Развитие рынка потребительских кредитов в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является рассмотрение проблемы, связанной с развитием потребительского кредитования как перед банками, так и перед всей Россией и, как следствие, прогнозирование перспективы дальнейшего развития потребительского кредитования в РФ.
В соответствии с поставленными целями необходимо решить следующие основные задачи:
-рассмотреть сущность и особенности потребительского кредитования;
-изучить законодательное регулирование потребительского кредитования;
-определить факторы потребительского кредита и инфраструктуру рынка потребительского кредитования;
-проанализировать динамику развития потребительского кредита и изучить проблемы оценки кредитоспособности заемщика в России;
-определить пути совершенствования методического обеспечения оценки кредитоспособности физического лица;
-определить основные тенденции и перспективы развития рынка в
условиях кризиса.

Содержание

Введение. 3
Глава1. Сущность и основные формы потребительского кредита. 4
1.1. История возникновение потребительского кредита. 4
1.2. Сущность потребительского кредита. 8
1.3. Основные формы потребительского кредита. 15
1.4.Правовое регулирование потребительского кредитования в РФ. 20
Глава 2. Состояние рынка потребительского кредитования и условия предоставления кредита различными банками. 26
2.1. Анализ состояния и динамика развития рынка потребительского кредитования. 26
2.2. Условия предоставления кредита банками. 33
Глава 3. Проблемы и перспективы развития рынка потребительского кредитования в России. 37
3.1. Проблемы развития рынка потребительских кредитов. 37
3.2. Потребительское кредитование - до кризиса и после. 40
3.3. Перспективы развития рынка потребительского кредитования. 46
Заключение. 49
Список литературы. 52
Приложение. 53

Работа содержит 1 файл

развитие рынка потребительских кредитов в рф.doc

— 828.50 Кб (Скачать)

 
 
 
 
 
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА

       
      Специальность: «Финансы и кредит» 
      Дисциплина: «ДКБ» 
      Тема: «Развитие рынка потребительских кредитов в РФ»
       

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2010г.

 

Содержание 

 

      Введение

      В современной рыночной экономике России существенно изменились состав и структура денежных доходов населения. В частности, увеличился временной интервал, необходимый для накопления определенной суммы сбережений, достаточной для приобретения населением товаров и услуг. В связи с этим возросла роль потребительского кредита, призванного устранить временной разрыв между потребностью в получении товаров или услуг и возможностью их оплаты.

      На  современном этапе развития России актуальной задачей становится формирование цивилизованного рынка потребительского кредита, способного в значительной степени стать источником стимулирования спроса населения на товары и услуги и, как следствие, повышения уровня его благосостояния и создания дополнительных импульсов экономического роста, что и обусловило актуальность выбранной темы.

      Целью исследования является рассмотрение проблемы, связанной  с  развитием потребительского кредитования как перед банками, так и перед всей Россией и, как следствие, прогнозирование перспективы дальнейшего развития потребительского кредитования в РФ.

      В соответствии с поставленными целями необходимо решить следующие основные задачи:

      -рассмотреть  сущность и особенности потребительского  кредитования;

      -изучить  законодательное регулирование  потребительского кредитования;

      -определить  факторы потребительского кредита  и  инфраструктуру рынка потребительского  кредитования;

      -проанализировать  динамику развития потребительского  кредита и изучить проблемы  оценки кредитоспособности заемщика  в России;

      -определить пути совершенствования методического обеспечения оценки кредитоспособности физического лица;

      -определить основные тенденции и перспективы развития рынка в

      условиях  кризиса.

 

      Глава1. Сущность и основные формы потребительского кредита

1.1. История возникновение потребительского кредита

      Понятие потребительского, или личного кредита  существовало еще в VI веке до нашей  эры, в частности на территории современного Израиля. До царя Соломона иудеи использовали личный кредит, т.е. за долги отправлялись в долговое рабство. Царь Соломон запретил такое рабство и обратил личную ответственность в имущественную. Он издал закон, по которому должник теперь отвечал перед кредитором своим имуществом, а не личной свободой. На земле должника ставили столб, на котором было написано, что его имущество принадлежит кредитору в обеспечение определенной суммы, и таким образом уведомляли всех вокруг, что данное имущество заложено. Столбы с такими надписями стали называть ипотекой от греческого «hypotheke», что означает «залог, заклад».

