Эволюция мировой валютной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 09:35, курсовая работа

Описание работы

Целью написания курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов мировой валютной системы, а именно изучение сущности, функций, элементов мировой валютной системы и исследование её современного состояния и основных тенденций развития. В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
1. изучение сущности, видов и элементов мировой валютной системы;
2. рассмотрение этапов развития мировой валютной системы;
3. проведение анализа современного состояния мировой валютно-финансовой системы;
4. выработка направлений решения проблем современной мировой валютной системы.

Содержание

Введение-----------------------------------------------------------------------------------------------------2
ГЛАВА 1. Теоретические основы мировой валютной системы. -------------------------------5
1.1. Мировая валютная система: сущность, виды, элементы.--------------------------------5
1.2. История возникновения мировой валютной системы.-------------------------------------12
ГЛАВА 2. Современное состояние мировой валютно-финансовой системы.--------------18
2.1. Современные тенденции международного валютного рынка.---------------------------18
2.2 Современная ситуация фондовых рынков США ,России и Евросоюза.------------------27
ГЛАВА 3. Направление решения проблем современной мировой валютной системы.----33
3.1. Реформирование системы международного регулирования мировой валютной системы33
3.2. Пути совершенствования мировой валютно-финансовой системы.--------------------36
Заключение--------------------------------------------------------------------------------------------------43
Список использованных источников и литературы----------------------------------------------45

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 591.70 Кб (Скачать)

График 2.10. Индекс ММВБ 2008 г.


Долларовая финансовая пирамида уже вышла за пределы устойчивости и обречена на саморазрушение. Оно  уже проявляется в периодических  волнах девальвации доллара, локальных  катастрофах на рынке американских ценных бумаг, а также в бурно  растущих ценах на нефть. Спекуляции сырьевыми товарами стали последней  точкой опоры для мировой финансовой системы.

 

3.  НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ

 

3.1. Реформирование системы  международного регулирования мировой валютной системы

 

Текущий глобальный экономический  кризис стал результатом провала  сложившейся финансовой системы  в результате низкого качества регулирования, из-за чего огромные риски оказались  вне должного учета. Мировые финансовые институты регулирования не отреагировали  на происходящие в последние годы события адекватными действиями, что подтвердило несоответствие их деятельности потребностям современного многополярного мира. Из-за отсутствия инструментов по предотвращению и минимизации  последствий кризисных явлений  и рычагов влияния на стратегии  участников рынка, мир столкнулся с  серьезными экономическими потрясениями и - как результат - с ростом глобальной социальной нестабильности. 

 В условиях глобализации  для нормального функционирования  мировой экономики необходима  стабильная, предсказуемая и функционирующая  по заранее известным правилам  международная валютно-финансовая  система, в основе которой лежит  поддержание макроэкономической  и финансовой дисциплины ведущими  мировыми экономиками. Нынешний  кризис показал, что поддержание  такой дисциплины остается нерешенной  задачей, как для суверенных  государств, так и для ведущих  компаний, оперирующих на глобальных  рынках. Текущий глобальный экономический  кризис свидетельствует о необходимости  отказа от стандартных подходов  и требует принятия коллективных, согласованных на международном уровне решений, направленных, по своей сути, на создание системы управления процессом глобализации.

            Реформирование мировой финансовой системы регулирования должно идти по следующим основным направлениям:

1) Повышение легитимности  и результативности международных  институтов регулирования на  новой конвенциальной основе  в целях обеспечения совместимости  экономических стратегий отдельных  государств. Эффективной система  коллективных решений может стать  лишь тогда, когда она станет  легитимной, то есть будет отражать  интересы широкого круга участников. Поэтому основные цели и принципы  реформ должны определяться с  учетом мнения всех ключевых  экономик мира - развитых и развивающихся.  На смену отжившему однополярному  устройству мировой экономики  должна прийти система, основанная  на взаимодействии нескольких  крупных центров. Но чтобы новый  многополярный мир не стал  непредсказуемым, необходимо укреплять  систему глобальных регуляторов,  основанных на международном  праве и системе многосторонних  соглашений. Поэтому так важно  переосмыслить роль ведущих международных  организаций и институтов.

