Проблема ликвидности и надежности российских коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 07:43, контрольная работа

Описание работы

Небольшие и средние банки с неразвитой клиентской базой обычно в большей степени подвержены риску ликвидности. Что касается крупных частных банков, в их отношении наблюдается ряд позитивных тенденций, таких как рост клиентской базы и более высокая диверсификация источников фондирования, что делает данный сегмент менее уязвимым к проблемам с ликвидностью, чем ранее. [3, с. 103]
Мировой кризис, рожденный американским кризисом ипотечного кредитования, не остался незамеченным и в России. Помимо обвала котировок акций крупнейших российских банков, он также принес в банковское сообщество опасения относительно возможного кризиса банковской ликвидности.

Содержание

Проблема ликвидности и надежности российских коммерческих
банков………………………………………………..………………………..….. 3
Основные направления денежно-кредитной политики в России……………. 6
Анализ качественных и количественных изменений, происходящих в
организации денежного обращения при появлении «электронных» денег.… 13
Список использованной литературы…………………………………………… 15

Работа содержит 1 файл

К.р. Деньги, кредит, банки.docx

— 41.60 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Проблема ликвидности и надежности российских коммерческих

банков………………………………………………..………………………..….. 3

  1. Основные направления денежно-кредитной политики в России…………….   6
  2. Анализ качественных и количественных изменений, происходящих в

организации денежного обращения  при появлении «электронных»  денег.…  13

  1. Список использованной литературы…………………………………………… 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблема ликвидности и надежности

российских коммерческих банков

 

Российские банки в целом  остаются уязвимыми в случае проблем  с ликвидностью и доверием к банковской системе, несмотря на ряд позитивных тенденций в банковском секторе.

Проведя обзор ситуации в банковской системе, международное рейтинговое агентство  Fitch Ratings оценивает изменения, произошедшие с момента последнего кризиса в 2008 г. следующим образом: в последние годы для финансирования быстрого роста баланса многие российские банки увеличивали объем средств, привлекаемых на международных рынках капитала. [5]

При этом риск рефинансирования в  краткосрочной перспективе находится  в допустимых пределах, тогда как  сопутствующий рост премий за риск сократит возможности российских банков по привлечению средств на этих рынках и приведет к повышению стоимости фондирования.

Небольшие и средние банки с  неразвитой клиентской базой обычно в большей степени подвержены риску ликвидности. Что касается крупных частных банков, в их отношении наблюдается ряд позитивных тенденций, таких как рост клиентской базы и более высокая диверсификация источников фондирования, что делает данный сегмент менее уязвимым к проблемам с ликвидностью, чем ранее. [3, с. 103]

Мировой кризис, рожденный американским кризисом ипотечного кредитования, не остался незамеченным и в России.  Помимо обвала котировок акций крупнейших российских банков, он также принес в банковское сообщество опасения относительно возможного кризиса банковской ликвидности.

Однако не все аналитики поддерживали опасения. Считалось, что кризис ликвидности банковской системы если и может последовать, то, не из-за сектора ипотеки, а из-за потребительского кредитования, где доля невыплат значительно больше. Это происходит потому, что кредиторы предъявляют заниженные требования по получению потребительского кредита. Высокий уровень ликвидности поддерживается дорогой нефтью и массированным притоком капитала в Россию, который был в первом полугодии 2007 года. Однако уже через 1-2 года проблемы с ликвидностью в России стали возможны. При снижении мировых цен на нефть до 50 долларов США за баррель профицит счета текущих операций, по прогнозам Минэкономразвития России и ЦБ к 2012 году сменится дефицитом. А приток капитала может оказаться недостаточным для его финансирования. В этом случае вероятно ослабление рубля и если оно окажется резким, не исключен и отток капитала, замедление роста денежной массы, проблемы с ликвидностью. В случае более резкого падения нефтяных цен (до $27-35/барр) возможны значительно более глубокие проблемы – быстрое сокращение золотовалютных резервов (ЗВР) и стабфонда, дефицит бюджета, резкое снижение инвестиционного спроса и значительное замедление роста экономики. Для банковского сектора подобный сценарий опасен оттоком депозитов, затруднением с привлечением внешнего капитала и обслуживанием ранее привлеченных заимствований, резким ухудшением ситуации с ликвидностью и качеством активов. Между тем, пока столь существенное падение нефтяных цен представляется маловероятным в отсутствие шоков со стороны мировой экономики, а от умеренного снижения цен на энергоресурсы российская экономика и банковский сектор защищены достаточно хорошо. [5]

