Центральный банк как орган регулирования и контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 04:34, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования. Общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства, возникающие в процессе деятельности Центрального банка Российской Федерации.
Предмет исследования. Теоретические и практические вопросы деятельности Центрального банка Российской Федерации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Банковская система России 6
1.1. Особенности построения банковских систем 6
1.2. Особенности построения банковской системы России 8
1.3. Центральный банк Российской Федерации 12
Глава 2.Организация банковского регулирования, надзора и контроля ЦБ РФ 17
2.1. Инспектирование кредитных организаций 17
2.2. Денежно-кредитное регулирование 25
2.3. Установление и соблюдение экономических нормативов 29
Заключение 33
Список использованной литературы и источников 35

Работа содержит 1 файл

11Центральный банк как орган регулирования и контроля.doc

— 207.00 Кб (Скачать)
"justify">     Акт проверки составляется не менее чём в трех экземплярах12. Первый экземпляр вручается руководителю проверенной организации, о чем во втором и третьем экземплярах акта делается соответствующая отметка. Второй экземпляр передается руководителю, назначившему проверку, для рассмотрения и принятия мер, а третий экземпляр остается для учета и контроля в структурном подразделении, проводившем проверку.

     Итак, по результатам рассмотрения материалов проверки в адрес кредитной организации (филиала) должно быть направлено письмо с оценкой ее работы, в котором могут содержаться необходимые рекомендации, а в установленных случаях - предписания по устранению недостатков. Контроль за выполнением предписаний и рекомендаций возложен на подразделения банковского надзора. При необходимости может быть назначена повторная проверка этой кредитной организации (филиала), которая проводится соответствующим уполномоченным структурным подразделением Банка России или его территориального учреждения.

2.2. Денежно-кредитное регулирование

 

     Центральный банк регулирует экономику не прямо, а через денежно-кредитную систему. Воздействуя на кредитные институты, он создает определенные условия для их функционирования. От этих условий в известной мере зависит направление деятельности коммерческих банков и других финансовых институтов, что и оказывает влияние на ход экономического развития страны. Поэтому национальные особенности кредитной системы определяют степень регулирующего воздействия центрального банка на экономику и влияют на условия функционирования центрального банка. Особенности национальной банковской системы в значительной степени воздействуют на выбор путей и методов денежно-кредитного регулирования центральным банком, на предпочтение им тех или иных инструментов денежной политики.

     Центральные банки развитых стран располагают  определенными методами воздействия  на экономику. Традиционно к ним относятся:13

  1. дисконтная (учетная) и залоговая политика; политика минимальных резервов: операции на открытом рынке;
  2. депозитная политика; валютная политика.

     Однако  содержание стандартного набора методов и сочетание их применения банками разных стран зависят от ряда предпосылок.

     Попытки подвести современные стратегии  центральных банков разных стран под традиционные концепции денежной политики показали, что ни монетаризм, ни теории государственного регулирования в чистом виде не находят своего выражения в практике воздействия на экономику страны. В перспективе можно рассчитывать на компромиссный вариант выбора стратегии центрального банка. При этом в настоящее время все больше приоритет отдается рыночным механизмам по сравнению с административными методами регулирования. Примером тому служит либерализация банковского законодательства в ряде европейских стран в начале 90-х гг. (Австрии, Италии, Франции и др.)

     Одним из основных принципов определения  стратегии центральных банков служит ориентация на регулирование темпа  роста денежной массы в национальной экономике или регулирование валютного курса национальной денежной единицы по отношению к какой-либо стабильной иностранной валюте, т.е. на внутренние или внешние показатели (рис. 1).

     

     Рис. 1. Стратегия центрального банка14

     Выбор той или иной стратегии центрального банка зависит от ориентации экономики страны. При этом наблюдается следующая тенденция. Центральные банки развитых стран с мощным внутренним рынком ориентируются на регулирование темпов роста денежной массы в пределах расчетного индекса. Такой стратегии придерживаются, например, Немецкий федеральный банк, Банк Англии, ФРС США.

     Различаются внутренняя и внешняя стабильность национальной денежной единицы (под  внутренней понимается безинфляционное  развитие, под внешней - стабильность валютного курса национальной денежной единицы по отношению к другим валютам).

     В соответствии с выбранной стратегией центральные банки осуществляют в качестве приоритетной либо денежную, либо валютную политику и используют соответствующие инструменты.

     В целях регулирования объема денежной массы проводятся меры либо по стимулированию роста денежной массы (экспансивная кредитная политика), либо по сдерживанию ее увеличения (рестрикционная кредитная и антиинфляционная политика). Однако в условиях стагфляции центральному банку приходится искать компромиссное сочетание инструментов экономического регулирования, как это происходит в настоящее время в ряде восточноевропейских стран, в России и странах Ближнего зарубежья.

     Регулирование валютного курса национальной денежной единицы предпочитают европейские страны с развитой, ориентированной на экспорт, экономикой. В качестве примера можно привести Австрию, Бельгию, Нидерланды.

     Выбор и сочетание инструментов, применяемых  в определенной экономической ситуации, зависят от стратегии центрального банка. Тем не менее можно назвать требования, предъявляемые к инструментарию центрального банка любой развитой страны. Речь идет прежде всего об инструментах, которые должны обладать максимальной действенностью.

       Все инструменты можно охарактеризовать с помощью следующих критериев:15

    1. традиционные или нетрадиционные;
    2. административные или рыночные;
    3. общего действия или селективной направленности;
    4. прямого или косвенного воздействия;
    5. краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные. Целесообразно различать прямое и косвенное воздействие того или иного механизма. Например, при проведении учетной политики осуществляется прямое регулирование на денежном рынке и одновременно оказывается косвенное воздействие на рынок капиталов.

