Работа коммерческих банков с пластиковыми карточками

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 15:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение пластиковых карты, как одного из видов банковского продукта.
Для достижения поставленной цели в данной работе были поставлены следующие задачи:
1) изучение истории развития и применения пластиковых карт в российской и международной банковской практике;
2) рассмотрение пластиковых карт, как банковского продукта;

Содержание

Введение 3
1. История развития и применения пластиковых карт в российской и международной банковской практике 4
2. Пластиковые карты, как банковский продукт 7
3. Принципы работы пластиковых карт 12
4. Проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карт в России 22
5. Мошенничество с пластиковыми картами 34
Заключение 36
Список использованных источников и литературы 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая Деньги Банки Кредит.doc

— 508.00 Кб (Скачать)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ  И ПРАВА

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Деньги, кредит, банки»

студента 1 курса  факультета экономики и управления

 

Тема: «Работа  коммерческих банков с пластиковыми карточками»

 

 

 

 

   Руководитель - консультант                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

Защищена       Оценка

«____» ____________ 2011 г.                   «_______________»

 

                

 

 

 

 

Оглавление

 

 

Введение

Вместе с российским потребительским  рынком так же стремительно развивается  рынок пластиковых карт. Оплата по карте становится повсеместной нормой - одной из отличительных черт современной жизни. Магазины и рестораны, отели и туристические агентства, поставщики различных товаров и сервисов приобщаются к карточным технологиям, рассчитывая при этом на дополнительный интерес и привязанность со стороны своих потребителей.

Поэтому изучение проблем использования  пластиковых карт в России представляется особенно актуальным, а изучение мировой  практики и перспектив развития рынка  пластиковых карт в России приобретают в настоящее время конкретную значимость.

Целью данной курсовой работы является изучение пластиковых карты, как  одного из видов банковского продукта.

Для достижения поставленной цели в данной работе были поставлены следующие задачи:

  1. изучение истории развития и применения пластиковых карт в российской и международной банковской практике;
  2. рассмотрение пластиковых карт, как банковского продукта;
  3. изучение принципа работы пластиковых карт;
  4. Проблемы и перспективы развития рынка пластиковых карт в России;
  5. рассмотрение видов мошенничества с пластиковыми картами.

В качестве базы исследования использовались нормативно-правовые акты, ресурсы Интернет и исследования таких ученых как Коровяковский  Д.Г.,  Зверев О.А., Коробова Г.Г., Лаврушин О.И., Кузнецова А. В.,  Заславская О. О., Коханова В.С. и другие.

 

 

1. История развития и применения  пластиковых карт в российской  и международной банковской практике

 

Актуальность изучения исторических аспектов возникновения  пластиковых (банковских) карт обусловлена их местом и ролью в системе зарубежных банковских продуктов, что позволило финансистам мирового сообщества назвать пластиковые (банковские) карты «самой значительной банковской услугой XX века». Это высказывание подтверждается следующими данными: более 1,3 млрд. выпущенных карт; ежегодный мировой оборот более 1,3 трлн. долл. США, около 20 млн. торгово-сервисных предприятий, принимающих карты к обслуживанию; более 700 тыс. банкоматов, используемых для выдачи кассовых авансов; около полумиллиона банковских отделений, предоставляющих услуги, связанные с пластиковыми картами1.

Сама идея появления  и технологии функционирования пластиковых (банковских), в частности, кредитных  карт относится к 1888г., раньше, чем  достижения технического прогресса  позволили говорить об электронных деньгах.

Схема расчетов под названием  «Charge-it», положенная в основу функционирования банковских кредитных карт, была разработана Джоном С. Биггинсом в 1946г., специалистом по потребительскому кредиту из Национального банка Флэтбуш в Нью-йоркском районе Бруклина. Данная схема предусматривала собой чеки, принимаемые от клиентов местными магазинами за мелкие покупки и передаваемые в банк для оплаты со счетов покупателей.

Встраивание банка в  обычную схему потребительского кредита «продавец — покупатель» позволяло расширить географию потенциальных покупателей торговых организаций за счет банковских клиентов. Это обусловило становление и развитие системы диспозиционного кредитования, Отличительной чертой которой являлась возможность использования клиентом необходимой суммы денежных средств в пределах установленного банком лимита.

Усложнение финансовых операций, рост их трудоемкости, включение  в сферу финансово-банковского  обслуживания новых социальных групп, отраслей, регионов определили быстрое развитие автоматизации в банковском деле стран с рыночной экономикой в начале 50-х годов XX века, что способствовало появлению и развитию качественно новой системы расчетов с использованием пластиковых (банковских) карт.

Развитию пластиковых (банковских) карт в США предшествовало появление большого числа не банковских инструментов финансовых расчетов, использование которых ограничивалось сетью нефтяных компаний и супермаркетов. В 1951г. Franklin National Bank эмитировал первую современную кредитную карту.

