Банковская система

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: глубоко и всесторонне проанализировать положение дел в денежно-кредитной сфере, уточнить задачи и пути их решения. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач. Раскрыть понятие и сущность банковской системы. Проанализировать процессы зарождения и становления банковской системы. Дать развернутую оценку советской банковской системе. Проанализировать переход в 1991 году к двухуровневой системе и её развитие с 1991 по 2001 год.

Содержание

Введение 3
1.Общая характеристика банковской системы. 7
1.1.Понятие и сущность банковской системы 7
1.2.Функции и задачи Национального банка и его взаимоотношения с коммерческими банками 18
2. Анализ процессов становления и развития банковской системы в Республике Беларусь28
2.1.Зарождение банковской системы 28
2.2. Советская банковская система 37
2.3. Переход в 1991 году к двухуровневой банковской системе и ее дальнейшее развитие с 1991 года по настоящее время в Республике Беларусь 45
3. Пути совершенствования и дальнейшего развития банковской системы 52
3.1. Пути повышения стабильности банковской системы 52
3.2. Новые технологии в банковском деле 66
3.3. Сценарии дальнейшего развития и проблемы глобализации банковской системы 74
Заключение 81
Список литературы 85

Работа содержит 1 файл

банковская система.docx

— 136.49 Кб (Скачать)

 Необходимо разработать  методологию пруденциального контроля  банка на 4 — 5 внутримесячных  дат, а в перспективе перейти  по нескольким ключевым показателям  на ежедневный контроль. Для этого  нужно в полной мере использовать  все возможности автоматизированного  получения и обработки надзорной  и аналитической информации по  банкам.

 С другой стороны,  все более понятной становится  необходимость построения прогнозов  финансового положения отдельных  банков и банковской системы  в целом на перспективный период  — от нескольких месяцев до 1 — 3 лет (59,с.320). Потребность в  таких расчетах становится особенно  острой, когда необходимо оценить  последствия изменений для банков  в их работе в макроэкономических  условиях. Следует также существенно  усовершенствовать методологию  проверок банков на местах, приблизив  ее к лучшим международным  стандартам.

 Более активную роль  в контроле за работой банков, получая необходимую информацию, могут играть акционеры, клиенты  банков. В этих целях, в соответствии  с мировой тенденцией к повышению  прозрачности банков, в Национальном  банке разработаны Правила информирования  общественности о банках и  небанковских финансовых организациях, которые утверждены Правлением  Национального банка Республики  Беларусь и направлены для  исполнения во все банки страны.

 Правила предписывают  банкам без ограничений и без  какой-либо оплаты представлять  о себе всем юридическим и  физическим лицам 10 видов информации. Помимо чисто справочных, в банке  можно получить некоторые сведения  финансового характера, например: о зарегистрированном уставном  фонде, размерах собственного  капитала; последний годовой баланс  и отчет о прибылях и убытках,  подтвержденные внешней аудиторской  организацией; сведения о средних  процентных ставках по кредитам  и вкладам (депозитам). По запросу  и с согласия банка заинтересованное  лицо может получить другую  информацию, характеризующую финансовое  положение и устойчивость банка.

 Повышение прозрачности  банков осуществляется для следующих  целей: ориентации юридических  и физических лиц при выборе  ими обслуживающего банка; стимулирования  конкуренции на рынке банковских  услуг; снижения возможного материального  ущерба для кредиторов, вкладчиков, клиентов в результате рискованной  деятельности банков. Все это  должно дать существенный экономический  и социальный эффект. Как минимум,  повышение уровня информационной  прозрачности белорусских банков  создаст более благоприятные  условия для принятия отечественными  и зарубежными инвесторами положительных  решений по инвестированию средств  в банковскую систему нашей  страны и тем самым поспособствует  укреплению ее стабильности.

 

3.2. Новые технологии в  банковском деле

 Понятие "реинжиниринг  бизнес-процессов" (БПР-Business process reengineering) возникло примерно в 1990 г., и  с тех пор вызывает активный  интерес специалистов в области  менеджмента и информационных  технологий. С 1994 г. в США проводятся  ежегодные конференции по БПР.  В настоящее время БПР взят  на вооружение почти всеми  ведущими компаниями мира. В частности,  по данным фирмы Ernst & Young, 100 крупнейших банков Северной Америки затратили в 1997 году около 2,9 млрд. долл. США на реинжиниринг своих подразделений. За последние полтора года правительство США начало более 200 проектов по реинжинирингу.

