Эмиссионная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:52, доклад

Описание работы

Привлечение собственного капитала из внешних источников путем дополнительной эмиссии акций является сложным и дорогостоящим процессом. Поэтому к данному источнику формирования собственных финансовых ресурсов следует прибегать лишь в крайне ограниченных случаях.

Работа содержит 1 файл

Эмиссионная политика .docx

— 18.22 Кб (Скачать)

Эмиссионная политика  

Привлечение собственного капитала из внешних источников путем  дополнительной эмиссии акций является сложным и дорогостоящим процессом. Поэтому к данному источнику  формирования собственных финансовых ресурсов следует прибегать лишь в крайне ограниченных случаях.

С позиции финансового  менеджмента основной целью эмиссионной  политики является привлечение на фондовом рынке необходимого объема собственных  финансовых средств в минимально возможные сроки. С учетом сформулированной цели эмиссионная политика предприятия  представляет собой часть общей  политики формирования собственных  финансовых ресурсов, заключающейся  в обеспечении привлечения необходимого их объема за счет выпуска и размещения на фондовом рынке собственных акций. 

Разработка эффективной  эмиссионной политики предприятия  охватывает следующие этапы:

Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии акций. Решение о предполагаемой первичной (при преобразовании предприятия  в акционерное общество) или дополнительной (если предприятие уже создано  в форме акционерного общества и  нуждается в дополнительном притоке  собственного капитала) эмиссии акций  можно принять лишь на основе всестороннего  предварительного анализа конъюнктуры  фондового рынка и оценки инвестиционной привлекательности своих акций.

Анализ конъюнктуры  фондового рынка (биржевого и  внебиржевого) включает характеристику состояния спроса и предложения  акций, динамику уровня цен их котировки, объемов продаж акций новых эмиссий  и ряда других показателей. Результатом  проведения такого анализа является определение уровня чувствительности реагирования фондового рынка на появление новой эмиссии и  оценка его потенциала поглощения эмитируемых  объемов акций.

В процессе оценки определяется возможная степень инвестиционной предпочтительности акций своей  компании в сравнении с обращающимися  акциями других компаний.

Определение целей  эмиссии. В связи с высокой  стоимостью привлечения собственного капитала из внешних источников цели эмиссии должны быть достаточно весомыми с позиций стратегического развития предприятия и возможностей существенного  повышения его рыночной стоимости  в предстоящем периоде. Основными  из таких целей, которыми предприятие  руководствуется, прибегая к этому  источнику формирования собственного капитала, являются:

- Реальное инвестирование, связанное с отраслевой (подотраслевой)  и региональной диверсификацией  производственной деятельности (создание  сети новых филиалов, дочерних  фирм, новых производств с большим  объемом выпуска продукции и  т.д.);

- Необходимость  существенного улучшения структуры  используемого капитала (повышение  доли собственного капитала с  целью роста уровня финансовой  устойчивости; обеспечение более  высокого уровня собственной  кредитоспособности и снижение  за счет этого стоимости привлечения  заемного капитала; повышение эффекта  финансового левериджа и т.д.);

- Намечаемое поглощение  других предприятий с целью  получения эффекта синергизма (участие  в приватизации сторонних государственных  предприятий также может рассматриваться  как вариант их поглощения, если  при этом обеспечивается приобретение  контрольного пакета акций или  преимущественная доля в уставном  фонде);

Определение объема эмиссии. При определении объема эмиссии необходимо исходит из ранее  рассчитанной потребности в привлечении  собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников.

Определение номинала, видов и количества эмитируемых  акций. Номинал акций определяется с учетом основных категорий предстоящих  их покупателей (наибольшие номиналы акций  ориентированы ни их приобретение корпоративными инвесторами, а наименьшие – на приобретение населением). В процессе определения  видов акций (простых и привилегированных) устанавливается целесообразность выпуска привилегированных акций; если такой выпуск признан целесообразным, то устанавливается соотношение  простых и привилегированных  акций (при этом следует иметь  в виду, что в соответствии с  действующим законодательством  доля привилегированных акций не может превышать 25% общего объема эмиссии). Количество эмитируемых акций определяется исходя из объема эмиссии и номинала одной акции (в процессе одной  эмиссии может быть установлен лишь один вариант номинала акций).

