Банковская система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Ее практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам.

Содержание

Введение……………………………………………………………...………..3
Причины инфляции………………………………………………….…4
Банковская система Российской Федерации, пути ее развития и
реформирования……………………………………………………………..12
2.1. Банковская система Российской Федерации………………………...12
2.2. Становление банковской системы……………………………………18
2.3. Развитие банковской системы…………………………………...……19
2.4. Кризис и банковская система……………………………………..…..23
Заключение………………………………………………………………..….26
Список литературы………………………………………………………..…29

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 135.50 Кб (Скачать)

Учетные и депозитные банки исторически специализируются на осуществлении краткосрочных кредитных операций (в среднем 3-6 мес.) по привлечению и размещению временно свободных денежных средств, а в общей сумме активных операций существенный удельный вес занимают кредитные и учетные операции с краткосрочными коммерческими векселями. Провести жесткую грань между спецификой деятельности депозитных и учетных банков (домов) весьма сложно. Так, во Франции учетные дома являются одной из разновидностей депозитных банков. Особую роль привилегированных кредитных институтов учетные дома (банки) играют в банковской системе Великобритании, где они наделены привилегией обращаться в Центральный банк как к "кредитору последней инстанции" и осуществляют размещение государственных казначейских векселей.

Сберегательные банки строят свою деятельность за счет привлечения мелких вкладов на определенный срок, хотя, как правило, большинство из них практикует введение срочных счетов с различным режимом использования, позволяющих изымать вложенные на срок средства практически без ограничений в любое время. Исключение составляет изъятие особо крупных сумм, для чего банки требуют предварительного уведомления клиентов, сроки которого существенно варьируются в различных банках. Среди активных операций доминируют вложения в ипотеки под залог жилых строений и иные ценные бумаги, а также кредитование населения.

Ипотечные банки осуществляют кредитные операции по привлечению и размещению средств на долгосрочной основе под залог недвижимого имущества. Особенность формирования пассива ипотечных банков - существенный удельный вес собственных и привлеченных путем выпуска ипотечных облигаций средств. Специализация ипотечных банков - выдача ипотечного кредита под залог (перезалог) недвижимости. В последнее время это одна из наиболее перспективных видов банковской деятельности на фоне стабилизации экономики. В ней открывается большой простор на кредитование под строительство недвижимости. Эта сфера, процветающая в большинстве развитых стран, у нас делает первые шаги.

Степень специализации  отраслевых банков, специфика формирования их активов и пассивов зависят в значительной мере от сферы их деятельности, а также от различий, связанных с особенностями организации хозяйственной деятельности отраслевой клиентуры, сезонными и прочими колебаниями производственного процесса.

Это наиболее часто  встречающиеся виды банковских организаций, распространенных на территории современной  России.

 

    1. Становление российской банковской системы

 

 

В октябре 1989 г., ровно 20 лет тому назад, был создан первый банк современной банковской системы России, ориентированный на функционирование в условиях рыночной экономики. За это время пройден значительный путь от понимания категории «банк» до формирования целостной системы, имеющей сложившуюся структуру, задачи, весьма существенную роль в развитии российской экономики − перераспределение ресурсов и регулирование финансовых потоков.  

Создание РБС  в конце 80-х гг. прошлого века практически  не имело отечественного фундамента. Дореволюционный опыт нельзя рассматривать  в силу временной отдаленности, а советские банки выполняли преимущественно распределительные функции. Этап становления (1989–1999 гг.) характеризовался спонтанным развитием банков и созданием ускоренными темпами их избыточного количества. К концу 1993 г. их число превысило 2 тыс., 1997 г. — 2,5 тыс. с последующим сокращением до 1,7 тыс. за счет несостоятельности и консолидации.  

Острый недостаток банковских услуг в условиях роста  компаний при возможности получения  банками значительных доходов и  высокой инфляционной составляющей явились стимулами количественного, но не всегда качественного роста. Инфраструктурные и регуляторные возможности, законодательство отставали от потребностей РБС. Кризисы 1992, 1994, 1995 гг., системный кризис августа 1998 г. ускорили развитие этих компонентов. Катализатором кризиса 1998 г. послужили девальвация рубля и последовавшая банковская паника. Но предпосылки были подготовлены заранее: усиление долгового кризиса, ухудшение ситуации на финансовых рынках, несбалансированность валютных позиций, пирамида государственного облигационного долга.  

