Функции и принципы организации деятельности коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:35, курсовая работа

Описание работы

Основным звеном банковской системы Российской Федерации являются коммерческие банки.
Банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………........4
1. История появления и сущность коммерческих банков…….………………………….......6
1.1. История появления коммерческих банков……...….……………………………….....6
1.2. Цель деятельности коммерческих банков………………………………...….……......7
1.3. Понятие и виды коммерческих банков..…………………………………………….....9
2. Экономические основы деятельности коммерческих банков………………….…...……..14
2.1. Организационное устройство коммерческих банков…………..………………….....14
2.2. Функции коммерческих банков………………………………………...………….......16
2.3. Принципы организации деятельности коммерческих банков..……………………...22
3. Анализ организации деятельности коммерческого банка ОАО «Ярсоцбанк».….............26
3.1. Организационно-экономическая характеристика банка ОАО «Ярсоцбанк».………26
3.2. Функции и принципы банка ОАО «Ярсоцбанк»………………………………….......27
3.3. Основные направления развития банковской сферы…………………………………29
Заключение………………………………………………………………………………………35
Список использованной литературы………………………………………………………......36

Работа содержит 1 файл

Курсовик по КБ.doc

— 506.61 Кб (Скачать)
xt-align:justify"> 

 

 

 

 

 

 

2.       Экономические основы деятельности коммерческих банков

2.1 Организационное устройство коммерческих банков

Вариант организационной структуры банка представлен на рис. 4:

Рис. 4 Банковская структура[5]

Организационное устройство коммерческих банков соответствует общепринятой схеме управления акционерного общества.

Высшим органом коммерческого банка является общее собрание акционеров, которое должно проходить не реже одного раза в год.[6] На нем присутствуют представители всех акционеров банка на основании доверенности.

Общее руководство деятельностью банка осуществляет совет банка. На него возлагаются также наблюдение и контроль за работой правления банка. Состав совета определяет общие направления деятельности банка, рассматривает проекты кредитных и других планов банка, утверждает планы доходов и расходов и прибыли банка, рассматривает вопросы об открытии и закрытии филиалов банка и другие вопросы, связанные с деятельностью банка.

Непосредственно деятельностью коммерческого банка руководит правление. Оно несет ответственность перед общим собранием акционеров и советом банка. Правление состоит из председателя правления (президента), его заместителей (вице-президентов) и других членов.

Заседания правления банка проводятся регулярно. Решения принимаются большинством голосом. При равенстве голосов голос председателя является решающим.

При правлении банка обычно создаются кредитный комитет и ревизионная комиссия. В функции кредитного комитета входят: разработка кредитной политики банка, структуры привлекаемых средств и их размещения; разработка заключений по предоставлению наиболее крупных ссуд (превышающих установленные лимиты); рассмотрение вопросов, связанных с инвестированием, ведением трастовых операций. Правление банка предоставляет в распоряжение ревизионной комиссии все необходимые для проведения ревизии материалы. Результаты проведенных проверок комиссия направляет правлению банка.

В целях обеспечения гласности в работе коммерческих банков и доступности информации об их финансовом положении их годовые балансы, утвержденные общим собранием акционеров, а также отчет о прибылях и убытках должны публиковаться в печати (после подтверждения достоверности представленных в них сведений аудиторской организацией).

В целях оперативного кредитно-расчетного обслуживания предприятий и организаций – клиентов банка, территориально удаленных от места расположения коммерческого банка, он может организовывать филиалы и представительства. При этом вопрос об открытии филиала или представительства коммерческого банка должен быть согласован с ГУ ЦБ РФ по месту открытия филиала или представительства.

Филиалами банка считаются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения и осуществляющие все или часть его функций. Филиал не является юридическим лицом и совершает делегированные ему головным банком операции в пределах, предусмотренных лицензией ЦБ РФ. Он заключает договоры и ведет иную хозяйственную деятельность от имени коммерческого банка, его создавшего.

Представительство является обособленным подразделением коммерческого банка, расположенным вне места его нахождения, не обладающим правами юридического лица и не имеющим самостоятельного баланса. Оно создается для обеспечения представительских функций банка, совершения сделок и иных правовых действий. Представительство не занимается расчетно-кредитным обслуживанием клиентов и не имеет корреспондентского счета. Для осуществления хозяйственных расходов ему открывается текущий счет.