     В результате учетная и залоговая  политика центрального банка является способом его непосредственного воздействия на ликвидность кредитных институтов путем изменения условий переучета и залога ценных бумаг, что влечет за собой косвенное воздействие на экономику страны.

     Центральный банк Российской Федерации предоставляет  банковскому сектору централизованные кредиты, выдаваемые на рыночных условиях в рамках денежно-кредитной программы Правительства и ЦБ РФ. До конца 1992 г. механизм рефинансирования кредитных институтов, принятый в развитых странах, в практике экономического регулирования Банка России фактически отсутствовал. Центральный банк Российской Федерации пытался влиять на процентные ставки коммерческих банков путем регулирования объема и цены централизованных кредитов, что отвечало требованиям поставленной задачи антиинфляционного регулирования.

     Требования  минимальных резервов появились  как страховка ликвидности кредитных институтов, как гарантия по вкладам клиентов. Этот мотив использования минимальных резервов существует и сегодня. Поддерживая ликвидность банков, центральный банк выполняет свою задачу «кредитора последней инстанции».

       Центральный банк обычно использует две основные формы валютной политики: дисконтную и девизную.

     Дисконтная (учетная) политика проводится не только с целью изменения условий рефинансирования отечественных коммерческих банков, но иногда направлена на регулирование валютного курса и платежного баланса. Однако в современных условиях в странах с развитой и устойчивой экономикой, как правило, превалируют внутренние интересы. Довольно часто внутренние и внешние цели не совпадают, что приводит к необходимости решения спорных вопросов между центральным банком и правительственными структурами в лице Минфина и т.п.

     Центральный банк, покупая или продавая иностранные  валюты (девизы), воздействует в нужном направлении на изменение курса  национальной денежной единицы - девизная политика. Подобные операции получили название «валютных интервенций». Приобретая за счет официальных золото-валютных резервов (или путем соглашений «своп») национальную валюту, он увеличивает спрос, а следовательно, и ее курс. Напротив, продажа центральным банком крупных партий национальной валюты приводит к снижению ее курса, так как увеличивается предложение. Влияние валютной политики центрального банка в форме проведения операций на срочном валютном рынке проявляется в стимулировании экспорта или импорта капитала.

     Таким образом, направление желаемого движения капиталов зависит от приоритета политики центрального банка в данной экономической ситуации, что может выражаться либо в стимулировании товарного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании курса национальной валюты по отношению к иностранной.

2.3. Установление и соблюдение экономических нормативов

 

     В целях обеспечения устойчивости банковской системы Центральный  банк Российской Федерации разрабатывает  для коммерческих банков обязательные нормативы, которые позволяют оценить  состояние капитала, источники ресурсов и их соотношение с активами16.

       Банк России вправе устанавливать дифференцированные нормативы и методики их расчета по видам банков и иных кредитных организаций. О предстоящем изменении нормативов и методик их расчета Банк России официально объявляет не позднее, чем за месяц до их введения в действие.

       Центрального Банка России «О порядке регулирования деятельности кредитных организаций». В связи с введением в действие с 1 января 1998 года новых Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, вышла новая редакция инструкции №1. Согласно ей устанавливаются следующие обязательные экономические нормативы деятельности банков:

       1. минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых банков;

       2. минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих банков;

       3. норматив достаточности капитала;

       4. нормативы ликвидности банков;

       5. максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков;

       6. максимальный размер крупных кредитных рисков;

       7. максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика);

       8. максимальный размер риска на одного акционера (участника);

       9. максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных банком своим инсайдерам;

       10. максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) граждан;

       11. максимальный размер обязательств банка перед банками – нерезидентами и финансовыми организациями – нерезидентами;

       12. норматив риска собственных вексельных обязательств банка;

       13. норматив использования собственных средств банков для приобретения долей (акций) других юридических лиц.

     Группировка активов по степени риска

     Экономические нормативы предполагают определенные пропорции между активами и пассивами  коммерческого банка. Их соблюдение призвано обеспечить оптимальные отношения между привлеченными и размещенными ресурсами с тем, чтобы обеспечивать соответствующий уровень ликвидности банка.

     Важное  практическое значение имеет соблюдение рекомендуемых обязательных нормативов. Для расчета как директивных, так и оценочных нормативов активы банка корректируют исходя из показателей их риска. Банк России рекомендовал все активы коммерческих банков распределить на шесть групп исходя из степени риска вложений и возможной потери части стоимости. При этом отдельным категориям и группам активов присваиваются соответствующие поправочные коэффициенты риска, выраженные в процентах. Например, если конкретному активу соответствует коэффициент риска 20% , то это означает, что вероятность надежности возврата инвестированных сюда денег равна 80% первоначально выданной суммы.

       В расчете некоторых нормативов  используется показатель капитала  банка. Понятие капитала банка  значительно шире понятия его  уставного капитала. Минимальный  размер уставного капитала создаваемого  банка, который должен быть не менее суммы, эквивалентной 5 млн. евро. Минимальный размер уставного капитала создаваемой небанковской кредитной организации, который должен быть не менее суммы, эквивалентной 500 тыс. евро. Минимальный размер собственных средств (капитала) банка, ходатайствующего о получении Генеральной лицензии на осуществление банковских операций, который должен быть не менее суммы, эквивалентной 5 млн. евро.

Информация о работе Центральный банк как орган регулирования и контроля