Банковский контроль: его виды

Автор: s*************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 13:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: анализ видов и форм внутреннего и внешнего банковского контроля в России.
Объект исследования: банковская система Российской Федерации.
Предмет исследования: виды и формы банковского контроля.
Задачи:
– рассмотреть теоретические аспекты банковского контроля;
– проанализировать действующую практику в области внешнего и внутреннего контроля за деятельностью банков;
– разработать рекомендации по совершенствованию банковского контроля.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1 Теоретические аспекты банковского контроля……………………………..5
1.1 Понятие и сущность банковского контроля……………………………….5
1.2 Система внешнего банковского контроля………………………………...6
1.3 Система внутреннего контроля в банке……………………………………8
2 Анализ действующей практики в области внешнего и внутреннего контроля за деятельностью банков……………………………......................................12
2.1 Оценка деятельности Банка России в области внешнего контроля……12
2.2 Анализ современных систем внутреннего контроля в банках………….17
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию банковского контроля.........................................................................................................24
Заключение……………………………………………………………………..29
Список использованных источников………………………………………....31

Работа содержит 1 файл

курсач б менеджмент.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

     Внутренний  контроль придает правлению банка  обоснованную уверенность в том, что процесс использования денежных средств при размещении их в активные операции находится под контролем. Кроме того, также помогает руководству следить за ходом выполнения поставленных перед коллективом задач и решать, следует ли предпринять дополнительные меры в случае нарушения или несоответствия существующих процедур по выполняемым банковским операциям 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.Разработка рекомендаций по совершенствованию банковского контроля 
 

     Российская  банковская отрасль еще находится  в стадии становления и требует  индивидуального и комплексного подхода в реализации международных  принципов надзора. Нередко недостатки в работе регулятора объясняются не его ошибками, а объективным состоянием российской экономики.

     Известно, что внутренний контроль включает следующие  взаимосвязанные компоненты: контрольную  среду; оценку рисков; контрольные процедуры; информацию и ее распределение; мониторинг.

     При важности всех названных компонентов  сделаем попытку рассмотреть  один из них – влияние и пути распространения информации в кредитной  организации, складывающиеся в рамках внутреннего контроля. Такая информация должна выявляться, фиксироваться и распространяться в соответствующей форме и в такие сроки, которые смогут обеспечить неукоснительное соблюдение всеми сотрудниками кредитной организации своих должностных обязанностей. В связи с этим перед руководством стоит задача – наладить эффективный обмен информацией, обеспечив беспрепятственное распространение информационных потоков в полном объеме внутри кредитной организации. При этом необходимо понимание каждым сотрудником его роли и степени ответственности при выполнении своих обязанностей в сфере внутреннего контроля, а также формирование четкого представления о взаимосвязи между отдельными контрольными мероприятиями и работой других специалистов и руководителей.

     Наконец, кредитной организации необходимо иметь эффективные каналы связи с внешними контрагентами, и, прежде всего, такими, как клиенты – потребители банковских услуг, регулирующие органы, акционеры.

     Представляется, что обозначенные задачи внутреннего  контроля могут быть решены, в том  числе, и путем создания и утверждения качественных внутренних документов. Основной задачей при подготовке внутренних нормативных документов является повышение управляемости и контролируемости организационных процессов и сведение на нет таких проблем, как невыполнение требований регулирующих органов, а также неправильных, недопустимых или даже опасных для кредитной организации действий со стороны сотрудников. Четкое следование внутренним нормативным документам должно стать одним из условий успешной работы, ведь они разрабатываются в каждой кредитной организации самостоятельно, утверждаются в установленном порядке их руководителями и обязательны для исполнения всеми сотрудниками.

     Организация качественной системы внутрибанковского  контроля является актуальной задачей, которая во многом определяет возможность стабильного развития каждой кредитной организации и банковской системы в целом.

     Качественные  системы внутреннего контроля помогают обеспечить:

     – эффективность банковских операций. Постольку каждому отделу банка присущи определенные виды внутреннего контроля, они должны помогать сохранять порядок, последовательность и своевременность ежедневных операций от получения почты до выдачи ссуд или приобретения инвестиционных ценных бумаг;

     – достоверность и полноту занесенных в учетные записи сделок. Внутренний контроль позволяет сотрудникам выполнять сходные задачи и получать подобные или одиночные результаты, отвечающие нуждам коллег, внешних потребителей, внутреннего аудита, совета директоров и клиентов;

     – надежность финансовой отчетности. Круг лиц, полагающихся на точность и целостность финансовой отчетности, включает совет директоров, акционеров, инвестиционные компании, сотрудников банка и общественность;

     – выполнение комплаенс-цели (соблюдение банковских законов и инструкций, а также внутренней политики и процедур). Разработанные надлежащим образом системы внутреннего контроля помогают персоналу и совету директоров лучше понять сущность законов и постановлений;

     – эффективность системы управления рисками. Система внутреннего контроля является частью системы управления рисками.

     Так, если методы внутреннего контроля неэффективны в силу того, что неправильно разработаны, неверно применяются, не выполняются  или часто игнорируются, конечным результатом будет крах в одной  или нескольких областях, описанных выше.

     Итак, рассмотрим, как же можно оценить  систему внутреннего контроля в  коммерческом банке, чтобы сделать  вывод о ее качестве.

     Для этого автором были разработаны  рекомендации по созданию методики оценки качества системы внутреннего контроля в кредитной организации.

     В процессе решения задачи по разработке данных рекомендаций важным является не построение четкой действующей методики, а формирование основополагающих подходов и методов в области корпоративной  оценки качества системы внутреннего  контроля в кредитной организации.

     Окончательная формализация методики оценки качества системы внутреннего контроля может  достигаться только в рамках апробации  базового варианта методики на практике.