 

2.2 Функции коммерческих банков

Основными функциями коммерческих банков являются:

       мобилизация временно свободных денежных средств и превращение их в капитал;

       кредитование предприятий, государства и населения;

       выпуск кредитных денег;

       осуществление расчетов и платежей в хозяйстве;

       эмиссионно-учредительская функция;

       консультирование, представление экономической и финансовой информации.[7]

Выполняя функцию мобилизации временно свободных денежных средств и превращения их в капитал, банки аккумулируют денежные доходы и сбережения в форме вкладов. Вкладчик получает вознаграждение в виде процента или оказываемых банком услуг. Сконцентрированные во вкладах сбережения превращаются в ссудный капитал, используемый банками для предоставления кредита предприятиям и предпринимателям. Заемщики вкладывают средства в расширение производства, покупку недвижимости и потребительских товаров. В конечном счете, с помощью банков сбережения превращаются в капитал.

Данные об объемах депозитов физических лиц представлены в таблице 1:

 

Таблица 1.

Данные об объемах привлеченных кредитными организациями вкладов (депозитов) физических лиц
(млн. руб.)[8]

 

 

 

2010 год

 

 

01.01

 

01.02

 

01.03

Вклады (депозиты) физических лиц

 

 

 

всего

7 484 970

7 502 586

7 671 661

 

в рублях - всего

5 511 093

5 535 074

5 766 415

 

по срокам привлечения:

 

 

 

 

до востребования

1 056 095

953 604

996 371

 

на срок до 30 дней

4 659

3 835

9 145

 

на срок от 31 до 90 дней

61 918

66 051

69 545

 

на срок от 91 до 180 дней

208 738

209 132

208 835

 

на срок от 181 дня до 1 года

695 276

736 121

768 286

 

на срок от 1 года до 3 лет

3 098 504

3 182 856

3 309 522

 

на срок свыше 3 лет

385 903

383 475

404 710

 

в иностранной валюте - всего

1 973 876

1 967 512

1 905 246

 

по срокам привлечения:

 

 

 

 

до востребования

169 764

172 728

165 789

 

на срок до 30 дней

1 534

1 813

1 939

 

на срок от 31 до 90 дней

28 762

27 870

25 714

 

на срок от 91 до 180 дней

78 650

74 272

67 822

 

на срок от 181 дня до 1 года

408 236

391 499

376 826

 

на срок от 1 года до 3 лет

 

 

1 172 430

1 181 010

1 148 602

 

на срок свыше 3

лет

114 501

118 320

118 556

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Важное экономическое значение имеет функция кредитования предприятий, государства и населения. Прямое предоставление в ссуду свободных денежных капиталов их владельцами заемщикам в практической хозяйственной жизни затруднено. Банк выступает в качестве финансового посредника, получая денежные средства у кредиторов и передавая их заемщикам. За счет кредитов банка осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, торговли, обеспечивается расширение производства. Коммерческие банки предоставляют ссуды потребителям на приобретение товаров длительного пользования, способствуя росту их уровня жизни. Поскольку государственные расходы не всегда покрываются доходами, банки кредитуют финансовую деятельность правительства.

В таблице 2 отражены сведения о предоставленных кредитах физическим лицам:

Таблица 2.

Сведения о кредитах, предоставленных физическим лицам
(млн.руб.) [9]

 

Наименование субъектов Российской Федерации

Кредиты, предоставленные физическим лицам
по состоянию на 01.04.2010

Объем*

Задолженность

всего

в валюте Российской Федерации

в иностранной валюте и драгоценных металлах

всего

в валюте Российской Федерации

в иностранной валюте и драгоценных металлах

в том числе просроченная

всего

в валюте Российской Федерации

в иностранной валюте и драгоценных металлах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Всего по Российской Федерации

