Финансовые рынки

Автор: Ольга Трубникова, 13 Октября 2010 в 15:26, реферат

Описание работы

Цель данной работы – характеристика финансовых рынков, их сущность и механизмы функционирования. Задачи, которые складываются из поставленной цели, следующие: рассмотреть сущность и признаки финансового рынка; изложить классификацию и инструменты финансовых рынков; описать рынок ценных бумаг как сегмент финансового рынка; проанализировать финансовый рынок и инвестиционную деятельность организаций; охарактеризовать особенности формирования финансовых рынков в России

Содержание

Введение
1.Финансовые рынки и их виды
1.1.Сущность и признаки финансового рынка
1.2. Классификация финансовых рынков
1.3. Инструменты финансового рынка
1.4. Финансовый рынок и инвестиционная деятельность организаций
2. Особенности формирования финансовых рынков в России
2.1. Становление финансовых институтов в Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

реф.финансы организ.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

     • осуществление валютного регулирования и валютного контроля в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»7;

     • установление ориентиров роста показателей денежной массы.

     Банк  России регистрирует кредитные организации, выдает и отзывает лицензии на осуществление банковских операций, осуществляет регистрацию эмиссии ценных бумаг кредитных организаций; осуществляет контроль за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства.

     Российская  двухуровневая банковская система (Центральный банк РФ и система коммерческих банков) начала формироваться с 1991 г. с образованием Российской Федерации как самостоятельного государства. В становлении системы коммерческих банков можно выделить шесть этапов.

     На  первом этапе (он продолжался до конца 1993 г.) наблюдалась значительная концентрация ресурсов банковской системы в руках крупнейших кредитных учреждений, образованных на базе прежних государственных спецбанков, таких, как «Сбербанк», «Промстройбанк», «Мосбизнесбанк» (бывший «Жилсоцбанк»), и ряда других.

     Второй этап (1994 г.— середина 1995 г.) развития банковской системы характеризовался появлением значительного числа вновь образованных коммерческих банков. Концентрация банковского капитала в этот период достигла наименьшего значения.

     Кризис  рынка межбанковских кредитов и  падение темпов инфляции привели  к банкротству большого числа  мелких и средних банков, перевели развитие системы на новую ступень  через процессы разорения, концентрации и централизации банковского капитала.

     Наступил  третий этап (с середины 1995 по 1997 г.), знаменовавшийся чередой кризисных явлений.

     Крупнейшими операторами на рынке государственных  долговых обязательств выступали банки, которые одновременно являлись и  главными агентами по обслуживанию бюджетных счетов. Остатки бюджетных средств на счетах этих банков активно использовались для покупки государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федерального займа с переменным купоном (ГКО — ОФЗ).

     Рынок ГКО — ОФЗ обладал весьма высокой ликвидностью, не уступавшей ликвидности валютных счетов. Доходы по государственным ценным бумагам находились на очень высоком уровне по сравнению с другими финансовыми инструментами, что противоречило как теории, так и мировой практике, свидетельствующей о том, что вложение в финансовые инструменты с меньшей степенью риска по определению приносит и меньшую доходность. Объяснение данного феномена кроется в политике государственных властей, пытавшихся покрыть дефицит государственного бюджета за счет создания «пирамиды» долгов.

     В 1997 г. активизировались слияния банков, создание различных конгломератов, альянсов, банковских группировок, холдингов  и т. п. Эти процессы характеризуют  четвертый этап (с начала 1997 по август 1998 г.) в становлении банковском системы России, который связан также и с началом переориентации многих банков (прежде всего немосковских) на работу с реальным сектором экономики.

     Август 1998 г. знаменует начало пятого этапа развития банковской системы, сопровождавшегося самым крупным банковским кризисом в современной России. Отказ Правительства отвечать по своим финансовым обязательствам по ГКО — ОФЗ наиболее разрушительно сказался на крупнейших системообразующих банках, основных держателях государственных ценных бумаг. По имеющимся оценкам, в ГКО — ОФЗ оказалось заморожено порядка 40-50 млрд руб. собственно банковских средств, что составляло 90% суммарного уставного фонда российских банков и около четверти докризисного объема их совокупного уставного капитала.

