Формы государственного кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:57, реферат

Описание работы

Государство, для покрытия своих расходов, связанных с бесперебойным финансированием потребностей обществ, привлекает свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Основным способом их получения является государственный кредит – являющийся одной из форм кредита, при котором государство выступает в роли кредитора, заемщика и гаранта.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………… 3
1.Государственный кредит его сущность и формы ………….............................. 4
1.1 Понятие и экономическая сущность государственного кредита …………. 4
1.2 Функции государственного кредита…………………………………………. 7
1.3 Формы и виды государственного кредита…………………………………... 8
2. Методы управления государственным кредитом……………………………. 11
Заключение………………………………………………………………………… 14
Список используемой литературы……………………………………………….. 15

Работа содержит 1 файл

реферат по финансам.doc

— 116.00 Кб (Скачать)

МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего 

профессионального образования

«Тверской государственный  технический университет»

(ГОУ  ВПО «ТвГТУ»)

Факультет заочного высшего  образования

Кафедра «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Реферат

по  дисциплине «Финансы»

на  тему: Формы государственного кредита. 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тверь, 2011

Содержание

 
  № стр.
   
Введение…………………………………………………………………………… 3
1.Государственный кредит его сущность и формы ………….............................. 4
1.1 Понятие и экономическая сущность государственного кредита …………. 4
1.2 Функции  государственного кредита…………………………………………. 7
1.3 Формы  и виды государственного кредита…………………………………... 8
2. Методы  управления государственным кредитом……………………………. 11
Заключение………………………………………………………………………… 14
Список  используемой литературы……………………………………………….. 15
   
   
   
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     В структуре финансовой политики государства  особая роль принадлежит механизмам ее реализации. Под финансовым механизмом понимают систему установленных государством способов, методов, инструментов и рычагов воздействия на экономические и социальные процессы, реализуемую при распределении и перераспределении финансовых ресурсов. Одним из способов реализации финансовой политики является кредит - экономические отношения, возникающие между кредитором и заемщиком по поводу ссужаемой стоимости, передаваемой во временное пользование на условиях срочности, платности и возвратности.

     Государство, для покрытия своих расходов, связанных с бесперебойным финансированием потребностей обществ, привлекает свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Основным способом их получения является государственный кредитявляющийся одной из форм кредита, при котором государство выступает в роли кредитора, заемщика и гаранта.

     Развитие  государственной формы кредита  имеет длительную историю. Такая  форма кредита возникла с появлением государства, которая начала использовать полученные таким образом средства на покрытие военных и других чрезвычайных расходов. Особенно широкое распространение государственный кредит получил в середине ХХ в., когда финансовая политика многих государств формировалась под непосредственным влиянием экономической теории Кейнса и его последователей. Необходимость получения займов государством тесно связана с состоянием государственных финансов, наличием и расходованием финансовых средств в стране, т.е. с бюджетным дефицитом. Кейнс считал бюджетный дефицит меньшим злом, чем катастрофическое падение производства в период экономического кризиса и предлагал увеличить государственные расходы за пределы текущих доходов государства, чтобы вывести экономику из кризиса. С установлением международных связей между различными странами рядом с внутренним государственным кредитом начинает развиваться система международного государственного кредитования.

     Целью данной курсовой работы - рассмотреть сущность и значение государственного кредита

     Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем работы 15 страниц.

 

     1. Государственный кредит его сущность и формы 

     1.1 Понятие и экономическая сущность государственного кредита 

     Государственный кредит - совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями - с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений.

     Государственный кредит как экономическая категория  является важнейшим существенным элементом  финансов и проявлением системы  финансовых отношений.

     Как экономическая категория государственный  кредит находится на стыке двух видов  денежных отношений — финансов и кредита и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. государственного бюджета и внебюджетных фондов всех уровней.

     Его специфическими чертами являются: добровольность; возвратность и платность; на общегосударственном  уровне не имеет конкретного целевого характера.

     Сама  природа существования государства  характеризуется целым рядом  объективных противоречий. Среди них – противоречие между потребностями государства в финансовых ресурсах для выполнения общегосударственных функций и возможностями мобилизации требуемых ресурсов. Возникновение государственного кредита – один из вариантов разрешения данного противоречия.

