Финансовая отчетность

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 11:15, контрольная работа

Описание работы

Предметом исследования является Центральные Банки.
Целью данной контрольной работы является изучение форм Центральных Банков, их основных задач и функций, а также истории возникновения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 5
1.1. Понятие Центрального Банка 5
2.2. Основные функции и формы организации Центральных Банков 6
РАЗДЕЛ II. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ 13
2.1. История развития Центрального Банка Российской Федерации 13
2.2. История развития Центральных Банков зарубежья 16
РАЗДЕЛ III. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ 19
3.1. Современное состояние Банка России и зарубежья 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа содержит 1 файл

Основная часть.doc

— 126.00 Кб (Скачать)

     Банки по характеру собственности делятся на: частные, кооперативные, муниципальные (коммунальные); государственные, смешанные; созданные с участием государства.

     В банковском деле, как и в промышленности, свободная конкуренция неизбежно вызывает концентрацию.

     Централизация банковского капитала проявляется в слиянии крупных банков в крупнейшие банковские объединения, в росте филиальной сети крупных банков. Банковские объединения – это банки-гиганты, играющие господствующую роль в банковском деле.

     Существует  открытая и скрытая формы концентрации банков. Открытая – увеличение банковских ресурсов при уменьшении числа банков за счет краха мелких банков и поглощения их крупными и слияния крупных в крупнейшие. Скрытая – это фактическое превращение банков, сохраняющих свою юридическую самостоятельность, в дочерние компании более крупных, скупающих пакеты их акций, или использование ресурсов мелких банков в активных операциях крупных.

     Концентрация, достигнув высшей ступени развития, порождает монополию, т.е. возникновение объединений банков или банков-гигантов, играющих господствующую роль в банковском деле и имеющих наиболее высокие прибыли.

     К банковским монополиям относятся:

  • банковские картели - соглашения банков путем установления единообразных процентных ставок, одинаковой дивидендной политики и т.п., что, с одной стороны, в определенной мере ограничивает их самостоятельность, но, с другой стороны, позволяет снизить риски и повысить прибыльность;
  • банковские синдикаты или консорциумы — соглашения между несколькими банками для совместного проведения крупных финансовых операций (например, по выпуску и размещению ценных бумаг), осуществить которые один банк не в состоянии;
  • банковские тресты - полное слияние банков на основе объединения собственности на капитал этих банков и управления ими;
  • банковские концерны — объединения многих банков, формально сохраняющих самостоятельность, под финансовым контролем одного крупного банка, скупившего контрольные пакеты их акций.

      Основные  функции Центральных  банков:

  • эмиссия банкнот;
  • проведение денежно-кредитной политики;
  • рефинансирование кредитно-банковских институтов;
  • управление официальными золотовалютными резервами;
  • проведение валютной политики;
  • регулирование деятельности кредитных институтов;
  • функции финансового агента правительства;
  • устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;
  • устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к национальной валюте;
  • принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;
  • проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные.

 

РАЗДЕЛ  II. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ

2.1. История развития  Центрального Банка Российской Федерации

 

      Центральный банк Российской Федерации (Банк России) был учрежден 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР. Подотчетный Верховному Совету РСФСР, он первоначально назывался Государственный банк РСФСР.

      2 декабря 1990 г. Верховным Советом  РСФСР был принят Закон о Центральном банке РСФСР (Банке России), согласно которому Банк России являлся юридическим лицом, главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области организации денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

      В июне 1991 г. был утвержден Устав  Центрального банка РСФСР (Банка  России), подотчетного Верховному Совету РСФСР.

      В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых Государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил Центральный  банк РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного  регулирования экономики республики. На него возлагались функции Госбанка СССР по эмиссии и определению курса рубля. ЦБ РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

      20 декабря 1991 г. Государственный  банк СССР был упразднен и  все его активы и пассивы,  а также имущество на территории  РСФСР были переданы Центральному  банку РСФСР (Банку России). Несколько  месяцев спустя банк стал называться Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

      В течение 1991-1992 гг. под руководством Банка России в стране на основе коммерциализации филиалов спецбанков была создана широкая сеть коммерческих банков. После упразднения Госбанка СССР была изменена система счетов, создана сеть расчетно-кассовых центров (РКЦ) Центрального банка и началась их компьютеризация. Банк России начал осуществлять куплю-продажу иностранной валюты на организованном им валютном рынке, устанавливать и публиковать официальные котировки иностранных валют по отношению к рублю.

      С декабря 1992 г. начался процесс передачи Банком России функций кассового  исполнения государственного бюджета  вновь созданному Федеральному Казначейству.

      В 1992-1995 гг. в порядке поддержания стабильности банковской системы Банк России создал систему надзора и инспектирования коммерческих банков, а также систему валютного регулирования и валютного контроля. В качестве агента Министерства финансов Банк России организовал рынок государственных ценных бумаг (ГКО) и стал принимать участие в функционировании.

      С 1995 г. Банк России прекратил использование  прямых кредитов для финансирования дефицита федерального бюджета и  перестал предоставлять целевые  централизованные кредиты отраслям экономики.