      Первые  кредиты в истории человечества вызывались, как правило, нуждой, а  не возможностью получить дополнительную прибыль. Как только люди начали выращивать что-то на земле, они сразу столкнулись  с периодическими неурожаями, которые  могли оставить без еды на весь год. Здесь и появляются первые кредиты: если отдельному крестьянину не хватало собранного урожая, он шел к более богатому соседу и просил одолжить определенную сумму денег до следующего урожая. Кроме того, первые формы кредитов и процентов имели, конечно же, натуральный характер. Крестьянин занимал один мешок зерна, а возвращал полтора или два. Таким образом, кредит опередил появление и рыночного хозяйства, и денег. Конечно, ничто не могло гарантировать, что человек, уже попавший в затруднительное положение, сможет не только поправить свои дела, но еще и достать излишек, чтобы отдать долг. Как писал один историк хозяйства, «брать проценты при этих условиях значит падающего подтолкнуть».

      Если  человек не мог отдать долг, он мог  лишиться своего имущества. Если у него было нечего взять, он отправлялся отрабатывать долг на поле или на двор к своему кредитору, собственно, уходил в долговое рабство. Конечно, подобное явление не вызывало одобрения в обществе. Одним из первых борцов против него стала церковь.

      Основным источником аргументов священников в осуждении  процента была Библия. В Евангелии  от Луки написано: «...взаймы давайте, не ожидая ничего...». Это означает, что  кредитор не должен просить ни процентов, ни возврата самой ссуды. К этому  добавлялось учение о проценте древнегреческого мыслителя Аристотеля (чью философию средневековая церковь пыталась совместить с христианством). Согласно Аристотелю, процент является противоестественной формой дохода, так как «деньги не могут рождать деньги».

      И, кроме того, церковь пыталась найти некие рациональные доказательства неестественности процента. Одним из аргументов был, например, следующий: поскольку отданные в долг деньги возвращаются кредитору обратно в целости, процент является платой за время, а время нельзя продавать, так как оно принадлежит Богу.

      К концу средних  веков государство, наконец, перестает  бороться против любой формы кредитов и пытается не допустить ростовщичества регулированием высоты процента. В 1545 г. в Англии максимальной была объявлена ставка 10% в год. В 1624 г. она снижена до 8%, а в 1652 г. - до 6%. Другие страны действовали похожим образом. Например, в 1640 г. в Нидерландах была установлена максимальная ставка процента в размере не выше 5%, во Франции в 1601 г. был установлен максимальный процент 6%.В России такой закон ввели в 1754 г., а максимальный процент был тоже равен 6%. В XVIII в. широкая волна протеста против запрещения процентов начинает постепенно разрушать общественное мнение, и в XIX в. практически везде отменяют контроль за размером процента. Однако в законодательстве многих стран остается понятие ростовщичества («эксплуатации нужды, слабости разумения, неопытности или душевного возбуждения кредитующегося») и уголовная ответственность за него.

      Но займы «по  нужде» не были единственным видом потребительских займов в античном мире или в средние века. Часто занимать деньги приходилось богатым людям, которые по каким-то причинам не могли выйти на тот уровень потребления, который был им необходим. Нуждой это вряд ли можно было назвать, хотя мотивы аналогичные.

      Крупными  заемщиками могли быть короли, займы  которых носили либо военный характер, либо потребительский. Короли были одними из самых «плохих» заемщиков, так  как легко могли решить не возвращать деньги.

      В практике российских банков XIX - начала ХХ вв. также существовало понятие личного кредита. При этом личный кредит - это кредит без залога, предоставляемый личности, которая, по мнению банка, обладает достаточной платежеспособностью и репутацией, которые в совокупности дают гарантии возврата кредита. В настоящее время термин «личный кредит» (individual credit) употребляется в широком значении кредита, предоставленного банком физическому лицу.

      В настоящее время рынок кредитования в России развивается достаточно динамично. Способствует этому как развитие рынка предложения, так и повышение спроса. Банки готовы предоставить потенциальным заемщикам множество вариантов кредитных продуктов с разными условиями, и, практически для каждого желающего взять кредит можно найти подходящий вариант. И население постепенно приходит к пониманию того, что кредит - это удобно.