Современный зарубежный опыт пластиковых (банковских) карт, прежде всего, рынок США и Европы, характеризуется  чрезвычайной насыщенностью предложений  банковских услуг с использованием пластиковых (банковских) карт.

Каждый житель Японии, Англии, США, Германии имеет больше одной пластиковой (банковской) карты.

Поэтому привлечение  банком новых держателей карт может  осуществиться практически лишь за счет чужих клиентов. Такое положение  вещей явилось следствием почти  сорокалетнего развития программ карт. А также современного состояния западного рынка банковских услуг. Сужение в последнее десятилетие некоторых традиционных секторов деятельности сделало проблематичным выживание банка, не работающего с населением. Развернувшаяся в этих условиях жесткая конкурентная борьба за клиентов-держателей карт привела к ряду последствий. На рынке предлагается множество различных типов карт — Золотая, Стандартная, Бизнес, выпущенная совместно с другим банком или торговым предприятием, с низким годовым процентом, без годового членского взноса и так далее. Большое значение приобрели дополнительные услуги, предлагаемые по картам, льготы и привилегии их держателям.  Эта компенсация может быть использована при покупке или аренде автомобиля. Текущая стратегия банков-эмитентов заключается в предложении таких стимулов и цен, которые, с одной стороны, не разорили бы банк, а, с другой стороны, удержали бы клиента от соблазна воспользоваться услугами конкурентов.

На российском рынке  пластиковых (банковских) карт ситуация несколько иная. Только 16% населения страны являются обладателями пластиковых (банковских) карт. Поэтому коммерческие банки пока используют тактику внедрения пластиковых (банковских) карт через сеть «зарплатных» проектов, а тарифы по обслуживанию индивидуальных карт нельзя назвать низкими. В связи с этим, ситуация, сложившаяся на отечественном рынке пластиковых (банковских) карт, пока менее благоприятная для клиента, чем на Западе.

В структуре безналичных  расчетов стран объем операций, совершаемых  с использованием пластиковых (банковских) карт постепенно увеличивается, при этом:

    1. доля безналичных расчетов транзакций с использованием чеков в развитых странах постепенно падает;
    2. количество безналичных операций с использованием пластиковых (банковских) карт растет быстрыми темпами, причем рост этих операций опережает темпы падения количество платежей чеками. Расчеты пластиковыми (банковскими) картами не только замещают освободившуюся чеками нишу, но и переводят часть наличных платежей в безналичную форму;
    3. рост количества транзакций с использованием пластиковых (банковских) карт опережает темпы прироста объема этих операций в денежном эквиваленте.

 

 

2. Пластиковые карты, как банковский  продукт

 

Банковские карты предназначены для осуществления безналичной оплаты товаров и услуг владельцем карточки, а также для получения им  наличных денег со своего банковского счета в специальных банкоматах практически в любой точке мира. Данный вид карточек представляет наибольший интерес, поскольку именно эти карточки в основном и используются как для совершения покупок в Интернет, так и в оффлайновой торговле.

На банковской пластиковой  карточке обычно расположена следующая  информация:

- на лицевой стороне карточки  наносится имя владельца, номер карточки, срок действия карточки, логотип банка-эмитента карточки, логотип платежной системы. На некоторых карточках в качестве одного из средств защиты от подделки наносится голограмма.

- на оборотной стороне карточки  находится место для подписи владельца карточки, магнитная полоса, иногда фотография владельца и логотипы сетей банкоматов, в которых можно обналичить карточку.

Номер карточки состоит из 16 цифр: первые шесть - код банка эмитента (Issuing Bank); следующие девять - банковский номер карточки (номер карт-счета); последняя цифра - контрольная.

По функциональным характеристикам  банковские карточки делятся на кредитные  и дебетовые. Кредитная карточка позволяет ее владельцу получать определенный кредит при оплате товаров  или услуг, стоимость которых выше, чем остаток на банковском счету, привязанном к карточке (карт-счету).

Выданный кредит должен быть погашен  в течение определенного срока. Погашение кредита может происходить  из страхового депозита, который вноситься  клиентом при открытии в банке карт-счета, либо зачислением на счет денег, внесенных владельцем карточки наличными или посредством денежного перевода.

Владелец дебетовой карточки сможет оплачивать приобретение товаров и  услуг, а также получать наличные в банкоматах только в пределах суммы находящейся на кардсчету. В США преобладают кредитные карточки, в Западной Европе дебетовые карточки составляют большую часть всех платежных карт.

Следует обратить внимание, что понятие  «кредитная карточка» может употребляться  и в более широком смысле. Очень часто под «кредитными карточками» понимаются все виды банковских карточек, то есть происходит подмена понятия «банковская карточка» понятием «кредитная карточка». В таком обобщенном значении понятие кредитная карточка можно встретить во многих печатных и онлайн изданиях. В данной работе также, если иного не следует из контекста, под кредитной карточкой следует понимать пластиковая банковская карточка.

