Банковские инновации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 16:12, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – проанализировать состояние и перспективы развития банковских инноваций в России.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Определить сущность понятия «банковская инновация»;
Изучить существующие в мировой и отечественной практике подходы к классификации банковских инноваций и составить наиболее полную классификацию, согласованную с поставленной целью;
Рассмотреть стратегии разработки банковских инноваций в России;
С учетом полученной классификации провести анализ динамики внедрения и развития банковских инноваций в России;
Сделать выводы о динамике банковских инноваций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ХАРАКТЕРИСТИКА БАНКОВСКИХ ИННОВАЦИЙ……..………………6
Структура и сущность понятия «банковская инновация»…………………………………………………………………6
Классификация банковских инноваций………………………………………………………………….7
Мировой и отечественный подходы к классификации банковских инноваций……………………………………………………………..…...8
Стратегии разработки нововведений в банковском бизнесе…………………………………………………………………….10
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ДЛЯ КОНКРЕТНЫХ ВИДОВ БАНКОВСКИХ ИННОВАЦИЙ………………..13
Продуктовые банковские инновации…………………………………………….…………………..13
Технологические инновации: развитие электронных платежных инструментов……………………………………………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………….…………………………………19
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

банковские инновации контрол готовый1.docx

— 419.92 Кб (Скачать)

        Банки заинтересованы модернизировать методики создания и поставки своих услуг с той целью, чтобы операционные расходы и цены на них довести до уровня соответствия конкурентной позиции. Разработка новых банковских продуктов и услуг это процесс изменения стратегии банковской деятельности.6

1.4 Стратегии разработки нововведений в банковском бизнесе.

Стратегия должна быть определена и ориентирована на спрос (стратегия  «быстрого реагирования») либо на предложение  новых продуктов (стратегия «предложения»). В процессе внедрения банковских инноваций возможны неудачи связанные  с выбором той или иной стратегии, а также с отсутствием источников развития инноваций, незаинтересованностью  высшего руководства, несоответствием  между работой по изучению рынка, рекламой и исполнением услуги.

Вплоть до 80-х годов  прошлого века норма прибыли при  кредитовании оставалась на достаточно высоком уровне, количество нововведений было ограничено законодательно, поэтому задача «быстрого реагирования» на изменения условий спроса в мировой банковской практике на первый план не выдвигалась.

В дальнейшем в процессе реализации стратегии быстрого реагирования выявились ее преимущества и обнаружились недостатки, которые важно учитывать  при разработке банковских нововведений.

Преимущества стратегии  быстрого реагирования. Такая стратегия  позволяет выйти за рамки роли банка как финансового посредника и расширить базу прибыльности за счет перехода от процентной маржи  к комиссионной оплате, путем переключения внимания от маркетинга продукта к  маркетингу потребителя.

Недостатки стратегии  быстрого реагирования. В этих условиях перераспределение банковских ресурсов с традиционных видов деятельности на освоение новых продуктов может  породить ситуацию нестабильности, падение  роли старых источников доходов.

В конце 90-х годов многие маркетологи, изучая рынок банковских услуг, остановились на таком маркетинговом  инструменте, как разработка нетрадиционных продуктов и перспективная ориентация на неспецифическую банковскую деятельность. Большинство кредитных организаций, стран с развитой банковской системой перешла в своей стратегии с ориентации на спрос к ориентации на регулирование спроса, или к стратегии «предложения».7

Достоинства стратегии предложения  новых продуктов. Особенностью банковских инноваций явилось то, что они  в отличие от нововведений в других секторах экономики были более взаимообусловлены. Например, благодаря широкой компьютеризации  инструменты управления денежной наличностью  создан новый продукт, основанный на полной интеграции текущих счетов, срочных депозитов, акций взаимных фондов.

Недостатки стратегии  предложения новых продуктов. Эти недостатки связаны с тем, что банковская система уходит с рынка ссудных капиталов в другие сегменты денежно-финансового рынка, способствуя росту фиктивного капитала.

В целом стратегия разработки и предложения банковских инноваций  основывается на концепции маркетинга: дифференциация услуг и сегментация  рынка. Процесс разработки банковской инновации состоит из следующих  этапов.

Первый этап - разработка новых идей с помощью экспертных оценок.

Второй этап - анализ соответствия новой услуги стратегии банка.

Третий этап - исследование потребностей банковских клиентов и  наличие спроса на услугу.