 Необходимость реинжиниринга  обосновывается высокой динамичностью  современного делового мира. Непрерывные  и довольно существенные изменения  в технологиях и потребностях  клиентов стали обычным явлением, и банки, стремясь выжить и  сохранить конкурентоспособность,  вынуждены непрерывно перестраивать  свою стратегию и тактику.

 Решением проблемы  является система базовых принципов  организации банка и переход  к ориентации не на функции  а на процессы. Из всех концепций  менеджмента, основанных на процессах,  БПР рассматривается как наиболее  эффективная концепция. Майкл  Хаммер, автор термина "реинжиниринг", считает появление БПР революцией  в бизнесе, которая знаменует  отход от базовых принципов  построения банка, предложенных 200 лет назад А. Смитом, и превращает  конструирование банковского бизнеса  в инженерную деятельность.

 Возможность такой  революции обусловлена в первую  очередь новейшими достижениями  в области информационных технологий.

 Важность БПР возрастает  в связи с тем, что, во-первых, он "беспартиен", т.е. он необходим  любому банку, вне зависимости  от рода его деятельности, и,  во-вторых, БПР необходим для больших,  средних и даже маленьких банков.

 Понятия "инжиниринг  бизнеса" и "реинжиниринг  бизнеса" имеют существенные  различия, которые можно удобно  использовать для того, чтобы  дать общую характеристику реинжиниринга.  Вначале рассмотрим инжиниринг. Инжиниринг банковского бизнеса  - это набор приемов и методов,  которые банк использует для  проектирования бизнеса в соответствии  со своими целями. Необходимость  проведения инжиниринга можно  пояснить следующим образом. Наиболее  фундаментальная движущая сила  каждого банка - потребность улучшения  своего финансового положения.  Говоря проще, банк должен делать  деньги.

 Инжиниринг банковского  бизнеса представляет собой множество  методик, используемых для проектирования  бизнеса, удовлетворяющего заданным  целям банка. Эти методики включают:

- пошаговые процедуры  для проектирования бизнеса;

- систему обозначений  (язык), описывающую проектирование  бизнеса;

- эвристики и прагматические  решения, позволяющие измерить  степень соответствия спроектированного  бизнеса заданным целям.

 Итак, инжиниринг банковского  бизнеса направлен на организацию  коммерческого предпринимательства  на конкурентоспособной основе. На первый взгляд здесь нет  ничего нового. Предприниматели  всегда стремились к конкурентоспособности.  Однако только реинжиниринг предусматривает  новый способ мышления - взгляд  на построение банка как на  инженерную деятельность. Банк рассматривается  как нечто, что может быть  построено, спроектировано или  перепроектировано в соответствии  с инженерными принципами.

 Объектом реинжиниринга  являются процессы а не банк. Банк проводит реинжиниринг не  отделов и департаментов, банк  осуществляет реинжиниринг работы, которую выполняют люди в этих  подразделениях (75, с.215).

 Реинжиниринг - это фундаментальное  переосмысление и радикальное  перепроектирование деловых процессов  для достижения резких, скачкообразных  улучшений в решающих, современных  показателях деятельность компании, таких, как стоимость, качество, сервис и темпы. Понятие "реинжиниринг" содержит четыре ключевых слова:  фундаментальный, радикальный, резкий  и процесс (наиболее важное  слово).

 На начальной фазе  реинжиниринга необходимо ответить  на следующие фундаментальные  вопросы о деятельности компании:

1. Почему банк делает  то, что он делает?

2. Почему банк делает  это таким способом?

3. Каким стремится стать  банк?

 Радикальное переосмысление  означает перепроектирование, затрагивающее  суть явлений, а не поверхностные  изменения, т.е. в ходе радикального  перепроектирования отбрасываются  все существующие структуры и  процедуры и предлагается совершенно  новый способ выполнения работы. Итак, реинжиниринг - это изобретение,  а не улучшение, увеличение  или модификация.

 Реинжиниринг не применяется  в тех случаях, когда необходимо  получить улучшение либо увеличение  некоторых показателей деятельности  банка на 10-100% (11, с.118). Проведение  реинжиниринга целесообразно только  в тех случаях, когда требуется  достичь резкого улучшения показателей  деятельности банка или всей  банковской системы путем замены  старых методов управления на  новые.

 Реинжиниринг бизнеса  подразумевает, что осуществлен  исчерпывающий анализ существующего  бизнеса, проанализировано, почему  вы делаете то, что вы делаете  и как вы это делаете и  т.д.

