Факторинговые операции банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 07:28, курсовая работа

Описание работы

Предприятия - производители товаров сразу же оценили достоинства факторинга. Преимущества заключения договора факторинга для поставщика очевидны. Такой вид кредитования позволяет им мгновенно решать проблемы ликвидности, увеличения скорости оборота средств и проблемы управления дебиторской задолженностью.ации

Содержание

Введение...........................................................................................................................3
Теоретические основы банковских операций.........................................................6
История возникновения банков и банковских операций......................................6
1.2 История возникновения банков в России.............................................................11
1.3 История развития факторинга................................................................................15
2. Факторинговые операции банка...............................................................................21
2.1 Понятие факторинга................................................................................................21
2.2 Сущность и классификация факторинговых операций.......................................24
2.3 Типы факторинговых соглашений.........................................................................28
3. Факторинговые операции в России и за рубежом..................................................30
3.1 Современное состояние системы факторинговых операций в России..............30
3.2 Обзор зарубежного опыта по регулированию факторинга.................................33
3.3 Основные направления совершенствования факторинговой деятельности......39
Заключение.....................................................................................................................42
Список использованной литературы...........................................................................44

Работа содержит 1 файл

КР ДКБ.docx

— 90.06 Кб (Скачать)

В начале 60-х гг. прошлого века началась экспансия американских товаропроизводителей в Западную Европу, что привело к активизации  деятельности европейских факторинговых  компаний. Уже к середине 60-х гг. были созданы две крупнейшие факторинговые  ассоциации : IFG (International Factors Group) и FCI (Factors Chain International). Объем факторинговых операций неуклонно возрастал, увеличивалось количество факторинговых компаний, работающих как на внутреннем, так и на международном рынках. Этот процесс продолжается и по сей день. По данным FCI, мировой оборот факторинговых операций вырос в с 1996 г. по 2001 г. более чем в 2,3 раза, составив 720,19 млрд евро, причем более 96 % объема факторинга пришлось на внутренний факторинг.

Необходимость унификации регулирования  факторинговой деятельности в связи  с частично международным характером её использования привела к созыву в Оттаве в 1988 г. дипломатической  конференции по принятию проектов конвенций  о международном факторинге и  международном финансовом лизинге, которые были подготовлены Международным  институтом унификации частного права (УНИДРУА). Одним из итоговых документов данной конференции явилась Конвенция  УНИДРУА о международном факторинге, подписанная 28 мая 1988 г.

Данная Конвенция сыграла  значительную роль в развитии факторинговой  деятельности, поскольку национальное законодательство многих государств не содержало практически никаких  норм, регулирующих факторинг. Она послужила  основой для разработки национального  законодательства в данной области, после её принятия ряд государств ввели факторинг в систему  своего гражданского права.

В частности, новая редакция Гражданского кодекса Российской Федерации  содержит главу, посвященную отношениям факторинга, которые именуются как "финансирование под уступку денежного  требования ". Факторинг в России Объём рынка факторинга по данным "Factors Chain International" (в млрд. US$ за 2006 г.) [1, 60]

В СССР факторинг был внедрен  в 1988 г. в качестве эксперимента Промстройбанком  и Жилсоцбанком. Из-за полного отсутствия на тот момент какой-либо методической литературы и невозможности получить доступ к мировому опыту, сущность этой услуги была несколько извращена. Факторинговым  отделам переуступалась только просроченная дебиторская задолженность, соглашение заключалось как с поставщиком, так и с покупателем, причем первому  гарантировались платежи путем  кредитования покупателя. Факторинговое  обслуживание носило характер разовых  сделок без обеспечения комплекса  страховых, информационных, учетных  и консалтинговых услуг, подразумеваемых  факторингом.

Позднее факторинговые операции начали осуществлять и коммерческие банки. Следует отметить, что поначалу они столкнулись с полным отсутствием  цивилизованных факторинговых технологий и неудовлетворительной платежной  дисциплиной дебиторов. Но уже к 1994 г., банки приобрели определенный опыт и намеревались выйти на рынок  международного факторинга. Первым российским банком, принятым в FCI, стал "Тверьуниверсалбанк", позже "Мост-банк". Однако, эволюция отечественного факторинга неразрывно связана с развитием бизнеса  Национальной Факторинговой Компании, которая на протяжении десятилетия  являлась негласным лидером этой молодой отрасли российской экономики. И на сегодняшний день прочие участники  рынка реализуют некоторые практики НФК, когда последняя внедряет новые  продукты и предлагает новые решения. Начало становления компании и рынка  факторинга в России можно отнести  к 1999 году, когда в рамках АБ ИБГ "НИКойл" (с лета 2005 года ФК "УРАЛСИБ") было организовано управление факторингового обслуживания, впоследствии преобразованное  в бизнес- направление факторингового обслуживания (БНФО). В то время в  факторинговом бизнесе Банковской группы начала свою работу команда  из семи человек. В рамках оказания факторинговых услуг БНФО осуществляло выплату финансирования под уступку  дебиторской задолженности по поставкам  с отсрочкой платежа (факторинг  с регрессом) и управляло дебиторской  задолженностью своих клиентов.

