Финасовый кризис в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:26, курсовая работа

Описание работы

Кризисные события, наблюдавшиеся в американской финансовой системе во второй половине 2008г. и отразившиеся во многих странах, были столь масштабными, а меры регуляторов по стабилизации ситуации - столь беспрецедентными, что это позволяет в принципе поставить под сомнение эффективность американской финансовой модели капитализма и ее жизнеспособность в условиях глобального рынка.
Целью написания курсовой явилось тщательное исследование всех негативных тенденций, имевших место в российской экономике, выяснение причин мирового финансового кризиса.

Содержание

Введение
1. Понятие и сущность кризиса
2. Финансовый кризис в России
3. Антикризисные меры
4. Прогноз послекризисного периода в России
5. Восстановление экономики после кризиса
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

борисова.docx

— 46.77 Кб (Скачать)

Второй шаг: меры по поддержке  реального сектора экономики  и социальной стабильности. Среди них:

А) Меры бюджетно-налоговой  политики, проводимые Правительством РФ

1) размещение на депозит  в ВЭБе средств из Международных  резервов на общую сумму не  более 50 млрд. долларов США для  рефинансирования внешних долгов компаний и банков РФ в 2008-2009 гг. ВЭБ получит государственные деньги по ставке LIBOR + 1, выдавать будет под LIBOR + 5.

2) выделение из Фонда  национального благосостояния средств  на покупку акций и облигаций  российских компаний в размере  175 млрд. рублей (размещены на депозите в ВЭБе);

3) снижение экспортных  пошлин на нефть и нефтепродукты  до 192,1 долларов за тонну (с 1.12.2008 г). Сумма поддержки 270 млрд. руб.;

4) повышение необлагаемой  НДПИ цены нефти с 9 до 15 долларов  за баррель. Сумма поддержки: 89,3 млрд. руб.;

5) поддержка предприятий  ВПК (субсидирование процентной  ставки, инвестиции в капитал, предупреждение банкротства предприятий ВПК). Сумма: 50 млрд. руб.;

6) снижение налога на  прибыль за счет его федеральной  части на 4% с 1.01.2009 г. С 28 ноября 2008 г. уплата налога на прибыль  производится на основе фактической величины прибыли. Сумма поддержки: 400 млрд. руб.;

7) увеличение амортизационной  премии с 10% до 30%. Сумма поддержки: 100-150 млрд. руб.;

8) регионы с 1.01.2009 г.  смогут снижать упрощенный налог  на малый бизнес с 15% до 5%;

9) ускорение сроков возмещения  НДС. Сумма поддержки: 250 млрд. руб.;

10) увеличен предельный  размер компенсации по вкладам  в банках, в отношении которых наступил страховой случай, до 700 тыс. руб.;

11) вычет по подоходному  налогу при строительстве или  приобретении жилья с 1.01.2009 г. будет увеличен вдвое, до 2 млн. руб. (260 тыс. руб). Сумма поддержки: 10 млрд. руб.;

12) максимальный размер  пособия по безработице вырастет  с 1.01.2009 г. до 4900 руб. Сумма поддержки: 30-50 млрд. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Прогноз послекризисного периода в России

 

Результатом кризиса для  российской экономики может стать  ликвидация целых отраслей промышленности и коренное изменение всего экономического ландшафта. К такому выводу приходят эксперты, изучающие динамику развития кризиса в России. По их мнению, кризис, начавшийся осенью 2008 года, будет затяжным. Вероятным сроком его завершения называют 2013 г. Для России это будет означать низкие цены на энергоносители, слабое наполнение бюджета, отсутствие инвестиций. Это неизбежно приведет к резкому ухудшению ситуации в таких технологически отсталых отраслях, как машиностроение. Серьезную угрозу кризисное состояние госбюджета несет и оборонной промышленности. Аналитики считают, что крайне низкий уровень менеджмента в отраслях оборонки не позволит предприятиям отрасли найти ответы, адекватные кризисным вызовам.

В связи с этим все чаще высказываются мнения о том, что  России следует использовать кризис для пересмотра всей промышленной политики. Что под этим имеется в виду?

Во-первых, отход от тенденции  к созданию госкорпораций, как от неэффективной и крайне затратной экономической модели.

Во-вторых, отказ от эволюционной формы модернизации промышленности. В условиях кризиса эта форма также становится непозволительной роскошью для бюджета страны.

