Банковская система Венгрии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 17:07, доклад

Описание работы

Действующие в Венгрии банки можно разделить на четыре группы:
Первая — крупные универсальные банки с развитой филиальной сетью, обслуживающие широкую клиентуру (OTP, Будапештбанк, МНВ, К&Н, Постабанк). Банки этой группы отличаются высокими операционными расходами, составляющими по отношению к доходу около 70%.
Вторая — иностранные и местные банки, в основном предлагающие оптовые услуги и проводящие наступательную региональную стратегию. У них показатель отношения издержек к доходу находится в пределах 20—40%.
Третья — банки, предлагающие наиболее высококачественные услуги в какомлибо сегменте банковской сферы (МКВ, Центральноевропейский международный банк (CIB), Уникбанк, Ситибанк, «Кредитанштальт», Ингбанк, Коммерцбанк).
Четвертая — мелкие учреждения, не занимающие на рынке какойлибо специфической ниши. У банков этой группы недостаточно капитала, опыта, и со временем их число, видимо, будет сокращаться.
Венгерский мятеж растревожил Евросоюз. Попытки Будапешта идти своим путем не получили поддержки в Брюсселе.

Работа содержит 1 файл

Банковская система Венгрии1.docx

— 19.92 Кб (Скачать)

Банковская  система Венгрии.

     Действующие в Венгрии банки можно разделить  на четыре группы. 
            Первая — крупные универсальные банки с развитой филиальной сетью, обслуживающие широкую клиентуру (OTP, Будапештбанк, МНВ, К&Н, Постабанк). Банки этой группы отличаются высокими операционными расходами, составляющими по отношению к доходу около 70%. 
            Вторая — иностранные и местные банки, в основном предлагающие оптовые услуги и проводящие наступательную региональную стратегию. У них показатель отношения издержек к доходу находится в пределах 20—40%. 
            Третья — банки, предлагающие наиболее высококачественные услуги в какомлибо сегменте банковской сферы (МКВ, Центральноевропейский международный банк (CIB), Уникбанк, Ситибанк, «Кредитанштальт», Ингбанк, Коммерцбанк). 
            Четвертая — мелкие учреждения, не занимающие на рынке какойлибо специфической ниши. У банков этой группы недостаточно капитала, опыта, и со временем их число, видимо, будет сокращаться. 
             Всего в Венгрии действуют около 40 банков, что, по мнению рейтингового агентства «Стэндард энд Пурз», слишком много для страны с населением 10,5 млн человек. Все они испытывают трудности с капитализацией, расширением набора услуг, созданием сети отделений и подбором квалифицированного персонала. С конца 80х годов число банковских служащих увеличилось в 10 раз и к 1996 году достигло почти 200 тысяч. Однако наблюдается нехватка отделений банков и ограниченность предлагаемых продуктов и услуг. 
              До середины 90х годов в 
банковской системе Венгрии доминировали госбанки. Поэтому кампания по их приватизации, развернувшаяся в 1994 году, стала главным событием последнего десятилетия XX века. Результатом приватизации госсектора, появления новых участников на банковском рынке, среди которых много крупных, хорошо капитализированных иностранных банков, развития конкуренции неизбежно станет интенсивная консолидация банковского сектора Венгрии и повышение уровня банковского обслуживания до общепринятых западных стандартов. По масштабам приватизации банковского сектора Венгрия уже обогнала практически все государства Восточной и ряд стран Западной Европы. 
              До 1995 года Венгрия последовательно проводила рекапитализацию крупных банков. Предпринятые в 1992—1994 годах усилия по консолидации банковской системы страны сопровождались вливанием в нее 3,5 млрд долларов (ежегодно до 7% ВВП), но не дали весомых результатов. Вкупе с процентными платежами по госдолгу эти значительные расходы стали основной причиной крупных бюджетных дефицитов страны. Причина неэффективности бюджетных вливаний заключается в допущенных серьезных ошибках: не было разработано четкой стратегии развития банковского сектора, не менялось руководство банков, в особенности государственных, которое продолжало работать по старинке, отсутствовали должный надзор и регулирование банковской деятельности, которыми одновременно занимались сразу 4 разных государственных ведомства. В условиях быстрого ухудшения состояния экономики Венгрия была вынуждена взять курс на ускорение приватизации в целях обеспечения долгосрочной надежности банковской системы. Консолидация банков и последующая их реструктуризация привели к тому, что, если в 1994 году государство контролировало 66,8 % капитала банковского сектора, то в конце 1995 года он на 56,8 % находился в частных руках, причем большая часть капитала принадлежала крупным иностранным инвесторам. 
               К июлю 1997 года из 43 местных банков 27 являлись частными, причем контрольным пакетом 22 из них владели иностранцы, и они были капитализированы намного лучше, чем государственные банки. Однако 3 стратегических финансовых учреждения остаются в руках государства: Венгерский банк развития, кредитующий промышленность; Эксимбанк, в задачи которого входит поддержка экспорта; и крупнейший в стране коммерческий банк OTP, имеющий 378 отделений. 
               В 1995 году в банке OTP было аккумулировано около 60% сбережений населения и 90% счетов правительства, доля государства в его капитале составляла 80%, активы составляли 31% совокупных активов национальной банковской системы. К середине 1996 года 23% его акций были переданы иностранным институциональным инвесторам, причем на каждого из них приходится не более 2,5% капитала банка. 5% акций было передано служащим и управленческому аппарату банка; 24% — прочим местным инвесторам. Около 20% акций банка владели страховые и пенсионные фонды.                       Государство сохраняло за собой 25% акций плюс один голос, однако участие государства в капитале банка OTP планировалось сократить до 10%. 
Советником в организации продажи банка выступили английский торговый банк «Шредере» и австрийская компания «Кредитанштальт секьюритиз Будапешт», сумевшие оттеснить 17 других претендентов, среди которых фигурировали английский банк «Н.М. Ротшильд» и швейцарский инвестиционный банк «Креди свисс ферст Бостон». В конце 1996 года голландский банк ABN Атго почти за 90 млн долларов приобрел 89% акций пятого по величине коммерческого банка в стране — Венгерского кредитного банка МНВ.
 
