Центральный Банк РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 22:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение правового статуса Центрального Банка Российской Федерации, рассмотрение функций Банка России, как по отдельности, так и в комплексном взаимодействии, а также изучение осуществляемых ЦБ РФ операций и его организационной структуры.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. История развития ЦБ России и его экономическое содержание…….….5
1.1. История развития и правовой статус ЦБ РФ………………………….5
1.2. Цели, задачи и функции ЦБ РФ………………………………………10
2. Анализ операций ЦБ РФ………………………………………………….14
2.1. Организационная структура и органы управления ЦБ РФ………...…14
2.2. Операции, осуществляемые ЦБ РФ и их анализ……………………....18
3. Совершенствование деятельности ЦБ РФ……………………….………25
3.1. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ……………………………….…25
3.2 Пути совершенствования деятельности ЦБ РФ………………………..32
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

Центральный банк РФ курсовая.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

     Для создания оптимальных условий развития денежного рынка в России необходимо:

      • совершенствование законодательной базы в сфере денежно – кредитной политики;
      • уменьшение долларизации российского денежного обращения;
      • усиление стимулов инвестиционной активности;
      • совершенствование налоговой системы;
      • снижение инфляции и проведения политики сдерживания цен;
      • внедрение и совершенствование электронного денежного обращения;
      • развитие и применение широкого спектра форм безналичного обращения;
      • усиление контроля над законностью наличного и безналичного оборота для предотвращения возможных противоправных действий и другие.

     Для повышения скорости и эффективности  оборачиваемости денежных средств  в наличной и безналичной формах очень важно развитие механизма  предоставления гарантий. В настоящее  время это предоставление государственных  гарантий. Однако только государственными гарантиями нельзя полностью обеспечить потребности коммерческих структур в гарантиях.

     Таким образом, улучшение конъюнктуры  денежного рынка в России приведет к укреплению национальной денежной единицы и стабилизации денежной системы в целом, что, в свою очередь, окажет положительное влияние на весь комплекс экономических процессов в стране.

     В рамках политики обеспечения оптимальной  монетизации - объем денежной массы, оцененный по агрегату М2, в течение  не более чем за 5 лет должен быть доведен от 20% в настоящее время до как минимум 50% валового внутреннего продукта. При этом доля наличных денег в обращении (агрегат МО) должна составить не более 10% в широкой денежной массе, оцененной по агрегату МЗ, против 28,7% в настоящее время. Кроме того, увеличение доли электронных денег и платежей в безналичной форме положительно отразится на состоянии платежно-расчетной системы страны, а также будет способствовать сокращению веса теневой экономики.

     Основными направлениями денежно-кредитной политики в кредитной сфере будут являться:

  1. Создание и совершенствование прочной законодательной основы, предусматривающей реальную защиту прав участников рынка кредитов и жесткие меры для пресечения любых противоправных действий в сделках с ссудным капиталом;
  2. Укрепление и выдача гарантий получения доходов со стороны государства и Центрального банка;
  3. Гибкое государственное регулирование для исключения монопольных групп участников кредитного рынка;
  4. Применение льготных тарифов для вливания кредитных средств в наиболее слабые и уязвимые сектора экономической системы страны;
  5. Поддержка и развитие новых форм и видов кредитования на рынке ссудных капиталов;
  6. Дифференцированный подход в области спроса и предложения на кредитном рынке;
  7. Создание благоприятных условий для привлечения иностранного капитала в российскую экономику;
  8. Внедрение достижений и средств научно – технического прогресса на все уровни кредитного рынка;
  9. Достаточно хорошо развитое информационное обеспечение участников рынка кредитов;
  10. Развитие рынка кредитов долгосрочного погашения, потребительских кредитов и ипотечных;
  11. Обеспечение необходимого уровня конкуренции на кредитном рынке;
  12. Повышение устойчивости развития экономики в целом и обеспечение возможности создания прогнозирования кредитного рынка России на долгосрочный период;
  13. Обеспечение высокого профессионализма участников кредитного рынка;
  14. Формирование условий для выхода кредитного рынка России на мировой уровень и другие эффективные мероприятия.

     Такой подход к организации кредитного рынка России позволяет расширить возможности его участников и в целом поддержать функционирование экономической системы государства на мировом уровне.

     В рамках политики обеспечения эффективного контроля за деятельностью банковской системы и политики обеспечения надежности и устойчивости денежно-кредитной системы следует обратить внимание на информационную открытость денежных властей, банковского сектора, посредством регулярных публикаций аналитических материалов. Причем необходимо вводить, а в ряде случаев ужесточать наказание за профессиональные злоупотребления и предоставление недостоверной и несвоевременной информации как со стороны коммерческих банков, так и надзорных органов.

     Кроме того, необходимо форсировать работу, направленную на борьбу с фиктивным  капиталом и выявлением реальных собственников банков. Для обеспечения последовательности проводимого курса и инвестиционной привлекательности страны социально-экономическая политика, разрабатываемая денежными властями, должна приобретать долгосрочны и характер, при наличии лиц, ответственных непосредствен но за ее проведение.