Последствиями кризиса помимо декапитализации  и банкротства за короткий период более чем 250 банков (в том числе  системообразующих) стали нарушение  функционирования платежной системы; потеря ликвидности межбанковского рынка, отсутствие возможности государственных заимствований; необходимость возврата депозитов проблемными коммерческими банками, прежде всего населению; остановка рынка срочных сделок в результате неисполнения большинства из них. Налицо была необходимость существенной реструктуризации РБС.

 

    1. Развитие банковской системы

 

 

Реструктуризация  РБС была проведена высокими темпами. При этом стимулирующее влияние  оказало развитие промышленного  сектора, его потребностей и возможностей. Возможности государства для  восстановления РБС были ограничены и концентрировались на создании условий регуляторного и законодательного характера. В частности, для санации и реструктуризации банков было создано Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), использован механизм бридж-банков («Росбанк», «Импэксбанк», «Первое ОВК» и др.), за счет чего были отделены и оставлены в старых банках токсичные активы. К 2002 г. была восстановлена система расчетов. Наметилась тенденция к консолидации РБС, в том числе за счет иностранных инвесторов.  

Проблемными оставались требовавшие решения вопросы  слабого доверия к банковской системе со стороны населения  как потенциально стабильного ресурсного источника, неразвитость продуктового ряда и финансовых инструментов, сохранение высоких рисков банковского кредитования, низкий уровень капитализации.  

Сравнительно  полноценная банковская система  в России сформировалась только в  начале XXI в. К 2003 г. темпы роста банковской системы приобрели устойчивый характер. Рост активов и капитала был достаточно высок не только в номинальном, но и в реальном выражении: среднегодовые темпы роста активов и капитала за 2000–2008 гг. составили 36 и 44% соответственно. Среднегодовые темпы реального роста по этим параметрам за первое десятилетие XXI в. составили 21 и 28%, существенно превысив темпы роста ВВП.  

Если структура  активов РБС менялась незначительно, то за последние полтора года значимо изменилась структура пассивов. Отток средств клиентов с 60 до 55% (связан прежде всего с сокращением доли вкладов физических лиц с 26 до 23% пассивов) дополнился уменьшением доли собственных средств банков с 14 до 12%, так как сократились фонды и прибыль.  

Меры по наращиванию  государственных средств в экономике (на середину 2009 г. до 8% банковских пассивов) частично компенсировали этот разрыв. Выросли резервы под ссуды как фактор ухудшения качества кредитных портфелей банков.  

Институциональные изменения произошли во владении банками. Если число банков с участием государства в капитале сократилось, то доля активов таких банков возросла и составила на середину 2009 г. более 50%. Существенно возросла доля банков с иностранным участием в капитале. Количество таких банков приблизилось к 230, в том числе банков со стопроцентным иностранным участием выросло до 80 (рост в 1,8 и 2,7 раза соответственно). Доля банков, контролируемых иностранным капиталом, достигла 18,6% в активах и 17,6% в капитале РБС (выросла по сравнению с 2007 г. почти на 2 процентных пункта).  

Была реализована  количественная стабилизация РБС. Если с 2003 г. вновь зарегистрировано всего 50 новых кредитных организаций, то число действующих сократилось почти на 230 (количество банков немногим превышало 1000). Анализ концентрации РБС по группам банков, упорядоченным по величине активов, показывает [1], что на 5 крупнейших банков («Сбербанк РФ», «ВТБ», «Газпромбанк», «Россельхозбанк» и «Банк Москвы») к концу 2008 г. приходилась почти половина объема банковских услуг (46% активов, 49% размещенных средств, 49% банковского капитала, 40% средств предприятий и организаций, 57% привлеченных средств населения, 52% бюджетных средств). 

Почти 70% банковских услуг приходится на 20 крупнейших банков, а на 50 крупнейших банков приходится 80% банковских услуг. 200 крупнейших банков России обеспечивают почти 95% банковских услуг. Следовательно, на оставшиеся 800 с лишним (более 80% общего количества) мелких банков приходится только порядка 5% банковских услуг. Половина этих банков находится в Москве, где нет недостатка в предложении таких услуг. Поэтому вопрос о консолидации банковского сектора вполне назрел. За последний год рост активов и капитала отмечается именно для наиболее крупных банков. 

Журнал TheBanker констатирует рост РБС в составе мировой ТОР-1000. В 2008 г. в этот пул попал 35 российских банков по сравнению с менее чем 20 в 2004 г. Два банка («Сбербанк РФ» и «ВТБ») попали в первую сотню. Активы российских банков соизмеримы [6] с активами стран BRIC (порядка 0,5% мирового уровня), за исключением Китая, на который приходится более 5% мировых активов.  

