Роль центрального банка как главного звена банковской системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 19:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: изучить Центральный банк как главное звено банковской системы.
Задачи курсовой работы:
1) дать толкование понятиям: банковская система, одноуровневая и двухуровневая организация банков, описать состав двухуровневой системы, рассмотреть этапы развития банковской системы в Российской Федерации;
2) раскрыть объективные причины появления центральных банков, осветить историю возникновения центральных банков в развитых странах;
3) описать функции и основные методы денежно-кредитной политики центральных банков;
4) описать историю появления Банка России, дать ему характеристику;
5) изложить роль, главные цели деятельности и функции Банка России;
6) перечислить основные инструменты и направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ, дать определения активным и пассивным операциям, сделать соответствующие выводы;
7) осветить причины и последствия кризиса банковской системы 1998 г., рассмотреть проблемы, которые он повлек за собой;
8) описать главные задачи банковской системы, определить пути стабилизации ее развития и сделать прогноз на основе изученных литературных источников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
1 Роль центрального банка как главного звена банковской системы…………………………………………………….........................................5
1.1 Организация банковских систем зарубежных стран и России………………………………………………………………………………...5
1.2 История возникновения центральных банков………………………..10
1.3 Функции центральных банков………………………………………...12
2 Банк России и его место в кредитной системе........................................17
2.1 Создание и статус Банка России………………………………………17
2.2 Роль Центрального банка РФ в экономике страны………………......28
2.3 Инструменты и основные направления денежно-кредитной политики ЦБ РФ на современном этапе……………………………………………………...29
3. Направления развития банковской системы России……………………………………………………………….........................33
3.1 Проблемы, стоящие перед Центральным банком РФ………………..33
3.2 Пути стабилизации российской банковской системы……………….35
Заключение…………………………………………………………………38
Список использованной литературы……………………………………...39
Приложения………………………………………………………………...41

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по ДКБ.doc

— 217.50 Кб (Скачать)

              – ограничение темпов роста кредитных операций;

              – установление контроля по отдельным видам кредитов, на 
пример потребительских (в форме установления взноса наличными и ограничения рассрочки платежа);

              – установление  максимальных  процентов по  отдельным 
видам вкладов и вообще регулирование процентных ставок и др.

              Селективные методы вместе с нормой обязательных резервов следует рассматривать как прямые количественные ограничения, к которым центральные банки вынужденно прибегают в условиях кризисного обострения экономической ситуации [16,с.119 – 124]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2 Банк России и его место  в кредитной системе

       2.1 Создание и статус Банка России

       В 1859 г. были приняты решения, положившие начало новому этапу развития кредитно-банковской системы России. Реформа банковского дела была проведена указами Александра II от 10 июля, 1 сентября, 26 декабря 1859 г. и от 31 мая и 10 июня 1860 г. Содержание ее сводилось к следующему. Во-первых, были ликвидированы все существующие государственные кредитные учреждения. Во-вторых, был прекращен прием вкладов в Заемный банк, сохранные казны и приказы  общественного призрения,  и  они были переведены в подчинение министра финансов, с  1 января 1860 г. был прекращен   прием    вкладов    до   востребования    в    Коммерческий   банк. В-третьих, была образована комиссия для разработки проекта устройства земских банков.

       Еще до принятия перечисленных решений  Комитетом финансов по указу от 31 мая 1860 г. был упразднен Заемный банк, а Коммерческий банк был преобразован в Государственный банк с новым уставом. Пункт 4 именного указа, завершившего банковскую реформу, гласил: «Государственному Коммерческому банку, согласно с утвержденным нами уставом, дать новое устройство и наименование Гоcyдарственного банка, с передачей в ведение оного всех существующих контор и временных отделений коммерческого банка, и руководствоваться существующими уставами впредь до изменения их устройства соответственно уставу Государственного банка, о чем министр финансов имеет войти с особым представлением, установленным порядком» (Устав 1860 г. Государственного банка содержал свыше 200 статей, составляющих две главы: глава первая «Устройство банка и его операции», глава вторая «Управление Госбанка». К уставу прилагались «Правила о предоставлении векселей к учету в Госбанке», «Правила о текущих счетах в банке», «Правила о приеме в Госбанк частных вкладов, для обращения их процентов», «Форма удостоверения, требуемого для испрошения права на предъявление векселей к учету на открытие текущего счета в банке», а также форма № 1 – заявление о приеме на  счет вкладов и форма № 2 – о снятии их и переводе на другие счета) [4,с.547].

       Пункт 8 того же указа повелевал: «На устройство Государственного банка и его контор отделить в основной капитал оного 15 млн руб. 
из капиталов Заемного и Коммерческого банков и, сверх того, отчислить 1 млн руб. в резервный капитал Государственного банка. 
Министру финансов было приказано открывать новые банковские 
конторы в городах, имеющих важное значение во внутренней 
торговле и промышленности. 

