Центральный банк: его цели, функции, операции и взаимоотношения с коммерческими банками

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 19:47, реферат

Описание работы

Возникновение центральных банков связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих наиболее надежных, пользовавшихся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию кредитного средства обращения. Такие банки стали называться эмиссионными. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось за одним банком, пользовавшийся всеобщим доверием коммерческих банков, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Первоначально такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем - центральным банком. Выделение из общего ряда банков одного из них на роль центрального, означает начало формирования двухуровневой банковской системы, на верхнем уровне которой располагается центральный банк.

Содержание

Введение 3
1. Общие основы организации деятельности центрального банка 4
1.1. Характеристика центрального банка и его организационно-правовых форм 4
1.2. Цели и функции Центрального банка России 5
1.3. Регулирование центральным банком денежного обращения 7
2. Основные операции центрального банка 9
2.1. Активные операции и их особенности 9
2.2. Пассивные операции в деятельности центрального банка 10
3. Банк России и его взаимоотношения с кредитными организациями 11
3.1. Банк России и его взаимоотношения с кредитными организациями 11
3.2. Лицензирование деятельности кредитных организаций 14
3.3. Обязательные нормативы деятельности кредитных организаций 16
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Работа содержит 1 файл

банковское дело.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

- привлечение средств из-за границы. Центральные банки могут получать кредиты от международных финансово-кредитных организаций или других центральных банков. В ряде стран центральные банки прибегают к займам: выпускают собственные долговые ценные бумаги (облигации, векселя). Они используются для проведения операций на открытом рынке и принимаются центральными банками в залог при кредитовании коммерческих банков.

3. Банк  России и его взаимоотношения  с кредитными организациями

3.1. Банк  России и его взаимоотношения  с кредитными организациями

    Центральный банк Российской Федерации — высший орган банковского регулирования  и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. В процессе взаимоотношений с  коммерческими банками ЦБ РФ стремится к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов. Он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков. Однако ЦБ РФ определяет порядок создания новых коммерческих банков, контролирует его соблюдение и выдает лицензию на право осуществления банковской деятельности.

    Главная задача Центрального банка России заключается  в том, чтобы методами кредитно-денежной политики обеспечить нормальное экономическое  развитие страны, т. е. соответствие количества денег в обращении потребностям сохранения стабильных цен, росту занятости населения, увеличению количества и повышению качества производства разнообразной продукции, расширению экспортно-импортных операций.

    Коммерческие  банки являются основными каналами практического осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка. ЦБ РФ устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения и регулирования кредитных операций и денежного обращения.

    Во  взаимоотношениях с кредитными организациями ЦБ РФ использует метод формирования обязательных резервов. Размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам банка, а также порядок их депонирования в ЦБ РФ устанавливаются Советом директоров. Нормативы резервов не должны превышать 20% обязательств банка. Они могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

    При нарушении утвержденных нормативов обязательных резервов ЦБ РФ имеет право взыскать в бесспорном порядке с коммерческого банка сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования.

    При отзыве лицензии на совершение банковских операций депонированные в ЦБ РФ средства используются для погашения долгов кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами.

    Первоначально обязательные минимальные резервы формировались как гарантия наличия определенного запаса денег, если клиенты потребуют свои вклады от банка. В настоящее время минимальные резервы играют двоякую роль. Во-первых, они должны удовлетворить интересы вкладчиков, когда при тех или иных обстоятельствах может начаться отток вкладов из данного банка. Во-вторых, с помощью регулирования суммы резервов регулируются возможности коммерческих банков выдавать кредиты и, следовательно, влиять на совокупную массу денег в обращении.

    Кредитный потенциал коммерческого банка  уменьшается настолько, насколько  увеличивается размер его резервов, и увеличивается настолько, насколько уменьшается размер его резерва в ЦБ РФ.

    В России формирование минимальных банковских резервов началось в 1991 г., тогда была установлена единая норма в 2 % без  дифференциации по видам вкладов.

    Норма обязательных резервов меняется в зависимости от конкретных задач кредитно-денежной политики ЦБ РФ. На их дифференциацию влияет характер привлеченных коммерческим банком средств. По вкладам до востребования, когда вкладчик счета может в любое время потребовать возврата денег, или по депозитам со сравнительно коротким сроком хранения устанавливаются более высокие нормы, ибо кредиты, где используются деньги на этих вкладах, выдаются банками на более длительный срок. По вкладам с более длительным сроком хранения установлены более низкие нормы отчисления в резервы.

    В 1992 г. в качестве одной из антиинфляционных мер нормы обязательных резервов были резко увеличены. Они были установлены: по обязательствам банка, которые он должен удовлетворять сразу по требованию клиента, — 20%, а по вкладам, которые могли быть затребованы обратно после истечения определенного срока, —15%.

    В 1995 г. произошло существенное дифференцирование  норм обязательных резервов. С 1 января 1996 года применяются следующие нормативы  отчислений в резервы:

    -·счета до востребования и срочные обязательства до 30 дней — 20% ;

    -·срочные обязательства свыше 30 дней до 90 дней—14%;

    -·срочные обязательства свыше 90 дней — 10%:

    - средства на счетах в иностранной валюте — 1,5%.

    Введенные в 1995 г. нормы, наряду с тем что  они продолжали выполнять свою роль сдерживания инфляции, призваны стимулировать наращивание банковских ресурсов для долгосрочных инвестиций. Имеется в виду применение более низкой нормы по вкладам относительно длительного периода хранения, обычно используемым как источник долговременных вложений.