Развитие услуги управления дебиторской задолженностью клиентов выросло в новый для Российского  рынка факторинговых услуг уникальный проект "Кредитный контроль факторинговых  операций ", автором и создателем которого стал Андрей Юрьевич Савин, один из трех (Р. В. Огоньков, М. И. Трейвиш  и А. Ю. Савин) основных создателей факторинга в АБ ИБГ НИКойл. Методика "Кредитного контроля ", созданного А. Ю. Савиным, до сих пор используется всеми  Факторами России.

В 2001 году НФК стала первой компанией на российском рынке, которая  представила продукт "Импортный  факторинг " (услуга по оценке платежеспособности российских импортеров, управлению дебиторской  задолженностью и покрытию кредитного риска, оказываемая зарубежным факторинговым  компаниям).

В 2003 году факторинг был  выделен из общей продуктовой  линейки АБ ИБГ "НИКойл", а бизнес -направление факторингового обслуживания было преобразовано в самостоятельный  специализированный банк - в России появилась первая независимая факторинговая  компания.

В 2005 году была начата эксплуатация системы "Электронный факторинг", позволяющая перевести документооборот  между факторинговой компанией  и клиентом в электронную форму.

В 2006 году компания презентовала на рынке новые продукты - безрегрессный  факторинг и факторинг-гарант (страхование  риска неплатежа).

В 2007 году НФК первая и  пока единственная из операторов рынка  факторинга провела аудит системы  риск -менеджмента (являющейся продолжением проекта Андрея Савина "Кредитный  контроль факторинговых операций ").

Немаловажным событием в 2008 году для российского рынка  факторинга стало избрание Председателя Совета Директоров Национальной Факторинговой  Компании Михаила Трейвиша на должность  Председателя International Factors Group. Впервые в истории представитель Восточной Европы возглавил старейшую в мире ассоциацию факторинговых компаний.

2009 год оказался непростым  как для пионера рынка (сказался  и уход из НФК в 2007 году  А. Ю. Савина с частью команды), так и для всего рынка факторинга  в целом. Подобные сбои связаны  с мировым финансовым кризисом, начавшимся осенью 2008 года и оказавшим  влияние на деятельность экономических  субъектов на протяжении всего  2009 года.

Влияние кризиса на рынок  факторинга можно почувствовать  вдумавшись в следующие факты. Объём  рынка факторинга в России удваивался несколько лет. Так объем увеличился с 147,1 млрд руб., в 2005 году до 297,1 млрд руб. по итогам 2006 года. Однако, в результате потрясений в стране прогнозы Экспер РА о аналогичном удвоении рынка  и в 2007 - 2008 годах и достижения общей суммы предоставляемых  факторинговых услуг к 2010 году в 70 млрд. долл.-не сбылись. В 2008 году темпы  роста резко снизились. Серьезным  ударом для российского рынка  факторинга стало банкротство в  конце 2008 года крупнейшей факторинговой  компании России — Еврокоммерц. В 2008 году годовой объем денежных требований, фактически уступленных Факторам, достиг всего 602 млрд руб.

Прошедший 2010 год по праву  можно считать посткризисным. Восстановление и рост торговли в 2010 году положительно сказались на развитии факторингового бизнеса в Северо-Западном федеральном  округе. В связи с общей стабилизацией  ситуации многие компании вновь стали  ориентироваться на развитие бизнеса  и обращаться к дополнительным источникам финансирования, но делали они это  осторожно. Все больше компаний начали осознавать потребность в страховании  рисков. По итогам работы в 2010 году НФК  отмечает рост интереса клиентов к  факторингу с выдачей поручительства за дебитора, когда по истечении  срока отсрочки факторинговая компания фактически возмещает убытки по неоплаченным поставкам, и безрегрессному факторингу, при котором в момент отгрузки товара покупателю фактор выкупает у  поставщика дебиторскую задолженность.

В 2010 году произошло существенное снижение ставок по факторинговому обслуживанию, что можно связать с высоким  уровнем конкуренции, сложившимся  на рынке за последний год. При  этом необходимо понимать, что ставки не могут двигаться в сторону  снижения бесконечно. Дальнейшее падение  стоимости услуг может происходить  только в ущерб их качеству.

 

 

2. Факторинговые операции банка

2.1 Понятие факторинга

 

Факторинг (от англ. factor – агент, посредник) является разновидностью комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала поставщика, и связан с переуступкой факторинговой компании неоплаченных долговых требований (счетов-фактур и векселей), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг. В настоящее время в мировой практике факторинг развился в универсальную систему обслуживания поставщика, включающую бухгалтерское, информационное, сбытовое, страховое, кредитное и юридическое обслуживание.