     В заключение необходимо отметить, что  обоснование и регламентация  конечной генеральной цели денежно-кредитной  ЦБ РФ являются исходным и ключевым этапом ее модернизации. Без обоснования  конечной генеральной цели денежно-кредитной политики ЦБ, адекватной необходимости повышения качества жизни, и обеспечения инновационности развития экономики имеет место опасность «имитации бурной деятельности».

      ЦБ  РФ необходимо продолжать движение к режиму свободно плавающего валютного курса, последовательно ослабляя жесткость привязки рубля к бивалютной корзине и допуская большую волатильность ее стоимости. Режим свободно плавающего валютного курса необходим для введения таргетирования инфляции в полном объеме. При этом одновременно с сокращением участия Банка России в курсообразовании потребуется реализация комплекса мер по превращению процентной ставки Банка России в главный инструмент денежно-кредитной политики, влияющий на инфляционные ожидания экономических агентов и формирующий монетарные условия функционирования экономики.

      Для обеспечения соответствия динамики инфляции целевой траектории Банк России должен использовать все имеющиеся в его распоряжении инструменты денежно-кредитной политики. На успешность проведения денежно-кредитной политики будут влиять в определенной степени как бюджетные механизмы аккумулирования дополнительных доходов от экспорта нефти и газа при высоких ценах мирового рынка энергоносителей, так и проведение консервативной бюджетной политики.

      Особое  значение Банк России необходимо придавать формированию доверия общества к осуществляемой денежно-кредитной политике, повышению ее открытости и прозрачности, разъяснению общественности своих целей, задач и принятых мер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      Ключевым элементом государственного регулирования финансовой сферы любого развитого государства сегодня является Центральный Банк, выступающий проводником официальной денежно-кредитной политики.

      Первоочередной  задачей Центрального Банка РФ является стабилизация экономики. Целью денежно-кредитной политики является контроль над денежной массой или уровнем ссудного процента - все это делается для регулирования денежного предложения в стране.

      В данной работе были рассмотрены правовые основы ЦБ РФ, его цели, функции, задачи и организационная структура. Опираясь на представленный материал, можно сделать определённые выводы:

      1. Первый закон «О Центральном  банке» в современной России  был принят в 1990г. В 1995г.  Центральный банк стал называться  Центральным банком Российской Федерации.

      2. Согласно Федеральному закону  РФ «О Центральном Банке Российской  Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 №86-ФЗ уставный капитал ЦБ  РФ является федеральной собственностью  и его размер равняется 3 млрд. руб. Свои расходы ЦБ финансирует  за счёт своих доходов, и он независим от Правительства.

      3. Банк России подотчётен Государственной  Думе.

      4. Главной целью деятельности ЦБ  РФ является сдерживание инфляции  и обеспечение стабильности национальной  валюты. В связи с этим ежегодно  Банк России разрабатывает единую государственную денежно-кредитную политику, реализация которой осуществляется посредством использования специальных инструментов, таких как операции на открытом рынке, изменение нормативов обязательных резервов, рефинансирование кредитных организаций, эмиссия облигаций, валютные интервенции и др.

      5. Свои функции Банк России реализует  посредством своих операций, которые,  как правило, делятся на пассивные  и активные. К пассивам Банка  России относятся: эмиссия банкнот  и монет; депозиты; обязательства по полученным кредитам; выпуск собственных облигаций; капитал и резервы. К активам относятся: драгоценные металлы, иностранная валюта, ссуды, вложения в ценные бумаги, основные средства.

      Денежно-кредитная  политика Банка России ориентирована  на  поддержание финансовой   стабильности   и   формирование   предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк  России  гибко  реагирует  на изменение реального спроса  на  деньги,  способствует  поддержанию  растущей динамики экономики, снижению  процентных  ставок,  инфляционных  ожиданий  и темпов инфляции. Это привело к некоторому  укреплению  реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.

         В  результате  взвешенной  денежно-кредитной   политики   и   политики валютного  курса,  проводимой  Банком  России,  увеличились   золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний обменного курса.

      Банк  Росии сохраняет преемственность  в определяющих принципах формирования денежно-кредитной политики, соподчиняя ее цели главным задачам экономической политики государства.

      Вне зависимости от видов используемых расчетов Центральный банк в проведении денежно-кредитной политики стремится к созданию такой платежной системы, которая сочетала бы в себе два качества: стабильность, целостность системы и ее эффективность, однако достижение поставленных целей по операциям Центрального Банка на открытом рынке зависит от наличия соответствующих условий, создаваемых функционированием всех секторов экономики и проведением необходимых институциональных преобразований.

      Думается, что постепенное сокращение участия  Банка России на внутреннем валютном рынке будет способствовать переходу к режиму свободно плавающего валютного  курса, тем самым ЦБ сможет сосредоточить  свои усилия на максимально точном достижении целей по уровню инфляции.

