Финансовая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 01:30, реферат

Описание работы

Финансовая политика государства – это особая форма деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления его функций.
Проявляется финансовая политика в виде форм и методов мобилизации финансовых ресурсов и использовании их на различные потребности государства: развитие экономики, социальную защиту населения, потребность в финансовом законодательстве, практических действиях в области финансов разных государственных структур.

Работа содержит 1 файл

Финансовая политика государства.docx

— 42.92 Кб (Скачать)

Финансовая политика государства – это особая форма деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления его функций. 
Проявляется финансовая политика в виде форм и методов мобилизации финансовых ресурсов и использовании их на различные потребности государства: развитие экономики, социальную защиту населения, потребность в финансовом законодательстве, практических действиях в области финансов разных государственных структур. 
Финансовая политика, как способ воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества является составной частью экономической политики государства. 
Основной целью финансовой политики является оптимальное распределение валового общественного продукта между отраслями народного хозяйства, социальными группами населения, территориями. На этой основе должны обеспечиваться стойкий рост экономики, усовершенствование ее структуры, создание условий для развития хозяйственных единиц разных форм собственности. В этих условиях важное значение также имеет создание надежных социальных гарантий населению. 
Финансовая политика способствует обеспечению ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства, использованию местных ресурсов. 
При разработки финансовой политики необходимо учитывать ряд требований, которым она должна отвечать: 
– финансовая политика должна разрабатываться на основе научного подхода, предполагающего соответствие финансовой политики закономерностям общественного развития; 
– учет специфики конкретных исторических условий, каждого этапа развития общества, особенностей внутреннего положения и международной обстановки, реальных экономических и финансовых возможностей государства; 
– тщательное изучение предшествующего хозяйственного и финансового опыта, мирового опыта, новых тенденций и прогрессивных явлений; 
– соблюдение комплексного подхода при выработке и проведении финансовой политики. 
– учет множества факторов при многовариантности расчетов с использованием метода наложения финансовых мероприятий на конкретную экономическую ситуацию в стране, прогнозирование результатов при выработке концепции финансовой политики; 
– наличие обширной и достоверной информации о финансовом потенциале, объективных возможностях государства, о состоянии дел в экономике, всестороннее использование математического моделирования и электронно-вычислительной техники и др. 
Результативность финансовой политики тем выше, чем больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев общества, конкретно-исторические условия.

ПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 
При разработке финансовой политики государства необходимо учитывать определенные принципы финансовой политики. Принципы финансовой политики государства в каждом конкретном случае, в каждом отдельно взятом государстве, в определенный период могут изменяться. 
Первый принцип финансовой политики можно сформулировать как постоянное содействие развитию производства, поддержание предпринимательской активности и повышение уровня занятости населения. 
Вторым принципом финансовой политики государства является мобилизация и использование финансовых ресурсов для обеспечения социальных гарантий. Более точно этот принцип можно сформулировать как поиск и постоянное совершенствование форм и методов мобилизации и использования финансовых ресурсов на цели социальных гарантий и других видов потребностей граждан. 
Третий принцип финансовой политики – влияние с помощью финансовой политики на рациональное использование природных ресурсов, запрет технологий угрожающих здоровью граждан. С одной стороны, государство требует от производственных структур компенсацию затрат на обновление природной среды, а с другой, используя финансовые источники, – закрытие вредных производств и внедрение передовых ресурсосберегающих технологий. 
ЗВЕНЬЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ 
Для того, чтобы лучше уяснить содержание, задачи и требования к финансовой политике и разделить сферы финансовых отношений, исходя из их сущности и содержания, следует различать как самостоятельные составные части финансовой политики: налоговую политику, бюджетно-финансовую и денежно-кредитную. 
Налоговая политика как неотъемлемая часть финансовой политики реализует интерес государства. Ее главное назначение состоит в изъятии части валового внутреннего продукта на общественные нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении через бюджет. 
Бюджетно-финансовая политика (фискальная политика) как составная часть финансовой политики связана с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Или более кратко – использование государственных расходов для воздействия на макроэкономические условия. 
Денежно-кредитные отношения, представляющие основу финансовой политики государства, регулируются с помощью денежно-кредитной политики государства (монетарной политики). Денежно-кредитную политику можно охарактеризовать как действия, при помощи которых правительство старается влиять на макроэкономические условия, увеличивая или уменьшая денежную массу. 
ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА 
Главным субъектом финансовой политики является государство. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития общества на отдаленную перспективу и определяет задачи на предстоящий период, средства и пути их достижения. В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. 
Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических стратегий государства. Финансовая тактика направлена на решение задач определенного этапа развития государства и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей. 
Финансовая стратегия и тактика тесно связаны между собой. В качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост валового внутреннего продукта, повышение конкурентоспособности продукции. Такие цели можно достигнуть через сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции, укреплении курса денежного курса, т.е. финансовую тактику. Финансовая тактика - это, прежде всего оперативная финансовая работа на предприятии. Финансовая тактика, в отличие от стратегии, связана с реализацией более узких, локальных, текущих задач финансового менеджмента. Финансовая тактика, прежде всего, опирается на оперативное и текущее планирование на предприятии.

 

 

Задачи финансовой политики:

  1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  2. установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
  3. организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  4. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
  5. создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно обеспечение  ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики — кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых  результатах, вытекающих из поставленных целей и задач. Важная составная  часть финансовой политики — установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.

Финансовый механизм — система установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.

