Регулирование инфляция. Направления антиинфляционной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 15:12, реферат

Описание работы

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.

Работа содержит 1 файл

ДКБ.docx

— 25.90 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социального страхования, экономики и финансов 
 
 
 
 

Контрольная работа по предмету:

Деньги. Банки. Кредиты. 

«Регулирование инфляция. Направления антиинфляционной политики» 

                             

МОСКВА 2011 Г 
 
 

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может  быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание  инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы  производства, создавать условия  для насыщения рынка товарами.

Управление инфляцией  предполагает использование комплекса  мер, помогающих в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты  управления процессом инфляции различаются  в зависимости от ее характера  и уровня, особенностей хозяйственной  обстановки, специфики хозяйственного механизма. В целом в развитых странах (в частности, в США и  большинстве стран Западной Европы) темп инфляционного роста (после  периода послевоенной стабилизации) удается удерживать в довольно узких  пределах.

Антиинфляционная  политика

Для антиинфляционного  регулирования используются два  типа экономической политики:

  • политика, направленная на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП);
  • политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживание заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

Воздействие на инфляционный процесс в условиях резкого роста  цен требует специальных мер. Так, для устранения последствий  «нефтяного шока», ударившего по экономике  США во второй половине 70-х гг., были повышены учетные ставки, усилены  требования к размерам резервных  фондов, пересмотрена система налогообложения. Снизить темпы инфляционного  роста цен удалось не сразу: с 13-14% в 1979 г. они снизились до 4% спустя примерно три года - в 1982 г.

Активная борьба с инфляцией, называемая дефляционной политикой, обычно приводит к падению  темпов роста ВВП и даже его  сокращению (дефляции).

Конкретные методы сдерживания инфляции, «дозировка»  и последовательность применения привлекаемых «для лечения лекарств» зависят  от постановки правильного «диагноза». Поставить «диагноз» - значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. Каждая инфляция специфична и предполагает применение таких рецептов, которые  соответствуют характеру и глубине  «заболевания».

Инфляция может  носить монетарный или преимущественно  структурный характер; ее источниками  могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может  стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство  от дешевых денег) или неоправданным  снятием ограничений на цены, на ценообразующие товары (топливо, транспорт, сельскохозяйственное сырье).

Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. Практически  действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому  и методы борьбы с инфляционным процессом  обычно носят комплексный характер; они постоянно уточняются и корректируются.

Управление  инфляцией в переходной экономике

Вполне очевидно, что управление инфляцией в условиях реформируемой экономики предполагает использование как апробированных, так и нестандартных мер, учитывающих  природу инфляции, ее причины, методы проявления. По сути дела, в нашей  стране следует вести речь об особой форме инфляции, порождаемой конкретными  условиями, противоречиями переходного  периода.

Следует признать, что  ни в России, ни в большинстве  других стран, вставших на путь системных  экономических реформ, расчеты на быстрое укрощение стихии цен  и пробуждение заинтересованности у производителей не оправдались. Запустить  новую систему хозяйственного регулирования  оказалось далеко не просто. Переход  от одной системы к другой - от централизованно управляемой к  основанной на действии рыночных сил -натолкнулся  на беспрецедентные проблемы, которые  не были предвидимы ни в деталях, ни в целом. Управлять инфляционным процессом в переходной экономике  оказалось необычайно трудно. Возник новый тип инфляции, который не отвечает привычным оценкам и  слабо реагирует на традиционные методы воздействия. В условиях затяжного инфляционного «заболевания» складывалась ситуация своего рода консервации инфляционного климата, негативного или непредвиденного реагирования на попытки вывести экономику из состояния инфляционного шока.

Применительно к  России можно выделить следующие  особенности хозяйственной ситуации.

1. Наличие общего  структурного неравновесия и  отсутствие конкурентной среды.  Сжатие спроса на многие потребительские  товары, происшедшее в результате  отпуска цен, само по себе  не ведет к конкуренции между  производителями.

2. Ценовые перекосы  и диспропорции, усилившиеся в  ходе либерализации цен. Свободные  цены пока еще не стали ценами  равновесия и не работают на  улучшение производственной структуры.  В наиболее сложном положении  в результате непредвиденных  скачков цен оказались отрасли,  которые призваны непосредственно  обеспечивать потребительский рынок:  легкая и пищевая промышленность, машиностроение. Новые цены не  всегда согласуются с изменениями  в структуре потребительского  спроса.

3. На наш взгляд, определяющее влияние на рост  цен оказывает сегодня инфляция  издержек. Об этом, в частности,  говорит тот факт, что оптовые  цены росли быстрее, чем розничные,  потребительские; особенно это  было характерно для 1992-1996 гг.

Наличие кризиса  неплатежей свидетельствует о том, что в основе инфляционного роста  цен лежит не чрезмерное увеличение денежной массы, а, напротив, нехватка, отсутствие денег, потребных для  обслуживания кругооборота товаров. Проводилась  политика сдерживания, а не стимулирования совокупного спроса. Доходы населения  не росли, а падали.

4. Сохраняется давление  внешнего долга, резко сужающего  маневр валютными ресурсами.