      Как показывает практика, потребительский  кредит это наиболее востребованный кредит на сегодняшний день – на него приходится порядка 80% всех запросов. Это вызвано несколькими причинами. Во-первых, он не целевой, то есть человек может взять его на любые цели. Во-вторых, сумма кредита варьируется в широких пределах. И, в-третьих, для получения потребительского кредита требуется минимальный пакет документов. По этим причинам люди, оформляющие заем на приобретения автомобиля, в том числе нередко останавливаются именно на потребительском кредите.

      Раньше  мы не представляли себе, что можно  прийти в магазин без денег  и тут же с помощью банковского  экспресс-кредита приобрести облюбованный холодильник или телевизор.

      Теперь  потребительские кредиты практически  на любые цели можно получить без  каких-либо проблем. Только приходи, манят  рекламные плакаты, «кредит за 15 минут, без залога и поручителя».

      Сегодня кредиты для населения при покупке тех или иных товаров стали привычными и доступными. Можно даже не ходить в банк - кредит оформят, в течение 20 - 30 минут в самом магазине. Так, для оформления экспресс-кредита в торговом центре у покупателя должны быть с собой паспорт РФ и второй документ, удостоверяющий личность, к примеру, водительское удостоверение, заграничный паспорт, ИНН. Выбрав понравившийся товар, покупатель направляется к представителю банка, находящемуся в магазине, и представляет все документы для оформления ссуды. Пока кредитный специалист делает копии документов, покупатель заполняет анкету, в которой подробно указывает свои личные данные, информацию о месте работы, о семейном положении, данные о доходах и расходах. Анкеты у разных организаций могут отличаться по содержанию, но главная их цель одна – выяснить, сможет ли заемщик отдать кредит. Как только анкета заполнена, сотрудник банка заносит данные в специальную программу, которая позволяет определить степень платежеспособности покупателя и возможность предоставления ему запрашиваемого кредита. Данные обрабатываются обычно в течение считанных минут, и в случае положительного решения заключается договор.

      Вначале экспресс-кредиты выдавались в рамках разовых акций, проходивших в отдельных магазинах, но сегодня «кредит для лентяя» – уже неотъемлемая часть ассортимента любого более или менее крупного продавца бытовой техники.

 

      1.2. Сущность потребительского кредита

      Согласно  статье 819 Гражданского Кодекса Российской Федерации, кредит – это сделка, оформленная кредитным договором, по которому кредитная организация (кредитор) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных кредитным договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее.

      Кредит  получает свое выражение в формах, каждая из которых представляет собой  ту или иную грань сложного комплекса  общественных отношений, возникающих  в процессе воспроизводства. В этом смысле каждая форма кредита –  это, с одной стороны, отражение  сущности кредита, а с другой – отражение взаимосвязи собственно кредитных отношений с предметной стороной кредитной сделки.

    Потребительский кредит же по сути – это продажа  торговыми предприятиями потребительских  товаров с отсрочкой платежа  или предоставление банками ссуд на покупку потребительских товаров, а также на оплату различного рода расходов личного характера.

    Некоторые авторы дают определение потребительского кредита более развернуто или, напротив, более сжато (см. Таблица 1):

 

Таблица 1

              определение       источник
      потребительский кредит -       кредит, назначение которого состоит в предоставлении населению денежных средств или  товаров для удовлетворения потребительских  нужд с последующим возмещением  долга. При потребительском кредите  заемщиком являются физические лица, а кредиторами - кредитные организации, а также предприятия и организации различных форм собственности.       H. Epмacoвa, Современный экономический  словарь
      кредит, предоставляемый населению для  покупки потребительских товаров  или оплаты бытовых услуг.       В. М. Усоскин, Большая советская энциклопедия
      предоставляется непосредственно домашним хозяйствам. Его объектами являются товары длительного  пользования (квартиры, мебель, автомобили и т. п.). Он выступает или в форме  продажи товаров с отсрочкой платежа, или в форме предоставления банковской ссуды на потребительские цели. При этом взимается довольно высокий реальный процент.       ru.wikipedia.org

Информация о работе Развитие рынка потребительских кредитов в РФ