Центральный Банк РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:57, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в курсовой работе является Центральный банк Российской Федерации.
Предметом исследования является деятельность Центрального банка Российской Федерации.
Целью курсовой работы является исследование деятельности Центрального банка Российской Федерации, его функций в развитии банковского дела на современном этапе.

Содержание

Глава 1. Сущность, функции и операции центральных банков..................................................................................................................
1.1.Сущность центральных банков, их структура.
1.2.Денежно-кредитная политика центральных банков.
1.3.Операции центральных банков.
1.4. Политика валютного курса ЦБ………………………………………………….
Глава 2. Место центрального банка РФ в банковской системе России.
2.1.Статус Банка России, основные цели и функции Центрального банка РФ
2.2. Полномочия и функции Центрального банка РФ по отношению к кредитным организациям
Глава 3. История развития ЦБ РФ
Заключение.
Библиография.

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая работа по праву.docx

— 60.15 Кб (Скачать)

  Проводимая  с июля 1995 года политика стабилизации курса рубля дала ощутимые результаты. Введение валютного коридора не только ограничило валютный курс рубля снизу, создав ориентир для импортеров продукции, но и предотвратило резкое повышение  курса национальной валюты, поддержав  тем самым российских экспортеров. Установление предельного нижнего  уровня текущего валютного курса  явилось сильным антиинфляционным фактором и позволило эффективно сдерживать темпы внутреннего обесценения  рубля.

  С мая 1996 года Банк России изменил систему  установления официального курса иностранных  валют к рублю Российской Федерации, отказавшись от привязки официального курса рубля к фиксингу Московской межбанковской валютной биржи. В 10 часов московского времени каждого рабочего дня Банк России объявляет курсы покупки и продажи долларов США по своим операциям на межбанковском валютном рынке. Эти курсы устанавливаются с учетом соотношения текущего спроса и предложения на иностранную валюту на межбанковском и биржевом валютном рынках, динамики инфляционных показателей, положения на международных рынках иностранных валют, изменения величины государственных золотовалютных резервов, динамики показателей платежного баланса страны. Арифметическое среднее курсов покупки и продажи доллара дает величину официального курса доллара США к российскому рублю на следующий календарный день. В 1998 году разница между официальным курсом и курсами покупки и продажи доллара не будет превышать 1,5%.

        Важным этапом в  развитии валютной политики стало принятие Правительством Российской Федерации  и Банком России в июне 1996 года международных  обязательств по снятию ограничений  на конвертируемость рубля по текущим  операциям в рамках присоединения  к VIII статье устава МВФ, что создало  принципиально новые условия  для процесса курсообразования и привлечения на российский рынок иностранных инвесторов.

        Достигнутый прогресс в области финансовой стабилизации позволил установить в 1997 году границы "валютного коридора" на весь год. С учетом возможных незначительных отклонений от вероятного сценария экономического развития в 1997 году значения верхней и нижней границ допустимого изменения валютного курса, установленные совместным Заявлением Правительства Российской Федерации и Банка России, составили на начало года 5500 и 6100 рублей за доллар США, а на конец года - соответственно 5750 и 6350 рублей за доллар США.

        Стабилизация  основных макроэкономических показателей, возросшая устойчивость российского  финансового рынка поставили  перед Банком России новые задачи в области реализации государственной  курсовой политики. Правительство Российской Федерации и Банк России 10 ноября 1997 года в совместном заявлении объявили о переходе от практики установления ежегодных ограничений изменения курса рубля к определению среднесрочных ориентиров динамики курса национальной валюты. Правительство Российской Федерации и Банк России средствами бюджетной, денежно-кредитной и валютной политики будут поддерживать такие условия на валютном рынке, что в ближайшие несколько лет, как минимум в 1998-2000 годах, центральный обменный курс российского рубля будет находиться на уровне 6,2 рубля (с учетом деноминации) за 1 доллар США, а его возможные отклонения не превысят 15% от этого значения. При этом будет обеспечен плавный, исключающий скачки валютного курса переход к новому этапу валютной политики. Вместе с тем Банк России считает, что в отдельные промежутки времени обменный курс рубля может испытывать существенное воздействие внутренних и внешних факторов, что будет проявляться в большей его гибкости в рамках указанных выше параметров.

 

  Глава 2. Место Центрального банка РФ в банковской системе России

2.1. Статус Банка России, основные цели и функции ЦБ РФ

  Некоторые функции центрального банка (монопольная  эмиссия кредитных билетов, «банк  банков») в России, впервые начал  выполнять созданный в 1860 г. Государственный  банк России. Он находился в прямом подчинении министра финансов и наряду с функциями центрального банка  выполнял функции коммерческого  банка. После национализации коммерческих банков в 1917 г. и их слияния с Государственным  банком России, как уже говорилось выше, последний был переименован в Народный банк РСФСР и передан  в ведение Наркомфина. В 1920 г. Народный банк РСФСР был упразднен, а право денежной эмиссии передано Наркомфину.

  В 1921 г. был создан Государственный  банк РСФСР, который в 1923 г. был преобразован в Государственный банк СССР, находившийся в прямом подчинении Правительства.

  Госбанк СССР до банковской реформы 1987 г. являлся  единым эмиссионным, кредитным, расчетным  и кассовым центром страны, выполняя, в отличие от центральных банков промышленно развитых стран, функции, присущие как центральному, так и  коммерческим, инвестиционным, сберегательным и другим банкам. С 1988 г. функции кредитования и расчетно-кассового обслуживания народного хозяйства были переданы государственным специализированным банкам. Госбанк СССР осуществлял  монопольную эмиссию наличных денег, централизованное плановое управление денежно-кредитной системой, контроль за всеми основными направлениями деятельности государственных специализированных банков, организацию расчетов между ними, кассовое исполнение бюджета.