     Рекомендации  по созданию методики оценки качества системы внутреннего контроля (далее – рекомендации) разработаны с учетом законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, в том числе методических рекомендаций по проверке и оценке кредитных организаций Главными управлениями (национальными банками) ЦБ РФ, утвержденных Письмом ЦБ РФ от 24.03.2005 №47-Т, а также международных рекомендаций в области банковского дела (Письмо ЦБ РФ от 10.07.2001 №87-Т.

     Применение  рекомендаций направлено на повышение  качества корпоративного управления кредитной  организации и его культуры.

     Целью рекомендаций является разработка и  практическое применение базового (рекомендуемого) варианта методики оценки качества системы  внутреннего контроля в кредитной  организации.

     Методика, приведенная ниже, базируется на принципе осторожной и взвешенной эластичности. Это означает, что ряд применяемых показателей и уровней существенности являются рекомендательными и могут изменяться или переутверждаться внутренними документами банка, регламентирующими процесс мониторинга системы внутреннего контроля. Однако изменение показателей должно быть осторожным и взвешенным, не исключающим самой эффективности внутреннего контроля.

     Основными пользователями результатов методики являются Общее собрание участников (акционеров) и Совет директоров (Наблюдательный совет).

     Основными участниками процесса применения Методики рекомендуется считать менеджмент (исполнительный единоличный и / или коллегиальный орган; заместитель руководителя, главный бухгалтер, заместитель главного бухгалтера), внешних аудиторов, службу внутреннего контроля (СВК), ревизионную комиссию.

     Методика  основана на двух методах:

     1. Качественный метод (экспертная  оценка). Указанный метод основан  на подходе, используемом ЦБ  РФ при проверке и оценке  систем внутреннего контроля  в кредитных организациях. В основе указанного метода лежит тестинг СВК участниками процесса оценки по основным направлениям (элементам) внутреннего контроля. На взгляд авторов, данный метод должен являться основополагающим при использовании методики, так как в соответствии с передовой практикой управления и надзора за операционным риском, освещаемой Базельским комитетом по банковскому надзору, оценка в банке таких объектов, которые не могут в полной мере быть выражены количественно, проводится изнутри и часто включает заполнение контрольных листов и (или) создание рабочих групп по выявлению слабых и сильных сторон. Оценочные карты, например, представляют собой средство трансформации качественных оценок в количественные.

     2. Статистический метод (количественная  оценка). Основан на определении финансовых показателей кредитной организации как необходимого условия производственной и финансовой эффективности деятельности. Кроме того, здесь же применяются количественные характеристики активности службы внутреннего контроля.

     Качественный метод (экспертная оценка). В основе указанного метода лежит тестинг СВК участниками процесса оценки по основным направлениям внутреннего контроля.

     Качественная  оценка СВК является двойственным интегральным показателем, включающим:

     – интегральную оценку качества каждого из направлений внутреннего контроля в разрезе обязательных элементов Методики ЦБ РФ и дополнительных критериев Базельского комитета;

     – вторичную интегральную оценку СВК  в разрезе групп участников оценки (менеджмент; служба внутреннего контроля (аудита); внешний аудитор и(или) ревизионная комиссия).

     При проведении качественной оценки СВК  участникам процесса необходимо заполнить  оценочные карты, содержащие следующий  перечень вопросов:

     1) обязательные элементы, основанные  на Методических рекомендациях ЦБ РФ;

     2) дополнительные критерии на основе  требований Базельского комитета  по банковскому надзору.

     При балльной оценке ответов на вопросы  рекомендуется исходить из следующего:

     1 – да, в полной мере;

     2 – в основном, в большинстве  случаев;

     3 – частично, иногда;

     4 – нет, никогда, в том числе  в случае отсутствия.

     Статистический  метод (количественная оценка). Данный метод основан на определении финансовых показателей кредитной организации как необходимого условия производственной и финансовой эффективности деятельности. Кроме того, здесь же применяются количественные характеристики активности службы внутреннего контроля.

     По  каждому из показателей рассчитываются критерии (баллы) качества СВК. Количественная оценка качества СВК представляет собой  среднюю арифметическую, рассчитанную исходя из указанных баллов.

     Методики  с учетом основных положений Рекомендаций на уровне конкретной кредитной организации  может быть действенным инструментом при проведении мониторинга СВК  высшими органами управления банка. При достаточном наборе статистических данных на основе предложенных подходов могут быть разработаны четкие правила проведения оценок качества систем внутреннего контроля в кредитных организациях РФ.

     Направления повышения качества внешнего банковского  контроля и надзора:

     – смещение регулирования с субъекта (кредитные организации) на объект, занимающийся привлечением и размещением денежных средств (факторинговые, лизинговые и финансовые компании, компании, предоставляющие интернет-переводы и др.). Данный процесс позволит выровнять конкурентную среду;

     – организация центра методологических разработок совместными усилиями регулятора, банков и аудиторами. Работа такого центра должна быть направлена на совершенствование базовых методик управления рисками, развитие и оптимизацию нормативно-правовой базы в России, что позволит снизить финансовые издержки на осуществление контроля и надзора. На базе методологического центра могут быть реализованы условия профессионального роста и аттестация ключевых сотрудников банков, и разрабатываться стандарты качества банковской деятельности;

     – сближение правил и принципов подготовки бухгалтерской и финансовой отчетности банков и предприятий, в особенности в области учета финансовых инструментов.

     В совокупности с усилением работы по определению собственников банков и законодательным ужесточением требований к раскрытию информации по связанным сторонам данное направление призвано повысить прозрачность отчетности банков, финансово-промышленных групп и их деятельности;

Информация о работе Банковский контроль: его виды