Банковская система

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 04:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических вопросов, связанных с изучением структуры современной банковской системы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, в частности:
- изучить понятие банковской системы, её свойства;

- рассмотреть модели и структуру современных банковских систем;
- проанализировать банковскую систему России в условиях мирового кризиса;
- определить проблемы и перспективы современного развития банковской системы России;
- ознакомиться с мероприятиями Банка России по совершенствованию банковской системы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 58.84 Кб (Скачать)

Глава 2. Проблемы банковской системы России

2.1 Банковская система России в условиях мирового кризиса

Глобальный кризис принципиально  изменил структуру денежного  предложения в России. Глубинной причиной кризиса стали дисбалансы в мировой экономике, связанные с избыточным потреблением в США. Жесточайший кризис доверия произошел по причине того, что в последние годы население этой страны жило не по средствам, практически ничего не сберегая, а лишь потребляя заработанные средства. Значительная часть населения жила в кредит, причем заёмщики просто не могли обслуживать объемы взятых кредитов, столь огромными они были. В первую очередь это касалось нижней части среднего класса. Сложилась ситуация ступора, приведшая к коллапсу фондовых рынков.

Подобный процесс наблюдался и  в России, когда резкое падение  фондовых индексов сопровождалось уходом крупнейших банков, обслуживавших рынок  акций, начинавшийся финансовый кризис, перерос в глобальный экономический. В 2009 г. риски в мировом финансовом секторе снизились, но сегодня они, к сожалению, перешли в реальный сектор. Кредитное сжатие в США, прекращение экспортного кредитования, а также стремление к снижению долговой нагрузки (долговых обязательств) финансовых институтов и домохозяйств вызвали резкое падение спроса во многих странах. [9, С. 23]

Опыт борьбы с кризисами показывает, что не всегда активные действия правительств приводят к позитивным результатам, вследствие чего страны оказываются в длительной рецессии. Поэтому с кризисом не обязательно бороться активно, важнее — правильно. Иногда на начальном этапе эффективнее сделать паузу, выбрать соответствующие инструменты борьбы, адекватно распределить имеющиеся ресурсы, чтобы не нарушить макроэкономическую стабильность в период пика экономического кризиса.

За последнее время правительство  России и Центральный банк РФ больше всего были озабочены необходимостью поддержания и наращивания объемов  кредитования. Действительно, недавно  началось абсолютное сокращение кредитного портфеля банковского сектора. Как  показывает опыт других стран, при нынешних темпах падения ВВП и промышленного  производства сохранить, а тем более  увеличить этот портфель невозможно, какими бы административными рычагами государство ни располагало.

При исследовании проблем российской банковской системы надо иметь в  виду, что она сильно сегментирована. Исторически так сложилось, что  в стране действует огромное количество неэффективных банков. Также существует много корпоративных «карманных» банков, практически не работающих на рынке. При определенных условиях кризис может привести к существенной консолидации российского банковского сектора. Государство должно разработать специальную программу мер по значительному увеличению количества мощных, крупных структур в российском банковском секторе.

Однако, например Сбербанку невыгодна консолидация банковской системы, так как чем больше будет появляться сильных игроков, тем больше у него окажется конкурентов. Но сильная конкуренция на банковском рынке стимулирует развитие сектора и способствует оздоровлению всей российской экономики, в итоге только на основе конкуренции может сформироваться конкурентоспособная и устойчивая экономика.

Кризис оказал негативное влияние  на рентабельность российских банков. По сравнению с докризисным периодом можно выделить следующие ключевые изменения [9, С. 23]:

1. Все банки предприняли существенные усилия по минимизации операционных затрат. В частности, в среднем доля затрат на персонал сократилась на 0,4% от среднегодовой величины активов банков.

2. Значительно выросли процентные ставки по кредитам и депозитам как в рублях, так и в валюте.

3. Процентный спред уменьшился (кроме группы государственных банков, показавших заметный рост показателя), так как банки не смогли в полной мере переложить рост стоимости ресурсов на своих заемщиков.

4. Процентная маржа также заметно сократилась, причем к негативному изменению спреда добавились негативные изменения в структуре баланса банков (сокращение доли работающих активов за счет увеличения доли ликвидных активов и увеличения доли платных обязательств, прежде всего - депозитов физических лиц и ресурсов Банка России в пассивах банков).

