюру, вы увидите на ней название выпустившего банкноту регионального банка ФРС.) Президенты региональных банков выбираются членами совета директоров, которые, в свою очередь, являются представителями местных банковских и предпринимательских кругов.

      ФРС имеет две взаимосвязанные функции. Первая заключается в упорядочении деятельности банков и в оздоровлении банковской системы. Эта работа по преимуществу осуществляется усилиями региональных Федеральных резервных банков. В частности, ФРС контролирует финансовое состояние каждого банка страны и помогает облегчить проведение зачета взаимных банковских требований. Кроме того, ФРС выполняет роль «банка банков», то есть предоставляет кредиты тем банкам, которые в них нуждаются. Когда банки, оказавшиеся в трудном финансовом положении, испытывают недостаток наличных денег, ФРС действует в роли кредитора в последней инстанции, то есть кредитора для тех, кто не может получить заем где-нибудь в другом месте.

      Вторая, и более важная функция ФРС  — контроль за количеством денег  в экономике, которое называется также предложением денег. Совокупность решений в отношении предложения денег составляет суть денежно-кредитной политики. В ФРС подобные решения принимаются Комитетом по операциям на открытом рынке.

       Федеральный комитет  по операциям на открытом рынке

 

      Комитет по операциям на открытом рынке Федеральной  резервной системы (ФКООР) состоит  из 7 членов Совета управляющих и 5 из 12 президентов региональных банков. (На каждом заседании ФКООР присутствуют все 12 президентов, но только 5 из них имеют право голоса. Через определенный период времени осуществляется ротация президентов региональных банков, обладающих правом голоса. Единственное исключение — президент Нью-Йоркского регионального банка, так как Нью-Йорк традиционно является финансовым центром США, а также потому, что все покупки и продажи государственных облигаций проводятся на торговой площадке этого банка.) На заседаниях ФКООР, которые проводятся в Вашингтоне один раз в шесть недель, обсуждается состояние экономики и рассматриваются вопросы изменения денежно-кредитной политики.

      Решения, принимаемые ФКООР, позволяют Центральному банку увеличивать или уменьшать количество долларов в американской экономике. Говоря образным языком, ФРС может напечатать долларовые банкноты и разбросать их над страной с вертолета или использовать мощнейший пылесос для вытягивания долларов из бумажников населения. Хотя на практике действия Центрального банка по регулированию предложения денег носят более сложный характер, наш пример с вертолетом и пылесосом в первом приближении дает достаточно адекватное представление о значении денежно-кредитной политики.

      В этой главе мы еще обсудим, каким  образом ФРС непосредственно изменяет предложение денег, однако сейчас следует отметить, что ее главный инструмент — операции на открытом рынке, то есть покупка и продажа государственных облигаций. (Напомним, что государственные облигации представляют собой ценные бумаги, удостоверяющие задолженность государства перед их держателями). Когда ФКООР решает увеличить предложение денег, Центральный банк печатает доллары и использует их для покупки государственных облигаций у населения на финансовых рынках. После проведения необходимых сделок новые доллары переходят в руки населения. Эта операция ФРС на открытом рынке приводит к увеличению предложения денег. Напротив, когда ФКООР принимает решение об уменьшении количества денег, ФРС продает государственные облигации населению. Доллары, вырученные от продажи облигаций на открытом рынке, изымаются из оборота, что приводит к снижению предложения денег.

      ФРС — исключительно важный экономический  институт. Один из Десяти принципов экономикc гласит, что, когда правительство печатает слишком много денег, цены в экономике возрастают (гл. 1). Другой Принцип утверждает, что в краткосрочной перспективе общество должно сделать выбор между инфляцией и безработицей. Влияние ФКООР как раз и основано на действии этих принципов. В силу многих причин, с которыми мы более полно познакомимся в следующих главах, решения, принимаемые ФКООР, оказывают значительное воздействие на темпы инфляции в долгосрочном плане, уровни безработицы и производства в краткосрочном периоде. Поэтому не случайно председателя Центрального банка называют второй по значимости фигурой в США. 
 