Четвертый этап - оценка возможностей банка, его опыта и как следствие, принятие решения. 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ДЛЯ КОНКРЕТНЫХ ВИДОВ БАНКОВСКИХ ИННОВАЦИЙ.

 

2.1. Продуктовые банковские  инновации.

В состав продуктовых банковских инноваций входят новые банковские продукты, которые связаны как с новыми банковскими операциями и услугами, так и с развитием и преобразованием традиционных. Данный категория банковских продуктов возникает под воздействием конкурентной среды, как результат поиска новых областей деятельности. На российском банковском рынке существует достаточно большой спектр продуктов данного типа (лизинговые, факторинговые, трастовые операции, операции СВОП, микрокредитование пенсионеров, счета НОУ и так далее), поэтому проведем анализ только некоторых из них.

К числу важных услуг, оказываемых  в настоящее время кредитными учреждениями, относится лизинг –  это вид предпринимательской  деятельности направленный на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное  договором имущество у определенного  продавца и предоставить это имущество  лизингополучателю за плату во временное  пользование для предпринимательских  определенного продавца и предоставить это имущество лизингополучателю за плату во временное пользование для предпринимательских целей.9

В Российской Федерации лизинг стал развиваться с середины 90-х  годов, когда в стране был взят курс на рыночную экономику.

В период с 2006г. по 2011г. рынок лизинговых услуг в России в целом характеризуется положительной динамикой, темпы роста лизинговых операций опережают рост валового внутреннего продукта. На российском рынке появилось большое количество участников лизинговой деятельности, лизинговых компаний, продавцов имущества для последующей передачи его в лизинг, а также потенциальных лизингополучателей (табл. 1).10

Развитие лизинговой деятельности в Российской Федерации в 2006-2011 годы обусловлено, прежде всего, общим ростом экономики страны, притоком прямых инвестиций, улучшением условий и масштабов кредитования участников лизинговых операций.

Вместе с тем, согласно статистике, приводимой компанией “Дельтализинг”, по состоянию на 1 января 2001 года, Российская Федерация занимала последнее место среди стран Европы по степени развития лизинга. Общеевропейским стандартом является показатель доли лизинга в общем объеме инвестиций, который в Европе достигает 30%. За всю историю своего развития лизинг в России составлял не более 5% от общего объема инвестиций в стране.

 

2.2. Технологические инновации:  развитие электронных платежных  инструментов.

На современном этапе  наибольшее распространены инновации  связанные непосредственно с  научно-техническим прогрессом, то есть технологические инновации. Банковское дело становится все более зависимо от новейших информационных технологий. Это обусловлено, прежде всего, доминирующей на сегодняшний день стратегией развития нововведений в банковском бизнесе.

К технологическим инновациям относят: электронные переводы денежных средств и различные другие виды банковского обслуживания, предоставляемые посредством сети Интернет, банковские карточки.

Банковские карточки –  это один из прогрессивных средств  организации безналичных расчетов. В системе безналичных расчетов они составляют особый класс инструментов платежа, которые могут обладать качествами как дебетовых, так и  кредитных инструментов (в зависимости от типа используемых карт).

По состоянию на 1 июля 2009 года на территории России эмиссию или эквайринг платежных карт осуществляет половина действующих кредитных организаций (670 из 1331), из них 619 осуществляют эмиссию, а 537 — эквайринг. Количество эмитированных ими банковских карт выросло по сравнению с началом года на 20% и составило 18,6 миллионов карт.

По представленным данным проведем анализ, что количество пластиковых карт в России практически в два раза превосходит количество держателей. По данным Центрального Банка РФ 1 июля 2012 года количество банковских карт, эмитированных кредитными организациями, превысило 220 млн штук. Это значит, что на каждого россиянина приходится по 1,7 банковской карты.

Год от года количество пластиковых  карт, приходящихся на одного человека, увеличивается. Так, по данным того же Банка России, буквально за четыре года – с 2008 по 2012, число эмитированных карточек выросло в два раза (рис. 1).11

При анализе полученных диаграмм видно, что наблюдается тенденция  стабильного роста числа карт и объемов использованием банковских карт операций. То есть происходит постепенное  укоренение данного банковского  продукта в экономике страны.

Однако, при рассмотрении данного вопроса следует учитывать, что в среднем 70% карт сегодня используется только для получения наличности - так называемые зарплатные проекты (табл. 2). Это свидетельствует о том, что рынок карточных услуг еще не достиг состояния зрелости и, следовательно, для его развития следует укреплять отечественные пластиковые системы.