5. Прибыль банков до налогов и создания резервов на возможные потери по отношению к средним за период активам упала у всех групп банков, кроме государственных и иностранных. Рыночные факторы могут привести к дальнейшему снижению спреда и маржи банков.

Система страхования вкладов в  период кризиса, сыгравшая позитивную роль в ситуации стабилизации банковского  сектора, повышая уровень морального риска со стороны вкладчиков, проявляет свою негативную сторону. В итоге можно ожидать, что уровень депозитных ставок в течение продолжительного времени будет оставаться высоким. Власти могут оказать существенное влияние на процентную политику российских банков.

Очевидно, что после завершения текущего кризиса принципиально  изменится архитектура не только мировой финансовой системы в  целом, но и российского банковского  сектора в частности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что от того какая политика в отношении банковского сектора будет выработана сегодня, зависит будущее страны на много лет вперед. Без сильного и конкурентного банковского сектора страна будет жить от кризиса к кризису.

 

2.2. Проблемы современного развития  банковской системы России

Последний кризис привел к осознанию  пробелов, слабых мест как в функционировании финансовых институтов, включая банки, так и в регулировании их деятельности. Процесс осмысления полученных уроков и выработки механизмов, которые  позволят избежать повторения глобальных кризисов, смягчения последствий  кризиса, активно идет как в России, так и во всем мире.

Можно сформулировать несколько уроков последнего кризиса, наиболее наглядно проявившихся как в нашей стране, так и во многих зарубежных государствах:

  1. Финансовый кризис, как правило, являвшийся следствием экономического кризиса, в современном мире способен стать его первопричиной. Поэтому для поддержания устойчивого развития экономики (или предотвращения ее спада) чрезвычайно важно стабильное и эффективное функционирование банковской системы, финансовых рынков, обеспечение их ликвидности, а также бесперебойности выполнения ими своих функций.
  2. К системным банковским кризисам, так же, как и к возникновению проблем у отдельных банков (особенно системно значимых), необходимо готовиться заранее, наделяя надзорный орган и других участников системы поддержания финансовой стабильности необходимыми полномочиями, широким инструментарием и достаточными ресурсами.
  3. Необходима комплексная система регулирования и надзора, обеспечивающая своевременное выявление и адекватное реагирование на системные риски и угрозы, возникающие из-за появления финансовых инноваций, распространения новых финансовых продуктов, изменения бизнес-процессов и практики деятельности финансовых организаций. Результатом осознания этой необходимости стало, в частности, создание Совета по надзору за финансовой стабильностью в США, Европейского совета по системным рискам, Совета по финансовому регулированию и системным рискам во Франции.
  4. Крупные, системно значимые банки и финансовые группы требуют особого режима пруденциального регулирования и надзора, а также урегулирования несостоятельности. Недостаточная же эффективность консолидированного надзора в условиях непрозрачности структуры собственности и внутригрупповых взаимосвязей может увеличивать системные риски, подвергая угрозе устойчивость финансовой системы в целом.
  5. За видимыми проблемами с ликвидностью, которые обострились в период кризиса и подтолкнули правительства и центральные банки к оказанию беспрецедентной поддержки большому числу банков, зачастую скрываются реальные внутренние проблемы, а именно чрезмерно рискованная политика банков. Свидетельством этого может служить ситуация в российском банковском секторе. Центральному банку и Правительству Российской Федерации удалось достаточно быстро и эффективно решить проблему с ликвидностью банковского сектора, но глубинные проблемы, связанные с низким качеством активов, во многом остаются не разрешенными. Так, удельный вес просроченной задолженности перед российскими банками составляет на 1 января 2011 г. 5,6% по кредитам нефинансовому сектору и 7,3% по кредитам физическим лицам. Практика работы Агентства по страхованию вкладов также свидетельствует о том, что реальность намного печальнее картины, которая у всех на виду. Типичный пример - банк «ВЕФК», входивший в число 50 крупнейших российских банков. Проведенный детальный анализ состояния активов этой кредитной организации, переданной Агентству для санации, выявил, что ее кредитный портфель состоял, в основном, из необеспеченных кредитов связанным лицам, что стало основанием для возбуждения уголовного дела в отношении контролировавшего банк лица.

6. Отечественный опыт и мировая практика в целом, показывает, что эффективное функционирование системы страхования вкладов способно оказывать значительное стабилизирующее влияние на банковскую систему и социальную стабильность в обществе.