Высокие темпы  роста привели к существенному росту банковских показателей по отношению к ВВП. Если к началу 1998 г. активы составляли порядка 27%, а капитал — 2% от ВВП, то по итогам 2008 г. эти показатели выросли соответственно до 67 и 9%. Это выше значений, предусмотренных стратегией развития РБС, хотя по-прежнему ниже уровня большинства европейских стран. 

Банковские  услуги по привлечению и размещению средств, являющиеся традиционными  для банков, быстро росли по отношению  к ВВП: в три раза по кредитам экономике  — с 13 до 48% ВВП, более чем в 4 раза — до 9% ВВП — по капиталу. На конец 2008 г. 66% составляли кредиты предприятиям (13,5 трлн руб.), 18% — физическим лицам (3,8 трлн руб.). Банковские услуги составляли до 90% финансовых услуг.  

За первую половину 2009 г. объем активов практически не вырос, а рост просроченной задолженности до 4,5% кредитного портфеля по российской отчетности является одной из болевых точек РБС. По многим банкам просрочка не была в достаточной мере обеспечена ростом собственных средств и резервов на возможные потери по ссудам. В условиях текущего кризиса развитие РБС практически остановилось.  

Динамика услуг  физическим лицам носит разнонаправленный  характер. Если кредитование, которое  в 1998–2000 гг. практически отсутствовало, выросло до 9% ВВП, то привлечение средств населения в депозиты (наиболее стабильный источник фондирования в развитых странах), напротив, снизилось с 26 до 14% ВВП, что определяет одну из проблемных точек банковской системы России. Уровень нормы накопления в России имеет тенденцию относительного падения, что, несомненно, нарушает пропорции банковских услуг. Относительный отток вкладов можно объяснить не столько снижением уровня доверия к банковской системе (система страхования вкладов и общий экономический фон пока что не дают оснований для резких действий), сколько снижением уровня доходов населения.  

Доля средств  предприятий и организаций на счетах в банках снизилась с 19 до 12% пассивов (составили 3,5 трлн руб. на конец 2008 г.), а доля средств населения  находится на уровне 21–25%, снизившись к концу 2008 г. до минимального значения в диапазоне (соответственно 6,3 трлн руб.). Еще одним ресурсным источником являются долговые обязательства на отечественном рынке, которые выросли с 0,2 до 1,2 трлн руб. и на конец 2008 г. составили 1 трлн руб., или около 4% пассивов. Собственные средства банков на конец 2008 г. составили порядка 14%, или 3,8 трлн руб. 

Для развития реального  сектора экономики, реализации инвестиционных проектов требуются «длинные» деньги. Важным источником фондирования для банков и предприятий стали зарубежные заимствования. На начало 2009 г. они составляли 34% всего внешнего долга (166 млрд долларов США) по сравнению с 7% долга, приходящегося на государственные органы. Несмотря на более низкие ставки по этим ресурсам в докризисный период, связанные с ними валютные риски, риски ликвидности и неустойчивость данного источника фондирования проявились в последние два года, что потребовало помощи хозяйствующим субъектам от государства.  

 

    1. Кризис и банковская система

 

 

На протяжении 2001–2007 гг. проблема рисков не была определяющей. Кризис вернул проблему устойчивости РБС в число первоочередных. Доля проблемных и безнадежных ссуд за первую половину 2009 г. выросла в два раза — до 7,6% даже по российской отчетности. Это создает дополнительную нагрузку на банковский капитал и является потенциальной угрозой усиления банковского кризиса.  

Структурные проблемы РБС были вызваны «перегревом» расширения кредитования. Совместно с традиционной проблемой снижения уровня сбережений это усугубляет риски устойчивости ресурсной базы. Отношение средств клиентов к совокупным выданным ссудам существенно уменьшилось до 85% из-за снижения темпов роста клиентских средств при относительно высоком темпе роста кредитования. За счет резкого уменьшения прибыли существенно понизилась эффективность РБС (более чем в 2 раза за первый квартал 2009 г.), как и рентабельность активов и капитала. 

Первая стадия кризиса преодолена РБС за счет своевременных  мер, принятых Банком России. Меры, во многом аналогичные тем, которые были предприняты другими странами мирового сообщества (предоставление кредитов банкам, снижение ФОР и регуляторных требований, повышение уровня страховых покрытий), были дополнены мягкой девальвацией рубля. В то же время предоставление гарантии по кредитам предприятий государство практически не использовало, хотя и декларировало такую возможность. Это в определенной мере ограничивает кредитование, но, с другой стороны, снижает возможность долгового кризиса.  

Информация о работе Банковская система РФ