Оценка стоимости  привлекаемого акционерного капитала. В соответствии с принципами такой  оценки она осуществляется по двум параметрам: предполагаемому уровню дивидендов (он определяется исходя из избранного типа дивидендной политики) и затрат по выпуску акций и  размещению эмиссий (приведенных к  среднегодовому размеру). Расчетная  стоимость привлекаемого капитала сопоставляется с фактической средневзвешенной стоимостью капитала и средним уровнем  ставки процента по кредитам. Лишь после  этого принимается окончательное  решение об осуществлении эмиссии  акций.

Определение эффективных  форм андеррайтинга. Для того чтобы  быстро и эффективно провести открытое размещение эмитируемого объема акций, необходимо определить состав андеррайтеров, согласовать с ними цены начальной  котировки акций и размер комиссионного  вознаграждения, обеспечить регулирование  объемов продаж акций в соответствии с потребностями в потоке поступления  финансовых средств, обеспечивающих поддержание  ликвидности уже размещенных  акций на первоначальном этапе их обращения. 

Самым распространенным способом привлечения инвестиций акционерным  обществом является дополнительная эмиссия акций.

Законодательной базой  дополнительной эмиссии ценных бумаг  служат Федеральные законы Российской Федерации «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг», Указ Президента РФ «О передаче субъектам Российской Федерации находящихся в федеральной  собственности акций акционерных  обществ, образованных в процессе приватизации», Постановление Федеральной Комиссии по Ценным Бумагам РФ «Об утверждении  стандартов эмиссии акций при  учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии».

Преимущества дополнительной эмиссии следующие:

Отсутствие необходимости  при второй и прочих эмиссиях вносить  изменения в устав акционерного общества; достаточно один раз определить количество дополнительных акций, которые  объявляются при учреждении общества;

Возможность моделирования  изменений уставного капитала акционерного общества при его учреждении;

Представление полной свободы акционерному обществу в  определении перспектив финансового  развития;

Расширение возможностей акционерного общества в реальном управлении и формировании акционерного капитала;

Ускорение роста  уставного капитала. 

К недостаткам дополнительной эмиссии можно отнести:

Практически полную свободу и бесконтрольность совета директоров в изменении состава  собственников в том случае, если вопросы проведения дополнительной эмиссии отнесены к его компетенции;

Субъективный подход при определении числа дополнительных акций, фиксируемых в уставе;

Отсутствие методик, рекомендаций по оптимизации соотношения  числа дополнительных и размещенных  акций с учетом конкретного профиля, отраслевой принадлежности акционерного общества. 

То, что пока многие предприятия попросту пренебрегают дополнительной эмиссией, свидетельствует  об отсутствие у многих акционеров четкого представления о механизме  ее осуществления. Дополнительная эмиссия  является одним из способов привлечения  дополнительных финансовых ресурсов акционерными обществами, весьма привлекательным  методом финансирования, что обусловлено  свободой выбора срока дополнительной эмиссии, ее объема, заинтересованностью  инвесторов в реальном доступе к  управлению капиталом.

Негативное отношение  к дополнительной эмиссии связано  с необходимостью тщательно готовить документы по ее проведению, большими организационными хлопотами и неопределенностью  ее социально – экономических  последствий для трудового коллектива и аппарата управления. Однако время  и жесткие финансовые реалии настойчиво подводят многих акционеров – учредителей, владельцев акционерных обществ  к мысли о приоритетности и  необходимости проведения дополнительной эмиссии как способы, прежде всего  привлечения дополнительных инвестиций. Специалисты считают, что больший  эффект достигается при крупном  размере дополнительной эмиссии. Это  объясняется тем, что расходы  на проведение эмиссии, рекламу, иные издержки, связанные с выпуском, перекрываются  большим объемом привлеченных инвестиций.