Результативность  макроэкономической политики зависит  от последовательности ее реализации и взаимодействия многих факторов. Например, то, что допустимо при  сбалансированном рынке, оказывается  бесполезным и даже вредным при  рынке несбалансированном, не обладающем должной инфраструктурой. Серьезной  проблемой для России становится сокращение расходных статей государственного бюджета, что ведет к развалу  социальной сферы, свертыванию капитальных  вложений, порождает новые, трудновыполнимые проблемы. Не просчитанные в деталях и не обеспеченные ресурсно и организационно меры таят опасность резкой дифференциации доходов.

Отмеченные здесь  и некоторые другие особенности  напоминают об ограниченности пространства для маневрирования, о неправомерности  применения некоторых стандартных  рецептов сдерживания инфляции. Это  во-первых. Во-вторых, сложившаяся в  стране ситуация предполагает весьма осторожные, тщательно взвешенные меры, в том числе по регулированию  курса национальной валюты, по сдерживанию  темпов инфляции.

Окончательно преодолеть инфляцию можно, только перестроив хозяйственный  механизм, включив рыночные регуляторы. Решение этой весьма непростой проблемы предполагает достижение политической стабильности и договоренности, согласия и поддержки населением мер регулирования. Без этого самые разумные (с  позиции экономической теории) рецепты  и рекомендации не способны дать желаемого  результата.

1. В настоящее  время инфляция - один из самых  болезненных и опасных процессов,  негативно воздействуюших на  финансовую, денежную и экономическую  систему в целом. Инфляция не  только означает снижение покупательной  способности денег, но и подрывает  возможности хозяйственного регулирования,  сводит на нет усилия по  проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

2. По своему характеру,  интенсивности, проявлениям инфляция  бывает весьма различной, хотя  и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут  рассматриваться как прямой результат  только определенной политики, политики  расширения денежной эмиссии  или дефицитного регулирования  производства, ибо рост цен оказывается  не просто следствием «злой  воли» и непродуманных акций  государственных чиновников, а неизбежным  результатом глубинных процессов  в экономике, объективным следствием  нарастания диспропорций между  спросом и предложением, производством  предметов потребления и средств  производства, накоплением и потреблением  и т.д. В итоге процесс инфляции (в различных его проявлениях)  носит весьма устойчивый, трудно  управляемый характер.

3. В странах с  развитой рыночной экономикой  инфляция может рассматриваться  в качестве неотъемлемого элемента  хозяйственного механизма. Однако  для них она не представляет  серьезной угрозы, поскольку там  отработаны и достаточно широко  используются методы ограничения  и регулирования инфляционных  процессов. В США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции.

4. В отличие от  Запада в России и большинстве  других стран, осуществляющих  преобразование хозяйственного  механизма, инфляционный процесс  с трудом поддается сдерживанию  и регулированию. Инфляцию поддерживают  инфляционные ожидания, нарушения  народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное  сальдо внешнеторгового баланса,  растущая внешняя задолженность).

5. Управление инфляцией  представляет важнейшую проблему  денежно-кредитной и в целом  экономической политики. При всей  значимости сокращения государственных  расходов, постепенного сжатия денежной  массы требуется проведение широкого  комплекса антиинфляционных мероприятий.  Среди них - стабилизация и  стимулирование производства, совершенствование  налоговой системы, создание рыночной  инфраструктуры, повышение ответственности  предприятий за результаты хозяйственной  деятельности, проведение определенных  мер по регулированию цен и  доходов.

Нормализация денежного  обращения и противодействие  инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно  проводимых в жизнь.

Природа инфляции в  России и причины, ее усугубляющие, не характерны для стран с рыночной экономикой. Здесь переплелись экономические  и политические факторы, денежные и  воспроизводственные. На путь рыночных преобразований страна вступила со специфической  инфляцией планово-распределительной  системы, на которую стали давить мощные факторы инфляции издержек. На фоне глобального товарного дефицита происходят: огромный отток материальных и валютных ресурсов России в ближнее  и дальнее зарубежье, вытеснение импортом отечественного производства, масштабный разрыв хозяйственных связей из-за распада СССР, ослабление внутрироссийского  экономического сотрудничества и катастрофический спад производства, разрушение сверхмонополизированного производства без создания рыночной инфраструктуры и конкуренции, искусственное  административное сдерживание инфляции, нарастающие неплатежи во всех экономических  структурах, огромные внутренние и  внешние займы и т.д.

Уникальный характер российской инфляции требует использования  особых методов ее регулирования, соответствующих  современным реальным условиям российской экономики. Антиинфляционная программа  должна учитывать реальное развитие рыночных отношений, возможность использования рыночных механизмов с государственным регулированием в условиях глубочайшего финансового кризиса.

Цель антиинфляционной политики государства состоит в  том. чтобы установить контроль над  инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. Попытки справиться с инфляцией  путем рестрикционной денежной политики в российских условиях имеют значительно  более негативные последствия, чем  сама инфляция, так как отбрасывают  экономику назад за счет снижения уровня производства, нарастания неплатежей во всех секторах экономики, откладывания выплат по государственному внешнему и внутреннему долгу. Крайне негативные последствия имеет такая политика и для социальной сферы: возрастает безработица, своевременно не выплачиваются  заработная плата, пенсии, пособия, резко  снижается жизненный уровень  населения.

Информация о работе Регулирование инфляция. Направления антиинфляционной политики