2) Укрепление устойчивости  мировой финансовой системы путем  развития диверсифицированной системы  резервных валют и финансовых  центров. Необходимо учитывать,  что большинство стран мира  размещает свои международные  резервы в иностранных валютах  и хотели бы быть уверены  в их надежности. В свою очередь,  эмитенты резервных и расчетных  валют объективно заинтересованы  в том, чтобы их денежные  знаки пользовались спросом и  доверием у других государств. Очевиден взаимный интерес и  взаимная зависимость. Поэтому  принципиально важна большая  открытость в проведении кредитно-денежной  политики стран-эмитентов резервных  валют. Эти страны должны принять  на себя обязательства руководствоваться международными правилами макроэкономической и финансовой дисциплины.

3) Формирование современной  системы управления рисками, адекватной  степени развития финансовых  технологий. Участники рынка должны  иметь возможности для адекватной  оценки своих контрагентов, новых  нерегулируемых рынков и финансовых  инструментов, для чего необходим  постоянный мониторинг ситуации  и укрепление наднационального  и национального регулирования  и надзора за финансовым сектором.

4) Формирование системы  стимулов к рациональному поведению  участников финансовых рынков, основанному  на сбалансированной оценке рисков  и оценке получаемых возможностей. 21

Реформирование международных  финансовых институтов. В целях преодоления  текущего кризиса необходимо значительно  увеличить ресурсы МВФ. Сумма  доступных Фонду средств должна быть достаточна для обеспечения  выполнения им функции кредитора. Также  необходимо разработать новые кредитные  механизмы, использование которых  позволило бы оказывать содействие странам, сталкивающимся с финансовыми  проблемами. Кроме того, было бы целесообразным создание региональных фондов и механизмов финансирования экономического развития и преодоления кризисов, капитал  которых формировался бы за счет средств  стран того или иного региона. За счет этих фондов осуществлялось бы предоставление средств на заемной  основе с возможным привлечением софинансирования МВФ, Всемирного банка, региональных банков развития. Примером такого регионального механизма может являться Антикризисный фонд ЕврАзЭС, учреждение которого осуществляется в настоящее время.

Проведение реформирования международной валютно-финансовой системы приведет к укреплению ее стабильности и урегулирования (снижения подверженности к образованию) глобальных дисбалансов в мировой экономике.

 

3.2. Пути совершенствования мировой валютно-финансовой системы

 

Недостаточно регулируемая мировая валютно-финансовая система  провоцирует глобальные и региональные дисбалансы, ценовую нестабильность, бесконтрольную денежную эмиссию, надувание  «пузырей» в различных регионах Земли и в различных отраслях экономики. Поэтому на национальном и межгосударственном уровне нужно  принять реальные меры по совершенствованию  регулирования денежно-кредитного (финансового) рынка, в том числе  с целью защиты реального сектора  мировой экономики на международном  и национальном уровне, особенно в  период кризиса.

       1) Необходимо установить международные стандарты:

- исключающие возможность  эмиссии и обращения на международном  и национальных рынках необеспеченных  ценных бумаг;

- обеспечивающие эффективное  функционирование рынка реальных  активов, и ограничивающие более  жесткими нормами рынок производных  инструментов;

- ограничивающие маржинальную  торговлю на финансовых рынках;

- ограничивающие продажу  финансовых активов на фондовых  биржах (например, акций и облигаций)  лицами, реально не имеющими эти  активы в своей собственности  либо во владении (например, в  доверительном управлении, в залоге) с правом распоряжения ими,  полученным на основании закона  или договора с собственником;

- стандарты залоговых  операций с ценными бумагами, именуемых также операциями РЕПО, с целью ограничить использование  залоговых операций с ценными  бумагами для краткосрочных и  спекулятивных операций на фондовых  рынках;

- специальные правовые  режимы, ограничивающие операции  с ценными бумагами, особенно  их продажу, на фондовых биржах  при резких рыночных колебаниях  и снижении котировок;

- обеспечивающие прозрачность  и открытость рынков (например, рынка  Форекс);

- обязывающие правительства,  национальные банки, биржи и  компании более ответственно  подходить к представлению собственной  экономической и статистической  информации и т.п.