  При этом сохранялись государственная  монополия банковского дела и  строгая централизация управления кредитом. Госбанк СССР разрабатывал сводные кредитные планы и  планы распре-

  деления ресурсов и кредитных вложений по банкам, устанавливал предельные размеры  процентной ставки специализированных банков, участвовал в определении  состава объектов кредитования, условий  выдачи и погашения кредитов, мер  кредитного воздействия на ссудозаемщиков.

  Центральный банк в Российской Федерации был  создан после обретения ею суверенитета на базе Госбанка СССР первоначально  в виде Госбанка РСФСР, который в  декабре 1990 г. был переименован в  Центральный банк РСФСР (Банк России), а затем в апреле 1995 г. – в  Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

  Правовой  статус, функции, принципы организации  и деятельности Центрального банка  Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом  «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июня 2002 года и другими федеральными законами.

  Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным  законом «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной  власти, органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления.

  Банк  России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

  Местонахождение центральных органов Банка России - город Москва.

  Уставный  капитал и иное имущество Банка  России являются федеральной собственностью. Банк России имеет уставный капитал  в размере 3 млрд. рублей. В соответствии с целями и в порядке, которые  установлены Федеральным законом  «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие  и обременение обязательствами  указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Прибыль Банка России определяется как разница между суммой доходов от предусмотренных статьей 46 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» банковских операций и сделок и доходов от участия в капиталах кредитных организаций и расходами, связанными с осуществлением Банком России своих функций, установленных статьей 4 Федерального закона.

  Однако  хотя Банк России является государственным  банком, он независим в своей деятельности от Правительства. ЦБ РФ — юридическое  лицо, не регистрируется в налоговых  органах, осуществляет свои расходы  за счет собственных доходов, не отвечает по обязательствам государства, а государство  не отвечает по обязательствам банка. Нормативные акты, издаваемые ЦБР, обязательны  для органов государственной  власти РФ и ее субъектов, органов  местного самоуправления, всех юридических  и физических лиц. Проекты федеральных  законов, нормативных актов федеральных  органов исполнительной власти, касающихся выполнения функций Банка России, должны направляться на его заключение.

  ЦБР подотчетен лишь Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Государственная Дума по представлению Президента назначает сроком на четыре года Председателя и членов высшего органа Банка России — Совета директоров, рассматривает годовой отчет ЦБР и аудиторское заключение, определяет аудиторскую фирму для аудиторской проверки банка; заслушивает доклады Председателя о деятельности ЦБР дважды в год: при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

  В то же время ЦБ РФ тесно связан с  Правительством. Он участвует в разработке экономической политики Правительства  РФ. Председатель банка или один из его заместителей участвует в  заседаниях Правительства РФ. Министр  финансов и министр экономики или их заместители принимают участие в заседаниях Совета директоров Банка России с правом совещательного голоса. ЦБР и Правительство РФ информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации. В частности, ЦБР консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом их воздействия на состояние банковской системы и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики.

  При Банке России создан Национальный банковский совет, в который входят представители  палат Федерального Собрания, Президента, Правительства РФ, Банка России, а также министр финансов и  министр экономики, представители  кредитных организаций и эксперты. Председателем Совета является Председатель ЦБ РФ. Национальный банковский совет  регулярно рассматривает концепцию  совершенствования банковской системы, проекты основных направлений единой государственной денежно-кредитной  политики, политики валютного регулирования, наиболее важные вопросы регулирования  деятельности кредитных организаций, осуществляет экспертизу проектов законодательных  и иных нормативных актов в  области банковского дела.

  Банк  России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему Банка входят центральный аппарат, территориальные  учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том  числе подразделения безопасности, необходимые для осуществления  деятельности ЦБР. Национальные банки  республик являются территориальными учреждениями ЦБР. Территориальные  учреждения банка не имеют статуса  юридического лица и не имеют права  принимать решения, носящие нормативный  характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров.

  Руководство и управление Банком России осуществляет его высший орган — Совет директоров. В этот коллегиальный орган входят Председатель ЦБР и 12 членов, работающих в Банке России на постоянной основе. Совет директоров разрабатывает во взаимодействии с Правительством основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, устанавливает экономические нормативы и нормы обязательных резервов для кредитных организаций, принимает решения об изменении процентных ставок Банка России, определяет лимиты операций на открытом рынке, условия допуска иностранного капитала в банковскую систему России, объемы выпуска и изъятия наличных денег из обращения.

  Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» определяет три основные цели его деятельности (ст. 3):

  1) защита и обеспечение устойчивости  рубля;

  2) развитие и укрепление банковской  системы Российской Федерации;

  3) обеспечение эффективного и бесперебойного  функционирования платежной системы.

  Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.

  Достижение  этих целей осуществляется путем  выполнения Банком России своих функций, сформулированных в ст. 4 Закона, а  именно, ЦБ РФ:

  1) во взаимодействии с Правительством  Российской Федерации разрабатывает  и проводит единую государственную  денежно-кредитную политику;

  2) монопольно осуществляет эмиссию  наличных денег и организует  наличное денежное обращение;

  2.1) утверждает графическое обозначение  рубля в виде знака; (п. 2.1 введен Федеральным законом от 12.06.2006 N 85-ФЗ)

  3) является кредитором последней  инстанции для кредитных организаций,  организует систему их рефинансирования;

  4) устанавливает правила осуществления  расчетов в Российской Федерации;

  5) устанавливает правила проведения  банковских операций;

  6) осуществляет обслуживание счетов  бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации,  если иное не установлено федеральными  законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

Информация о работе Центральный Банк РФ