Банковская система РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 16:30, реферат

Описание работы

В результате реорганизации государственных отраслевых банков и наделением республиканских отделений Госбанка СССР функциями центральных банков суверенных государств, а также создания первых коммерческих банков в 1991 году в республике была сформирована двухуровневая банковская система. Первый уровень новой банковской системы представлен Национальным банком РК и его филиалами в областных центрах республики. Второй уровень банковской системы представлен банками, созданными как на основе ранее существовавших специализированных банков, так и вновь организованных по инициативе физических и юридических лиц.

Работа содержит 1 файл

Реферат БД.docx

— 46.28 Кб (Скачать)

На развитие и улучшение  качества банковских услуг значительное влияние оказало совершенствование  платежной системы страны. По оценкам  зарубежных экспертов Казахстану удалось создать одну из лучших платежных систем в странах СНГ, которая отвечает общемировым критериям. Она позволила до минимума сократить объем денег, необходимый в расчетах, и увеличить их оборачиваемость. В среднем за месяц проводится 500 тыс. платежей на сумму 250 млрд. тенге.

В целом, о развитии экономики  и банковского сектора Казахстана в 1993-2001 годах можно судить по данным Нацбанка РК.

За прошедшие годы Национальный банк развил и собственную инфраструктуру. С вводом в действие собственной банкнотной фабрики были решены многие важные вопросы, связанные с обеспечением потребности страны не только в наличных деньгах, но и высококачественной полиграфической продукции (паспорта, дипломы, ценные бумаги и т.д.).

Совершенствовалась система  защиты вкладов населения - в апреле 2000 года были внесены изменения и  дополнения в банковское законодательство по банковской тайне применительно  депозитных счетов физических лиц.

Несмотря на то, что институт банковской тайны в нашей стране был закреплен еще в 1995 году банковским законодательством, издавались и другие нормативные правовые акты, которые  противоречили его нормам. В связи  с этим Национальный Банк разработал проект Закона Республики Казахстан "О  внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные  акты Республики Казахстан по вопросам банковской тайны", который направлен  на устранение всех законодательных  противоречий и последовательное проведение принципа банковской тайны.

Впервые значительный рост суммы депозитов физических лиц  произошел в 4-м квартале 1999 года, что было обусловлено созданием  в ноябре 1999 года системы обязательного  страхования срочных вкладов  физических лиц. Сначала были утверждены Правила обязательного коллективного  гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц в банках второго уровня, а в декабре 1999 года создано ЗАО "Казахстанский фондгарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц в банках второго уровня Республики Казахстан". В начале 2000 года 16 банков стали участниками системы коллективного гарантирования (страхования) срочных вкладов физических лиц. Активное привлечение сбережений населения в банки привело в конечном итоге к росту объемов проводимых банками активных операций, повышению их конкурентоспособности, снижению себестоимости банковских услуг, и доступности их для клиентов банков. В течение 2000 года число банков-участников данной системы увеличилось до 18, а к настоящему времени - до 22. Долгосрочной целью является включение в систему всех действующих банков второго уровня, имеющих право на прием депозитов физических лиц.

Способствовала резкому  увеличению депозитной массы и акция  по легализации доходов населения, проведенная в 2001 году. Сначала по инициативе президента Назарбаева был принят закон от 2 апреля "Об амнистии граждан Республики Казахстан в связи с легализацией ими денег", согласно которому амнистия распространялись на "граждан, зачисливших деньги, ранее выведенные из легального экономического оборота, на специальные счета в банки, входящие в систему коллективного гарантирования вкладов, путем вклада наличных денег в национальной и в иностранной валюте, а также перевода собственных денег с персональных счетов в иностранных банках". Информация о величине легализуемых сумм не подлежала разглашению и никаких налогов с них платить не требовалось. Кроме того, налоговые органы страны пообещали уничтожить (и уничтожили!) декларации о доходах и имуществе физических лиц за период с 1995 по 2000 год.

Амнистия продлилась 30 дней - с 14 июня по 13 июля 2001 года. Подводя ее итоги, председатель Нацбанка Григорий Марченко сообщил, что на счета банка поступило 480 217 млн. долларов США, причем лишь 50,5 млн. пришло из-за рубежа. Средний размер депозитов, вносимых на специальные счета, составил 164 тыс. долларов, при этом, минимальная сумма депозита составила 50 долларов, максимальная - около 800 тыс. Правом амнистировать свои капиталы воспользовались около 3 тыс. граждан страны, из которых 90% принесли наличные деньги. Среди амнистированных оказался даже министр государственных доходов Зейнулла Какимжанов, легализовавший свои капиталы, укрытые от налогов в период, когда он занимался частным бизнесом.