Западные Центробанки помогают своей системе, поскольку в ней  возник небольшой кризис ликвидности, связанный с тем, что из-за невыплат по ипотекам пострадали не только кредиторы, но и компании, в портфеле которых были облигации, обеспеченные закладными.  В России от ипотечного кризиса в США пока никто особо не пострадал. У нас не настолько развита ипотека, чтобы невыплаты по ней серьезно угрожали системе.  Ситуация на западе и в России отличается также и потому, что американцы большую часть жилья покупают в кредит, чего никак нельзя сказать о российском рынке жилья. В России также нет сектора, аналогичного «subprime», и к заемщикам предъявляются жесткие требования. Поэтому в России постоянного вмешательства ЦБ сейчас не требуется. [2, с. 117]

Проблема кризиса ипотечного кредитования может отразиться на российском банковском секторе косвенно, поскольку она, в случае ее продолжения, вызовет  удорожание заемных средств, снижение объемов кредитования на мировом долговом рынке. Это отразится и на деятельности российских банков.

Ипотечный кризис в России в течение  ближайших 2-3 лет весьма маловероятен также вследствие довольно низкой базы. Доля ипотечных кредитов в общем объеме кредитов населению в России пока минимальна - 17%. При этом, по данным МВФ, в восточноевропейских странах среднее значение показателя составляет 27,9%, в Азии – 54,2%, в Латинской Америке – 37,5%, в странах с развитыми рынками – 77,5%.. Таким образом, отставание России от общемировых тенденций в развитии ипотечного кредитования весьма велико, но банки в последние 2-3 года стремительно осваивают этот рынок. Проблемы могут накапливаться постепенно, но пока в условиях подъема экономики и роста стоимости залогового обеспечения рынок может развиваться опережающими темпами (сейчас темп роста превышает 100% в год) без особых рисков. Российская банковская система пока достаточно хорошо защищена от внешних воздействий в силу все еще слабой интегрированности в глобальную финансовую систему. [5]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные направления денежно-кредитной политики в России

 

В ближайшие годы российской экономике необходимо преодолеть последствия мирового финансово-экономического кризиса и выйти на траекторию устойчивого роста. В этой связи 23.09.2010 г. Правительство РФ одобрило основные направления единой государственной денежно-кредитной политики в России на 2011 г и на плановый период 2012 и 2013 гг. Согласно принятому документу Центральный банк РФ, работа которого регламентируется Федеральным Законом "О Центральном банке РФ (Банке России)" от 10.07.2002 г. № 86–ФЗ в редакции от 19.10.2011 №285-ФЗ [1], считает главной целью  денежно-кредитной политики в предстоящий трехлетний период удержание инфляции в границах 5‑7% в годовом выражении. Обеспечение контроля над инфляцией и поддержание ее на стабильном уровне должно способствовать формированию низких инфляционных ожиданий, оживлению деловой активности. [5]

В соответствии с прогнозом  министерства экономического развития РФ на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 гг., одобренным 08.09. 2010 г на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период, темпы инфляции должны составить (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года):

- в 2011 г - 6-7%,

- в 2012 г - 5-6%,

- в 2013 г - 4,5-5,5%.

По данным агентства РИА  Новости 21.12.2011 г. председатель Правительства РФ В.В. Путин в своем докладе отметил, что уровень инфляции в России на 12.12.2011 г. составляет 5,9%. До конца текущего года предполагается рост этого показателя до 6,2-6,3%. [8] Таким образом предположение Минэкономразвития РФ и Центрального Банка России о темпе инфляции в 2011 году практически подтверждается.  

При выборе целей и инструментов денежно-кредитной политики Банк России рассмотрел три варианта условий  проведения данной политики в 2011-2013 гг.

