Безналичные расчёты

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 22:15, дипломная работа

Описание работы

Актуальность. Безналичные расчеты играют огромную роль в нынешней экономике любой развитой страны. В последние годы система безналичных расчетов стремится вверх большими шагами, их осуществление стало намного проще как для предприятий, так и для обычного населения.

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 845.00 Кб (Скачать)

 

 

В части первой ст. 238 БК указано, что безналичные расчёты проводятся на основании платёжных инструкций клиента (платёжных поручений, платёжных требований, заявлений и др.). Вид, форма и обязательные реквизиты платёжных инструкций устанавливаются Национальным банком.

В соответствии со ст. 239 БК платёжные инструкции клиента могут быть выданы в письменной форме или в форме электронного документа. Эти инструкции должны содержать подписи лиц, уполномоченных распоряжаться счётом, удостоверенные печатью владельца счёта. Платёжные инструкции клиента, содержащие такие подписи, удостоверенные печатью, и по иным признакам соответствующие требованиям законодательства, считаются подлинными.

Как правило, между клиентом (лицом, производящим платёж) и банком должны наличествовать договорные отношения. Основанием осуществления безналичных расчётов является наличие заключённого договора (договора текущего (расчётного) банковского счёта или иного договора) между банком и клиентом. Однако Национальным банком может быть установлена обязательность принятия банком к исполнению (акцепту) платёжных инструкций и без наличия у плательщика договорных отношений с банком. Так, в Инструкции о банковском переводе, а также в Правилах расчётов наличными денежными средствами, осуществляемых юридическими лицами, их обособленными подразделениями и индивидуальными предпринимателями, путём внесения их непосредственно в кассы банков с последующим зачислением на текущие (расчётные) счета получателей, утверждённых постановлением Правления Национального банка от 29 августа 2002 г. № 171, указано, что допускаются расчёты наличными денежными средствами  юридическими лицами, их обособленными подразделениями и индивидуальными предпринимателями за продукцию (товары, работы, услуги), аренду площадей, платежи в бюджет (в том числе в государственные целевые бюджетные фонды) и в государственные внебюджетные фонды в размере, превышающем 50 базовых величин в месяц, при внесении этих денежных средств непосредственно в кассы банков с последующим их зачислением на текущие (расчётные) счета получателей.

Важное место в системе безналичных расчётов принадлежит платёжным документам и способам осуществления платежей.

Платёжный документ – распоряжение субъекта хозяйствования банку о переводе денег с одного счёта на другой или зачёта взаимных требований. Между учреждениями банка и субъектами хозяйствования платёжные документы осуществляют установленное положением о безналичных расчётах движение, которое начинается с момента выписки документа и предоставления его в банк, продолжается в результате операций по его перемещению с банка в банк и заканчивается записью на счёте получателя денег об их зачислении.

Скорость поступления денег на счёт получателя в значительной степени зависит от банковского документооборота, под которым понимается перемещение документов в банковской сфере по всем операциям.

В зависимости от формы безналичных расчётов могут использоваться следующие расчётные документы:

      платёжное требование;

      платёжное поручение;

      платёжное требование-поручение;

      заявление на аккредитив;

      реестр счетов;

      заявление об отказе от оплаты реестра счетов;

      инкассовое распоряжение;

      сводное платёжное поручение;

      распоряжение на отзыв расчётного документа;

      расчётные чеки;

      поручение-реестр чеков;

      банковская пластиковая карточка и другие платёжные документы.

Платёжное требование представляет собой расчётный документ, который содержит требование получателя средств от плательщика об уплате определённой суммы денег через банк. Платёжное поручение – расчётный документ, в котором плательщик даёт поручение обслуживающему банку перечислить определённую сумму денег с его счёта на счёт получателя. Платёжное требование-поручение – расчётный документ, который удерживает требование получателя средств  до плательщика оплатить стоимость поставленных по договору товаров или осуществить платежи по другим операциям  на предоставлении направленных плательщику, пропуская банк, который обслуживает получателя, расчётных, отгрузочных и других документов, предусмотренных договором.

Аккредитив – соглашение между банком плательщика и плательщиком, в соответствии с которым банк плательщика по его поручении обязуется перед получателем средств по аккредитиву осуществить платёж при условии предоставления получателем документов, которые подтверждают отгрузку товаров, оказание услуг и выполнение работ, а также подтверждение других условий, предусмотренных в аккредитивной заявке. В банковской практике использования аккредитивов банк плательщика называется банком-эмитентом, плательщик – поручитель, а получатель средств по аккредитиву – бенефициаром.

Чек – письменное поручение владельца счёта (чекодателя) банку, который его обслуживает, делать перечисление указанной на чеке денежной суммы получателю средств (чекополучателю).

Порядок оформления расчётных документов регламентируется Положением о безналичных расчётах.

Национальный банк устанавливает порядок применения в банковской практике электронных документов. Электронный документ – официальный документ на машинном носителе, который представляет собой совокупность данных, которая обрабатывается (образуется, фиксируется, передаётся и принимается), сохраняется и воспринимается человеком с помощью программных и технических средств. Электронный документ имеет формы внутренней и внешней подачи. Форма внутренней подачи является представление электронного документа на машинном носителе информации, а внешней – показ на экране дисплея или индикатора в форме, пригодной для визуального восприятия человеком.

