Роль коммерческого кредита в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

В странах с развитой рыночной экономикой коммерческий кредит получил широкое развитие, хотя ведущие позиции сохраняются за банковским кредитованием. На сегодняшний день экономика многих стран переживает очень сложный этап. Потери горизонтальных связей между предприятиями, отсутствие государственного финансирования, износ основных фондов и утрата значительной части оборотных средств зачастую ставит хозяйствующие субъекты в крайне тяжелые условия зависимости от ограниченного объема кредитных ресурсов, предлагаемых кредитными организациями. До сих пор эта проблема до конца не решена, ведь банковский сектор в современных условиях не способен в полном объеме обеспечить хозяйства кредитными ресурсами.
Актуальность темы обусловлена необходимостью развития коммерческого кредита в экономике на столь же высоком уровне, какой имеет банковский кредит. Это приведет к развитию здоровой конкуренции на кредитном рынке, более эффективному распределению ресурсов и будет способствовать рациональному функционированию денежно-кредитной системы, а также послужит укреплению влияния промышленного и торгового капитала и созданию эффективного хозяйственного механизма.

Содержание

Глава I.
Понятие коммерческого кредита.
Основные способы предоставления коммерческого кредита.
Форфетирование как метод рефинансирования коммерческого кредита.
Векселя как форма платежа и средство кредитования. Виды векселей.
Практика и сфера применения коммерческого кредита.
Достоинства и недостатки коммерческого кредита.


Глава II. Примеры коммерческого кредита

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая кредит.doc

— 397.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение: Роль коммерческого кредита в современной экономике.

Актуальность темы.

 

Глава I.

  1. Понятие коммерческого кредита.
  2. Основные способы предоставления коммерческого кредита.
  3. Форфетирование как метод рефинансирования коммерческого кредита.
  4. Векселя как форма платежа и средство кредитования. Виды векселей.
  5. Практика и сфера применения коммерческого кредита.
  6. Достоинства и недостатки коммерческого кредита.

 

 

Глава II. Примеры коммерческого кредита

 

Заключение

 

Список использованной литературы

   

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В странах с развитой рыночной экономикой коммерческий кредит получил широкое развитие, хотя ведущие  позиции сохраняются за банковским кредитованием. На сегодняшний день экономика многих стран переживает очень сложный этап. Потери горизонтальных связей между предприятиями, отсутствие государственного финансирования, износ основных фондов и утрата значительной части оборотных средств зачастую ставит хозяйствующие субъекты в крайне тяжелые условия зависимости от ограниченного объема кредитных ресурсов, предлагаемых кредитными организациями. До сих пор эта проблема до конца не решена, ведь банковский сектор в современных условиях не способен в полном объеме обеспечить хозяйства кредитными ресурсами.

 

Лишенные возможности  широкого использования кредитных ресурсов хозяйства могут развиваться, но это развитие носит нединамичный, замедленный характер, что нередко приводит к возникновению диспропорций в развитии отраслей народного хозяйства. В таких условиях предприятиям необходимо изыскивать дополнительные источники кредитных ресурсов. Одним из таких источников является коммерческий кредит.

 

Актуальность темы обусловлена  необходимостью развития коммерческого  кредита в экономике на столь  же высоком уровне, какой имеет  банковский кредит. Это приведет к развитию здоровой конкуренции на кредитном рынке, более эффективному распределению ресурсов и будет способствовать рациональному функционированию денежно-кредитной системы, а также послужит укреплению влияния промышленного и торгового капитала и созданию эффективного хозяйственного механизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

1. Понятие коммерческого  кредита

 

В процессе предпринимательской  деятельности хозяйствующие субъекты придают большое значение возможности  максимально увеличить свой оборотный  капитал. Одним из таких способов является коммерческий кредит, определяемый экономистами как форма краткосрочного кредитования. С другой стороны, то есть со стороны продавца, такое кредитование служит одним из важнейших инструментов конкурентной борьбы, позволяющих привлечь значительное число клиентов.

 

 Таким образом,  коммерческий кредит можно охарактеризовать  как особую форму взаимоотношений  поставщика и потребителя. Особенность  ее заключается в том, что  сам продавец предоставляет покупателю  кредит. Точнее он предоставляет отсрочку платежа по отпущенным товарам или оказанным услугам. Но это и есть кредит, а, поскольку переданная заемщику стоимость выражена в товарной форме, то и сам кредит является товарным. Происходящая при этом и упомянутая выше передача стоимости представляет не что иное, как куплю и продажу товара, т.е. коммерческую сделку, а потому и сам кредит получил название коммерческого кредита. Он предоставляется под обязательства должника (покупателя) погасить в определенный срок как сумму основного долга, так и начисляемые проценты.

 

 Основное условие  коммерческого кредитования –  это то, что в качестве коммерческого  кредита рассматривается только  кредит, предоставляемый не по  самостоятельному заемному обязательству  (договору займа, кредитному договору, договору о товарном кредите), а во исполнение договоров на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг).

 

 

  1. Основные способы предоставления коммерческого кредита

 

Выделяют несколько  основных способов предоставления коммерческого  кредита. Ими являются:

 

1. Вексельный способ. При вексельном способе покупателю  передают коммерческие товаро-распорядительные  документы после акцепта. Такой  способ коммерческого кредитования  является наиболее распространенным.

 

2. Открытый счет. Согласно  договору об открытом счете, однажды принятому обеими сторонами, покупатель может делать периодические закупки без обращения за кредитом в каждом отдельном случае. Обычный порядок осуществления сделки таков: когда покупатель заказывает товар, он немедленно отгружается, а платеж за него производится в установленные сроки после получения счета. В обусловленные контрактом сроки (раз в полугодие, квартал, месяц) покупатель погашает свою задолженность по открытому счету. Проценты за пользование кредитом по открытому счету, как правило, не взимаются, а если и взимаются, то невысокие. Открытый счет существует обычно во взаимоотношениях постоянных контрагентов. При этом фирмы выступают попеременно в качестве продавцов и покупателей, что является одним из способов обеспечения сторонами платежных обязательств. Открытый счет широко используется между фирмами и филиалами, с брокерами, при многократных поставках однородного товара, особенно мелкими партиями.

 

3. Скидка при условии  оплаты в определенный срок (сконто). Скидка при условии оплаты в определенный срок (сконто) предусматривает условие, что если платеж будет произведен покупателем в течение оговоренного в контракте периода после выписки счета, то из цены будет вычтена скидка. В противном случае, вся сумма должна быть выплачена в установленный срок. Величина сконто, исчисляемая в процентах, дифференцируется в зависимости от указанного срока и ориентируется на существующий уровень процентных ставок.

 

 

4. Сезонный кредит («фрэнчайз»). Обычно применяется в производстве  игрушек, сувениров и других изделий массового потребления. Этот способ разрешает розничным торговцам покупать товары в течение всего года с целью организации необходимых запасов перед пиком сезонных продаж и позволяет отсрочить платеж производителю до конца распродажи. Например, производители игрушек раз­решают торговцам закупать игрушки за несколько месяцев до Рождества, а платить за товар - в январе-феврале. Существенное преимущество при этом способе - возможность выпуска продукции без дополнительных расходов на складирование, хранение и т.д.

 

5. Консигнация. Способ, при котором розничный торговец  может просто получить товарно-материальные  ценности без обязательства. Если  товары будут проданы, то будет  осуществлен и платеж производителю,  а если нет, то розничный  торговец может вернуть товар производителю без выплаты неустойки. Консигнация обычно применяется при реализации новых, нетипичных товаров, спрос на которые трудно предположить. Примером может служить практика производства и продажи новых учебников для институтов. Книгоиздатели посылают свои книги в институтские магазины с условием их возврата, если они не будут куплены.

 

 Естественно, что  любой из этих способов может  быть наиболее эффективным в  конкретных рыночных условиях. Выбор  наиболее адекватного сложившимся  условиям способа - главная задача кредитной политики каждой корпорации.

 

 

3. Форфетирование  как метод рефинансирования коммерческого  кредита

 

 

 В современной практике  коммерческий кредит в чистом  виде практически не встречается,  он входит в категорию косвенного банковского кредитования в качестве его начальной составной части. Одним из самых распространенных методов рефинансирования коммерческого кредита является форфетирование.

 

 Форфетирование - термин, обычно употребляемый для обозначения  покупки обязательств, погашение которых приходится на какое-либо время в будущем и которые возникают в процессе поставки товаров и услуг (большей частью экспортных операций) без оборота на любого предыдущего должника. Слово «a forfait» французского происхождения и выражает отказ от прав, что составляет самую суть операций по форфетированию.

 

 При форфетировании  продавец требования, могущего принять,  например, форму переводного векселя,  защищает себя от любого регресса  включением слов «без оборота  на меня» в индоссамент. Продавцом форфетируемого векселя обычно является экспортер; он акцептует его в качестве платежа за товары и услуги и стремится передать все риски и ответственность за инкассирование форфетеру (т.е. банку, учитывающему векселя) в обмен на немедленную оплату наличными деньгами.