627 227

600 631

26 596

3 512 087

3 144 355

367 732

259 208

225 072

34 136

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

210 926

189 554

21 372

1 059 084

797 228

261 856

88 019

61 101

26 918

Белгородская область

3 451

3 434

17

26 345

25 451

894

1 297

1 255

42

Брянская область

2 213

2 189

24

17 145

16 630

515

1 023

1 009

14

Владимирская область

2 903

2 887

16

24 578

23 510

1 068

1 633

1 591

42

Воронежская область

6 717

6 672

45

36 370

35 211

1 159

3 366

3 206

160

Ивановская область

1 775

1 759

16

13 813

13 187

626

1 214

1 121

93

Калужская область

2 578

2 516

62

18 931

17 641

1 290

604

585

19

Костромская область

1 810

1 808

2

10 435

10 169

266

848

837

11

Курская область

2 746

2 732

14

19 791

19 221

570

1 109

1 083

26

Липецкая область

4 179

4 166

13

18 624

18 066

558

943

918

25

Московская область

43 870

40 902

2 968

227 284

168 874

58 410

22 769

14 724

8 045

Орловская область

1 330

1 321

9

11 055

10 594

461

777

768

9

Рязанская область

2 501

2 438

63

22 253

21 063

1 190

1 684

1 642

42

Смоленская область

3 327

3 279

48

20 603

19 161

1 442

1 214

1 050

164

Тамбовская область

1 924

1 904

20

12 369

11 901

468

638

630

8

Тверская область

2 849

2 824

25

23 091

21 684

1 407

1 315

1 058

257

Тульская область

4 719

4 674

45

30 825

29 286

1 539

2 059

2 011

48

Ярославская область

4 388

4 340

48

23 227

22 382

845

1 730

1 671

59

г. Москва

117 646

99 709

17 937

502 345

313 197

189 148

43 796

25 942

17 854

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

54 420

52 378

2 042

383 897

331 692

52 205

23 448

19 861

3 587

Республика Карелия

1 839

1 837

2

16 903

16 503

400

861

843

18

Республика Коми

2 988

2 965

23

25 159

24 636

523

799

791

8

Архангельская область

3 929

3 897

32

29 750

29 115

635

1 155

1 133

22

в том числе Ненецкий автономный округ

244

244

0

2 656

2 648

8

5

5

0

Вологодская область

3 745

3 717

28

28 860

28 207

653

1 989

1 954

35

Калининградская область

5 159

4 924

235

21 908

17 606

4 302

2 880

2 129

751   

Ленинградская область

4 490

4 377

113

32 691

28 724

3 967

2 296

1 878

418

Мурманская область

3 280

3 255

25

20 714

19 980

734

1 071

1 019

52

Новгородская область

1 273

1 260

13

11 580

11 200

380

724

684

40

Псковская область

1 192

1 191

1

8 623

8 387

236

524

516

8

г. Санкт-Петербург

26 525

24 955

1 570

187 709

147 334

40 375

11 149

8 914

2 235

ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

43 840

43 033

807

256 659

248 287

8 372

20 898

20 457

441

Республика Адыгея (Адыгея)

619

610

9

5 883

5 677

206

366

357

9

Республика Калмыкия

386

379

7

4 396

4 286

110

154

147

7

Краснодарский край

14 340

13 830

510

99 182

95 215

3 967

7 528

7 305

223

Астраханская область

7 515

7 512

3

18 793

18 521

272

1 234

1 228

6

Волгоградская область

6 183

6 123

60

46 553

45 405

1 148

5 035

4 991

44

Ростовская область

14 797

14 579

218

81 852

79 183

2 669

6 581

6 429

152

СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

13 541

13 457

84

78 315

75 128

3 187

4 680

4 387

293

Республика Дагестан

2 254

2 246

8

10 644

10 006

638

273

260

13

Республика Ингушетия

174

174

0

1 396

1 384

12

7

6

1

Кабардино-Балкарская Республика

1 622

1 600

22

7 569

7 225

344

309

244

65

Карачаево-Черкесская Республика

502

502

0

5 152

5 038

114

142

141

1

Республика Северная Осетия - Алания

586

565

21

5 649

5 323

326

380

337

43

Чеченская Республика

242

240

2

1 676

1 615

61

25

5

20

Ставропольский край

8 161

8 130

31

46 229

44 537

1 692

3 544

3 394

150

ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

101 034

100 217

817

641 847

623 631

18 216

47 282

46 022

1 260

Республика Башкортостан

14 249

14 202

47

80 417

78 873

1 544

5 378

5 294

84

Республика Марий Эл

1 808

1 800

8

11 245

10 921

324

648

640

8

Республика Мордовия

1 445

1 434

11

12 933

12 483

450

453

443

10

Республика Татарстан (Татарстан)

