Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 20:14, контрольная работа

Описание работы

Инвестиции – процесс, затрагивающий интересы не только государства, но и частных компаний, и отдельных лиц. Поэтому, регулируя инвестиционную деятельность, государство должно соблюдать интересы всех участников данного процесса, что в частности, способствует привлечению иностранного и частного капитала в развитие экономики страны и снижает возможные финансовые риски, связанные с инвестированием экономики России в настоящий период.

Содержание

Введение 3
1. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности 5
2. Механизм государственного регулирования инвестиционными процессами 7
3. Государственное регулирование на рынке ценных бумаг 11
4. Налоговая политика государства, как регулировщик инвестиций 17
5. Денежно-кредитная политика государства, как регулировщик инвестиций 18
Заключение 21
Список использованной литературы 22

Работа содержит 1 файл

организация денежно кредитного регулирования.doc

— 101.50 Кб (Скачать)

     Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Инвестиции  – процесс, затрагивающий интересы не только государства, но и частных компаний, и отдельных лиц. Поэтому, регулируя инвестиционную деятельность, государство должно соблюдать интересы всех участников данного процесса, что в частности, способствует привлечению иностранного и частного капитала в развитие экономики страны и снижает возможные финансовые риски, связанные с инвестированием экономики России в настоящий период.

     Поскольку, государство играет ключевую роль в  финансовой деятельности, оно не может  не использовать инвестиционные вложения в экономику в своих интересах. А если государство использует в своих интересах инвестиции, оно будет стремиться регулировать инвестиционный процесс в стране.

     Значимость  всестороннего исследования государственного регулирования инвестиционной деятельности определяется тем, что управление инвестициями является важнейшим средством структурного преобразования производственного потенциала России.

     В условиях продолжающегося кризиса, дестабилизации экономики, воздействие  государства на инвестиционный процесс приобретает особое значение. Без резкого увеличения капиталовложений нельзя будет осуществить структурную перестройку производства, повысить его технический уровень.

     Именно  поэтому оживление инвестиционной деятельности - основное условие выхода России из нынешнего системного кризиса и создания предпосылок для устойчивого экономического роста. Немаловажную роль в улучшении инвестиционной ситуации отводится государству. 
 
 

 

      1. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности 

     Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности отражены в статье 10 федерального закона «Об инвестиционной деятельности в РФ». Регулирование инвестиционной деятельности в законе формулируется следующим образом: проведение инвестиционной политики, направленной на социально-экономическое и научно-техническое развитие РФ, обеспечивается государственными органами РФ, местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции. Таким образом, инвестиционная политика государства должна быть направлена на улучшение благосостояния общества, подъем производства, поддержание и развитие научной деятельности, образование и медицинское обслуживание населения [1, c.78].

     Согласно  закону, данный процесс реализуется в форме:

     - государственных инвестиционных программ (инвестирование государством средств в отрасли промышленности, науки, образования и т.д.);

     - прямого управления государственными инвестициями;

     - введением системы налогов с дифференцированием налоговых ставок и льгот. Для привлечения в экономику страны частных и иностранных инвестиций необходимо введение для них льготных ставок налогов и таможенных пошлин;

     - предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств. Такие средства должны предоставляться не только государственным предприятиям, но и частным производителям товаров и услуг, а также сфере образования, малому и среднему бизнесу. Таким образом, можно привлечь частный капитал в экономику государства, создать здоровую конкуренцию на рынке товаров и услуг и, тем самым повысить их качество;

     - проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;

     Для регулирования деятельности инвесторов на территории РФ государство использует следующие методы [2, c.104]:

     - контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации; Т.е. согласно закона «Об инвестиционной деятельности в РФ» субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать нормы и стандарты, установленные законодательством РФ. А в том случае, если направление инвестиционной деятельности требует получение государственного сертификата на ее осуществление, то государство контролирует получение такого сертификата;

     - антимонопольные меры, приватизацию объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства. Таким образом, для инвестирования того или иного направления экономики государство должно создавать равные условия для всех участников инвестиционной деятельности, не допускать монополизации отдельных участков экономики одним инвестором. В отдельных случаях должен происходить конкурсный отбор инвестора (объявляться тендер) на инвестирование того или иного сектора экономики;

     - экспертизу инвестиционных проектов. Т.е. оценку экономической и иной целесообразности инвестиций в данный проект, отрасль или инвестиционную программу. 

     По  приоритетным направлениям развития народного  хозяйства инвесторам и другим участникам инвестиционной деятельности Советами Министров РФ, определяются льготные условия. 
 
 
 

     2. Механизм государственного регулирования инвестиционными процессами 

     Механизм  государственного регулирования инвестиционными  процессами представляет собой совокупность  инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

     Условно государственные инструменты инвестиционной политики можно подразделить на три  группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные.

     К макроэкономическим относятся инструменты, определяющие общеэкономический климат инвестиций, а именно влияющие на процентную ставку, темпы роста экономики  и внешнеторговый режим (определяются комплексом мер бюджетно-налоговой политики). К микроэкономическим относятся меры, воздействующие на отдельные составляющие инвестиций или на отдельные отрасли: налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты. Институциональные инструменты позволяют достичь координации инвестиционных программ частных инвесторов и включают государственные органы инвестиционной политики, объединения предпринимателей, информационные системы [4, c.117].

     Рассмотрим  эти инструменты более подробно.

     Государство должно выделять бюджетные средства на реализацию инвестиционных проектов, т.к. повышение инвестиционной ориентации бюджетной системы - важнейшая задача государства на современном этапе.

