Рыночная характеристика финансового продукта «Кредит на покупку нового автомобиля»,предоставляемого коммерческим банком

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:08, творческая работа

Описание работы

В силу специфики финансовой деятельности, достаточно тяжело разграничить понятие банковской услуги и продукта. Банковская услуга - это предоставляемые клиентам технические, технологические, финансовые, интеллектуальные и профессиональные виды деятельности банка, сопровождающие и оптимизирующие банковские операции. А продукт – это комплекс банковских услуг и операций, направленный на удовлетворение потребностей клиентов в видах банковской деятельности. Иначе говоря, банковская услуга - часть банковского продукта.

Работа содержит 1 файл

Экономические параметры кредитного продукта.doc

— 95.50 Кб (Скачать)
 

      Рыночная  характеристика финансового  продукта

      «Кредит на покупку нового автомобиля»,

      предоставляемого  коммерческим банком 
 
 
 

                Банковский  процент не знает  ни отдыха,

                ни  богослужений, он работает и по ночам,

                и в воскресенье, и  даже в дождливые  дни. 

                                      Джордж Бернард Шоу 
                 

       1. Описание продукта

      

         В силу специфики финансовой деятельности, достаточно тяжело разграничить понятие банковской услуги и продукта.  Банковская услуга - это предоставляемые клиентам технические, технологические, финансовые, интеллектуальные и профессиональные виды деятельности банка, сопровождающие и оптимизирующие банковские операции. А продукт – это комплекс банковских услуг и операций, направленный на удовлетворение потребностей клиентов в видах банковской деятельности. Иначе говоря, банковская услуга - часть банковского продукта.

    Таким образом, кредит (предоставление кредита) - это банковский продукт. Продукт,  который неосязаем физически, его  невозможно увидеть или услышать, он неотделим от своего источника - банка и в отличие от готовой продукции на складе, он не может накапливаться и сохраняться, потому как потребитель может воспользоваться данным продуктом только в момент, когда он ему предоставляется.

    Ценой продукта в данном случае является эффективная процентная ставка (с учетом всех дополнительных платежей), а единицей его измерения - денежная единица.

    Специфика рассматриваемого в данной работе продукта отражается и на результатах его  классификации.

    Рассмотрим, как меняются с увеличением дохода основные составляющие спроса на продукт: желание и возможность потребителя приобретать определенный товар по любой цене из возможных в течение определенного периода времени.  

      

    Как видно из рис.1., спрос на финансовый продукт «Кредит на покупку нового автомобиля» (далее-Продукт) вначале изменяется в прямой зависимости от изменения дохода потребителя, а после определенного уровня - в обратной зависимости. Таким образом, в соответствии с классической классификацией Продукт до определенного уровня дохода потребителя относится к категории «нормальных» продуктов, а после - к категории «худших» продуктов. Уровень дохода, после которого начинается изменение спроса в обратной зависимости, очень высок и, соответственно, доступен очень узкой прослойке потребителей. В связи с этим, в дальнейшем в данной работе примем допущение, что Продукт относится к категории «нормальных» продуктов.

    Учитывая, что продукт используется для приобретения автомобиля, то в случае, если автомобиль в дальнейшем используется для текущего потребления - Продукт относится к потребительским продуктам. В случае если приобретенный за счет кредита автомобиль будет в дальнейшем использоваться для извлечения постоянного дохода - Продукт станет относиться к категории инвестиционных. Вместе с тем, согласно стандартной классификации НБ РБ, Продукт относится к «Кредитам на потребительские нужды». В любом случае, учитывая, что срок погашения кредита составляет от 5 до 7 лет, Продукт относится к категории товаров длительного пользования.

    Кредиты банка, входящие вместе с Продуктом  в группу «Кредиты на приобретение автомобилей» достаточно неоднородны  и рассчитаны на различные сегменты как потребителей, так и приобретаемых  за счет кредита автомобилей. Однако в некоторых случаях из-за наслоения сегментов кредиты одной группы могут стать взаимозаменяемыми.

    В соответствии с существующими подходами  банка при оценке кредитоспособности клиентов, в большинстве случаев  кредиты «Автостатус» предоставляются  в таких размерах, что ежемесячные  платежи по ним составляют около 30% ежемесячного дохода кредитополучателей.

    Согласно  большинству подходов к оценке кредитоспособности заемщиков, кредит, платежи по которому превышают 50% ежемесячного дохода кредитополучателя - потенциально не возвращаемый кредит. Таким образом, можно считать, что именно в таком случае происходит переход Продукта из категории блага в антиблаго для потребителя. 
 