Как кредитные, так и дебетовые  карточки могут быть индивидуальными  и корпоративными. Индивидуальные карточки (Customer cards) только физическим лицам, корпоративные - только компаниям (организациям). Корпоративная карточка привязана к счету компании и может быть оформлена только на сотрудника компании. Такая карточка может быть лимитирована компанией и тогда владельцу карточки устанавливается лимит использования денежных средств со счета компании. Если лимит не установлен, владелец карточки может распоряжаться всей суммой находящейся на счету компании (привязанном к данной карточке).

В рамках классификации карточек на индивидуальные и корпоративные можно выделить в отдельный вид семейные карточки. Они выдаются как индивидуальные только физическим лицам, но также как корпоративные отдельные карточки можно оформить на каждого члена семьи владельца кардсчета. При этом для кредитной карточек членов семьи обычно устанавливается лимит использования средств.

Банковские карточки можно также  разделить по платежным системам или ассоциациям карточек (Card Associations) в рамках которых происходит обслуживание карточек. Наиболее распространенными в мире являются карточки следующих крупнейших систем: VISA, EuroCard/MasterCard и American Express (AMEX). Одна карточка может поддерживаться и обслуживаться только одной платежной системой.

Надо обратить внимание, что некоторые платежные системы могут выпускать только карточки определенного типа. Например, American Express и Diners Club выпускают только кредитные карточки, а другие менее известные системы (особенно которые работают только в рамках одной страны) не рискуют связываться с кредитными карточками и выпускают только дебетовые карты. Мировые лидеры VISA и EuroCard/MasterCard выпускают и поддерживают как кредитные, так и дебетовые карточки.

Еще нужно отметить такую  особенность кредитных карточек разных систем как деление их на классы. У VISA два основных класса - это Classic и Gold. MasterCard - Standart и Gold, American Express - Mass и Gold. Выбор кредитной карточки того или иного класса существенно влияет на величину вносимого при получении карточки страхового депозита.

В остальном разница  между классами главным образом сводится к вопросу престижности. Кроме основных классов, также могут выпускаться карточки классов Platinum, Silver, Basic и ряда других. В особый вид карточек выделены корпоративные карточки. Причем в последнее время такие карточки стали делить на Business карточки (карточки для компаний малого бизнеса) и непосредственно Corporate карточки.

А теперь более подробно о некоторых из этих классов:

Masterсard Standard – классический  карточный продукт международной  системы MasterCard International. Это самые  массовые и популярные карты в мире, поскольку одинаково хороши как для расчетов в интернете, так и для снятия наличных в банкомате.

Visa Business – из семейства  корпоративного «пластика», используется  для учета расходов на командировки, представительских расходов, счетов за офисное оборудование и так далее. В данном классе предусмотрено предоставление более подробной информации по транзакциям (банковским операциям, состоящим в переводе денежных средств с одного счета на другой) при выставлении счета. Услуга значительно облегчает компаниям составление налоговых и иных отчетов.

В сегменте элитного «пластика» сервисный пакет заметно отличается от стандартного. Он включает комплексное  страхование при поездках за рубеж; страхование денежных средств на карточном счете клиента; круглосуточную поддержку клиентов в любой точке мира, всевозможные скидки и специальные предложения при оплате товаров и услуг (о чем держатели таких карт зачастую не догадываются, приобретая карту чаще всего из соображений престижности).

Но стоит ли игра свеч – большой вопрос: разница между картами Classic/Standard, Gold, Platinum и так далее  не столь очевидна, как в этом убеждают банки. Хотя кое-что есть – стоимость обслуживания. Если карта Visa Classic или MasterCard Mass обойдется клиенту в среднем от $20 до $30 в год, то Gold – уже в $100, а Platinum облегчит счет на целых $250.

Существуют также и  «суперэлитные» банковские карты. Картхолдерам таких «кошельков» как Visa Infinity, MasterCard World Signia предоставляются даже консьержи. Они заказывают для своих клиентов авиабилеты, бронируют номера в отелях, решают вопросы доставки цветов, выступают в роли шопинг-консультантов, ищут подарки близким и сотрудникам.

Теперь рассмотрим конкретное предложение банка по «суперэлитному»  пластику. Мастер-Банк, например, предлагает следующие условия: кредитный лимит до 100 000 евро в месяц, а страховое покрытие при поездке за рубеж – более 500 000 евро. Владельцам карты World Signia Мастер-Банк предоставляет возможность бесплатно получить дополнительные пластиковые карты: еще одну карту World Signia, две золотые, четыре классические, а также любое количество электронных карт международной платежной системы MasterCard International. Эти прелести выльются в достаточно «кругленькую» сумму: 900 евро в год за обслуживание основной карты MasterCard World Signia.

Информация о работе Работа коммерческих банков с пластиковыми карточками