Финансовый механизм и его роль в формировании финансовой политики в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 10:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить основные моменты теории финансов и аспекты современного состояния финансовой системы в России.
В работе поставлены следующие задачи:
1. Дать определение финансам и изучить субъекты финансовых отношений;
2. Изучить основные функции финансов;
3. Изучить понятие финансовой системы, и ее структуру;
4. Изучить понятие финансовой политики государства;
5. Изучить понятие финансовый механизм, ее структуру;

Содержание

Введение
Глава 1. Необходимость и сущность финансов
1.1 Финансы как экономическая категория
1.2 Субъекты финансовых отношений
1.3 Основные функции финансов
Глава 2. Финансовая система и финансовая политика государства
2.1 Понятие финансовой системы, ее задачи. Структура государственных финансов
2.2 Финансовая политика государства
Глава 3. Финансовый механизм и его роль в формировании финансовой политики в современных условиях
3.1 Финансовый механизм и его структура
3.2 Основные функции финансового механизма в реализации антикризисных мер в России
Заключение
Список использованных источников литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (6).docx

— 179.43 Кб (Скачать)

Управление финансами  в Российской Федерации, прежде всего, осуществляют высшие законодательные  органы власти - это Федеральное  собрание и две его палаты: Государственная  Дума и Совет Федерации. Ими рассматриваются  и утверждаются федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Федеральное  собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает  предельный размер государственного внутреннего  и внешнего долга.

Из вышесказанного следует, государственная финансовая политика это элемент макроэкономической политики.

 В настоящее  время государственная финансовая  политика России направлена на  преодоление последствий финансово-экономического  кризиса, стабилизацию социально-экономической  ситуации в стране.

Для реализации финансовой политики необходимо:

—  снижение социальной напряженности;

—  оздоровление государственных финансов;

—  восстановление функционирования банковской сферы;

—  сбалансированность товарных и денежных потоков;

—  разумное расширение финансово-экономической  самостоятельности регионов в рамках единого федеративного государства;

—  искоренение  финансовых злоупотреблений и коррупции.

—  создание в финансовой сфере новой международной  организации, члены которой придерживались бы единых правил при осуществлении  финансовой политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3 Финансовый механизм и его роль в  формировании финансовой политики в современных  условиях

3.1 Финансовый  механизм и его структура

Важной составной  часть финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление  деятельности государства в области  финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных  государством форм, видов и методов  организации финансовых отношений.

К элементам  финансового механизма относятся  формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных  норм и нормативов, которые используются при определении доходов и  расходов государства, организации  и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка  ценных бумаг.

Финансовый механизм - это наиболее динамичная часть  финансовой политики. Его изменения  происходят в связи с решением различных тактических задач, и  поэтому финансовый механизм чутко  реагирует на все особенности  социальной и экономической ситуации в стране. Одно и тоже финансовое отношение в стране может быть организовано по-разному. По-раз-ному может использоваться один и тот же инструмент финансового регулирования.

Финансовый механизм представляет собой действия финансовых рычагов, выражающихся в организации, планировании и стимулировании использования  финансовых ресурсов. В структуру  финансового механизма входят пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное  и информационное обеспечение.

Рассмотрим элементы финансового механизма.

1.  Финансовый  метод можно определить как  способ действия финансовых отношений  на хозяйственный процесс, которые  действуют в двух направлениях: по линии управления движением  финансовых ресурсов и по линии  рыночных коммерческих отношений,  связанных с соизмерением затрат  и результатов, с материальными стимулированием и ответственностью за эффективным использованием денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно.

Это обусловлено  тем, что функции финансов в сфере  производства и обращения тесно  связаны с коммерческим расчетом. Коммерческий расчет представляет собой соизмерение в денежной (стоимостной ) форме затрат и результатов хозяйственной деятельности. Целью применения коммерческого расчета является получение максимальных доходов или прибыли при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности. При этом необходимо рассчитать и сопоставить различные варианты вложения капитала по заранее принятому критерию выбора (максимум дохода или максимум прибыли на рубль капитала, минимум денежных расходов и финансовых потерь и др.). В зарубежной хозяйственной практике требования соизмерения размеров вложенного в производство капитала с результатами хозяйственной деятельности обозначают термином инпут-аутпут (INPUT-OUTPUT). Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.

2.  Финансовый  рычаг представляет собой прием  действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся: прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка валютного курса рубля и т. п.

В финансовом менеджменте  финансовый рычаг представляет собой  коэффициент, показывающий отношение  цены сделки к средствам, которыми должен обладать участник рынка для её заключения.

 Эффект финансового  рычага заключается в приращении  к рентабельности собственных  средств, получаемого благодаря  использованию кредита, несмотря  на платность последнего.

3.  Правовое  обеспечение функционирования финансового  механизма включает законодательные  акты, постановления, приказы, циркулярные  письма и другие правовые документы  органов управления.

4.  Нормативное  обеспечение функционирования финансового  механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения  и т. п. 

5.  Информационное  обеспечение функционирования финансового  механизма состоит из разного  рода и вида экономической,  коммерческой, финансовой и прочей  информации.

 К финансовой  информации относится:

—  Осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах  на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.;

—  Сообщение  о положении дел на биржевом, внебиржевом  рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектах;

—  Различные  другие сведения.

Тот, кто владеет  информацией, владеет и финансовым рынком. Информация (например, сведения о поставщиках, о покупателях  и др.) может являться одним из видов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества или товарищества.

3.2 Основные функции  финансового механизма в реализации  антикризисных мер в России

Как уже было сказано выше, в настоящее время  Россия переживает мировой финансовый и экономический кризис. Ограниченность ресурсов и резервов правительства  в условиях, когда быстрый выход  из кризиса становится все менее  вероятным, выступает предпосылкой сдвига в экономической политике от «оперативно-тактических» мер, направленных на смягчение кризиса, к мерам, ориентированным  на его преодоление. В период острой фазы кризиса сокращение горизонта  экономической политики было неизбежным, но систематический мониторинг принятых мер и структурированная предварительная  оценка новых мер позволят его  удлинить и увязать текущие действия правительства с ранее заявленными  стратегическими приоритетами.

К настоящему времени  правительство РФ сформировало и  реализует широкий набор антикризисных  мер, уникальный по количеству форм и  направлений воздействия государства  на экономику, по объемам используемых ресурсов. С начала проведения антикризисной  политики в качестве приоритетов  были заявлены:

—  поддержка (обеспечение стабильности) финансового  сектора;

—  социальная поддержка населения, сохранение и  создание новых рабочих мест;

—  поддержка  отдельных, наиболее чувствительных к  кризису отраслей реального сектора  экономик на основе стимулирования внутреннего  спроса и импортозамещения;

—  поддержка  системообразующих и градообразующих  предприятий.

После завершения цикла принятия «пожарных мер», а  также с осознанием длительности кризиса усиливается объективная  потребность в системной оценке антикризисной политики государства  по отношению к реальному сектору  экономики. При проведении оценки антикризисных  мер основное внимание уделялось  не обсуждению целесообразности той  или иной меры, а оценке используемых инструментов государственного регулирования (воздействия), соответствующих правил, а также механизмов, обеспечивающих их выполнение.

В то же время  проведение антикризисной политики позволило ускорить реализацию ряда ранее запланированных стратегических мер, особенно в части развития корпоративного регулирования, поддержки малого и  среднего предпринимательства (МСП), совершенствования  налогового регулирования.

В связи с  этим представлялось важным реконструировать задачи антикризисной политики, исходя из состава и особенностей реализуемых  мер. В основном антикризисные меры направлены на решение следующих  задач:

—  расширение доступа предприятий к финансовым ресурсам (прямое кредитование госбанками, финансовыми институтами развития, их капитализация; стимулирование частного кредитования путем предоставления субсидий по процентным ставкам и  госгарантий; рекомендации банкам по кредитованию; расширение условий для привлечения  капитала на основе выпуска акций  и облигаций и их выкупа уполномоченными  организациями);

—   снижение нагрузки на бизнес, путем снижения налоговой нагрузки, вывозных таможенных пошлин, административной нагрузки, ограничение  роста тарифов на услуги и продукцию  субъектов естественных монополий;

—  смягчение  негативных социальных последствий  и развитие рынка труда (увеличение пособий по безработице, софинансирование региональных программ занятости, ограничения  на использование иностранной рабочей  силы);

—  стимулирование внутреннего спроса (госзакупки, авансирование, преференции для отечественных  производителей, закупки и инвестиционные программы субъектов естественных монополий, лизинг, защитные таможенные меры, субсидии по кредитам потребителей);

—  поддержка  малого и среднего предпринимательства (софинансирование региональных программ по развитию МСП, программы кредитования МСП Внешэкономбанка), развитие конкуренции.

Нужно отметить, что ряд мер сложно отнести  только к одной из выделенных задач. Например, некоторые антикризисные  меры в рамках социальной политики могут также рассматриваться  в контексте стимулирования внутреннего  спроса на продукцию отдельных отраслей, развития предпринимательства.

В целом общий  объем дополнительных ресурсов, исходя из существующих оценок «стоимости»  отдельных антикризисных мер  в отношении реального сектора  экономики, в октябре 2008 - декабре 2009 г. оценивается в 2,1-2,5 трлн. руб.

На первом месте  стоят меры по расширению доступа  реального сектора к финансовым ресурсам (1,1-1,2 трлн. руб.),

На втором - меры по снижению нагрузки на бизнес (бюджетные  потери - 500-700 млрд. руб.),

На третьем - меры социальной политики, связанные  со стимулированием спроса населения, поддержкой начинающих предпринимателей, - 250-300 млрд. руб., стимулирование внутреннего  спроса (180-240 млрд. руб.) и на последнем  месте - меры по поддержке МСП (60-90 млрд. руб.).  Таким образом, можно сделать  выводы, что реализация антикризисных  мер сводится к стимулированию деловой  активности предпринимательства Российской Федерации.

На рисунке 1 показаны приоритетные направления  мер антикризисной финансовой политики

Рисунок 1 «Приоритетные  направления мер антикризисной  политики

В «антикризисном пакете» недостаточно представлены меры по стимулированию экспорта, прежде всего высокотехнологичного, развитию конкурентной среды.

Крайне мало мер, связанных со стимулированием  инновационной активности и развития компаний, повышением эффективности  деятельности субъектов естественных монополий и крупных госкомпаний; отсутствуют меры по привлечению  иностранных инвесторов и формированию особых экономических зон.

Информация о работе Финансовый механизм и его роль в формировании финансовой политики в современных условиях