Можно выделить следующие основные проблемы, являющиеся наиболее значимыми для успешного развития российской банковской системы (РБС):

1. Устранение системной несовершенности РБС в части консолидации, законодательного регулирования, технологического развития.

2.  Обеспечение пропорционального  развития РБС в интересах кредитования  реальной экономики и населения,  в том числе модернизации. Решение  ресурсной проблемы, в том числе  за счет отечественных возможностей  для смягчения зависимости от  зарубежных заимствований. Стимулирование  роста нормы сбережения.

3. Укрепление капитальной базы  РБС. Формирование эффективных  схем привлечения ресурсов в  капитал банков, в том числе  через механизмы публичных размещений. Регулирование доли иностранного  капитала в РБС.

4. Решение проблемы эффективного  регулирования финансовых институтов (включая банки и банковские  холдинги) на национальном и наднациональном  уровнях. Повышение информационной  прозрачности для обеспечения  устойчивого долговременного развития.

5.  Развитие категории независимой  оценки бизнеса в интересах  принятия бизнес-решений и управления рисками, в том числе упорядочивание деятельности рейтинговых агентств.

6. Трансформация структуры продуктов  и услуг, определяемых вызовами  времени, прежде всего, развитие  дистанционных услуг в связи  с направленностью современного  бизнеса на ускорение расчетов  и переход на менее затратные  технологии обслуживания клиентов.

Следует также отметить, что назрела  модернизация самой банковской системы  в части структурной модернизации, регуляторных новаций, модернизации банковских технологий. Проблема координации регулирования фондовых и валютных операций как фактора системного риска, является отдельным вопросом, от которого во многом зависит не только устойчивость банковской системы, но и устойчивость всей финансовой системы. В то же время накопились вопросы, требующие оперативного решения в условиях кризиса.

 

 

 

Глава 3. Перспективы развития банковской системы России

3.1. Перспективы развития банковской  системы России

Российская банковская система, выходя по многим параметрам выходя на предкризисные показатели, достаточно динамично преодолевает последствия кризиса. Уверенно растут объемы вкладов, размещаемых в банках населением, наращиваются, хотя и медленно, объемы кредитования как граждан, так и бизнеса.

Можно выделить следующие перспективные  направления развития:

- Наращивание капитала российских банков. В соответствии с поправками к Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» от 28.02.2009 с 1 января 2012 г. он не должен быть менее 180 млн. руб. Также будут меняться требования к уровню достаточности и качеству капитала. банки будут сами стремиться к наращиванию своего капитала и повышению его качества, с целью повышения конкурентоспособности и устойчивости;

- Продолжение консолидации банковского сектора, этот процесс будет развиваться, в двух направлениях - сокращение самой доли участия государства в конкретных кредитных организациях, а также постепенное «наращивание мускулов» частными банками, включая дочерние банки зарубежных кредитных организаций. На уровень конкуренции может также повлиять и процесс распространения микрофинансовых организаций, которые будут создаваться в соответствии со вступившим в силу в январе 2011 г. Федеральным законом от 2 июля 2010 г. № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»[42];

- сокращение доли банков с государственным участием и развитие здоровой конкуренции в банковском секторе;

- Повышение качества и эффективности бизнес-процессов, связанных с оказанием банковских услуг и управлением рисками, которому будут способствовать несколько факторов: усиление конкуренции и надзорных требований, улучшение системы защиты потребителей финансовых услуг.

- Укрепление рыночной дисциплины и совершенствование банковского регулирования и надзора. Будет продолжаться работа по повышению содержательности публично раскрываемой информации (в том числе как третьего компонента стандарта Базеля II) с тем, чтобы участники рынка могли адекватно оценить сферы деятельности кредитной организации, ее подверженность риску, качество управления рисками, величину собственных средств (капитала) и уровень его достаточности. Кроме того, будет последовательно реализовываться принцип ответственности владельцев, директоров, а также руководителей и других работников банков за совершение противоправных действий.

Все эти вопросы тесно взаимосвязаны, их решение позволит добиться выхода российской банковской системы на качественно  новый уровень.

Основные ориентиры и задачи в области совершенствования  банковского регулирования и  надзора сформулированы в проекте  Стратегии развития банковского  сектора Российской Федерации на период до 2015 г.

Информация о работе Банковская система