     Прямое  финансирование инвестиционных проектов из государственного бюджета или  предоставление льготных инвестиционных кредитов государственным финансовым институтам – важнейший источник  средств на капитальные вложения во многих странах мира.

     Государственное финансирование инвестиционных проектов практикуется и в России. Однако специфические особенности экономического развития нашей страны и некоторые проблемы по распределению средств из бюджета не всегда позволяют в полной мере осуществлять планируемое финансирование.

     По  масштабам государственные инвестиционные затраты в инфраструктуру намного  превышают инвестиции в отрасли социальной сферы. Страны со средним уровнем развития в 80-е  начале 90-х годов тратили на инвестиции в инфраструктуру в - среднем 4% ВВП (что составляло около 20% валовых внутренних инвестиций в этих странах). Около половины средств на эти нужды - поступало прямо из государственного бюджета, еще 40% - так или иначе, гарантировалось государством. Инвестиции в отрасли социальной сферы составляли в среднем 1,5% ВВП. Однако сама по себе малая величина этих затрат скрывает их существенную экономическую значимость.

     Поскольку большинство услуг в социальной сфере и ряд услуг инфраструктуры являются общественными, то есть по своей  экономической природе не имеют  рыночной оценки, возникает вопрос, как определить экономически эффективный  объем их производства. Здесь возможны три подхода.

     Первый  заключается в определении нормативов, основанных на мировом опыте - сколько  на душу населения расходуется средств  на капитальные вложения в разных отраслях социальной сферы. Исходя из этого можно оценить, по каким направлениям наблюдается особо острый дефицит средств. Недостатком этого подхода является отсутствие учета конкретных особенностей страны и целостного критерия распределения инвестиций с целью получения наибольшего эффекта.

     Второй  подход основывается на составлении государственной инвестиционной программы. Все проекты в рамках этой программы ранжируются по степени социально-экономической отдачи, учитывающей положительное влияние проектов на эффективность экономики в целом. Затем государственный бюджет диктует, какие именно проект будут реализованы. Преимуществом этого подхода является обеспечение наибольшей экономической отдачи от бюджетных средств и предотвращение бюрократического произвола. Недостатком является необходимость применения идентичной методологии оценки и ежегодной переоценки большого количества самых разных проектов, многие из которых никогда не будут реализованы. Из-за этого лишь малые страны успешно реализовали программный подход к государственным инвестициям.

     В рамках третьего подхода разработка инвестиционной бюджета ведется по каждой отрасли народного хозяйства отдельно и исходя из контрольных цифр общих расходов определяемых параметрами бюджета. В результате планирование инвестиций является децентрализованным и учитывает отраслевую специфику. Недостатком данного подхода является отсутствие гибкости, невозможность сопоставления и учет общеэкономической отдачи инвестиций.

     Вместе  с тем, применение ряда принципов  позволяет существенно повысить эффективность этого метода.

     Во-первых, это четкая классификация бюджетных расходов на текущие эксплуатационные расходы и инвестиции и включение в бюджетное планирование всех инвестиций, финансируемых правительством.

     Во-вторых, разработка центральными экономическими ведомствами подробных едины  правил по оценке инвестиционных проектов, профессиональная подготовка специалистов отраслевых ведомств и  организаций отраслей социальной сферы, строгая экспертиза в центральных ведомствах.

     В-третьих, проведении конкурентных торгов на заключение контрактов на государственные закупки и жесткий контроль за реализацией инвестиционных проектов.

     Нарушение перечисленных условий ведет  к тому, что государственное инвестиционное хозяйство в условиях децентрализации  составления инвестиционных бюджетов становится хаотичным и коррумпированным.

     Существенный  канал влияния государства на инвестиционную ситуацию в стране - инвестиции естественных монополий, как  частных, так и государственных. В большинстве случаев государство, так или иначе, регулирует цену и  объемы производства в этих отраслях. А эффективное регулирование цены требует оценки потребностей финансирования инвестиций и прогнозирования спроса. Поскольку спрос на услуги инфраструктуры определяется общеэкономическими условиями, целевые установки инвестиционной программы в отрасли инфраструктуры задаются стратегией экономического развития страны. Как правило, конкретные инвестиционные проекты в этих отраслях проходят экспертизу в правительственных органах и одобряются государством. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Государственное регулирование на рынке ценных бумаг 

     Во  всем мире одной из самых распространенных форм инвестиционной деятельности юридических и физических лиц считается вложение свободных финансовых средств в ценные бумаги. Как известно, несколько последних лет в Российской Федерации идет активное формирование цивилизованного рынка ценных бумаг. Стихийно этот процесс начался еще на заре создания первых открытых акционерных обществ и особенно после начала реальной приватизации и акционирования государственных и муниципальных предприятий в 1993-1995 годах.

     С принятием за последние годы нового Гражданского кодекса и Закона "Об акционерных обществах" в Российской Федерации появилась уже вполне соответствующая зарубежному опыту первичная законодательная база, необходимая для поступательного формирования этого пока еще остающегося диковинным для большинства рядовых российских граждан сегмента рыночной экономики. Однако особо знаменательным событием для нашей страны в деде создания целостной правовой основы государственного регулирования и развития, возрождающихся в России спустя восемьдесят лет разновидностей имущественных и финансовых отношений, установления единых процедур и механизмов по выпуску и обращению ценных бумаг явилось принятие и вступление в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ.

Информация о работе Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности