Роль коммерческих банков в организации денежного оборота предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 11:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в том, чтобы на основе теоретических положений, анализа нормативно-правовых актов, регулирующих полномочия коммерческих банков в сфере осуществления денежного оборота и практики их применения определить место и роль коммерческих банков в системе денежного оборота организации.

Эта цель достигается решением следующих задач:
рассмотреть понятие, структуру и принципы организации денежного оборота;
дать характеристику наличного и безналичного денежного оборота;
выявить роль коммерческих банков в контроле наличного оборота организации;
охарактеризовать формы безналичного оборота РФ;
проанализировать основные элементы и механизм функционирования платежной системы Банка России;
изучить банковский контроль за денежным оборотом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА 7
1.1. Понятие, структура и принципы организации
денежного оборота. 7
1.2. Наличный и безналичный денежный оборот: понятие,
сущность, общая характеристика 12
2. ОСОБЕННОСТИ НАЛИЧНОГО И БЕЗНАЛИЧНОГО
ДЕНЕЖНОГО ОБОРОТА ПРЕДПРИЯТИЙ 19
2.1. Роль коммерческих банков в контроле наличного денежного
оборота организации 19
2.2. Безналичный денежный оборот в Российской Федерации 26
3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ
БАНКА РОССИИ 39
3.1. Основные элементы и механизм функционирования платёжной системы Банка России 39
3.2. Банковский контроль за денежным оборотом 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56

Работа содержит 1 файл

ДКБ.doc

— 363.00 Кб (Скачать)

     

  • 3.2. Банковский контроль  за денежным оборотом
  •  
     

         Согласно  Указа Президента РФ «Об осуществлении  комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов  и иных обязательных платежей» от 23.05.2010 г. в целях обеспечения полноты внесения налоговых и иных обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, усиления ответственности налогоплательщиков за соблюдение норм налогового законодательства установлено, что при несоблюдении условий работы с денежной наличностью, а также несоблюдении порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, применяются следующие меры финансовой ответственности:

    • за осуществление расчетов наличными денежными средствами с другими предприятиями, учреждениями и организациями сверх установленных предельных сумм - штраф в 2-кратном размере суммы произведенного платежа;
    • за неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности - штраф в 3-кратном размере неоприходованной суммы;
    • за несоблюдение действующего порядка хранения свободных денежных средств, а также за накопление в кассах наличных денег сверх установленных лимитов - штраф в 3-кратном размере выявленной сверхлимитной кассовой наличности.

         На  руководителей предприятий, учреждений и организаций, допустивших указанные нарушения, налагаются административные штрафы в 50-кратном установленном законодательством Российской Федерации размере минимальной месячной оплаты труда.

         Рассмотрение  дел об административных правонарушениях  и наложении штрафов, предусмотренных настоящим пунктом, производится органами Государственной налоговой службы Российской Федерации по сведениям, предоставляемым коммерческими банками и другими органами, осуществляющими проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью.

         Осуществление проверок соблюдения предприятиями  порядка работы с денежной наличность и ведения кассовых операций возложено  как на Инспекции ФНС, так и кредитные организации.

         Круг  предприятий, подлежащих проверке, определяется руководителем учреждения банка в зависимости от объема налично - денежного оборота и имеющейся в банке информации о соблюдении предприятиями установленного порядка работы с денежной наличностью. При этом учитывается также информация других контролирующих органов.

         Для осуществления проверки выбираются сведения о произведенных в проверяемом  периоде операциях по поступлениям (зачислению) на счета предприятия  в учреждении банка наличных денег  и их выдачам (списанию) из кассы  учреждения банка. Уточняется сумма  установленного лимита остатка денег в кассе, наличие разрешения на расходование денежной выручки из кассы предприятия и его условия, согласованный порядок и сроки сдачи выручки в учреждение банка.

         В ходе проверки предприятия рассматривается:

