Финансовый рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:16, контрольная работа

Описание работы

Рынок – это взаимодействие продавцов и покупателей. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. Покупателями могут быть отдельные граждане, семьи, фирмы, посредники, приобретающие товары для последующей продажи; государственные учреждения. Роль рынка в экономике определяется следующими моментами: рынок способствует рациональному распределению ресурсов, рынок влияет на объем и структуру производства, рынок оздоровляет экономику, освобождаете от убыточных неконкурентоспособных предприятий, рынок заставляет потребителя выбирать рациональную структуру потребления, рыночные цены выступают носителями экономической информации. В этом реферате мы рассмотрим сущность и структуру финансового рынка.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
Финансовый рынок: понятие, функции, структура………………………....4
Экономические особенности формирования финансового рынка России..14
Современные тенденции функционирования российского финансового рынка…………………………………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………………24
Список использованных источников………………………………………………..26

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа РЦБ.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

     2) установление нормативов обязательных  резервов кредитных организаций,  депонируемых в Банке России;

     3) купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг;

     4) организация кредитования коммерческих  банков, в том числе с помощью  учета и переучета векселей;

     5) осуществление валютного регулирования  и валютного контроля в соответствии  с Законом РФ «О валютном  регулировании и валютном контроле»;

     6) установление ориентиров роста  показателей денежной массы.

     Банк  России регистрирует кредитные организации, выдает и отзывает лицензии на осуществление  банковских операций, осуществляет регистрацию  эмиссии ценных бумаг кредитных  организаций; осуществляет контроль за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства.

     Российская  двухуровневая банковская система (Центральный банк РФ и система  коммерческих банков) начала формироваться  с 1991 г. с образованием Российской Федерации  как самостоятельного государства. В становлении системы коммерческих банков можно выделить шесть этапов.

     На  первом этапе (он продолжался до конца 1993 г.) наблюдалась значительная концентрация ресурсов банковской системы в руках крупнейших кредитных учреждений, образованных на базе прежних государственных спецбанков, таких, как «Сбербанк», «Промстройбанк», «Мосбизнесбанк» (бывший «Жилсоцбанк»), и ряда других.

     Второй этап (1994 г.— середина 1995 г.) развития банковской системы характеризовался появлением значительного числа вновь образованных коммерческих банков. Концентрация банковского капитала в этот период достигла наименьшего значения.

     Кризис  рынка межбанковских кредитов и  падение темпов инфляции привели  к банкротству большого числа  мелких и средних банков, перевели развитие системы на новую ступень через процессы разорения, концентрации и централизации банковского капитала.

     Наступил  третий этап (с середины 1995 по 1997 г.), знаменовавшийся чередой кризисных явлений.

     Крупнейшими операторами на рынке государственных долговых обязательств выступали банки, которые одновременно являлись и главными агентами по обслуживанию бюджетных счетов. Остатки бюджетных средств на счетах этих банков активно использовались для покупки государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федерального займа с переменным купоном (ГКО — ОФЗ).

     Рынок ГКО — ОФЗ обладал весьма высокой  ликвидностью, не уступавшей ликвидности  валютных счетов. Доходы по государственным  ценным бумагам находились на очень  высоком уровне по сравнению с другими финансовыми инструментами, что противоречило как теории, так и мировой практике, свидетельствующей о том, что вложение в финансовые инструменты с меньшей степенью риска по определению приносит и меньшую доходность. Объяснение данного феномена кроется в политике государственных властей, пытавшихся покрыть дефицит государственного бюджета за счет создания «пирамиды» долгов.

     В 1997 г. активизировались слияния банков, создание различных конгломератов, альянсов, банковских группировок, холдингов  и т. п. Эти процессы характеризуют четвертый этап (с начала 1997 по август 1998 г.) в становлении банковском системы России, который связан также и с началом переориентации многих банков (прежде всего немосковских) на работу с реальным сектором экономики.

     Август 1998 г. знаменует начало пятого этапа развития банковской системы, сопровождавшегося самым крупным банковским кризисом в современной России. Отказ Правительства отвечать по своим финансовым обязательствам по ГКО — ОФЗ наиболее разрушительно сказался на крупнейших системообразующих банках, основных держателях государственных ценных бумаг. По имеющимся оценкам, в ГКО — ОФЗ оказалось заморожено порядка 40-50 млрд руб. собственно банковских средств, что составляло 90% суммарного уставного фонда российских банков и около четверти докризисного объема их совокупного уставного капитала.

