Финансовые взаимоотношения между контрагентами в процессе расчетов посредством пластиковых карт

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта внедрения пластиковых карточек в систему взаиморасчетов;
Достижение этой цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач;
- анализ и обобщение опыта создания, развития и функционирования системы безналичных расчетов на основе пластиковых карточек;
- обоснование роли маркетинга пластиковых карточек в банковской деятельности с учетом перспектив развития рыночных отношений;
- анализ рынка пластиковых карт;

Содержание

Введение
Глава I. Методологические основы функционирования системы безналичных расчетов на основе пластиковых карт
1.1 Становление и развитие операционных систем на основе пластиковых карт
1.2 Пластиковые карты в России
1.3 Платежные схемы
Глава II. Финансовые взаимоотношения между контрагентами в процессе расчетов посредством пластиковых карт
2.1 Особенности кредита выдаваемого по кредитной карточке
2.2 Режимы взаимодействия участников системы расчетов
2.3 Статьи доходов участников системы расчетов
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

технология пластиковых карт.rtf

— 261.38 Кб (Скачать)

     Содержание 

Введение

Глава I. Методологические основы функционирования системы безналичных расчетов на основе пластиковых карт

1.1 Становление и развитие операционных систем на основе пластиковых карт

1.2 Пластиковые карты в России

1.3 Платежные схемы

Глава II. Финансовые взаимоотношения между контрагентами в процессе расчетов посредством пластиковых карт

2.1 Особенности кредита выдаваемого по кредитной карточке

2.2 Режимы взаимодействия участников системы расчетов

2.3 Статьи доходов участников системы расчетов

Заключение

Список использованных источников и литературы 

 

      Введение 

     В настоящее время на территории России действуют десятки локальных, региональных и межрегиональных платежных систем. Количество держателей пластиковых карточек российских платежных систем исчисляется в совокупности многими сотнями тысяч. Десятки тысяч точек приема на территории всей страны работают с банковскими карточками национальных и международных платежных систем. Поэтому, поиск и оценка решения проблем российского рынка пластиковых карт составляет содержание курсового проекта, определяет ее новизну и актуальность.

     Актуальность исследования усиливается тем, что в современных условиях рынок пластиковых карт переживает новый весьма важный момент своего развития. От элитных, доступных лишь высокооплачиваемым категориям населения, пластиковые карты превращаются в достаточно демократичное средство расчетов. Выпуск пластиковых карточек позволяет интегрироваться в мировую систему банковских услуг, поднять деловой имидж банка, завоевать рынок и привлечь клиентуру, дает возможность овладеть новейшими банковскими технологиями, увеличить скорость расчетов, исключить ошибки и злоупотребления со стороны банковских служащих. Отсюда следует, что маркетинг пластиковых карточек - это назревшая проблема, которую необходимо срочно решать российским банкам.

     Процесс вхождения России в рыночные отношения, прежде всего, был связан с перестройкой банковской системы, появлением значительного количества коммерческих банков, финансовых и страховых компаний, которые проявили интерес к использованию пластиковых карт, разновидностей которых к началу 90-х годов в мире было уже достаточно много. Сложившееся положение на рынке пластиковых карт в нашей стране, конечно, отличается от ситуации в развитых странах.

     Абсолютные цифры, характеризующие отечественный сектор обслуживания пластиковых карточек, пока малы по сравнению с аналогичными показателями для западных стран. Но, несмотря на проблемы, в стране разворачиваются и набирают обороты различные пластиковые системы, и все большее число людей приобретает карточки, и становятся участниками системы безналичных платежей с помощью пластиковых карточек.

     Операции с пластиковыми карточками открыли новые перспективы финансового обслуживания клиентов и, соответственно, расширили возможности получения банковской прибыли за счет получения комиссионных, взимаемых с операций по картам; увеличения числа клиентов за счет предоставления услуг нового типа, уменьшения расходов на обслуживание наличного оборота и др. Преимущества, связанные с внедрением пластиковых карточек на российском рынке, очевидны.