 
 
 
 

      Банки и предложения  денег
 

      В предыдущих параграфах мы узнали, что  такое деньги, и познакомились  с тем, как ФРС контролирует их предложение путем продажи или  покупки государственных облигаций на открытом рынке. Хотя такое объяснение регулирования количества денег вполне корректно, оно не является полным. В частности, оно не учитывает главенствующую роль банков в денежной системе.

      Вспомним, что количество денег, которым вы располагаете, включает в себя как наличность (банкноты в вашем бумажнике и монеты в кармане), так и содержимое ваших вкладов до востребования (состояние вашего текущего счета). Так как вклады до востребования хранятся в банках, поведение этих институтов оказывает значительное воздействие на количество открываемых и закрываемых счетов, а значит, и на предложение денег. В этом разделе главы мы узнаем, как банки влияют на количество денег и как они усложняют работу ФРС по контролю за денежной массой.

      Простой пример 100 % банковского резервирования

 

      Чтобы лучше понять, как банки влияют на предложение денег, представим ситуацию, когда в экономике нет ни одного кредитного института. В этом случае наличность — единственная форма денег. Предположим для определенности, что ее общее количество составляет $ 100. Тогда предложение денег также будет равно $100.

      Теперь  представим, что где-то открылся банк, который мы назовем Первым национальным банком. Допустим, что на первых порах  он выполняет только депозитарные функции, то есть принимает вклады, но не выдает ссуды. Будем считать, что цель его деятельности заключается в предоставлении населению надежного хранилища средств. Всякий раз, когда вкладчик приносит деньги в банк, они хранятся в нем до тех пор, пока он не заберет их назад лично или не выпишет на них чек. Сумма денежных средств, привлеченных банком, но не выданных им в виде ссуд, называется резервами. В нашей модели все вклады сохраняются в виде резервов, поэтому мы можем говорить о 100-процентном банковском резервировании.

      В этом случае финансовое состояние Первого  национального банка можно представить  с помощью упрощенного балансового  отчета, отражающего изменения в активах и пассивах банка. Вот как будет выглядеть балансовый отчет Первого национального банка, когда вся сумма денег в экономике, равная $ 100, размещается на его вкладах:

      ПЕРВЫЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК
 
        Активы, в $ Пассивы, в $
         
        Резервы                   100,00
         
         Вклады                  100,00
 

      В левой части балансового отчета отражены активы банка в количестве $ 100 (резервы, которые находятся в его хранилищах). В правой части — пассивы в сумме $ 100 (деньги, которые он должен своим вкладчикам). Обратите внимание на то, что активы в точности равны пассивам.

      Чему  равно предложение денег в  такой экономике? До открытия банка оно составляло $ 100, которые находились в виде наличных денег у населения. После открытия банка и приема вкладов от населения предложение денег составило те же $ 100, но находящихся на вкладах до востребования. (Теперь в обращении нет наличных денег, так как все они хранятся в банке). Каждый банковский вклад уменьшает количество наличных денег ровно настолько, насколько увеличивается сумма вкладов до востребования, оставляя при этом предложение денег без изменения. Таким образом, если банки держат все денежные средства в резерве, они не влияют на предложение денег.

      

      Системы частичного

      банковского резервирования и  создание денег 

      Со  временем владельцы Первого национального  банка могут пересмотреть свою политику 100-процентного банковского резервирования, посчитав, что нецелесообразно оставлять деньги в банковских хранилищах без движения. Почему бы не попробовать дать часть из них взаймы? Семьи, покупающие новые дома, фирмы, строящие новые фабрики, студенты, оплачивающие обучение в колледже, с удовольствием согласились бы заплатить определенный процент за пользование ссудой. Разумеется, Первый национальный банк должен сохранить часть резервов на случай, если его вкладчики захотят снять со счетов свои деньги. Но если объем новых вкладов примерно соответствует объему изымаемых средств, банк имеет возможность держать в резерве только часть полученных сумм. В этом случае Первый национальный банк переходит к системе так называемого частичного банковского резервирования.

      Предположим, что банк принял решение, что его резервы будут составлять 10 % суммы вкладов, а остальная их часть начнет наконец-то «работать». В этом случае норма резервов — доля общей суммы вкладов, сохраняемая в резервах, составит 10 %. Теперь рассмотрим новый балансовый отчет нашего банка. 

Информация о работе Банки и предложение денег