Элементы финансового  механизма:

  • формы финансовых ресурсов;
  • методы их формирования;
  • система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;
  • организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Цели финансовой политики

Целями финансовой политики могут являться:

  • политические цели, т.е достижение целей в области внешней и внутренней политики
  • экономические цели, то есть достижение целей в области экономики на различном уровне
  • социальные цели, то есть достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).

Уровни финансовой политики

Финансовая политика, как  совокупность целенаправленных действий с использованием финансовых инструментов, рычагов и стимулов может быть реализована на различном уровне:

  • мировом
  • региональном
  • национальном
  • на уровне отдельных регионов внутри страны
  • на уровне предприятия, организации (хозяйствующего субъекта)
  • отдельного предпринимателя
  • на уровне отдельного домохозяйства

Финансовая политика на уровне государства

В качестве важнейших составляющих финансовой политики на уровне государства  выступают:

  • бюджетная политика
  • налоговая политика
  • таможенная политика
  • денежно-кредитная политика
  • инвестиционная политика
  • корупционная политика

 

 

Денежная база в широком определении  
в 2012 году 
(млрд. руб.) 

 


 

01.01.2012

01.02.2012

01.03.2012

01.04.2012

01.05.2012

01.06.2012

01.07.2012

01.08.2012

01.09.2012

01.10.2012

01.11.2012

01.12.2012

Денежная база (в широком  определении)

8 644,1

7 898,5

7 760,7

7 787,8

7 728,8

7 727,9

8 129,3

8 214,6

8 111,0

8 082,8

8 045,6

8 257,0

-  наличные деньги в обращении с учетом остатков средств в кассах кредитных организаций1

6 895,8

6 407,7

6 464,4

6 450,8

6 639,7

6 631,9

6 809,7

6 803,4

6 810,8

6 826,8

6 809,4

6 871,8

-  корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России2

981,6

724,9

702,2

812,5

620,0

595,7

790,7

874,8

724,3

753,7

720,9

827,4

-  обязательные резервы3

378,4

390,1

393,9

385,2

382,7

388,1

393,1

403,2

407,1

411,5

413,9

419,5

-  депозиты кредитных организаций в Банке России

388,3

375,7

200,2

139,3

86,4

112,2

135,8

133,3

168,7

90,8

101,3

138,3

-  облигации Банка России у кредитных организаций4

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0



 
1 Без учета наличных денег в кассах учреждений Банка России.

2 Остатки средств на корреспондентских счетах в валюте Российской Федерации, включая усредненную величину обязательных резервов.

3 Остатки средств на счетах обязательных резервов, депонируемых кредитными организациями в Банке России, по привлеченным средствам в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте.

4 По рыночной стоимости.


 

Денежная масса (национальное определение) в 2012 году  
(млрд. руб.) 

 


Дата

Наличные деньги в обращении вне банковской системы (денежный агрегат M0)

Переводные депозиты

в том числе:

Денежный агрегат  М11

Другие депозиты, входящие в состав денежного агрегата М2

в том числе:

Денежная масса  в национальном определении (денежный 
агрегат М2)2

Темпы прироста денежного  агрегата М2, %

населения

нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций

населения

нефинансовых и финансовых (кроме кредитных) организаций

к предыдущему месяцу

к 01.01.2012

к соответст- 
вующему месяцу предыдущего года

 

1

2 = 3 + 4

3

4

5 = 1 + 2

6 = 7 + 8

7

8

9 = 5 + 6

10

11

12

01.01.2012

5 938,6

6 918,9

2 169,7

4 749,2

12 857,4

11 625,7

7 684,7

3 941,0

24 483,1

11,7

22,3

01.02.2012

5 670,7

6 630,5

1 913,4

4 717,0

12 301,2

11 316,4

7 776,3

3 540,1

23 617,6

-3,5

-3,5

22,3

01.03.2012

5 713,0

6 572,6

1 964,7

4 607,8

12 285,6

11 505,5

7 891,7

3 613,9

23 791,1

0,7

-2,8

21,8

01.04.2012

5 704,3

6 568,9

1 953,7

4 615,2

12 273,2

11 702,0

8 010,7

3 691,4

23 975,3

0,8

-2,1

21,2

01.05.2012

5 831,5

6 399,3

2 054,8

4 344,5

12 230,8

11 931,5

8 154,7

3 776,9

24 162,3

0,8

-1,3

20,7

01.06.2012

5 856,4

6 497,3

2 034,3

4 463,1

12 353,7

12 012,2

8 241,1

3 771,1

24 365,9

0,8

-0,5

20,9

01.07.2012

6 003,9

6 617,4

2 195,5

4 421,9

12 621,3

12 057,9

8 332,7

3 725,2

24 679,2

1,3

0,8

19,1

01.08.2012

5 976,3

6 494,6

2 148,7

4 345,9

12 470,9

12 093,5

8 380,4

3 713,1

24 564,3

-0,5

0,3

17,9

01.09.2012

5 980,0

6 313,7

2 156,6

4 157,1

12 293,8

12 279,7

8 474,4

3 805,4

24 573,5

0,0

0,4

16,7

01.10.2012

5 969,2

6 405,8

2 140,8

4 265,0

12 375,0

12 282,5

8 529,4

3 753,1

24 657,5

0,3

0,7

14,8

01.11.2012

5 931,3

6 374,0

2 063,9

4 310,0

12 305,2

12 433,9

8 657,2

3 776,8

24 739,2

0,3

1,0

15,8

Информация о работе Финансовая политика государства