     Для клиентов - это возможность иметь при себе только карточку, а не крупную сумму денег, что позволяет уменьшить риск потери денег. Держателям карт предоставляются льготы при получении услуг в предприятиях торговли и сервиса, уменьшаются затраты при проведении финансовых операций, в том числе и покупок с использованием различных валют (поскольку конвертация производится по курсу биржи, а не по завышенному курсу магазина).

     Очевидны преимущества, получаемые от использования пластиковых карточек предприятиями торговли и сервиса. Это и уменьшение расходов на инкассацию, транспортировку и обналичивание средств, и возможность уменьшения цен при продаже «валютных» товаров, и упрощение расчетов с покупателем (отсутствие сдачи и подсчета денег покупателем и кассиром), а также реклама предприятия и т. д. Безусловный интерес представляет пластиковая карточка и для крупных предприятий при выдаче зарплаты своим сотрудникам. Интерес государства во внедрении расчетов по пластиковым карточкам тоже очевиден: снижаются колоссальные затраты на инкассацию денежных средств, эмиссию и регенерацию банкнот и монет; упрощаются учет движения денег и взимание налогов; технология расчетов без участия наличных денег помогает снизить криминогенность обстановки вокруг предприятий и лиц, работающих с наличностью; внедрение таких расчетов поможет сгладить и даже в некоторой степени снизить темпы роста инфляции в стране.

     И, наконец, Россия живет в мировом сообществе, уже сегодня широко использующем системы расчетов по пластиковым карточкам, оставаться в стороне от общего процесса при расширении культурных, политических и экономических связей с другими странами практически невозможно и невыгодно.

     Связь работы с общенаучными задачами определяется тем, что пути решения в обострившейся конкуренции российских и зарубежных банков на рынке пластиковых карточек в переходный период становления рыночных отношений в России является предметом поиска многих других ответвлений экономической науки.

     Обзор научной литературы по теории и практике организации карточного бизнеса (авторы: Уткин Э.А., Усоскин В.М., Спицын И.О. и Спицын Я.О., Бор М.З. и Пятенко В.В., Роберт В. Джозлин и Д. Кейт Хамфриз, Т. Севрук и др.) показал, что в этих работах не анализируются вопросы маркетинга банковских карточек при переходе к рыночным отношениям.

     Это обусловило актуальность курсового исследования.

     Целью исследования является изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта внедрения пластиковых карточек в систему взаиморасчетов;

     Достижение этой цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач;

     - анализ и обобщение опыта создания, развития и функционирования системы безналичных расчетов на основе пластиковых карточек;

     - обоснование роли маркетинга пластиковых карточек в банковской деятельности с учетом перспектив развития рыночных отношений;

     - анализ рынка пластиковых карт;

     Предметом исследования является роль пластиковых карточек в системе безналичных расчетов и его влияние на финансовые результаты деятельности банка.

     В качестве объекта исследования принята банковская система.

     Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, законодательные и нормативные акты РФ.

     В процессе исследования использовались методы: системного анализа, прогнозирования, экспертных оценок.

     Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

     В первой главе идет речь о методологических основах функционирования системы безналичных расчетов на основе пластиковых карт, а именно о становлении и развитие операционных систем на основе пластиковых карт; появлении и внедрении пластиковых карт в России, а также платежных схемах, при которых происходит обслуживание карточного счета клиента.

     Во второй главе идет речь о Финансовых взаимоотношениях между контрагентами в процессе расчетов посредством пластиковых карт, а именно об особенности кредита выдаваемого по кредитной карточке; режимах взаимодействия и статьях доходов участников системы расчетов. 

 

    Глава I. Методологические основы функционирования системы безналичных расчетов на основе пластиковых карт 

    1.1 Становление и развитие операционных систем на основе пластиковых карт 

     Современная банковская пластиковая карточка - это инструмент безналичных расчетов и средство получения кредита.

     Первыми появились кредитные карточки, которые не были еще ни банковскими, ни пластиковыми. Смысл их состоял в том, чтобы подтверждать кредитоспособность владельца вне его банка.