Факторинг – это покупка банком или специализированной факторинговой компанией денежных требований поставщика к покупателю и их инкассация за определенное вознаграждение. Но есть и ряд других определений  факторинга.

Факторинг – определенный вид торгово-комиссионных операций, сочетающихся с кредитованием  оборотного капитала поставщика, связанный  с инкассированием его дебиторской  задолженности (неоплаченными счетами-фактурами  в процессе реализации товаров и  услуг). Именно поэтому факторинговые  операции называют еще кредитованием  продаж поставщика или предоставлением  факторингового кредита поставщику.

В Гражданском  кодексе РФ в гл. 43 дается описание финансирования под уступку денежного  требования, но точное определение  факторинга в российском гражданском  праве отсутствует.

В Оксфордском  толковом бизнес - словаре факторинг  определяется как покупка со скидкой  долгов, причитающихся другому, с  целью получения прибыли от их взыскания.

Международным институтом унификации частного права, определяет финансовую услугу как факторинг  в том случае, если она удовлетворяет  минимум двум из четырех пунктов:

- наличие  кредитования в форме предварительной  оплаты долговых требований;

- ведение  бухгалтерского учета поставщика, прежде всего учета реализации;

- инкассирование  его задолженности;

- страхование  поставщика от кредитного риска.

Если  обобщить и проанализировать рассмотренные  определения факторинга, то его можно  определить как комплекс комиссионно-посреднических услуг по авансированию и инкассированию дебиторской задолженности, страхованию  кредитных рисков, с последующим  информационным, бухгалтерским, консалтинговым и юридическим сопровождением клиента, оказываемых на договорной основе и  за фиксированную плату. К сфере  деятельности факторинга традиционно  не относятся: долги частных лиц, задолженности, возникающие при  кредитных операциях, и любые  долги, обусловленные дальнейшим исполнением  контракта со стороны поставщика или его покупателя.

Благодаря факторинговому обслуживанию поставщику создаются условия для концентрации его на основной, производственной деятельности, ускорения оборота  его капитала, повышения в нем  доли производительного капитала и, соответственно, увеличение его доходности. Поставщик может планировать  поступление средств и погашение  собственной задолженности. Авансирование  факторинговой компанией поставщика, размер которого зависит от текущего уровня производства, не создает для  него нового пассива, следовательно, не уменьшает его кредитоспособности. Факторинг уменьшает сумму баланса  поставщика и улучшает его структуру, увеличивая показатель соотношения  собственного и привлеченного капитала.

При заключении соглашения о факторинговом обслуживании поставщик имеет возможность  отказаться от собственного штата служащих, выполняющих те функции, которые  берет на себя факторинговая компания. В результате возникает известная  экономия; в сочетании с выгодами от кредитования она компенсирует достаточно высокую стоимость обслуживания. Однако необходимо подчеркнуть, что  подобное обслуживание дает все упомянутые выше преимущества только в том случае, если получаемые средства используются для удовлетворения растущих потребностей в оборотном капитале.

Классический  факторинг в той форме, в которой  он практикуется во всем мире, предполагает наличие коммерческого кредита, т.е. кредита, предоставляемого в товарной форме продавцами покупателям в  виде отсрочки платежа за проданные  товары и оформляемого открытым счетом. Последнее означает, что продавец отгружает товар покупателю и  направляет в его адрес товарораспорядительные документы, относя сумму задолженности  в дебет счета, открытого им на имя покупателя. Платеж по открытому  счету осуществляется обычно в пределах 30-90 дней с даты отгрузки и выставления  счета. Проценты за пользование кредитом по открытому счету устанавливаются  на низком уровне или не взимаются  совсем. Открытый счет предполагает высокую  степень взаимного доверия, и  применяется обычно во взаимоотношениях постоянных контрагентов: фирм и их филиалов, с брокерами при многократных поставках одного товара, особенно мелкими партиями.

Наряду с  такими важнейшими достоинствами коммерческого  кредита, как содействие процессу производства, реализации продукции и простота оформления, ему присущ и ряд недостатков. К примеру, в случае, если оплата долгового требования осуществляется раньше обусловленного времени, должник  получает скидку с указанной в  счете суммы. Однако, если он просрочил  дату платежа, сумма остается неизменной. Таким образом, существует финансовый стимул долгосрочного платежа, но не существует аналогичного стимула своевременной  оплаты. В результате предприятия, которые  испытывают затруднения с наличными  денежными средствами и которым  приходится прибегать к той или  иной форме заимствования, в значительной степени заинтересованы в получении  именно коммерческого кредита из-за возможной экономии на процентах  при непогашении его в срок. Второй отрицательный момент заключается  в значительной вариации фактических  сроков коммерческого кредита по отраслям и странам в зависимости  от характера товара, рынка и структуры  компании, предоставляющей или берущей  кредит. Все это создает дополнительные трудности при планировании отдельной  компанией своих наличных поступлений.

Информация о работе Факторинговые операции банка