Многие отрасли и отдельные  предприятия нуждаются в коренной перестройке, для того, чтобы ее осуществить от части из них надо отказаться, а другую часть построить с нуля - на новой технологической базе с использованием современных принципов управления.

Сторонники идеи пересмотра промышленной политики считают, что  только такой подход позволит России рассчитывать на серьезную роль в  глобальном экономическом пространстве. В противном же случае по завершении кризиса нас, по-прежнему, будет ожидать участь сырьевого придатка.

 

5. Восстановление экономики после кризиса

 

Для обеспечения динамичного  восстановительного экономического роста в среднесрочной перспективе необходимо выполнение как минимум следующих трех предпосылок:

1) В стране в максимально  возможной степени используется  уже имеющийся производственный потенциал.

2) Финансовые ресурсы  российской экономики остаются  внутри России и являются главным источником спроса на отечественную продукцию. Утечка капитала в 500-700 млрд. руб. конечного спроса или 7-10% потенциального прироста производства каждый год. Именно то, что эти финансовые ресурсы из года в год вывозятся за пределы страны, и является фактически одной из главных причин многолетнего производственного спада.

3) В экономике России  создаются условия для нормальной  инвестиционной деятельности, и осуществляется процесс расширенного производства.

Именно под углом зрения создания этих трех условий рассматриваются  все вопросы экономической политики, и формируется концепция и прогноз экономического развития России на среднесрочную перспективу.

Возможности роста. Значительный экономический рост в России в  среднесрочной перспективе (на уровне 7-9% в год по общим объемам производства и 15-20% - по объемам производства в отдельных отраслях обрабатывающей промышленности) не только необходим, но и возможен. В ближайшие годы он может опереться на некоторые позитивные факторы, возникшие, в том числе в результате спада производства.

Первым фактором являются незагруженные производственные мощности. Это капитал, т.е. здания, сооружения, станки, механизмы, тепловые и электрические коммуникации, которые в условиях глубокого экономического кризиса задействованы в производстве продукции не в полной мере или выведены в резерв. В случае если динамика платежеспособного спроса определит более полную загрузку этих мощностей, они могут стать важным ресурсом экономического роста, причем в определенном смысле ресурсом (по сравнению с ситуацией наращивания производства за счет ввода новых мощностей, которые требуют значительных инвестиций).

Второй важный фактор - ослабление ресурсных ограничений в развитии экономики. Экономика России в настоящее  время не имеет жестких ограничений по энергии, металлу и другим сырьевым ресурсам, по пропускным способностям транспортной системы, и, кроме того, нет серьезных ограничений по рабочей силе и ее квалификации. Любая страна, которая не имеет такого рода ограничений, может обеспечить экономический рост.

Ключевым фактором, способным  обеспечить и стартовый импульс  позитивного развития, и экономическое пространство для роста внутреннего производства, несмотря на негативную тенденцию к сокращению конечного спроса (прежде всего реальных доходов населения), является импортозамещение.

Естественный рост доходов  в меру роста внутреннего производства в режиме импортозамещения на начальном этапе реализации конструктивной экономической политики снижает нагрузку, которая ложится на финансовую систему в связи с реализацией специальных мер по увеличению конечного спроса.

Именно население, занятое  в реальном секторе экономики, как  правило, имеет душевые доходы, не превышающие среднего уровня по стране, и объективно в существенно большей степени, чем высокодоходные группы, ориентируется в потреблении на продукцию отечественного производства. Тем самым создается самоподдерживающийся контур воспроизводства, обеспечивающий рост внутреннего спроса на продукцию отечественного производства, расширение емкости внутреннего рынка для отечественных производителей.

В настоящее время в  режиме импортозамещения удалось не только восстановить, но и превзойти уровень промышленного производства, соответствующий докризисному этапу прошлого года. Вследствие относительно более медленного роста цен на продукцию производственно-технического назначения снизились издержки во многих отраслях обрабатывающей промышленности. Одновременно улучшение конъюнктуры на мировых рынках по традиционным товарам российского экспорта позволило существенно упрочить финансовое состояние экспортных отраслей. Все это привело к образованию в ряде секторов экономики значительных доходов, которые могут стать финансовой основой экономического роста.

Таким образом, в настоящее  время в российской экономике  имеются главные предпосылки  начала экономического подъема, а именно незадействованные мощности и ищущие эффективного приложения, финансовые ресурсы. Основная задача экономической политики состоит в том, чтобы соединить эти факторы роста.

Этапы реализации конструктивной экономической политики.