В рамках первого варианта Банк России предположил снижение в 2011 г среднегодовой цены на российскую нефть на мировом рынке до 60 долларов США за баррель. Прирост ВВП по итогам 2011г. ожидается на уровне 3,6%.

В качестве второго варианта рассматривался прогноз правительства РФ, положенный в основу проекта федерального бюджета. Предполагалось, что по итогам 2011 г цена на российскую нефть составит 75 долларов США за баррель. Прирост ВВП ожидается на уровне 4,2 %.

Третий вариант развития российской экономики предусматривал, что среднегодовая цена на нефть марки Urals по окончании 2011 г повысится до 90 долларов США за баррель. Прирост ВВП ожидается на уровне 4,8%.

В 2012-2013 гг. увеличение ВВП в зависимости от варианта прогноза ожидается в диапазоне 3,7-5,0%. [5]

Банк России разработал три  варианта денежной программы в зависимости  от основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2011 - 2013 годов. При этом второй вариант  базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта  федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов. Темпы прироста денежной базы в узком определении, рассчитанные исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующие оценкам динамики экономического роста и валютного курса, в зависимости от варианта программы могут составить: в 2011 году 8 - 19%, в 2012 году 11 - 16%, в 2013 году 9 - 13%. [6] 

При предполагаемом в прогнозный период ослаблении платежного баланса  и повышении гибкости курсовой политики ожидается, что денежное предложение  все в большей степени будет  формироваться за счет увеличения чистых внутренних активов (ЧВА) органов денежно-кредитного регулирования при уменьшении роли чистых международных резервов (ЧМР). При этом большое значение для реализации денежно-кредитной политики будет иметь предполагаемое изменение чистого кредита банкам, которое, согласно прогнозу, в 2011 году должно происходить за счет увеличения объема свободной ликвидности банковского сектора, а в 2012 - 2013 годах - за счет ее сокращения. При этом по первому варианту программы предполагается также значительный рост валового кредита банкам к концу прогнозного периода.

Планируемое в 2011 - 2013 годах  сокращение дефицита федерального бюджета, в том числе монетарных источников его финансирования, будет способствовать ограничению воздействия бюджетного канала на рост денежного предложения, формируемого органами денежно-кредитного регулирования. Однако, как показывают расчеты по денежной программе в соответствии с первым сценарием социально-экономического развития, в прогнозный период вероятно сохранение существенной роли бюджета в формировании денежного предложения. 

В рамках первого варианта денежной программы, рассчитанного  исходя из значительного снижения цен  на нефть - до 60 долларов США за баррель, снижение ЧМР может составить 0,2 трлн. рублей в 2011 году, 0,7 трлн. рублей в 2012 году и 1,4 трлн. рублей в 2013 году.

Для обеспечения роста  денежной базы на уровне, соответствующем  параметрам данного варианта программы, увеличение ЧВА должно составить в 2011 году 0,7 трлн. рублей, в 2012 и 2013 годах - 1,4 и 2,1 трлн. рублей соответственно. [7] 

Как предусмотрено "Основными  направлениями бюджетной и налоговой  политики на 2011 год и плановый период 2012 - 2013 годов", в случае снижения цен на нефть ниже 75 долларов США за баррель для финансирования бюджетного дефицита возможно использование средств Фонда национального благосостояния в объемах, превышающих показатели, предусмотренные проектом федерального бюджета. Данный сценарий может быть реализован в рамках первого варианта программы. При этом объем чистого кредита расширенному правительству может увеличиться на 0,9 трлн. рублей как в 2011 году, так и в 2012 году и на 1,2 трлн. рублей - в 2013 году. Согласно расчетам по программе, в 2011 году такое увеличение чистого кредита расширенному правительству с учетом динамики ЧМР может вызвать необходимость уменьшения чистого кредита банкам на 0,2 трлн. рублей и осуществления Банком России операций по дополнительной стерилизации свободной банковской ликвидности. Однако в 2012 и 2013 годах в рамках первого варианта будет необходима активизация других источников роста денежного предложения: прогнозируется увеличение чистого кредита банкам на 0,7 и 1,4 трлн. рублей соответственно за счет сокращения объемов свободных денежных средств в банковском секторе, а в 2013 году - также за счет увеличения валового кредита банкам на 1,0 трлн. рублей. [4, с. 289]