13 207

13 123

84

83 354

81 807

1 547

6 429

6 372

57

Удмуртская Республика

4 027

4 014

13

35 461

34 645

816

2 274

2 193

81

Чувашская Республика - Чувашия

2 322

2 303

19

24 605

23 784

821

1 297

1 186

111

Пермский край

10 975

10 937

38

74 834

72 656

2 178

5 891

5 664

227

Кировская область

3 325

3 315

10

21 222

20 807

415

1 099

1 079

20

Нижегородская область

9 360

9 224

136

77 116

73 876

3 240

6 826

6 542

284

Оренбургская область

9 651

9 645

6

42 504

41 785

719

3 199

3 171

28

Пензенская область

3 020

2 999

21

20 133

19 527

606

812

800

12

Самарская область

18 438

18 056

382

93 088

89 365

3 723

8 580

8 325

255

Саратовская область

5 793

5 764

29

42 079

40 914

1 165

3 276

3 209

67

Ульяновская область

3 414

3 401

13

22 856

22 188

668

1 120

1 104

16

УРАЛЬСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

58 356

58 070

286

400 859

394 293

6 566

24 542

24 058

484

Курганская область

1 882

1 881

1

16 241

16 075

166

891

889

2

Свердловская область

19 771

19 680

91

120 934

118 110

2 824

9 466

9 250

216

Тюменская область

23 664

23 525

139

168 590

167 078

1 512

6 330

6 272

58

в том числе Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

8 084

8 072

12

80 758

80 435

323

2 189

2 177

12

в том числе Ямало-Ненецкий автономный округ

2 256

2 255

1

22 327

22 153

174

473

464

9

Челябинская область

13 039

12 984

55

95 094

93 030

2 064

7 855

7 647

208

СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

119 265

118 672

593

544 022

532 144

11 878

41 624

40 847

777

Республика Алтай

714

711

3

5 379

5 356

23

292

292

0

Республика Бурятия

5 317

5 297

20

26 433

26 086

347

1 881

1 878

3

Республика Тыва

653

653

0

7 055

7 045

10

387

387

0

Республика Хакасия

3 183

3 177

6

13 074

13 000

74

837

830

7

Алтайский край

6 944

6 930

14

49 893

49 160

733

4 186

4 133

53

Забайкальский край

3 225

3 164

61

26 043

25 689

354

1 322

1 317

5

Красноярский край

16 843

16 710

133

98 145

96 277

1 868

5 874

5 803

71

Иркутская область

12 242

12 091

151

74 517

73 011

1 506

5 026

4 949

77

Кемеровская область

9 712

9 693

19

75 889

73 961

1 928

7 631

7 557

74

Новосибирская область

50 490

50 376

114

84 068

81 442

2 626

7 335

7 078

257

Омская область

5 407

5 345

62

49 265

47 458

1 807

4 976

4 764

212

Томская область

4 535

4 525

10

34 261

33 659

602

1 877

1 859

18

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ

25 845

25 250

595

147 404

141 952

5 452

8 715

8 339

376

Республика Саха (Якутия)

3 501

3 490

11

22 530

22 314

216

793

792

1

Камчатский край

1 542

1 470

72

6 669

6 473

196

237

234

3

Приморский край

6 997

6 693

304

37 770

35 102

2 668

2 736

2 496

240

Хабаровский край

6 958

6 861

97

38 717

37 195

1 522

2 820

2 719

101

Амурская область

3 060

3 034

26

20 667

20 371

296

1 221

1 200

21

Магаданская область

902

901

1

4 250

4 184

66

169

162

7

Сахалинская область

2 246

2 193

53

12 764

12 387

377

472

469

3

Еврейская автономная область

502

471

31

3 191

3 118

73

251

251

0

Чукотский автономный округ

137

137

0

846

808

38

16

16

0

* Данные об объемах предоставленных кредитов физическим лицам приводятся нарастающим итогом с начала года и включают в том числе данные по кредитам, предоставленным кредитными организациями, у которых в отчетном периоде была отозвана лицензия.