Таким образом, комплекс мер  по защите вкладов граждан в банках привел к повышению доверия населения  к банковской системе. И если в 1994-98 годах общая сумма вкладов (с  учетом нерезидентов) выросла с 5,4 до 31,6 млн. тенге, то в 1999 году прирост составил 23,4 млрд. тенге, в 2000 году - 36,7 млрд. тенге, а в 2001 году - сразу 248,3 млрд. тенге! Продолжился  рост депозитной массы и в 2002 году.

На настоящем этапе  развития банки все более активно  через свои дочерние организации  проникают на рынок ценных бумаг, страховой рынок, в деятельность пенсионных фондов. Кроме того, из организационной  структуры банков все чаще стали  выделяться специализированные дочерние организации, осуществляющие отдельные  банковские операции, например, лизинговые компании (законодательная база для  развития отношений в области  финансового лизинга была принята  в 2000 году). Разработана и одобрена Правительством Республики Казахстан  Концепция долгосрочного финансирования жилищного строительства и развития системы ипотечного кредитования в  Республике Казахстан. Для развития системы ипотечного кредитования Национальным Банком с участием международных  финансовых организаций и банков второго уровня создана ЗАО "Казахстанская  ипотечная компания". С принятием  Закона Республики Казахстан "О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан" созданы условия для  развития системы жилищных строительных сбережений, что также позволит привлечь в финансовую систему временно свободные  деньги населения.

В целях реализации мер, направленных на укрепление и развитие всех сегментов  финансового рынка страны, Национальный Банк в дальнейшем намерен:

внедрять методы надзора на консолидированной основе в целях укрепления стабильности банковского сектора и выполнения 25 основных принципов эффективного банковского надзора Базельского  комитета, разработать рекомендации по управлению рисками банковской деятельности;

совершенствовать  нормативную правовую базу для развития сектора организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в том числе системы почтово-сберегательных учреждений;

содействовать развитию новых финансовых инструментов;

продолжить работу по совершенствованию системы обязательного  коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц  в банках второго уровня в направлении  ее распространения на депозиты до востребования.

Ну и важнейшей задачей  совершенствования банковской системы  Республики Казахстан является создание системы консолидированного банковского  надзора за рисками. Управление рисками - это процесс, включающий четыре основных элемента: 1) оценка риска, 2) измерение  риска, 3) контроль риска и 4) мониторинг риска. Система управления рисками  обеспечивает в банке идентификацию, оценку, контроль и отслеживание всех видов рисков, которым подвержена или может подвергнуться банковская группа и аффилированные с банком лица, независимо от источника этих рисков, и предусматривает наличие  у банка собственного капитала, адекватного  таким рискам. Это позволит повысить объективность оценки рисков, которым  подвергаются банки, и ограничить вероятность  избыточных рисков, что, в конечном итоге, является основным условием обеспечения  стабильности банковской и финансовой систем и защиты интересов депозиторов.

В целях создания необходимых  законодательных условий для  внедрения надзора на консолидированной  основе 2 марта 2001 года принят Закон  Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые  законодательные акты по вопросам банковской деятельности". Постановлением Правления  Национального Банка Республики Казахстан от 20 апреля 2001 года № 116 утверждены Методические рекомендации по организации  систем корпоративного управления и  управления рисками в банках второго  уровня. В соответствии с рекомендациями Национального банка, в каждом банке  сейчас работают специальные рабочие  группы для создания комплексной  системы управления за всеми возможными видами рисков банковской деятельности, включая политические, технологические, ценовые, рыночные, репутационные и  др. Итогом работы каждой такой группы должно стать представленное в срок до 1 апреля 2003 года заключение одной  из независимых аудиторских компаний, что система управления рисками  создана.

В целом, внедрение консолидированного банковского надзора позволит обеспечить прозрачность и понятность для общества деятельности банков и лиц, которые  владеют банками, более объективно оценивать финансовое состояние  банков и, тем самым, более надежно  защищать вкладчиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

За 11 лет суверенного существования  в Казахстане очень много сделано, чтобы республика состоялась как  самостоятельное и самодостаточное  государство, как равноправный партнер  мирового сообщества. Казахстан признан  страной с рыночной экономикой как  Европейским Союзом, так и США. В этих политических и экономических  успехах большая заслуга принадлежит  и банковскому сектору страны. И, как справедливо заметил президент  Нурсултан Назарбаев в своем  Послании народу Казахстана "Казахстан-2030": "Казахская народная пословица гласит: "К быстро идущему пыль не пристает". Поэтому время нас рассудит, а дорогу осилит идущий".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

  1. "Развитие банковской системы Республики Казахстан за 10 лет независимости". Отчет Национального банкаРеспублики Казахстан
  2. Парамонов В. "Развитие кредитно-банковской системы Казахстана" // интернет-газета "Навигатор", 6 июля 2000 г.
  3. Раева Р. "О банковской системе Казахстана" // журнал "Банки Казахстана"
  4. http://lyakhov.kz/iguide/03/iab0302.shtml

 


Информация о работе Банковская система РК