 

События декабря 2011 – января 2012 гг.

     С 1 января в силу вступила новая конституция страны и несколько законов, в том числе касающихся  фактически ликвидации независимости Центробанка. Теперь премьер-министр получает право назначить "своего" заместителя главы Национального банка Венгрии (дополнительно к существующим двум). Кроме того, министр финансов сможет напрямую участвовать в заседаниях финансового совета Нацбанка. Правительство получает и другие дополнительные рычаги влияния на регулятора - вплоть до права объединить центробанк с государственной комиссией по регулированию финансовых рынков.

     Согласно  новой конституции, государственный  долг не может превышать 50% ВВП. А  до тех пор, пока задолженность не уменьшится до этой отметки, Конституционный  суд Венгрии лишается права принимать  решения по вопросам, связанным с  бюджетом, таможенной политикой и  налогообложением. 

Венгерский  мятеж растревожил  Евросоюз

Попытки Будапешта идти своим  путем не получили поддержки в Брюсселе.

     Ситуация  переменилась пару недель спустя, когда  на венгерские реформы обратила внимание Еврокомиссия - "правительство" ЕС. 17 января она приняла решение  инициировать процедуру против Венгрии  в Европейском суде, расположенном  в Люксембурге.

     "Мы  надеялись, что власти Венгрии  проведут необходимые реформы,  которые в то же время принимали  бы во внимание европейские  законы, - заявил председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. - Однако этого не произошло, поэтому мы решили начать юридические процедуры".

     Похоже, для ЕС именно пункт о нацбанке был ключевым. Этот "идеологический" вопрос оказался настолько принципиальным, что руководство ЕС, ранее безропотно сносившее все выходки венгерского правительства (вроде обложения банков дополнительным налогом или национализации пенсионных фондов), заявило, что не даст больше Будапешту денег.

     "Я  призываю венгерское правительство  обеспечить полную независимость  центрального банка. Имеется в  виду пересмотр всего соответствующего  законодательства, в том числе  конституции. Это нужно сделать  перед тем, как мы сможем  начать официальные переговоры о затребованной финансовой помощи со стороны ЕС и МВФ", - отрезал комиссар ЕС по экономической и валютной политике Олли Рен.

     Уже на следующий день, 18 января, Виктор Орбан письменно заверил г-на Баррозу, что три упомянутых нормы будут переделаны. 19 января венгерский премьер сам явился в Европарламент и попытался защитить себя, а 20 января дополнительно пообещал, что главный "ужас" - реформа центробанка - будет исправлен в ближайшие дни. Госсекретарь правительства по связям с общественностью Золтан Ковач тоже оперативно заверил, что "если венгерское законодательство не соответствует праву ЕС, его можно изменить". 

     Экономическое положение страны действительно  очень непростое. Положение 3 млн. человек  из 10-миллионного населения сейчас ниже уровня бедности. Хорошей в данное время считается зарплата, эквивалентная 19 тыс. руб., а в среднем венгры зарабатывают по 10 тыс. Недвижимость подешевела на треть, но покупателей все равно нет. Форинт обесценился, что стало ударом для тех, кто в 2000-е годы брал кредит на покупку жилья в иностранной валюте. Падение национальной валюты может продолжиться, если правительство срочно не получит помощь от МВФ и ЕС, чтобы расплатиться с долгами.

Информация о работе Банковская система Венгрии