Во втором варианте денежной программы, предполагающем умеренный  рост цен на нефть в рамках прогнозного  периода, соответствующий показателям  прогноза платежного баланса, прирост ЧМР составит в 2011 году 1,4 трлн. рублей, в 2012 году - 1,0 трлн. рублей, а в 2013 году он будет близок к нулевому. [7] 

В 2011 и 2012 годах указанный  прирост ЧМР будет частично компенсирован  сокращением ЧВА, которое с учетом динамики денежной базы, определенной в соответствии с ориентирами по инфляции, в указанный период оценивается в объеме 0,5 и 0,1 трлн. рублей соответственно. Вместе с тем в 2013 году прогнозируется, что для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, потребуется увеличение ЧВА на 0,9 трлн. рублей. 

В условиях предполагаемого  по данному варианту сокращения дефицита федерального бюджета и изменения источников его финансирования ожидается, что динамика чистого кредита расширенному правительству не окажет существенного влияния на ЧВА: в 2011 году объем чистого кредита расширенному правительству возрастет на 0,2 трлн. рублей, а в 2012 и 2013 годах он будет снижаться примерно на 0,1 трлн. рублей в год.

При прогнозируемой динамике кредита расширенному правительству  в 2011 году сокращение ЧВА будет обеспечено за счет изменения чистого кредита  банкам, объем которого снизится на 0,8 трлн. рублей. В 2012 и 2013 годах требуемый  для увеличения денежного предложения  прирост ЧВА будет обеспечен  за счет повышения чистого кредита банкам на 0,1 и 1,3 трлн. рублей соответственно. [6]

В соответствии с третьим  вариантом денежной программы, основанным на предположении о существенном росте цен на нефть, в 2011 году прогнозируется увеличение ЧМР на 2,7 трлн. рублей, а  в 2012 и 2013 годах - на 2,2 и 1,0 трлн. рублей соответственно. При этом с учетом оцениваемой динамики денежной базы ожидается, что сокращение ЧВА по данному варианту должно составить в 2011 году 1,5 трлн. рублей, в 2012 году - 1,1 трлн. рублей. В 2013 году прирост ЧВА может составить 0,1 трлн. рублей. [7]  

С учетом предполагаемой благоприятной  внешнеэкономической конъюнктуры и более значительного роста ВВП по данному варианту можно ожидать более существенного, чем по второму варианту, увеличения остатков средств на бюджетных счетах в Банке России, что соответствует снижению чистого кредита расширенному правительству на 0,5 трлн. рублей в 2011 году, на 0,9 трлн. рублей в 2012 году и на 0,8 трлн. рублей в 2013 году. При этом согласно прогнозу в 2011 году уменьшение чистого кредита банкам может составить около 1,0 трлн. рублей, а в 2012 году ожидается его незначительный прирост (на 0,1 трлн. рублей). В 2013 году требуемый для увеличения денежного предложения прирост ЧВА будет обеспечен путем повышения чистого кредита банкам на 1,3 трлн. рублей за счет уменьшения объема свободной ликвидности банковского сектора. [6]

Параметры денежной программы  не являются жестко заданными и могут  быть уточнены при изменении экономической  конъюнктуры и отклонении фактических  значений от исходных условий формирования вариантов развития экономики. В  целях адекватного реагирования на изменение состояния денежно-кредитной сферы и учета возможных рисков при реализации денежно-кредитной политики Банк России будет использовать весь спектр инструментов, имеющихся в его распоряжении. [5]

Политика валютного курса  Банка России в 2011-2013 гг. направлена на удержание в приемлемых границах волатильности российской национальной валюты. При этом Банк России видит своей задачей последовательное сокращение прямого вмешательства в процессы курсообразования и подготовку субъектов экономики к работе в условиях плавающего валютного курса. Центральный Банк РФ намерен сохранить свое присутствие на внутреннем валютном рынке с целью сглаживания чрезмерных колебаний рублевой стоимости бивалютной корзины.

Информация о работе Проблема ликвидности и надежности российских коммерческих банков