Форма расчётов платёжными требованиями называется акцептной формой расчётов, поскольку предприятие-плательщик при использовании этой формы расчётов должен акцептовать платёжный документ поставщика, которым является платёжное требование. Сущность расчётов платёжными требованиями графично показана на рис. 1.1.

 

Операция

Поставщик

Банк поставщика

Банк плательщика

Плательщик

1. Отгрузка продукции, оказание услуг и выполнение работ

 

 

2. Выписка и сдача платёжного требования на инкассо

3. Приём и обработка платёжного требования, предъявленного на инкассо

4. Направление в банк плательщика принятого на инкассо платёжного требования

5. Занесение платёжного требования во временную картотеку и установление сроков акцепта и оплаты

6. Уведомление о сроках акцепта и оплаты платёжного требования

7. Акцепт платёжного требования или отказ от акцепта

8. Списание платёжного требования с временной картотеки

9. Перевод платежа в банк поставщика или возврат платёжного требования при отказе от акцепта

10. Зачисление на счёт поставщика денежных средств или уведомление об отказе от акцепта

11. Уведомление поставщика о поступлении денежных средств или отказа от акцепта

 

Рис. 1.1. Движение и обработка платёжных документов при расчётах платёжными требованиями с использованием предварительного акцепта

              После отгрузки продукции, выполнения работ и оказания услуг получатель средств выписывает платёжное требование в трёх экземплярах и сдаёт его в обслуживающий банк на инкассо.

              Выписанные требования должны быть сданы в банк на инкассо на протяжении 10 дней со дня их выписки при реестре, который составляется в двух экземплярах. Инкассо – банковская операция, с помощью которой банк по поручению своего клиента и на основании расчётных документов получает предназначенную  ему сумму от предприятий за отгруженные им товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги с последующим зачислением этих средств на счета своих клиентов.

              При приёмке платёжных требований на инкассо ответственный исполнитель банка проверяет:

                 наличие в требовании даты и номера договора, который предусматривает отгрузку товара, даты его отгрузки;

                 наличие товарно-транспортных накладных или документов, которые их заменяют, соответствие их номеров и сумм записям в платёжном требовании;

                 при отсутствии товарно-транспортных накладных или документов, которые их заменяют – дату отправления или вручения плательщику этих документов;

                 соответствие подписей и оттиск печати на требовании узоров, которые были представлены в банк;

                 правильность составленных реестров и их соответствие платёжным требованиям.

Если дата выписки требования не соответствует дню приёмки его банком, то ответственный исполнитель банка на всех экземплярах от руки указывает фактическую дату приёмки. Требования, которые не соответствуют правилам, установленным для представления документов в банк, вычёркиваются с реестра с исправлением его итогов и возвращаются поставщику. На всех экземплярах принятых требований и реестре проставляется штамп банка.

Платёжное поручение представляет собой поручение банка, которое адресовано банку-корреспонденту о выплате определённой суммы денег бенефициару (переводополучателю). Платёжное поручение даётся банком на основе указаний переводоотправителя – клиента банка. В соответствии с Положением о безналичных расчётах в Республике Беларусь платёжными поручениями могут осуществляться следующие платежи:

                  расчёты за полученные товары при условии ссылки в поручении на номер и дату товарно-транспортного или другого документа, который подтверждает отгрузку или отпуск товара;

                  платежи в бюджет и внебюджетные фонды, целевые переводы с бюджета и внебюджетных фондов, погашение задолженности по банковским кредитам, выдача ссуд, временной финансовой помощи и их возврат, а также другие расчёты по нетоварным операциям;

                  оплата товарных векселей;

                  предварительная оплата и авансовые платежи.

Под предварительной оплатой понимается оплата товаров, которые готовы для отгрузки или отпуска покупателю к моменту платежа и отгруженных или вывезенных не позднее 3 рабочих дней со дня получения платежа, когда другие сроки не определены договором или нормативными актами, которыми предусмотрены данный порядок расчётов. Сумма денежных средств, перечисленная или выданная в счёт условного платежа или затрат, по которым делопроизводство будет сдано в будущем, называется авансовым платежом.

При использовании этой формы расчётов плательщик выписывает платёжное поручение в трёх экземплярах и на протяжении 10 дней со дня их выписки предоставляет в банк, где открыт его расчётный счёт. При перечислении денег трём или более получателям, которые обслуживаются одним банком, выписывается сводное поручение.

Ответственный исполнитель банка при приёме поручения проверяет правильность его оформления, возможность оплаты в полной сумме. Для осуществления расчётов за полученные товары, платежей в бюджет и внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд и процентов по ним платёжные поручения принимаются банком для выполнения в день их поступления независимо от наличия средств на расчётном счёте.

Суммы принятых к исполнению платёжных поручений списываются со счетов плательщиков, а при недостаточности средств на всех их экземплярах указывается дата поступления в банк. Частичная оплата оформляется таким образом, как при расчётах платёжными требованиями. Последовательность движения и обработка документов при расчётах платёжными поручениями показана на рис. 1.2.

 

Операция

Покупатель

Банк покупателя

Банк получателя

Получатель

1. Отгрузка продукции, выполнение работ и оказание услуг

 

 

2. Выписка платёжного поручения

3. Сдача в банк платёжного поручения

4. Приём и оплата платёжного поручения

5. Перевод денежных средств в банк получателя

6. Зачисление денежных средств на счёт получателя

7. Уведомление получателя о поступлении денежных средств

Информация о работе Безналичные расчёты