 

 Обычно форфетированию  подлежат торговые тратты или  простые векселя, хотя теоретически  задолженность в любой форме  могла бы быть форфетирована.  Менее употребительные формы  включают аккредитив и вытекающие  из него отсроченные платежи.  Преобладание простых и переводных векселей объясняется их употреблением в качестве инструментов торгового кредитования в течение длительного времени и свойственной им операционной простоте.

 

 Окончательный выбор  того или иного платежного  средства в международных торговых и кредитных сделках зависит от многочисленных юридических, экономических и политических соображений, что не позволяет выработать какое-либо общее, универсальное правило.

 

 Если импортер не  является первоклассным заемщиком,  пользующимся несомненной репутацией, любая форфетируемая задолженность обязательно должна быть гарантирована в форме аваля или безусловной и безотзывной банковской гарантии, приемлемой для форфетера.

 

 Выполнение этого  условия особенно важно, если  рассматривать сделку под углом зрения ее необратимости, т.к. в случае неплатежа со стороны должника, форфетер как на свою единственную гарантию может положиться только на эту форму банковской гарантии.

 

 Форфетирование - наиболее  часто применяющаяся и важная  из среднесрочных сделок, поскольку охватывает срок от 6 месяцев до 5-6 лет. Однако каждый форфетер устанавливает свои временные рамки, исходя, главным образом, из рыночных условий для определенной сделки.

 

 При форфетировании  покупка векселей осуществляется  за вычетом (дисконтом) процентов авансом за весь срок кредита. Экспортер, таким образом, фактически превращает свою кредитную операцию по торговой сделке в операцию с наличностью. В этом случае он отвечает единственно лишь за удовлетворительное изготовление и поставку товаров и правильное оформление документов по обязательствам. Это последнее обстоятельство вместе с наличием фиксированной процентной ставки, взимаемой за всю операцию в самом ее начале, делает форфетирование вполне приемлемой услугой для экспортера и относительно недорогой альтернативой другим современным формам коммерческого рефинансирования.

 

 Форфетирование как  метод рефинансирования коммерческого  кредита представляет для экспортера  и преимущества, и недостатки. К  преимуществам можно отнести: 

 

- упрощение балансового соотношения возможных обязательств;

- улучшение состояния  ликвидности (эти два преимущества  важны в случае растущей задолженности  экспортера);

- уменьшение возможности  потерь, связанных лишь с частичным  государственным или частным  страхованием и возможных затруднений с ликвидностью, неизбежных в период предъявления застрахованных ранее требований;

- отсутствие рисков, связанных  в колебанием процентных ставок;

- отсутствие рисков, связанных  с курсовыми колебаниями валют  и с изменением финансового положения должника;

- отсутствие рисков  и затрат, связанных с деятельностью  кредитных органов и взысканием  денег по векселям и другим  платежным документам.

 

 Недостатки для  экспортера сводятся к возможным  относительно более высоким расходам  по передаче рисков форфетеру. Разумеется, прибегая к форфетированию, фирма-экспортер исходит из стратегических соображений, а с этой точки зрения форфетирование может оказаться ей очень выгодным.

 

 Форфетирование является  наиболее юридически разработанным  способом рефинансирования внешнеторгового коммерческого кредита. Преимущества форфетирования для экспортера, связаны в первую очередь с полным перенесением валютных, коммерческих, политических, переводных и других видов рисков на форфетера (банк), делают форфетирование наиболее предпочтительным для продавца.

 

Продажа товаров в  кредит стала обычным способом ведения  дел для промышленных компаний, ведь, как уже отмечалось выше, предложение  кредитных услуг является одним  из эффективнейших орудий кон­куренции при привлечении клиентов. Из-за этой тенденции к увеличению покупки в кредит все более острой становится дилемма твердой или свободной кредитной политики. Излишне твердые условия могут отпугнуть покупателей, а очень свободные - способствовать не только большому объему продажи товара, но и минимальному обратному притоку капитала из-за неоплаты долгов в срок и больших расходов, связанных с «вышибанием» долга. Главная задача корпорации в этой области - правильное управление своим остатком дебиторской задолженности в соответствии с размером ожидаемой реализации товарной продукции. Чем быстрее оборачивается остаток дебиторской задолженности по данному объему продажи товаров, тем короче цикл кругооборота наличных средств корпорации и, следовательно, выше ликвидность фирмы (т.е. ее способность своевременно погашать свои долговые обязательства).

Информация о работе Роль коммерческого кредита в современной экономике