    1. Полнота оприходования денежной наличности, полученной в учреждении банка. Проверяется соответствие записей в кассовой книге данным учреждения банка по суммам и срокам. При наличии расхождений между данными учреждения банка и записями в кассовой книге предприятия выясняются причины. Фактическое наличие денег в кассе предприятия, а также условия хранения наличных денег и ценностей представителем учреждения банка не проверяются. Полнота оприходования в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных в результате хозяйственной деятельности, рассматривается налоговыми органами при проведении проверок соблюдения налогового законодательства.
    2. Полнота сдачи денег в кассу учреждения банка. Рассматривается соблюдение согласованного порядка и сроков сдачи денежной выручки в учреждение банка, уточняется сумма наличных денег, поступивших в кассу за проверяемый период и сопоставляется с суммой денег, сданных в банк. Проверяется своевременность возврата в учреждение банка не выплаченных в срок средств на заработную плату, выплаты социального характера, других денежных средств. Сверяются суммы и даты сдачи наличных денег в банк с записями в кассовой книге, при наличии расхождений между данными учреждения банка и записями в кассовой книге выясняются причины такого положения.
    3. Соблюдение согласованных с учреждением банка условий расходования поступающих в кассу предприятия наличных денежных средств. На основании первичных документов по учету кассовых операций и других бухгалтерских данных рассматривается соблюдение согласованных с банком условий расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассу предприятия.
    4. Соблюдение установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. В целях выявления фактов превышения предприятием предельных сумм расчетов наличными деньгами с юридическими лицами за товарно - материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги рассматриваются записи в документах первичной учетной документации по кассовым операциям (записи в кассовом журнале, приходно - расходных документах, кассовой книге), отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных наличных денег (проверяются обороты по счету "Расчеты с подотчетными лицами"), а также товарные чеки, счета, счета - фактуры. При наличии таких фактов в Справке по проверке проставляется сумма произведенного платежа и наименование участников расчетов.
    5. Соблюдение установленного учреждением банка лимита остатка наличных денег в кассе предприятия. Рассматривается соблюдение установленного учреждением банка лимита остатка кассы на каждый день проверяемого периода. В Справке по проверке проставляются данные о лимите остатка кассы, фактических остатках наличных денег в кассе предприятия в дни, когда был превышен лимит. Определяется общая сумма превышения лимита остатка кассы в проверяемом периоде, а также сверхлимитная кассовая наличность (средняя величина), рассчитанная исходя из общей суммы и количества дней превышения лимита остатка кассы.
    6. Ведение кассовой книги и других кассовых документов. Рассматривается соблюдение установленного порядка оформления операций по приему и выдаче наличных денег из кассы предприятия, ведение форм первичной учетной документации по кассовым операциям (приходных и расходных кассовых ордеров, журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовой книги, книги учета принятых и выданных кассиром наличных денег), составление ежедневного отчета кассира по произведенным кассовым операциям в соответствии с приходно-расходными документами, расчетно-платежными ведомостями. Отмечается качество и периодичность составления первичных кассовых документов по приему и выдаче наличных денег, соответствие записей в приходно-расходных документах записям в кассовой книге и другие.
    7. По результатам проверки проверяющим делаются выводы и вносятся необходимые рекомендации руководству предприятия по устранению имеющихся недостатков по оформлению кассовых операций и работе с денежной наличностью.
    8. Справка по результатам проверки составляется в 3 экземплярах и подписывается руководителем, главным (старшим) бухгалтером предприятия и представителем учреждения банка (проверяющим).

         В случаях, когда в ходе проверки не установлены факты нарушений  предприятием порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, проверяющий может ограничиться заполнением 2 экземпляров Справки.

         Результаты проверки в трехдневный срок рассматриваются руководителем учреждения банка или его заместителем. После этого третий экземпляр Справки передается предприятию, второй - остается в документах учреждения банка. При установлении фактов нарушений порядка работы с денежной наличностью первый экземпляр Справки направляется органам Государственной налоговой службы Российской Федерации по месту учета налогоплательщика для определения мер ответственности, предусмотренных законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.

         15 ноября 2010 года в Государственную думу Федерального собрания РФ внесен законопроект «О национальной платежной системе РФ». Целью его принятия является обеспечение правового регулирования деятельности субъектов НПС. Что, по замыслу авторов проекта, будет способствовать усилению стабильности и безопасности российской финансовой системы. Впервые в правовое поле вводится понятие электронных денег и операторов электронных денег. На законодательном уровне принимаются более жесткие требования к управлению рисками платежной системы, определяется порядок осуществления контроля и надзора за деятельностью основных участников. Обобщаются и закрепляются на уровне федерального законодательства требования, основные положения и правила функционирования платежных и расчетных систем29.

         Представленный  проект федерального закона РФ «О национальной платежной системе» является в значительной степени односторонним документом, затрагивающим узкий круг направлений регулирования Национальной платежной системы. Большинство положений проекта носят технический характер и не относятся к идеологическим и концептуальным аспектам регулирования национальной платежной системы.

         Во-первых, в проекте закона обобщаются и  закрепляются на уровне федерального законодательства требования, основные положения и правила функционирования платежных и расчетных систем в Российской Федерации (как «центральной» платежной системы – на платформе Центрального банка РФ, так и «частных» платежных систем – на основе бирж, коммерческих банков и т.д.) В настоящее время эти вопросы регулируются отдельными положениями законов и подзаконных актов Правительства РФ и Банка России. Введение в правовое поле единых унифицированных требований и регламентов к платежным системам является актуальной задачей, в том числе в рамках стратегии создания в Москве международного финансового центра, однако вряд ли относится к числу «прорывных» и ключевых идей разработки нового закона.