2) Необходимо исключить  повторение ситуации, связанной  с официальным информированием  властей США о начале рецессии  в этой стране. Так, еще в  мае-июне 2008 г. правительственные органы США, руководство Федеральной резервной системы официально публиковали данные, и делали официальные заявления, свидетельствующие, что рецессии в этой стране нет. И лишь в декабре 2008 г. в самый разгар кризиса администрация США вдруг объявила, что экономика США находится в рецессии уже целый год – с декабря 2007 г.

Итак, необходимость в  международном регулировании валютно-финансовых отношений возникла не вдруг. Мировой  финансовый кризис лишь подчеркнул имеющиеся институциональные проблемы и противоречия, присущие современной международной валютно-финансовой системе. Вот лишь некоторые из них:

 а) международный валютно-финансовый  рынок, по сути, стал мегарегулятором  в финансово-экономических отношениях  между государствами. Взять хотя  бы котировки валют, которые  после их фиксации, фактически  становятся обязательными и используются  при осуществлении расчетов не  только между частными лицами, но и в их отношениях с  государством, а также  в процессе  межгосударственных расчетов и  международных валютно-финансовых  отношений.

 Между тем, это самый  непрозрачный рынок из всех  существующих финансовых рынков. До настоящего времени отсутствуют  общепризнанные международно-правовые  или национальны нормы, обязывающие  своевременно (например, ежедневно)  раскрывать информацию об обобщенных  результатах валютных торгов (объемы, количество сделок, количество открытых  позиций и т.п.) на мировом валютном  спот рынке, на валютном рынке  фьючерсов, форвардов и опционов, о валютных SWAP операциях  и  т.п.

 б) наряду с этим, международный рынок продолжает  оставаться нерегулируемым и  неподконтрольным ни одной из  международных, в том числе  финансовых организаций, ни какому-либо  национальному правительству. Но  при этом, главными манипуляторами на международном валютно-финансовом рынке являются, как выясняется, сами государства (причем наиболее развитые), а точнее их правительства и национальные банки;

в) текущий мировой финансовый кризис свидетельствует, что сохранение сложившейся ситуации становится опасным  для всех государств бедных и богатых, крупных и малых, сильных и  слабых; государств, использующих не вполне честные манипуляции для воздействия на международные финансовые и товарные рынки, и государств, не имеющих возможности либо не желающих применять подобные методы. В этом и состоит уникальность нынешней кризисной ситуации: накопившиеся проблемы в мировой валютно-финансовой системе угрожают всем, и решать их необходимо тоже всем вместе.