Фактором, стимулирующим  развитие практики дополнительных эмиссий, является создание ряда организаций  профессиональных участников рынка  ценных бумаг в России, объединение  депозитариев, регистраторов, брокеров, дилеров, что значительно упрощает размещение дополнительных выпусков акций. Способствует проведению дополнительных эмиссий и становление инфраструктуры вторичного рынка ценных бумаг. Кроме того, снижение инвестиционной привлекательности других финансовых инструментов создает дополнительные условия для привлечения отечественных инвесторов на вторичный рынок. Следует отметить, что многие иностранные инвесторы также заинтересованы в приобретении (в результате размещения дополнительных акций) определенной части акционерного капитала целого ряда перспективных российских предприятий. Особый интерес к дополнительным эмиссиям акционерных обществ ряда отраслей проявляют банки и банковские ассоциации.

Многие акционерные  общества испытывают трудности, связанные  с нехваткой финансовых ресурсов. Отсюда неплатежи, недостаточный уровень  обеспечения производства необходимыми материальными ресурсами, задержки выплат заработной платы. По оценкам  специалистов 1/5 российских предприятий  не используют заемных средств. Заметим, что в большинстве случаев  это происходит из-за невозможности  выплачивать высокие проценты и  низкой платежеспособности предприятий. С другой стороны, с усилением  конкуренции предприятия теряют традиционные рынки сбыта. Конкуренты переманивают постоянных смежников, поставщиков  более льготными условиями сотрудничества, устанавливают демпинговые цены. Ситуация усугубляется высокими экспортными  тарифами и, как правило, низкой конкурентоспособностью отечественных товаров на мировом  рынке. В этих условиях дополнительная эмиссия выступает одним из факторов поддержания конкурентных позиций  предприятий. 

К объективным факторам, сдерживающим проведение дополнительных эмиссий, относятся:

Отсутствие свободных  финансовых ресурсов для их проведения (требуются средства на рекламу, печатание  акций, организацию эмиссии, подготовку проспекта эмиссии и его регистрацию  и др.);

Нехватка квалифицированных  специалистов, способных грамотно обосновать и эффективно осуществить дополнительную эмиссию;

Отсутствие четко  определенного механизма проведения дополнительной эмиссии;

Недостаточное предложение  услуг по проведению дополнительных эмиссий из-зиа слабого развития региональной инфраструктуры рынка  ценных бумаг;

Неотрегулированность, противоречивость ряда законодательных  и нормативных актов. Так, Федеральный  закон «Об акционерных обществах» разрешает осуществлять дополнительную эмиссию в любое время, а налоговое  законодательство не содержит прямой нормы по вариантам изменения  рыночной стоимости имущества акционерного общества в результате дополнительной эмиссии. 

Ключевая задача дополнительной эмиссии – обеспечение  эффективных условий для притока  инвестиций. Вместе с тем непродуманная  дополнительная эмиссия может привести к серьезным конфликтам в коллективе предприятия и острейшим социально  – экономическим проблемам его  развития. Как показывает практика, конфликты в трудовом коллективе при дополнительной эмиссии возникают  из-за:

Недостаточной информированности  членов коллективов об условиях дополнительной эмиссии;

Непродуманности организационных  вопросов ее проведения;

Отсутствие контроля;

Игнорирование имеющегося опыта проведения дополнительных эмиссий;

Неучета изменения  законодательства и нормативных  актов;

Отсутствия рекламы;

Недостаточного опыта  организаторов;

Неподготовленности  экономического обоснования дополнительного  выпуска. 

Социально – экономические  проблемы появляются, если:

Не решены вопросы  изменения размера уставного  капитала;

Не отрегулированы вопросы изменения номинальной  стоимости акций;

Не сбалансированы пропорции между номинальной  и реальной рыночной стоимостью акций;

Между стоимостью акций  и стоимостью иных аналогичных ценных бумаг;

Информация о работе Эмиссионная политика