С другой стороны как фактор увеличения безналичных платежей выступает  рост количества предприятий торговли и услуг, принимающих к обслуживанию платежные карты, а также появление  банкоматов, позволяющих осуществлять оплату коммунальных услуг, услуг мобильной  связи и т.п. Это также способствовало увеличению доли платежей, совершенных с использованием карт на предприятиях торговли и услуг, в совокупном объеме платных услуг населению, общественного питания и розничного товарооборота (1,1% за I полугодие 2007 года против 0,9% за весь 2002 год).

Исходя из рисунка 2, можно сказать, что вне зависимости от эмитента пластиковой карты, их держатели в большей степени ориентированы на получение наличных денежных средств, чем на операции по безналичной оплате товаров и услуг, о чем свидетельствует структура операций. Так операции по снятию наличности в 2010–2011 годах по количеству транзакций практически вдвое превышали количество операций по безналичным платежам.

В то же время количество операций по оплате товаров и услуг, совершенных за пределами России держателями карт, эмитированных  кредитными организациями — резидентами, преобладает над количеством  операций по снятию наличных денег (рис. 3). 12

Другим видом технологических инноваций является интернет-банкинг.

Понятие “Интернет-банк”  относится к системам, которые  обеспечивают предоставление доступа  банковских клиентов к счетам и общей  информации о банковских продуктах  и услугах с помощью персонального  компьютера или другого устройства с процессором. Продукты и услуги интернет-банкинга могут включать оптовые  продукты для корпоративных клиентов, а также розничные продукты для  индивидуальных потребителей. В конечном счете, продукты и услуги, получаемые через интернет-банкинг, могут дублировать продукты и услуги, предоставляемые по другим каналам доставки банка.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Проанализируем, насколько достигнуты цели, поставленные в контрольной работе.

Итак, в первой части работы определена сущность понятия «банковская  инновация», приведены критерии отнесения  банковских услуг и продуктов  к категории инноваций. Далее  были рассмотрены классификации  банковских инноваций возникшие  в отечественном и мировом  опыте нововведений в банковском бизнесе. Для дальнейшего анализа  выбрана наиболее общая классификация, охватывающая и мировой, и отечественный  рынок банковских инноваций. Затем  в работе приведены различные  стратегии разработки нововведений в банковском бизнесе.

Вторая часть работы посвящена  анализу динамики и построению прогноза выделенных типов банковских инноваций (на примере конкретных видов банковских продуктов и услуг).

По результатам проведенного исследования можно сформулировать общие выводы о развитии рынка  банковских инноваций в Российской Федерации.

Анализ всех исследованных  частных видов банковских инноваций  показал, что наблюдается стабильный и достаточно быстрый рост объемов  операций. При проведении прогноза во всех случаях наилучшим является линейный тренд, то есть происходит равномерный  процесс развития перечисленных  видов инноваций. Полученные оценки построенных прогнозов являются значимыми, что указывает на их достоверность.

Однако при более глубоком анализе проблемы и рассмотрении факторов вызвавших прирост показателей  развития банковских инноваций, можно  сделать выводы о незначительном реальном развитии рассмотренных банковских услуг.

Так, например, рост объемов  пластиковых карт на 70% вызван реализацией  «зарплатного проекта». Таким образом, пластиковые карты используются в основном для получения наличности. Расширение объемов лизинговых операций обусловлено, прежде всего, развитием экономики страны. Прироста же удельного веса лизинга в общем объеме инвестиций в основные фонды в последние годы практически не наблюдается.

Как уже упоминалось, одной  из основных причин появления новых  видов банковских услуг является конкуренция между банковскими  институтами в условиях рыночных отношений.

С другой стороны, как показывает практика, основную долю инноваций  составляют нововведения, вызванные  научно-техническим прогрессом, то есть технологические инновации. Данные инновации в процессе внедрения  и использования требуют огромных затрат со стороны банка, и доступны только крупным кредитным организациям. В результате мелкие и средние  банки не в состоянии оставаться конкурентоспособными на рынке и  происходит их поглощение крупными столичными банками.

Таким образом, внедрение  технологических инноваций ведет  к централизации банковской системы  России и, как следствие, снижению конкуренции  между кредитными организациями.

Продуктовые инновации наоборот способствуют возникновению конкуренции  на рынке банковских услуг, однако доля подобных нововведений в России невелика.

Итак, в целях развития экономики страны необходимо стимулировать  введение банками продуктовых инноваций.

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Банковские инновации