       Таковы  были первые меры, направленные на организацию Государственного банка. Новыми в уставе банка являлись статьи, предусматривающие   стабилизацию  денежной   системы  и  регулирующие 
вкладные операции. Учитывая печальные уроки бывших кредитных 
учреждений, устав Государственного банка провозглашал, что «вклады,    вверенные Государственному банку, не подлежат ни описи, 
отчуждению по каким бы то ни было взысканиям» и что вклады 
эти, равно как и собственные капиталы банка – основной и резервный, не могут быть обращаемы на государственные расходы. Вклады  делились   на  срочные,   бессрочные  и текущие счета.   Прежние кредитные  установления  оперировали  исключительно  бессрочными вкладами. По вкладам бессрочным Государственный банк выплачивал 3%, для срочных вкладов была установлена повышенная ставка: 4% – для вкладов на срок 5 лет и 4,5% – на срок  10 лет. 

         Дальнейшая реформа Государственного банка проводилась под 
руководством одного из выдающихся министров финансов того времени С. Ю. Витте. Секрет его финансового искусства и финансовой 
политики заключался в умении использовать выгодную для России 
политическую и экономическую обстановку в целях широкого привлечения иностранного капитала для реализации экономических 
программ страны. 

       Недостатки  прежнего устава и практики банка были охарактеризованы в объяснительной записке к проекту нового устава. Приведем  некоторые  выдержки:  «На основании  более  30-летнего  опыта нельзя не признать, что поставленная банку задача «оживить торговые  обороты  страны»  понималась  им в  тесном и  слишком узком смысле. Во все время своего существования банк содействовал преимущественно развитию торгового кредита, но не кредита промышленного в широком смысле слова, включая сюда и кредит сельскохозяйственный.  Такое направление деятельности банка  выражалось в том, что банк по мере возможности облегчал кредит для торговых оборотов с готовыми ценностями, но не ставил себе задачей облегчение кредита для производства новых ценностей. Ссуды промышленным предприятиям для улучшений в производстве и для снабжения сил предприятий оборотными средствами, вовсе недопускаемые   по   уставу   банка,   имели   всегда   исключительный   характер и разрешались с особых высочайших соизволений. Только в 1884 г. разрешена банку операция открытия кредитов землевладельцам под их соло-векселя для снабжения сельскохозяйственных имений необходимыми оборотными средствами, но и эта операция, обставленная значительно большими формальностями,  чем учет торговых векселей,  не получила надлежащего развития.  Что  касается собственно торгового кредита, то он получил также одностороннее направление, выражаясь почти исключительно в форме учета торговых векселей. Другая весьма важная операция – ссуды под товары – не превышает нескольких  миллионов рублей  в год,  из  коих значительная часть приходится на ссуды под металлы».

       B  пользу  идеи  производственных  целей в записке приводятся некоторые соображения: «В промышленных ссудах возмещение ссуды обеспечивается в значительной мере именно производительной затратой денег,  в этом смысле она является самообеспечивающейся». При этом упускалось из виду, что товар надо не только произвести, но еще и сбыть и что такого рода кредит неизбежно принимает затяжной долгосрочный характер, увеличивающий его риск.

         Как бы то ни было, перед  Государственным банком были  поставлены новые задачи, которые нашли отражение в уставе, утвержденном в июле 1894 г. и введенном в действие с 1 января 1895 г. Если уставе   1860  г.  кратко  указывалось,  что банк  «учреждается для оживления торговых оборотов и упрочения денежной кредитной системы», то теперь назначение банка было определено гораздо более обстоятельно. Статья 1 нового устава гласила: «Государственный банк имеет целью облегчение денежных оборотов, содействие, посредством краткосрочного  кредита,   отечественной  торговле,   промышленности и сельскому хозяйству, а также упрочение денежной системы».

       В соответствии с этим были расширены  операции банка. К учету могли впредь приниматься векселя, «как основанные на торговых сделках, так и выданные для торгово-промышленных целей»; учетный срок векселей был установлен в 6 месяцев с разрешения министра финансов, для отдаленных местностей и для определенных видов торговли и промышленности он мог быть увеличен до 12 месяцев. Разрешена была выдача промышленных ссуд под соло-векселя, обеспеченные: залогом недвижимого имущества; закладом сельскохозяйственного или фабрично-заводского инвентаря (машин и орудий производства); поручительством; другими благонадежными обеспечениями по ближайшему указанию министра финансов. Обозначенные ссуды согласно ст.  90 устава могли выдаваться исключительно для снабжения   оборотными   капиталами   и   необходимым   инвентарем сельского   хозяйства,   промышленных   предприятий,   ремесленников и кустарей и мелких торговцев.