 Задача БПР - попытаться  найти совершенно новый способ  реконструирования существующего  бизнеса (или наиболее важных  его процессов), используя новые  технические достижения (например, современные информационные технологии) для лучшего обслуживания своих  клиентов (80, с.284). Как правило, реинжиниринг  может осуществляться много раз  до тех пор, пока большинство  процессов банка или банковской  системы не будет полностью  перепроектировано. Работа, таким  образом, подразделяется на фазы, каждая из которых имеет ясно  определенную цель. Наиболее важная  цель - достигнуть существенных улучшений  в работе банка или банковской  системы, измеряемых в критических  параметрах процессов.

 Бизнес-процесс - это  множество внутренних шагов (видов)  деятельности, начинающихся с одного  или более входов и заканчивающихся  созданием услуги, необходимой клиенту.  Назначение каждого бизнес-процесса  состоит в том, чтобы предложить  клиенту услугу, удовлетворяющую  его по стоимости, долговечности,  сервису и качеству. Термин "клиент" следует понимать в широком  смысле (83, с.183). Это может быть  действительно просто клиент, а  может быть и другой процесс,  протекающий во внешнем окружении  банка или банковской системы. 

 В понятии процесса  нет ничего нового. Каждый банк  всегда имел свои процессы. Проблема  состоит в том, что процессы  не удается описывать так же  легко, как организационные иерархические  структуры. Процессы обычно невидимы, не имеют описаний и имен. Однако, понятие "процесс" возникает  более естественным образом, чем  организационные иерархии тогда,  когда люди кооперируются для  достижения обещанного клиенту  результата (20, с.195). При традиционной структуре внимание фокусируется на заданиях, работах, людях, на структурах, но не на процессах, хотя процессы пронизывают традиционные организационные структуры.

 Процесс - это специфически  упорядоченная совокупность работ,  заданий во времени и в пространстве, с указанием начала и конца  и точным определением входов  и выходов. Входом может быть  либо товар, либо услуга.

 Перепроектирование процессов  становится возможным, как правило,  благодаря использованию ИТ (информационных  технологий).

 Значимость ИТ для  реинжиниринга заключается в  следующем: 

1. Банк, который не может  изменить свое мышление с дедуктивного  на индуктивное, не готов к  проведению реинжиниринга.

2. Банк, который ставит  знак равенства между технологией  и автоматизацией, не готов к  проведению реинжиниринга.

3. Банк, который сначала  ищет проблемы, а затем для  их решения подыскивает технологии, не готов к проведению реинжиниринга.

 При реинжиниринге  необходимо использовать индуктивное  мышление, т.е. способность сначала  распознать эффективное решение,  а затем искать проблемы, которые  оно может разрешить (25, с. 159).

 Основная ошибка большинства  банков состоит в том, что  они рассматривают ИТ через  призму существующих процессов.  Они формулируют проблему следующим  образом: "Как ипользовать новые  технологии, чтобы улучшить то, что  мы сейчас делаем?", т.е. компании  хотят решить свои проблемы, автоматизируя  существующую деятельность. Однако, оказывается что простое накладывание  ИТ на существующие деловые  процессы не приводит к истинной  трансформации бизнеса. Банки  должны формулировать проблему  иначе: "Как с помощью новой  технологии делать то, что мы  еще не делали?".

 Главным направлением  перестройки менеджмента и его  радикального усовершенствования, приспособления к современным  условиям стало массовое использование  новейшей компьютерной и телекоммуникационной  техники, формирование на ее  основе высокоэффективных информационно-управленческих  технологий. Средства и методы  прикладной информатики используются  в банковском менеджменте и  маркетинге. Новые технологии, основанные  на компьютерной технике, требуют  радикальных изменений организационных  структур менеджмента, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации (71, с.317). Особое значение имеет  внедрение информационного менеджмента,  значительно расширяющее возможности  использования компаниями информационных  ресурсов. Развитие информационного  менеджмента связано с организацией  системы обработки данных и  знаний, последовательного их развития  до уровня интегрированных автоматизированных  систем управления, охватывающих  по вертикали и горизонтали  все уровни и звенья.

 Технология — это  комплекс научных и инженерных  знаний, реализованных в приемах  труда, наборах материальных, технических,  энергетических, трудовых факторов  производства, способах их соединения  для создания продукта или  услуги, отвечающих определенным  требованиям.

Информация о работе Банковская система