3) Учреждение надгосударственных  международных институтов. Такие  уже существуют (например, Международный  валютный фонд, Всемирный банк, Банк  международных расчетов, ЕБРР и  пр.), но в  основе вышеперечисленных  организаций лежат в большей  степени нормы частного, хоть  и международного права, а если  быть точнее, то все же частный  интерес. Поэтому нужно учредить  международный институт, основанный  на нормах международного публичного  права. Вышеупомянутый институт  мог бы быть создан как надгосударственный  властный международный орган,  наделенный правом, при соблюдении  установленного порядка, принимать  обязательные для государств-участников  решения по вопросам международных  валютно-финансовых отношений либо  как межгосударственная координирующая  организация, разрабатывающая рекомендации, которые государства участники  реализуют в национальных законодательных  актах. Предлагаемый международный  институт денежно-кредитного регулирования  мог бы быть создан, например, в рамках ООН либо как самостоятельная  структура, но вне связи с  Международным валютным фондом  либо другими, ныне действующими  международными финансовыми организациями-банками.  Все они созданы и функционируют  по типу акционерного общества, выполняющего операции по кредитованию  государств за соответствующее  вознаграждение, либо на определенных  политических, социальных или экономических  условиях, навязанных государству-заемщику  международной финансовой организацией-кредитором. Следовательно, упомянутые международные  финансовые организации и, в некотором смысле, их основные учредители (участники), прямо или косвенно имеют собственный, частный, а иногда и политический интерес в отношениях с заемщиками (государствами-членами и иными государствами). Кроме того, решения в этих организациях принимаются не на основе принципа суверенного равенства, а в зависимости от других обстоятельств, в том числе участия того или иного государства в уставном капитале организации.

 В рамках вышеупомянутого  межгосударственного института  денежно-кредитного регулирования  можно было бы решать многие  актуальные для всего мирового  сообщества проблемы:

-  разрабатывать и принимать  действительно международные стандарты  финансовой, банковской и иных  видов деятельности в денежно-кредитной  сфере (правила осуществления  операций; правила, ограничивающие  возможности для манипуляций  рынком; стандарты прозрачности; правила  предоставления государствами финансово-экономической  и статистической информации; правила  бухгалтерского учета и финансовой  отчетности; правила регулирования,  контроля, применения санкций, в  том числе к государствам);

- унифицировать формы  и методы надзора и контроля;

- налаживать эффективное  взаимодействие и координацию  между государственными регулирующими  органами отдельных государств;

- обеспечивать координацию межнациональных и национальных правоохранительных органов в борьбе с использованием мировой валютно-финансовой системы и национальных банковских систем для финансирования терроризма, незаконной торговли оружием, незаконного оборота наркотиков, проституции, похищений людей, торговли людьми, иных форм легализации денег, нажитых преступным путем.

Итак, нужно учитывать  реальные интеграционные процессы в  сфере международных валютно-финансовых отношений и создания международно-правового  института, способного на межгосударственном уровне выполнять функции координатора и регулятора международных денежно-кредитных  отношений в XXI веке. Причем международно-правовой институт, наделенный столь широкими полномочиями, должен быть учрежден при  соблюдении ряда, существенных условий, а именно:

- не центральными банками  и не несколькими государствами,  а самими государствами и желательно  всеми членами ООН;

- не в качестве коммерческой  или политико-коммерческой организации  (международный банк или фонд), а в форме организации, основанной  на принципах международного  публичного права.

 Такая организация  могла бы:

- координировать международные  финансово-кредитные отношения;

- способствовать принятию  приемлемых для большинства государств  международных финансово-банковских  стандартов без совмещения этой  публично-правовой функции с гражданско-правовой  деятельностью (например, предоставление  кредитов).

4) Необходимо ограничить  складывающуюся в последние годы  тенденцию, когда вопреки основополагающим  принципам международного публичного  права, руководствуясь отдельными  частноправовыми кредитными договорами, международная финансовая организация-кредитор, созданная группой государств  или центральных банков, пытается  оказывать экономическое и/или  политическое давление на государство,  нуждающееся в финансовой поддержке  и обратившееся за такой помощью  в виде предоставления кредита.  Таким образом, речь идет о  поиске наиболее эффективных  форм межгосударственных отношений  в денежно-кредитной сфере. Наряду с сохранением межгосударственных кредитных отношений (предоставление кредитов государствам, правительствам, центральным банкам; отношения государство-должник и государство или международная организация-кредитор) необходимо восстановить в полном объеме реализацию принципов взаимного суверенного равенства, уважения, справедливости, отказа от применения силы, политических или экономических методов давления на государства в международных финансово-кредитных отношениях.

Информация о работе Эволюция мировой валютной системы