      С целью преодоления последствий  финансового кризиса 1998 г. Банк России проводил политику реструктуризации банковской системы, направленную на улучшение работы коммерческих банков и повышение их ликвидности. Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК). В результате эффективных действий Банка России, АРКО и МКК банковский сектор экономики в середине 2001 г. в основном преодолел последствия кризиса. 

      В результате взвешенной денежно-кредитной  политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились  золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний  обменного курса.

      В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МСФО).

      В декабре 2003 г. был принят Федеральный  закон "О страховании вкладов  физических лиц в банках Российской Федерации". В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.

      В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".

      В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора  на среднесрочную перспективу (2005–2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.

      В 2008 году, в связи с кризисом ипотечного кредитования в США и острым дефицитом ликвидности на международных финансовых рынках, изменились условия проведения денежно-кредитной политики. Банк России увеличил объемы рефинансирования коммерческих банков. Был разработан аукционный механизм размещения свободных средств федерального бюджета на банковских депозитах. При этом с целью существенного снижения инфляции Банк России активно использовал доступные ему инструменты денежно-кредитной политики – процентные ставки, нормативы обязательных резервов, валютный курс рубля. В сентябре 2008 г. в результате обострения мирового финансового кризиса ситуация в экономике России кардинально изменилась. Резкое падение мировых цен на нефть и другие экспортируемые Россией товары привело к ухудшению состояния платежного баланса страны. К концу 2008 г. сформировавшийся осенью 2008 года валютный курс рубля перестал соответствовать экономическим реалиям. Поэтому была проведена постепенная девальвация рубля. 23 января 2009 года верхняя граница валютного коридора стоимости бивалютной корзины была установлена на уровне 41 рубль.

      Начавшийся  осенью 2008 года мощный отток частного капитала, сопровождался резким падением цен на акции на российских фондовых биржах. Российские компании и банки  оказались отрезанными от иностранных источников финансирования.

      В течение 2010 г. по мере улучшения ситуации в банковском секторе Банк России постепенно сворачивал специальные  антикризисные механизмы. К концу 2010 г. было полностью прекращено предоставление Банком России кредитов без обеспечения.

      В начале 2011 года Банк России продолжил  ужесточение денежно-кредитной политики. В целях снижения инфляции в январе было принято решение о повышении  нормативов обязательных резервов. В  феврале Банк России объявил о  еще одном повышении нормативов обязательных резервов и о повышении большинства процентных ставок Банка России, включая ставку рефинансирования, на 0,25%. В марте 2011 г. вновь было принято решение о повышении нормативов обязательных резервов.

2.2. История развития Центральных Банков зарубежья

 

      На  ранних стадиях развития капитализма  отсутствовало четкое разграничение  между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками. Коммерческие банки широко практиковали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закреплялось за одним банком. Первоначально такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем – центральным банком, что соответствовало его главенствующему положению в кредитной системе.

      Первые  ЦБ возникли более 300 лет назад (Шведский Риксбанк в     1668 г.), но повсеместное распространение и современное значение они приобрели только в последние десятилетия XX в.

      Исторически существовало два пути образования  центральных банков. Одни из них  стали центральными в результате длительной исторической эволюции. Это  имело место главным образом  в странах, где капиталистические отношения сложились сравнительно рано (в середине XIX - начале XX вв.). Так, Банк Англии стал эмиссионным центром в 1844 г., банк Франции – в 1848 г., банк Испании – в 1874 г.

      В эпоху государственно-монополистического капитализма получил большое развитие процесс национализации центральных банков, ранее имевших статус акционерных. Национализацию акционерных банков ускорили экономический кризис 1929-1933 гг. и Вторая мировая война, усилившие тенденции государственно-монополистического развития экономики. В 1938 г. был образован государственный банк Канады, в       1942 г. – банк Японии, в 1946 г. – банк Англии и банк Франции.

      После Второй мировой войны были созданы  государственные эмиссионные институты  в ФРГ - Бундесбанк (1957 г.) и Австрии - Резервный банк Австрии (1960 г.).

      Исторически ЦБ обычно формировались как акционерные  компании, наделенные особыми полномочиями. Термин "центральный банк" подразумевал самый крупный банк, находящийся  в самом центре банковской системы. Затем ЦБ постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе власти национализировали ЦБ.

      В большинстве случаев капитал  ЦБ полностью принадлежит государству, но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые институты. ЦБ по сравнению с коммерческими банками стали скромными по масштабам капиталов, операций и балансов, их функции и методы воздействия на банковскую систему модифицировались. Вместе с тем их сущность в принципе не изменилась и заключается в посредничестве между государством и остальной экономикой, в регулировании кредитных потоков.

      Чаще  всего ЦБ подотчетен парламенту (или  специальной парламентской комиссии). Управляющий ЦБ не входит в правительство, и его назначение не совпадает  по срокам с формированием нового кабинета.

      Назначение  может производиться монархом, президентом, парламентом, но правительство, опирающееся  на парламентское большинство, вправе провести свою кандидатуру (которую  часто предлагает официально). Высшее руководство ЦБ может быть не ограничено в сроке пребывания в должности (Дания, Финляндия, Норвегия) или назначаться на длительный срок, например на 7 лет – в Ирландии, Австралии, Канаде, Нидерландах, 8 лет – в ФРГ.

Информация о работе Финансовая отчетность