     Государственный кредит является формой дополнительной мобилизации государством финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных потребностей и выполнения своих функций. Он затрагивает вторичное распределение стоимости внутреннего валового продукта общества, касается значительных объемов финансовых ресурсов, которые не распределяются через бюджетную сферу. В качестве звена финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

     Государственный кредит (заем) используется, как правило, для покрытия дефицита бюджета. Такой  метод значительно эффективнее, чем эмиссия денежных ресурсов. Государственный  заем временно сокращает платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, регулирует (балансирует) натурально-вещественные и стоимостные пропорции общества. С помощью займа в рамках закона денежного обращения регулируется необходимое количество денег в обращении.

     Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет добровольный характер, если налоги движутся только в одном направлении: от плательщика в бюджет или во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных или ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

     Государственный кредит отличается от таких основных форм кредита, как банковский и коммерческий, обеспечением. При предоставлении банковского  или коммерческого кредита в  качестве обеспечения обычно выступают  какие-либо конкретные ценности. При  заимствовании средств государством обеспечением служит вся платежеспособность государства, все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.  

     Таблица 1 - Отличия государственного кредита от банковского

Государственный кредит Банковский  кредит
Потребность в нем обусловлена необходимостью покрытия бюджетного дефицита Потребность в  нем обусловлена неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена
Получателем являются органы власти и управления Могут получать любые физические и юридические  лица на цели, установленные законом
Государственные займы не имеют конкретного целевого характера Имеет достаточно четко выраженную целевую направленность.
Госкредит как правило, не предусматривает экономических санкций к государству Срок возврата строго регламентирован его нарушение  влечет соответствующие санкции
Интересы  кредиторов часто имеют политические, экологические, корпоративные цели, хотя в конечном виде имеют экономическую  форму, но при этом неоднократно трансформируются и видоизменяются Экономические интересы кредитора и заемщика совпадают
Госкредит всегда является средством сокращения количества денег в обращении Может служить  причиной появления избыточной денежной массы в обращении
 

     В отношениях, относимых к категории  государственного кредита, государство  выступает в роли заёмщика, кредитора или поручителя.

     В первом случае, органы власти привлекают на добровольной, платной и возвратной основах временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, на внутреннем и внешнем рынках для финансирования дефицитов бюджетной системы. Эти операции опосредуются эмиссией государственных и муниципальных ценных бумаги организацией их обращения на фондовом рынке. Данная деятельность реализует фискальную функцию государственного кредита и ведет к образованию государственного внутреннего и внешнего долга и необходимости его обслуживать. Такой государственный кредит называется внутренним.

     Во  втором случае, ораны власти кредитуют: ниже стоящие уровни бюджетной системы, предоставляя им бюджетные ссуды ан покрытие временных кассовых разрывов; юридических лиц, предоставляя им целевые бюджетные кредиты на реализацию программ социально-экономического развития территории; другие иностранные государства, предоставляя им внешние кредиты за счет федерального бюджета на платной возвратной основе. Эта деятельность формирует возвратные финансовые потоки и служит регулированию экономического и социального развития страны. Такие отношения называются внешним государственным кредитом.

     В третьем случае, органы власти предоставляют  государственные и муниципальные  гарантии и поручительства нижестоящим  уровням бюджетной системы и  юридическим лицам под долгосрочные целевые кредиты, внешние займы  и др. Необоснованная выдача гарантий и поручительств может вести к увеличению государственного долга, т.к. это пролонгированные финансовые обязательства. Такие отношения называются условным государственным кредитом.

     Существуют  как минимум три причины, по которым  экономическая деятельность государства невозможна без государственного кредита:

     1) наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, т. е. разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;

     2) дефицит государственного бюджета;

     3) усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов.

 

     1.2 Функции государственного кредита 

     Как финансовая категория государственный  кредит выполняет функции: распределительную, регулирующую, контрольную.

     1) Важнейшая функция государственного кредита — распределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности.

     Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование. Распределение осуществляется между:

Информация о работе Формы государственного кредита