     Впервые такое средство кредитования возникло в Соединенных Штатах, где потребительский кредит частных лиц бурно развивался еще с конца XIX века. Уже в 1914 году некоторые магазины начали выдавать своим наиболее богатым постоянным клиентам специальные карточки, чтобы "привязать" этих клиентов к себе. "В 1928 году Бостонской компанией Farrington Manufacturing были выпущены первые металлические пластинки, на которых выдавливался, (эмбоссировался) адрес и которые выдавались кредитоспособным клиентам. Продавец вкладывал такую пластинку в специальную машинку, называемую импринтером, и буквы, выдавленные на ней, отпечатывались на торговом чеке. В последующие годы были придуманы такие элементы финансовой кредитной схемы, как минимальное ежемесячное погашение долга, период отсрочки, то есть беспроцентного кредитования, и многие другие»1.

     Большинство специалистов считает, что начало банковских кредитных карточек было положено Джоном С. Биггинсом, специалистом по потребительскому кредиту и Национального банка Флэтбуш в нью-йоркском районе Бруклин. В 1946 году Биггинс организовал работу по кредитной схеме под названием "Chargeit".

     Эта схема предусматривала собой расписки, которые принимались от клиентов местными магазинами за мелкие покупки. После того, как покупка состоялась, магазин сдавал расписки в банк, и банк оплачивал их со счетов покупателей. Во Флэтбуше была впервые опробована классическая цепочка расчетов, используемая сейчас в банковском карточном бизнесе повсеместно.

     Однако такой авторитетный исследователь банковского дела, как Льюис Мэндэлл, считает, что первой массовой платежной карточной системой стала Дайнерс клаб (Diners Club), созданная в 1949 году.

     Одним из главных отличий от предшествующих систем было то, что между клиентами и коммерческими компаниями, предлагающими не только товары, но и услуги, существует посредническая организация, которая берет на себя проведение расчетов. Именно эта особенность позволила стать "Дайнерс клаб" первой массовой универсальной (в отличие от магазинных, "бензиновых" и т.п.) картой.

     В 1950 г. компания "Дайнерс клаб" ввела в обращение платежные карточки, принимаемые в оплату за обслуживание в ресторанах, отелях и туристических агентствах. Впоследствии они начали называться карточками туризма и развлечений. Это была по существу первая полномасштабная схема трехстороннего соглашения с участием эмитента карточки, торговых предприятий и держателей карточек. В 1958 г. аналогичную карточку предложила компания "Америкен экспресс".

     В 1951-1958 гг. некоторые американские банки начали создавать собственные карточные системы, но масштабы их были невелики и карточки носили локальный характер. "В 1957 г. в США было 26 банков-эмитентов банковских карточек, в программах которых участвовало 754 тыс. держателей карточек и около 11 тыс. торговцев. Объем карточек составлял 400 млн. долл. в год"2.

     В конце 50-х гг. к выпуску карточек приступили ведущие коммерческие банки, в том числе "Бэнк оф Америка", "Чейз Манхэттн бэнк", "Марин мидлэнд бэнк" и другие. Основным побудительным мотивом была конкуренция с карточками "Дайнерс клаб" и "Америкэн экспресс".

     Банки рассматривали карточки как дополнительную услугу клиентам и не видели тех огромных потенциальных возможностей, которые открывали карточки в сфере расчетов и кредитования.

     Первой массовой кредитной карточкой, предоставлявшей возможность продленного кредита, была выпущенная в 1958 г. банком "Бэнк оф Америка" карточка "Бэнк Америкард" (Bank Americard), ныне "Виза" (Visa). Эта карточка быстро приобрела популярность среди широкой публики. Объем операций с "Бэнк Америкард" возрос в 1961-1967 гг. с 75 до 335 млн. долларов, количество держателей карточки - с 1 до 2,7 млн. человек, число участвующих в программе торговцев - с 35 до 83 тыс2.

     В это же время на северо-востоке страны ряд крупных банков испытал неудачи с введением собственных карточек. Банку "Чейз Манхэттн бэнк" пришлось даже продать свой отдел кредитных карточек в 1962 г. из-за понесенных убытков.

     Причина заключалась в неразвитости сети отделений банков этого региона, что тормозило развитие операций с частными лицами и препятствовало внедрению карточек в платежный оборот.

Информация о работе Финансовые взаимоотношения между контрагентами в процессе расчетов посредством пластиковых карт