     Кризисный этап банковской системы продолжался, по существу до середины 1999 г., когда начались активные действия по реструктуризации, санации проблемных банков. Собственно, с середины 1999 г. банковская система России перешла к новому, шестому этапу, который характеризуется законодательным обеспечением реструктуризации банков и их внешней задолженности, ликвидацией банков-банкротов. С середины 1999 г. обозначился постепенный рост капиталов иностранных банков, а с 2000 г. начали расти капиталы и российских банков.  
 

     В настоящее время рынок ценных бумаг РФ является еще довольно аморфным. Нет пока четкого разграничения между первичным и вторичным биржевым рынком. Представлен он в основном фондовыми и товарными биржами, которые поглощают основной поток частных ценных бумаг.

     Российский  финансовый рынок продолжает оставаться противоречивым: несмотря на определенное движение вперед, рынок не отражает состояние экономики, не обеспечивает ее финансирование, так как идут продажа и перепродажа, игра на курсовой разнице.

     На  рынке, по сути, создается новая волна обогащения: первая волна — образование коммерческих банков, вторая — развитие рынка ценных бумаг, где продолжается не мобилизационный, а спекулятивный поток.

     Развитию  рынка мешают неплатежи, существование  денежных суррогатов, недоверие населения финансово-кредитной системе, что делает проблематичным вложения в ценные бумаги как отечественного, так и иностранного капитала. Развитие первичного рынка ценных бумаг в структуре всего рынка возможно лишь при развитии следующих условий:

     более широких и активных мер по формированию рыночной инфраструктуры, инвестиционных банков и брокерских фирм, которые могли бы осуществлять посредническую функцию между эмитентами и покупателями так, как это принято в мировой практике, в частности в США, Канаде, Англии, Японии;

     более широкого развития рынка корпоративных  ценных бумаг, выпуска и реализации облигаций компаний и предприятий. На Западе основная часть финансирования (70-95%) рынка ценных бумаг осуществляется за счет выпуска облигаций корпораций и компаний. Именно первичный рынок там базируется на облигациях, а главным посредником размещения являются инвестиционные банки. Такой рынок в Российской Федерации почти отсутствует;

     главным институтом размещения облигаций на первичном рынке должны стать  инвестиционные банки. Характерной чертой таких банков должна быть функция долгосрочного кредитования, а не посредничество при размещении ценных бумаг.

     Фондовые  биржи также нуждаются в существенных структурных изменениях, в значительной степени зависящих от массы поступления ценных бумаг. Не следует забывать, что биржа — вторичный рынок, на котором покупаются и продаются, как принято в мировой практике, ценные бумаги старых выпусков, т. е. уже прошедших через первичный рынок. В России новые выпуски ценных бумаг (в основном акции) продолжают поступать на фондовые и товарные биржи, минуя и не образуя таким образом первичный рынок. Как показывает мировая практика, фондовые биржи в основном специализируются на «переработке» старых выпусков ценных бумаг, в основном акций, хотя через них проходит определенное количество частных и государственных облигаций.

     Требуется также усиление процессов повышения  эффективности законодательно-правовой базы функционирования рынка ценных бумаг в комплексе с совершенствованием кредитно-банковской и денежной систем в стране, обеспечивающих ускорение темпов экономического роста.

     Таким образом, можно подчеркнуть, что  без развития институтов финансового  рынка в России невозможно создание эффективной рыночной экономики. В  то же время следует четко представлять, что прежняя политика развития этих институтов, зачастую игнорировавшая интересы субъектов реального сектора экономики и населения, неизбежно ведет к краху как самих институтов, так. и финансовой системы в целом.

 

      Список литературы 

  1. Вахрин  П.И., Нешитой А.С. Финансы. – М., 2007
  2. Курс экономики / Под ред. Б.А. Райзберга. - М.: ИНФРА-М, 2004. – 672 с.
  3. Липсиц И.В, Экономика. – М.: Омега-Л, 2006. – 656 с.
  4. Нешитой А.С. Финансы. Денежное обращение. Кредит. – М., 2007.
  5. Основы экономической теории: Курс лекций /Под ред. А.А.Кочеткова. – М.,2004.
  6. Пястолов С.М. Основы экономической теории. – М.: Академический проспект, 2004. – 608 с.

Информация о работе Финансовые рынки