Выпуск кредитных денег – специфическая функция, отличающая коммерческие банки от других финансовых институтов. Коммерческие банки осуществляют депозитно-кредитную эмиссию, – денежная масса увеличивается, когда банки выдают ссуды своим клиентам, и уменьшается, когда эти ссуды возвращаются. Эти банки являются эмитентами кредитных инструментов обращения. Предоставляемая клиенту ссуда зачисляется на его счет в банке, т.е. банк создает депозит (вклад до востребования), при этом увеличиваются долговые обязательства банка. Владелец депозита может получить в банке наличные деньги в размере вклада, вследствие чего происходит увеличение денег в обращении. При наличии спроса на банковские кредиты современный эмиссионный механизм позволяет расширить денежную эмиссию, что подтверждается ростом денежной массы. Вместе с тем, экономика нуждается в необходимом, но не в чрезмерном поступлении денег, поэтому коммерческие банки функционируют в рамках ограничений, устанавливаемых Центральным Банком, с помощью которых регулируется процесс кредитования и, следовательно, процесс создания денег.

 

В таблице 3 раскрыта информация о структуре денежной массы за 2009 год:

Таблица 3.

Денежная масса М2 (национальное определение) в 2009 году
(млрд. руб.)[10]

 

Дата

Денежная масса М21

Темпы прироста денежной массы, %

Всего

в том числе

к предыдущему
месяцу

к 01.01.2009

 

наличные деньги
(M0)

безналичные
средства

01.01.2009

13 493,2

3 794,8

9 698,3

2,0

01.02.2009

11 990,7

3 312,7

8 677,9

-11,1

-11,1

01.03.2009

12 021,3

3 301,6

8 719,7

0,3

-10,9

01.04.2009

12 111,7

3 278,3

8 833,4

0,8

-10,2

01.05.2009

12 339,1

3 410,1

8 928,9

1,9

-8,6

01.06.2009

12 861,1

3 461,9

9 399,3

4,2

-4,7

01.07.2009

13 161,0

3 522,5

9 638,5

2,3

-2,5

01.08.2009

13 121,0

3 550,1

9 570,9

-0,3

-2,8

01.09.2009

13 305,0

3 506,6

9 798,5

1,4

-1,4

01.10.2009

13 649,5

3 485,6

10 163,9

2,6

1,2

01.11.2009

13 874,7

3 566,7

10 308,0

1,6

2,8

01.12.2009

14 224,1

3 600,1

10 623,9

2,5

5,4

01.01.2010

15 697,7

4 038,1

11 659,7

10,4

16,3

 

 


1 Денежный агрегат М2 представляет собой объем наличных денег в обращении (вне банков) и остатков средств в национальной валюте на счетах нефинансовых организаций, финансовых (кроме кредитных) организаций и физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации.

Одной из функций коммерческих банков является обеспечение расчетно-платежного механизма. Выступая в качестве посредников в платежах, банки выполняют для своих клиентов операции, связанные с проведением расчетов и платежей.

Эмиссионно-учредительская функция осуществляется коммерческими банками путем выпуска и размещения ценных бумаг (акций, облигаций) [6, с.172]. Выполняя эту функцию, банки  становятся каналом, обеспечивающим направление сбережений для производственных целей. Рынок ценных бумаг дополняет систему банковского кредита и взаимодействует с ней. Коммерческие банки предоставляют посредникам рынка ценных бумаг (компаниям-учредителям) ссуды для подписки на ценные бумаги новых выпусков, а те продают банкам ценные бумаги для перепродажи в розницу. Если компания-учредитель, на имя которой зарегистрированы ценные бумаги, сама продает их, то банк может обеспечивать подписчиков на выпущенные ценные бумаги. При этом банк обычно организует консорциум по размещению ценных бумаг. Обязательства на значительные суммы, выпущенные крупными компаниями, могут быть размещены банком путем продажи своим клиентам, а не посредством свободной продажи на фондовой бирже.

Располагая возможностями постоянно контролировать экономическую ситуацию, коммерческие банки дают клиентам консультации по широкому кругу проблем (по слияниям и поглощениям, новым инвестициям и реконструкции предприятий, составлению годовых отчетов). В настоящее время возросла роль банков в предоставлении клиентам экономической и финансовой информации.

 

2.3 Принципы организации деятельности коммерческих банков

Принципы деятельности коммерческого банка представлены в таблице 4:

Таблица 4.

Принципы деятельности коммерческого банка[11]

1.        

Работа в пределах реально имеющихся ресурсов.

2.

Полная экономическая самостоятельность.

3.

Рыночный характер взаимоотношений коммерческого банка с клиентами.

4.

Регулирование деятельности коммерческого банка может осуществляться только косвенными методами.

Информация о работе Функции и принципы организации деятельности коммерческих банков