     Кризисный этап банковской системы продолжался, по существу до середины 1999 г., когда  начались активные действия по реструктуризации, санации проблемных банков. Собственно, с середины 1999 г. банковская система России перешла к новому, шестому этапу, который характеризуется законодательным обеспечением реструктуризации банков и их внешней задолженности, ликвидацией банков-банкротов. С середины 1999 г. обозначился постепенный рост капиталов иностранных банков, а с 2000 г. начали расти капиталы и российских банков.

     Как уже отмечалось, на рынке ценных бумаг особое место занимают инвестиционные институты — инвестиционные банки, инвестиционные компании, инвестиционные фонды. Деятельность инвестиционных банков прежде всего связана с выполнением эмиссионно-учредительских и посреднических функций. В российском законодательстве четкого определения понятия «инвестиционный банк» нет. Многие российские коммерческие банки выполняют эмиссионно-посреднические функции. Одновременно банки, зарегистрированные как инвестиционные, имеют лицензии на выполнение широкого круга операций коммерческих банков.

     Тем не менее, можно выделить основные виды деятельности российских инвестиционных банков. К ним, прежде всего, следует отнести:

     1) выполнение функций брокеров, дилеров,  депозитариев;

     2) организацию расчетов, по операциям  с ценными бумагами;

     3) формирование эмиссионных портфелей; 

     4) формирование индивидуальных портфелей  ценных бумаг для отдельных  инвесторов;

     5) консалтинговые услуги по вопросам  инвестирования; поиски инвесторов  и объектов инвестирования.

     Функции инвестиционного банка в России наиболее полно выполняет ЦБ РФ. Он выступает в качестве дилера, приобретая государственные ценные бумаги за собственные средства; в качестве брокера работает по поручению правительства и обеспечивает функционирование вторичного рынка государственных ценных бумаг; он выполняет функции депозитария, клирингового и расчетного центра, являясь специализированной организацией по учету, хранению и расчетам по операциям с государственными ценными бумагами. Банк России выполняет операции по обслуживанию государственного долга; организует сбор и анализ информации о рынке ценных бумаг, выполняет другие функции, характерные для инвестиционных банков.

     Инвестиционные  компании в России появились в 1992 г. Они занимались организацией выпуска  ценных бумаг и их размещением, торговлей  ценными бумагами других эмитентов, выполняли брокерские функции, консалтинговые услуги по вопросам инвестирования и т. п. Деятельность многих из них изначально строилась на создании финансовых пирамид. Финансовые пирамиды МММ, Русский дом «Селенга» и другие вошли в отечественную историю финансовых афер. Доверие в России к инвестиционным компаниям оказалось подорванным, и многие из них перерегистрировались в иные структуры.

     Особое  место на рынке ценных бумаг занимают инвестиционные фонды. Правовая основа функционирования инвестиционных фондов была определена в Указе Президента РФ от 7 октября 1992 г. № 1186 «Инвестиционным фондом признается любое открытое акционерное общество, которое одновременно: (1) привлекает средства за счет эмиссии собственных акций; (2) ведет торговлю ценными бумагами; (3) владеет инвестиционными бумагами, стоимость которых должна составлять 30 и более процентов от стоимости его активов в течение более четырех месяцев суммарно в пределах одного календарного года.

     Наибольшее  распространение в России получили чековые инвестиционные фонды (ЧИФы), которые были призваны аккумулировать приватизационные чеки (ваучеры) физических и юридических лиц путем обмена своих, акций на ваучеры для последующего приобретения за них акций приватизированных предприятий. В 1992-1994 гг. было создано более 600 ЧИФов, которые аккумулировали более трети всех приватизационных чеков населения страны.

     С формальной точки зрения ЧИФы успешно  справились с поставленной перед  ними задачей. Многие из них стали  обладателями крупных пакетов акций  приватизированных предприятий, превратились в солидные финансовые компании.

     Создание ЧИФов можно было бы отнести к положительным аспектам процесса приватизации государственного и муниципального имущества в России, если бы одновременно были защищены и интересы владельцев ваучеров, ставших акционерами ЧИФов. К сожалению, этого не произошло. Менеджеры ЧИФов фактически оказались неподконтрольными для их акционеров со всеми вытекающими отсюда последствиями. Если в 1993—1996 гг. ряд ЧИФов выплачивали своим акционерам символические дивиденды, то в дальнейшем выплаты практически прекратились.

     Определенные надежды с созданием механизма защиты интересов акционеров ЧИФов связывались с преобразованием их в паевые инвестиционные фонды (ПИФы), представляющие собой имущественные комплексы без создания юридического лица, доверительное управление имуществом которых осуществляют управляющие компании.

     Правовой  статус ПИФов был определен Указом Президента РФ от 26 июля 1995 г. № 765 Однако установленный в Указе Президента порядок преобразования ЧИФов в  ПИФы серьезно усложнил решение данной проблемы. Добровольное преобразование ЧИФов в ПИФы маловероятно ввиду незаинтересованности в этом менеджеров ЧИФов. Паевые инвестиционные фонды в России могут быть образованы:

     1) путем регистрации проспекта  эмиссии инвестиционных паев управляющей компанией и размещения инвестиционных паев среди инвесторов;

     2) по решению общего собрания  акционеров при ликвидации ЧИФа, имущество которого передается  в доверительное управление управляющей  компании;

     3) при реорганизации коммерческих  организаций (с согласия ФКЦБ), которые привлекали денежные средства физических и юридических лиц.

     Первые  ПИФы появились в конце 1996 г. и  были ориентированы на работу с государственными ценными бумагами. Основными инвесторами  выступали прежде всего учредители управляющих компаний; мелкие инвесторы  не проявили к ПИФам большого интереса.

     В дальнейшем ряд ПИФов начал активно  работать с корпоративны ми ценными  бумагами. Причем к концу 1997 г. четыре из пятнадцати действовавших ПИФов  в основном были ориентированы на работу с корпоративными ценными  бумагами. Именно в эти фонды наблюдался приток инвестиций со стороны мелких инвесторов, что позволило данной группе ПИФов существенно укрепить свои позиции.

     ПИФы  занимают скромное место на рынке  ценных бумаг. Тем не менее, анализируя перспективы развития различных  институтов на фондовом рынке, представляется, что у ПИФов они наиболее оптимистичные. Это предопределяется прежде всего их открытостью, прозрачностью, равностью имущественных прав инвесторов и возможностями получения денежных средств за принадлежащие им инвестиционные паи.

     В этой главе мы выявили особенности  формирования финансового рынка  России, как происходило становление финансовых институтов в Российской Федерации и инвестиционных фондов. 

3.Современные тенденции функционирования российского финансового рынка 

     Хочется верить, что наша экономика в дальнейшем будет модернизирована в соответствии с планом Президента РФ, а "чёрное золото" покинет первую строчку "основных показателей, определяющих ситуацию в  экономике", прогнозируемых и рассчитываемых Министерством Экономического Развития (МЭР). Однако на сегодняшний день приходится мириться с тем, что цена на нефть остаётся переменной с наибольшим весом в наших макроэкономических моделях.

Объём номинального ВВП за 2010 год всё-таки превысил отметку 2008-го.

     В начале 2010 года объём промышленного производства продолжил позитивную динамику, наметившуюся с середины 2009 года, и несмотря на спад из-за засухи и пожаров, в третьем квартале 2010 года даже реальный ВВП показал существенный прирост (+3,8% г/г). Что касается динамики российской экономики в 2011 году, если рост цен на нефть продолжится, ВВП России по итогам 2011 года может вырасти на рекордные 7,4%. Такой прогноз озвучили экономисты из банка ING. По данным ряда аналитиков, в течение года средняя мировая цена на нефть может вырасти на 60%.

     Рост  цен на нефть выше отметки в $100 за баррель произошел на фоне ситуации в Ливии. После землетрясения  в Японии нефтяной рынок резко  рухнул, однако ожидания экспертов  относительно общей динамики ценообразования  на сырье не изменились.

Информация о работе Финансовый рынок