Центральный банк России как орган регулирования и надзора за банковской деятельностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:32, контрольная работа

Описание работы

Центральный банк Российской Федерации — высший орган банковского регулирования и контроля деятельности коммерческих банков и других кредитных учреждений. В процессе взаимоотношений с коммерческими банками ЦБ РФ стремится к поддержанию устойчивости всей банковской системы и защите интересов населения и кредиторов. Он не вмешивается в оперативную деятельность коммерческих банков. Однако ЦБ РФ определяет порядок создания новых коммерческих банков, контролирует его соблюдение и выдает лицензию на право осуществления банковской деятельности.

Содержание

Центральный банк России как орган регулирования и надзора за
банковской деятельностью…………………………………………..3
Введение………………………………………………………………..3
Организация банковского регулирования, надзора и контроля….....3
Заключение……………………………………………………………...8

Пластиковые карточки как форма безналичных расчетов………….10
Введение………………………………………………………………..10
Платежные пластиковые карты……………………………………….11
Заключение……………………………………………………………..14
Библиографический список…………………………

Работа содержит 1 файл

организация деят кб.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

    13. изучение договоров и причин потерь по отдельным видам деятельности;

    14. выявление фактов искажения доходов  и расходов, обнаружение возможных непроизводительных потерь, в том числе связанных с результатами применения санкций за нарушение и несоблюдение договорных обязательств;

    15. выявление причин, мотивов и обстоятельств,  способствовавших банковским нарушениям;

    16. выяснение целей нарушения нормативных  актов ЦБ РФ, причин искажения отчетных показателей, экономических нормативов;

    17. выяснение причин и целей проведения  банком убыточных, неэффективных банковских операций и сделок, прежде всего создающих повышенный риск и повлекших нарушение экономических нормативов;

    18. проверка соблюдения кредитной  организацией предписаний Банка  России.

    Заключение

    В России единственным органом, осуществляющим банковское регулирование и надзор, в соответствии с законодательством является Центральный Банк. Объясняется это, прежде всего особенностями создания в нашей стране двухуровневой банковской системы и формирования механизма надзора, которые проходили почти одновременно.

    Банковский  надзор представляет собой совокупность действий, осуществляемых органом банковского надзора в рамках установленной компетенции и, как правило, в соответствии с открытыми (официально опубликованными) процедурными нормами в целях обеспечения стабильности функционирования банковской системы и защиты интересов ее кредиторов, а также клиентов.

    Банковский  надзор выступает наиболее существенным элементом всей совокупности надзорных функций, выполняемых Банком России, и осуществляется им, главным образом, на основании двух федеральных законов: «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности», а также на основе многочисленных нормативных актов, издаваемых самим Банком России в соответствии с действующим законодательством.

    Одним из основных полномочий Банка России в области банковского надзора или его начальной стадией является осуществление функций по регистрации и лицензированию деятельности кредитных организаций. Обычно при создании кредитного учреждения предъявляются требования по трем основным направлениям:

    ¨ минимальные требования к капиталу;

    ¨ требования к качеству руководящего состава;

    ¨ антимонопольные ограничения.

    Целью процедур, осуществляемых в рамках лицензирования, является минимизация риска допуска на рынок банковских услуг или на отдельный его сегмент организации, функционирование которой заведомо несет угрозу интересам кредиторов и клиентов или угрозу системного характера.

    В отличие от лицензирования, текущий  надзор занимается угрозами здоровью кредитных организаций, обусловленных их поведением и неблагоприятным влиянием окружающей среды. В процессе решения указанной задачи первостепенное внимание надзорного органа направлено на анализ и оценку текущего и перспективного финансового состояния кредитной организации.

    Банк  России устанавливает обязательные нормативы деятельности кредитных организаций и иные пруденциальные нормы, осуществляет контроль за их соблюдением. Проводится работа по совершенствованию методики расчета и величины обязательных нормативов с учетом эффективности их применения, а также изменений в бухгалтерском учете. Однако система обязательных нормативов нуждается в кардинальном изменении. Необходимо перейти от формальных критериев к отражению реальных рисков, принимаемых на себя кредитными организациями.

    Сосредоточение  функций по надзору за деятельностью  кредитных организаций, регулированию и контролю за функционированием ряда сегментов финансового рынка обусловлено характером задач, определенных Банку России Конституцией РФ. Выполнение Банком России комплекса взаимосвязанных функций создает условия для системного подхода к достижению поставленных целей и решению возникающих проблем. Дезинтеграция функций Банка России неминуемо привела бы как минимум к снижению общей эффективности выполнения функций со всеми вытекающими из этого негативными последствиями.  
 

    Пластиковые карточки как форма  безналичных расчетов. 

    Введение 

      Безналичные расчеты производятся между предприятиями, учреждениями и организациями. Они ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных), замещающих наличные деньги в обороте. При этом посредником при расчетах между предприятиями и организациями выступают соответствующие учреждения банков (государственные и коммерческие).

      Безналичные расчеты являются завершающей стадией  выполнения хозяйственных договоров, представляют собой одну из форм проявления хозяйственной самостоятельности хозрасчетных предприятий. Предприятия материально заинтересованы в нормальном и бесперебойном ходе реализации произведенной продукции, неотъемлемой составной частью которой являются безналичные расчеты.