       Ссуды под обеспечение недвижимым имуществом выдавались на 12-месячный срок с правом продления на такой же срок. Ссуды  на приобретение инвентаря могли выдаваться на срок до 3 лет с постепенным погашением. Размер ссуд одному промышленному предприятию не мог превышать 500 тыс. руб., мелкому торговцу при наличии обеспечения – 600 руб., без обеспечения – 300 руб. Ссуды на снабжение оборотными средствами не должны были превышать 75% потребляемых средств, 75% оценки сельскохозяйственных имений и 50% оценки фабрик.

       Разрешено было (правда, с  известными ограничениями) открытие кредита земствам и городам для снабжения их оборотными средствами. Была введена операция ссуд через посредников: для выдач мелким землевладельцам и арендаторам сельскохозяйственных имений, крестьянам, кустарям и ремесленникам ссуд на оборотные средства и приобретение инвентаря. Посредниками могли быть земские учреждения, банки, общества взаимного кредита, ссудосберегательные товарищества и т. д., а также известные банку частные лица.

       Таким образом, новый устав вносил в  деятельность Государственного банка значительные изменения. Основной капитал банка был увеличен до 50 млн руб., резервный – до 5 млн руб.

       В таком виде Государственный банк просуществовал до 1917 г., когда он подвергся реорганизации, а вскоре был ликвидирован в связи с Декретом о национализации банков. На протяжении 57 лет существования Государственного банка в народном хозяйстве России произошли, как известно, крупные перемены. За это время была построена  большая   сеть  железных  дорог,   выросла  промышленность, произошли изменения в сельском хозяйстве.

       Октябрьский переворот 1917 г., мероприятия, последовавшие за ним, завершили целый этап истории кредитной системы. На протяжении последующего 70-летнего периода для кредитной политики России были характерны многочисленные зигзаги, крутые повороты. К концу периода «военного коммунизма», когда товарно-денежные отношения в стране были принудительно ликвидированы, кредитная система за ненадобностью была практически уничтожена.

       

       В 20-е годы в связи с возрождением разных форм собственности, рыночной ориентации экономики Советское правительство восстанавливает кредитную систему в виде Государственного банка, отраслевых и территориальных коммерческих банков, обществ взаимного кредита, кредитной кооперации. Однако эпоха рыночного ренессанса закончилась, едва начавшись. В конце 20-х годов Советское правительство встало на путь отказа от многоукладной экономики, свертывания негосударственных форм собственности.

       Вторичная после 1917 г. ликвидация рыночной модели кредитной системы сопровождалась созданием гигантских государственных банковских монополий. Характерной чертой нового Государственного банка стала работа по единому плану, утвержденному «сверху», жесткая зависимость от административно-командной системы. Эта система лишала банк права на самостоятельность. Его главной задачей становились поддержка малоэффективного механизма хозяйствования,  льготное  кредитование  и  финансирование  государственных предприятий [15,с.547 – 551].

       Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации деятельности Банка России определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законам «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России» (в редакции от 26.04.1995 г.) и нормами международного права, а также действующими международными стандартами. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской федерации.

       Подотчетность Банка России проявляется в:

         – процедуре назначения (выбора) руководства Банка – Председателя и членов Совета директоров;

       – процедуре отчетности и проведении парламентских слушаний о деятельности Банка с участием его представителей;

       – правилах, оговаривающих степень невмешательства Думы в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий.

       Независимость Банка России проявляется прежде всего в том, что он не входит в  структуру федеральных органов государственной власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

       Центральный банк России, являясь государственным  с точки зрения собственности  на капитал, обладает юридической самостоятельностью в вопросах тактики и стратегии проведения кредитно-денежной политики, направленной на поддержание стабильности обращения денег и сбалансированности платежного баланса.

         Вопросы независимости Центрального банка имеют принципиальное значение в связи с необходимостью разграничения государственных финансов и банковских ресурсов. Правительству, как правило, не хватает государственных финансов, что подтверждается наличием дефицита Федерального бюджета.

       В результате образуется внутренний и  внешний государственный долг. Как  Центральный банк должен участвовать в его покрытии, в каких размерах должна проводиться эмиссия под прямое кредитование Правительства, какой тип денежной реформы – девальвация или же деноминация – может помочь Правительству в решении его задач, определяется Центральным банком. В этом и проявляется принцип независимости Центрального банка.

         Если Центральный банк отдает предпочтение в решении этих проблем кредитно-денежной политике, то Правительство решает данные задачи бюджетными методами – налогами, амортизационной политикой и государственными инвестициями.

Информация о работе Роль центрального банка как главного звена банковской системы