    Резервирование  по валютным счетам производится в  рублях. Это не только стимулирует  сокращение рублевой денежной массы, но и оказывает влияние на рост предложений  по продаже валюты на валютном рынке, что в свою очередь оказывает стабилизирующее влияние на курс рубля.

    Размер  средств, подлежащих резервированию, определяется ежемесячно и сопоставляется с уже  перечисленной суммой. Отклонения должны быть урегулированы в течение  двух рабочих дней.

    При временных финансовых затруднениях, препятствующих своевременному перечислению денег в фонд обязательных резервов, Главное управление Центрального банка России предоставляет отсрочку коммерческим банкам до очередного регулирования или предоставляет им краткосрочный кредит.

    При нецелесообразности предоставления отсрочки или кредита Главное управление применяет к коммерческому банку санкции. За задержку перечислений на срок до 5 дней назначается штраф в размере 0,5% за каждый день задержки, а при задержке сверх 5 дней штраф уплачивается из расчета 1% за каждый день задержки. При систематической задержке в перечислении денег может быть применена санкция в виде увеличения нормы отчислений в резерв.

    В 1995 г. значительно расширена база, от которой определяется абсолютный размер отчислений в резервы.

    В круг объектов резервирования включены корреспондентские счета российских и иностранных банков, доходы бюджета, счета по выдаче клиентам пластиковых  карточек, счета в иностранной  валюте, невыплаченные переводы из-за границы и аккредитивы.

    В результате увеличения базы для расчетов размера суммы, отчисляемой в обязательные резервы, наблюдается абсолютный и относительный рост их остатков в целом по банковской системе России.

    В свете значительного увеличения суммы резервов, а также принимая во внимание, что более 1/3 всей денежной массы находится обычно на корсчетах и резервных счетах, такое решение представляется спорным.

    В перспективе Банк России будет, очевидно, пересматривать систему, нормативы  резервирования и порядок использования  денег коммерческих банков, которые они хранят на резервном и корреспондентском счетах.

    Банк  России устанавливает обязательные для коммерческих банков правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности. Для осуществления своих функций Банк России имеет право запрашивать и получать от банков необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации.

    Для подготовки банковской и финансовой статистики, анализа экономической ситуации Банк России имеет право также запрашивать и получать необходимую информацию и у федеральных органов исполнительной власти. Поступившие от банка данные по конкретным операциям не подлежат разглашению без согласия банка.

    Банк  России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о  банковской системе России.

3.2. Лицензирование  деятельности кредитных организаций

    Порядок регистрации и лицензирования кредитных  организаций регламентирован законодательством  Российской Федерации, федеральными законами "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности", Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом "Об акционерных обществах", а также нормативными указаниями Банка России.

    В настоящее время действующим законодательством и Банком России установлены жесткие требования, которые должны соблюдаться физическими и юридическими лицами при создании кредитных организаций. При регистрации кредитной организации и согласовании изменений в ее уставе и составе участников Банк России уделяет особое внимание вопросам правомерности участия юридических и физических лиц и оплаты ими уставного капитала, составу руководителей кредитных организаций и их материально-техническому оснащению.

    Учредители - юридические лица должны быть зарегистрированы в установленном законодательством порядке, иметь устойчивое финансовое положение и выполнять обязательства перед бюджетами всех уровней за последние три года, а также располагать средствами, удовлетворяющими требованиям Банка России, для внесения их в уставный капитал кредитной организации.

    Для приобретения более 20% акций (долей) кредитной  организации требуется предварительное  согласие Банка России.

    Формирование  уставного капитала за счет иностранных  инвестиций также требует разрешения Банка России.

    Вклады  в уставный капитал могут быть в виде денежных средств, материальных активов (банковское оборудование и  здание, в котором располагается  кредитная организация, за исключением  незавершенного строительства). Размер неденежной части уставного капитала не должен превышать 20% в первые два года деятельности кредитной организации и 10% в последующие годы.

    Основания и порядок отказа в государственной  регистрации кредитной организации  изложены в статье 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".

    Кредитные организации в зависимости от спектра выполняемых операций подразделяются на банки и небанковские кредитные  организации (ст. 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности").

    Минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков со 100-процентным участием российского капитала и банков, имеющих долю участия иностранных инвестиций, не более 50% уставного капитала, составляет в настоящее время 2,0 млн. ЭКЮ, для небанковских кредитных организаций - 0,5 млн. ЭКЮ.

    Для вновь создаваемых банков с долей  иностранных инвестиций в уставном капитале свыше 50% минимальный размер уставного капитала составляет 5 млн. ЭКЮ.

    Для получения лицензии, предусматривающей  операции со средствами в иностранной валюте, минимальный размер собственных средств (капитала) составляет 5 млн. ЭКЮ (для небанковских кредитных организаций - 1,25 млн. ЭКЮ).

    Кредитным организациям могут быть предоставлены  следующие виды лицензий:

    -·лицензия на осуществление банковских операций (за исключением привлечения во вклады средств физических лиц) со средствами в рублях либо в рублях и иностранной валюте;

    -·лицензия на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях либо в рублях и иностранной валюте (право привлечения во вклады денежных средств физических лиц предоставляется банкам, с даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет, при условии устойчивости их финансового положения);

Информация о работе Центральный банк: его цели, функции, операции и взаимоотношения с коммерческими банками