         Во-вторых, единственным, новаторским решением данного законопроекта является введение в правовое поле понятия «оборот электронных денег» и связанных с ним институтов. В настоящее время данный сегмент финансового рынка слабо представлен на уровне государственного правового регулирования. Несмотря на то, что эта часть законопроекта глубоко проработана и обладает высокой значимостью, к тексту нормы имеется ряд замечаний, представленных ниже.

         В-третьих, по сравнению с первоначальной идеей  разработки Федерального закона из него были изъяты разделы, устанавливающие стандарты и регулирующие процедуры создания национальной (карточной) платежной системы на базе Внешэкономбанка (Банк развития), либо на базе «Почты России» (по аналогии с подобными системами в ряде стран мира). Однако в ряде статей проекта закона осталось упоминание об особом статусе Внешэкономбанка. Исключительные права Банка развития, закрепленные в законопроекте «О национальной платежной системе», отсутствуют в уставных и нормативно-правовых актах, определяющих деятельность Государственной корпорации «Внешэкономбанк».

         В-четвертых, данный проект закона не создает никаких стимулов для распространения безналичных платежных средств и розничных платежей с использованием электронных носителей в РФ. Отсутствие законодательной инфраструктуры развития рынка безналичных розничных платежей является одним из ключевых препятствий на пути долгосрочного сбалансированного роста.

         В-пятых, в законопроекте отсутствуют  положения, стимулирующие развитие новых форм и инструментов безналичного и электронного денежного оборота. При появлении новых форм и, соответственно, предметов регулирования данного закона, потребуется трудоемкая работа по внесению в ФЗ поправок и дополнений. Подготовка нового закона является альтернативным, но менее последовательным, решением (расширение числа подзаконных актов также не является желательным решением).

         В-шестых, проект закона отводит явно избыточный (с точки зрения требований к устойчивости, надежности и рыночного конкурентного  поведения) набор регулирующих и контролирующих функций со стороны Центрального банка РФ, не следующих из федеральных законов от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ). Таким образом, проект закона создает, фактически, новое «поле деятельности» для Банка России, в отсутствии серьезного обоснования необходимости такого регулирования.

         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

         Таким образом, рассмотрев систему наличного  и безналичного денежного оборота, сделаем следующие выводы.

         Следует различать понятия «денежный оборот», «платежный оборот», «денежное обращение», «денежно-платежный оборот». Денежный оборот – это процесс непрерывного движения денежных знаков в наличной и безналичной формах.

         Налично-денежный оборот – это движение наличных денежных знаков: бумажных денег, разменной монеты, банкнот. Деньги при этом выполняют функции средства обращения и средства платежа.

         Безналичный денежный оборот представляет собой  совокупность платежей, осуществляемых без использования наличных денег.

         Безналичный денежный оборот находит выражение в безналичных расчетах. Безналичные расчеты – это платежи, осуществляемые путем документооборота в виде материального обращения письменных документов и электронных средств.

         Для денежного оборота Российской Федерации характерен большой объем наличного денежного оборота. Сфера использования наличных денег в Российской Федерации в основном связана с доходами и расходами населения. Налично-денежный оборот между предприятиями незначителен, так как основная часть расчетов совершается безналичным путем. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками по согласованию с руководителями предприятий.

         Безналичный денежный оборот в Российской Федерации  организуется на основе определенных принципов. В соответствии с Гражданским кодексом РФ при безналичных расчетах допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, по инкассо, а также расчеты в других формах, предусмотренных законом. Правила, формы, сроки и стандарты безналичных расчетов устанавливает Центральный банк РФ.

         В заключение отметим, что безналичный  и наличный денежный обороты как две составные части единого денежного оборота взаимосвязаны и взаимообусловлены, поэтому всегда необходимо учитывать эту связь и возможное влияние составных частей денежного оборота друг на друга.

         Рациональная  организация денежного оборота  с точки зрения укрепления обращения денег требует дальнейшего расширения сферы безналичных расчетов и их совершенствования, улучшения денежно-кредитного регулирования, строгого соблюдения принципов кредитования, усиления связи между кредитными и кассово-эмиссионными операциями центрального банка, так как именно в процессе кредитования экономика получает необходимые платежные средства и наличные деньги.

    Информация о работе Роль коммерческих банков в организации денежного оборота предприятий