     Исходя  из анализа денежно-кредитной сферы, можно сделать вывод, что денежно-кредитный  рынок все более расширяется  и требует более совершенных  мер по проводимому регулированию. В связи с этим были разработаны основные направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ:

      • создание благоприятных условий для поступательного экономического развития страны в долгосрочной перспективе;
      • последовательное снижение уровня инфляции (до 6-7% в 2011 г.);
      • повышение темпов экономического роста;
      • укрепления национальной валюты, что позволило продолжить накопление золотовалютных резервов государства в значительных масштабах;
      • ослабление зависимости экономики и денежно-кредитной сферы от влияния высоких цен на нефть;
      • использование для стабилизации денежно-кредитной сферы средства Стабилизационного фонда;
      • стабилизация повышения спроса на деньги при помощи ограничений на денежную наличность;
      • стимулирование кредитных операций;
      • совершенствование межбанковского кредитного рынка и другие.

      В заключение хочется отметить, что  роль Центрального банка в нынешних условиях развития и стабилизации экономики  возрастает день ото дня. Следует  и дальше продолжать осуществление  мероприятий, направленных на повышение  устойчивости и конкурентоспособности банковского сектора Российской Федерации. Кроме того, необходимо совершенствование системы банковского надзора.

     Реализация  эффективных мер по укреплению денежно-кредитной  сферы экономики России и создания условий для повышения эффективности  его регулирования при помощи политики Центрального Банка будет способствовать оживлению финансовой и социальной жизни страны и ее стабильному развитию в будущем.

Список  использованной литературы. 

  1. Федеральный закон Российской Федерации «О Центральном  банке Российской Федерации» от 27.06.2002 № 86-ФЗ
  2. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений» в Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» от 03.02.1996 № 17 (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5 и 8 июня 1999 г., 19 июня и 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г.).
  3. Положение Банка России от 29 марта 2004 года № 255-П "Об обязательных резервах кредитных организаций" (с учетом изменений).
  4. Положение Банка России от 4 августа 2003 года № 236-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом (блокировкой) ценных бумаг".
  5. Антонов Н.Г. Денежное обращение, кредит и банки: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ. - 2003. – 342с.
  6. Афанасьев М., Кривоногов И. Бюджетная реформа в России: первые итоги и возможные перспективы // Вопросы экономики. – 2005. – №11. – 257
  7. Банковское дело/ Под. ред. О.И. Лаврушина – М.: Финансы и статистика, 2003. – 576с.Булатов А. С. Экономика – М.: Юристъ, 2002. – 896с.
  8. Бурлачков В. Денежное предложение: теория и организация // Вопросы экономики. – 2005. -– 350 с.
  9. Дробозина Л.А., Окунева Л.П., Андросова Л.Д. И др. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003. – с.479.
  10. Ершов М. Банковская система и развитие российской экономики // МЭиМО. – 2005. – 535с.
  11. Захаров В.С. О рисках банковской системы // Деньги кредит. – 2004.
  12. Иванов Ю.О показателях экономического благосостояния // Вопросы экономики. – 2004.– 260 с.
  13. Кимельман С., Андрюшин С. Стабилизационный фонд и экономический рост // Вопросы экономики. – 2005 – 180 с.
  14. Крупнов Ю.С. О сущности, функциях и некоторых тенденциях развития центральных банков // Финансы и кредит. – 2004. -120 с.
  15. Мурычев Н. Российский банковский сектор: консолидации и корпоративное управление // Вопросы экономики. – 2005. – 289с.
  16. Лавров А.М. Бюджетная реформа 2001 – 2008 г. г.: от управления затратами к управлению результатами // Финансы. – 2005
  17. Наличный и безналичный оборот в российской экономике: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: КНОРУС, 2004. – 186с.
  18. Новиков А.Н. Перспективы развития операций Банка России на открытом рынке // Финансы. – 2003. – 125с
  19. Овчинников А.П. Денежный рынок: проблемы сегодня // Финансовая газета. – 2005
  20. Ромашова И.Б. Управление денежным капиталом // Финансы и кредит. – 2004
  21. Фетисов Г.Г. Банк России: цели, задачи, проблемы // Деньги кредит. – 2009. - №2. – С.6-10.
  22. Фетисов Г.Г. Инфляция и рост регулируемых цен // Финансы. – 2009. - № 7. – с.15-19.
  23. Штайнхер А. Современные тенденции развития банковского сектора // Вопросы экономики. – 2005. – 180с.
  24. Деньги. Кредит. Банки: Учеб. для вузов / Е.Ф. Жуков, Л.М. Мак-симова, А.В. Печникова и др.; Под ред. Е.Ф. Жукова. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2003. 623 с.
  25. Банковское дело: Учеб. для экон. вузов / О.И. Лаврушин, И.Д Мамонова. М.: Финансы и статистика, 2000. 576 с.
  26. Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики за 2009 год. // Вестник Банка России.- 2009. - №13 (1029)
  27. www.ach.gov.ru - официальный сайт Счетной палаты
  28. www.cbr.ru - официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации.

Информация о работе Центральный Банк РФ