      Отношения между банками и клиентами  носят договорный характер. Клиенты  самостоятельно выбирают банки для  кредитно-расчетного обслуживания и могут производить все виды банковских операций в одном (по расчетным операциям) или нескольких банках (по кредитным операциям). Кредитные отношения банков с предприятиями оформляются кредитными договорами.

      Кроме расчетных счетов, в банках открываются  текущие и специальные счета для хранения средств строго целевого назначения (Приватизационный фонд, аккредитивы, и чековые книжки).

      Расчетные счета открываются предприятиям, являющимся юридическими лицами и имеющим самостоятельный баланс. На расчетном счете сосредотачиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка и прочие начисления. С расчетного счета производятся почти все платежи предприятия: оплата поставщикам за материалы, погашение задолженности бюджету, соцстраху, получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т.п. Выдача денег, а также безналичные перечисления с этого счета банком осуществляются, как правило, на основании приказа предприятия - владельца расчетного счета или с его согласия (акцепта).

    Безналичные расчеты за товары и услуги, а также в связи с финансовыми обязательствами осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности в характере и движении расчетных документов.

    Формы безналичных расчетов определены Гражданским  Кодексом Российской Федерации.

    Настоящая часть положения распространяется на следующие формы безналичных  расчетов:

    - расчеты платежными поручениями;

    - расчеты по аккредитиву;

    - расчеты чеками;

    - расчеты по инкассо.

    Самостоятельно  клиенты банков выбирают формы безналичных расчетов и предусматривают в договорах, которые заключают с контрагентами.

    В рамках форм безналичных расчетов в  качестве участников расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты.

    В последнее время все чаще при  безналичных расчетах стали использоваться пластиковые карточки.

    Платежные пластиковые карты.

    Проект  Федерального Закона “Об использовании  платежных карт в 
Российской Федерации”, а также Положение “О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием” предусматривают следующую терминологию.

    Платежная карта – идентификационный документ, предназначенный для неоднократного произведения расчетов его держателем.

    Банковская  карта – карта, обеспечивающая её держателю возможность неоднократного проведения операций по банковскому счету, в том числе произведение безналичных расчетов и получение соответствующих денежных сумм со счета. Виды операций, которые держатель банковской карты вправе осуществлять по банковскому счету, устанавливаются законом и (или) договором между держателем и эмитентом банковской карты.

    Держатель платежной карты – физическое лицо, которое на основании закона и договора с эмитентом владеет и пользуется платежной картой, эмитированной на его имя.

    Виды  пластиковых карт: кредитные и  дебетовые, региональные, внутренние, международные.

    Существует  много оснований для классификации  карт.

    1. По материалу, из которого они  изготовлены:

    - бумажные (картонные);

    - пластиковые;

    - металлические.

    В настоящее время практически  повсеместное распространение получили пластиковые карточки.

    2. По способу записи информации  на карту:

    - графическая запись;

    - эмбоссирование;

    - штрих-кодирование;

    - кодировка на магнитной полосе;

    - чип;

    - лазерная запись (оптические карты).

    Магнитная запись является одним из самых распространенных на сегодняшний день способов нанесения информации на пластиковые карты. Но на сегодняшний день магнитная полоса уже не обеспечивает необходимого уровня защиты информации. Более надежный способ записи информации - чип или микросхема.

    3. По общему назначению:

    - идентификационные;

    - информационные;

    - для финансовых операций (расчетов).

    В принципе, это разделение не является взаимоисключающим. Например, крупная компания может выдавать каждому своему сотруднику карту, которая:

    А). является пропуском, разрешающим (ограничивающим) проход в определенные зоны предприятия (идентифицирующая функция);

    Б). на той же карте может быть записана в кодированном виде “история болезни”, или какая-либо другая важная информация о держателе карточки (информационная функция);

    В). помимо этого, такая карточка может использоваться еще и для расчетов в столовой и магазинах данной компании (расчетная функция).

    4. По эмитентам:

    - банковские (универсальные) карточки, выпускаемые банками и финансовыми компаниями;

    - частные (private) карты, выпускаемые  коммерческими компаниями для расчетов в торговой и сервисной сети данной компании.

    5. Банковские и другие карточки, используемые для расчетов:

    - автономный “электронный кошелек”;

    - “электронный кошелек” с дублированием  счета у эмитента;

    - “ключ к счету” – средство идентификации владельца счета, ведущегося у эмитента.

    Как это ни покажется странным, подавляющее  большинство банковских карточек является идентификатором, а не “электронным кошельком”. К ним относятся все карточки “VISA”, “EUROKARD/MASTERCARD”, “AMERIKAN EXPRESS”, российские “Юнион Кард”.

    Карты с магнитной полосой очень  редко используются в качестве 
“кошелька”, так как магнитная полоса не обеспечивает приемлемого для эмитента уровня защиты вписанной на ней информации. Обычно в качестве 
“электронных кошельков” применяются карты с чипом

Информация о работе Центральный банк России как орган регулирования и надзора за банковской деятельностью