Именно на преодоление  описанных выше ограничений, на решение  поставленных проблем должна быть направлена конструктивная социально-экономическая политика, политика послекризисного подъема российской экономики и перевода ее в режим динамичного и эффективного развития. Можно выделить три этапа реализации такой политики.

Первоначальный - этап импортозамещения, связанный с использованием девальвационного потенциала. Учитывая, что масштабы импортозамещения в рамках сложившегося соотношения курса и паритета покупательной способности рубля оцениваются максимально в 8-12% роста ВВП и 15-17% роста промышленного производства, рост производства, связанный с использованием этого потенциала, исчерпан в течение 1999 - 2007 гг. Задача состоит в том, чтобы поддержать это стихийное движение к восстановлению экономики и превратить его в первый импульс долгосрочного динамичного развития.

Второй - этап неинвестиционного (малоинвестиционного) роста, связанный с максимально возможным задействованием неиспользуемых производственных резервов. Учитывая, что оживление в экономике этапа импортозамещения также опирается на задействование неиспользуемых мощностей, общий потенциал которых оценивается в 40-50% роста продукции, масштабы увеличения производства на втором этапе можно оценить в 30-36%. Это означает, что важнейшая задача этого этапа - не только восстановление нормального инвестиционного процесса, но и подготовка соответствующих инвестиционных заделов, с тем, чтобы не позже 2011 г. большая часть прироста производства обеспечивалась на вновь вводимых мощностях.

Третий этап - этап выхода на нормальный режим воспроизводства, характеризующийся высокой степенью обновления капитала.

Приведенные ниже оценки являются итогом макроэкономического моделирования результатов реализации предлагаемой программы развития для всего народного хозяйства в разрезе 25-отраслевой структуры экономики.

Наиболее существенными  для определения перспективной  динамики и структуры народного  хозяйства явились следующие  параметры:

1) масштабы нелегального  вывоза капитала из России.

2) объемы выплат по  внешнему и внутреннему долгу  и соответственно уровень процентных  расходов бюджета.

3) денежное предложение.

4) уровень минимальной  зарплаты и минимальной пенсии.

5) динамика обменного  курса национальной валюты.

6) налоговые ставки и  уровень собираемости налогов.

7) бюджетный дефицит.

8) величина и структура  государственных расходов.

9) объемы экспорта важнейших  топливно-сырьевых ресурсов.

В варианте развития предусматривается  более мягкая денежная политика, существенно выше объемы кредитования экономики.

В целом, кроме негативных последствий любой кризис имеет  и определенные положительные моменты. На промышленном рынке происходит так называемый «естественный отбор». На плаву остаются только наиболее жизнеспособные предприятия, проводящие эффективную политику управления ресурсами. Неконкурентоспособные же компании уходят с рынка. Но в борьбе предприятий за выживание, в условиях жесткой конкуренции может также произойти и снижение цен на некоторые товары и услуги, что, безусловно, тоже является положительным моментом. Пример тому - бензин, земля, недвижимость. Кризис приводит рынки к естественному ценообразованию. Помимо этого происходит общее оздоровление экономики и выход на первый план отечественных производителей.

 

 

 

 

Заключение

 

Текущий глобальный экономический  кризис стал результатом провала  сложившейся финансовой системы  в результате низкого качества регулирования, из-за чего огромные риски оказались вне должного учёта.

Мировые финансовые институты  регулирования не отреагировали  на происходящие в последние годы события адекватными действиями, что подтвердило несоответствие их деятельности потребностям современного многополярного мира. Из-за отсутствия инструментов по предотвращению и минимизации последствий кризисных мир столкнулся с серьёзными экономическими потрясениями и - как результат - с ростом глобальной социальной нестабильности.

Для значительной части человечества ещё сложнее становится обеспечить комфортное жилье, образование, качественное медицинское обслуживание и даже продовольствие. Из-за кризиса мировой подъём последних лет практически не сказался на улучшении ситуации для наименее обеспеченных слоев населения.

Поэтому в условиях глобализации для нормального функционирования мировой экономики необходима стабильная, предсказуемая и функционирующая по заранее известным правилам международная валютно-финансовая система, в основе которой лежит поддержание макроэкономической и финансовой дисциплины ведущими мировыми экономиками. Нынешний кризис показал, что поддержание такой дисциплины остаётся нерешённой задачей как для суверенных государств, так и для ведущих компаний, оперирующих на глобальных рынках.

Информация о работе Финасовый кризис в РФ