       2. Характеристика эластичности  спроса 

    2.1.Рассмотрим основные факторы, определяющие ценовую эластичность спроса:

  • В настоящий момент в Республике Беларусь кредиты на приобретение новых автомобилей предоставляют 15 банков. Условия предоставления кредитов незначительно дифференцированы. В принципе, при абсолютно одинаковой цене кредитов, не учитывая редко существующую приверженность клиентов определенному банку, потребителям было бы абсолютно безразлично, в каком банке получать кредит. Кроме того, банки ведут активную политику в розничном кредитовании, что выражается в постоянном стремлении увеличить доступность кредитов для населения. Таким образом, у Продукта существует достаточно много доступных продуктов-субститутов.
  • В большинстве случаев, покупка автомобиля - это не спонтанное приобретение, тем более в случаях, когда для этого используется кредит. При изменении цены кредита, большинство кредитополучателей не будут торопиться с покупкой, а возьмут дополнительное время на обдумывание, либо поиски другой машины, либо отложат покупку на некоторое время. Таким образом, у потребителя существует около 2-3 месяцев для того, чтобы отреагировать на изменение рыночной конъюнктуры.
  • Как указывалось выше, доля затрат на Продукт в суммарном доходе потребителя обычно достаточно высока - до 30 %.
 
 
   
  • Продукт можно  отнести к следующей категории:
 

     

    Таким образом, проанализировав все факторы, можно сделать вывод, что спрос на Продут по цене эластичен.

    2.2. Рассмотрим основные факторы,  определяющие эластичность спроса по доходу:

  • Как указывалось выше, Продукт наиболее близок к предметам роскоши.
  • Степень консерватизма спроса на Продукт достаточно низкая. Это обусловлено несколькими причинами:

              -сравнительно небольшой временной период предоставления кредитов на автомобили у нас в стране. В связи с этим, психологически население еще сложно относится к понятию «кредит» и к «жизни в кредит»;

       -ментальность нашего населения, которое в большинстве своем законопослушное и осторожное. В связи с этим, при уменьшении дохода риски не погашения кредита будут просчитываться вдвойне, а процентное понижение спроса на Продукт будет больше чем  процентное уменьшение дохода;

       -сравнительно  стабильная политическая ситуация  в стране. В связи с этим, при  тенденции к увеличению дохода, уверенность людей в завтрашнем дне многократно усиливается. В результате,  процентное повышение спроса на Продукт будет больше чем процентное увеличение дохода.

  • Продукт относится к категории продуктов длительного пользования. В связи с этим, у потребителя имеется значительный интервал времени для принятия решения.

    Таким образом, спрос на Продукт по доходу тоже эластичен. 
 

       3. Характеристика эластичности  предложения 

    Рассмотрим  основные факторы, определяющие ценовую  эластичность предложения Продукта:

а) Для  предоставления кредитов используется: универсальное программное обеспечение, универсальные кредитные менеджеры и денежные ресурсы, которые практически мгновенно можно перенаправить на предоставление других видов кредитов.

б) Временной  фактор оказывает наибольшее влияние  на эластичность предложения. Рассмотрим следующие временные периоды:

   Кратчайший  период. Если допустить, что сразу же после повышения цены Продукта на рынке Банк сочтет необходимым повысить цену на Продукт и увеличить его продажи (что на практике случается не всегда), либо, наоборот, при понижении цены перенаправить ресурсы на производство и продажи другого вида кредита, это возможно будет реализовать через определенное время. Этот период определяется двумя составляющими:

   -регламентированный  процесс принятия и утверждения  уполномоченными органами Банка решения об изменении цены и объемов продажи Продукта занимает в среднем 3 рабочих дня;

   -технологический  процесс выдачи кредита каждому клиенту, состоящий из стадий подачи заявки на кредит, рассмотрения и принятия решения, оформления и предоставления кредита занимает в среднем 5 рабочих дней.

   Таким образом, кратчайший период изменения предложения Продукта составляет в среднем 8 рабочих дней. При этом, в течение этого периода график предложения Продукта, в отличие от предложения обычных производственных товаров будет иметь следующий вид: 

     

где Р*- это цена Продукта, существующая до момента изменения цены на рынке.

   Таким образом, в кратчайшем периоде предложение  Продукта абсолютно эластично. 

   Краткосрочный период. В данном периоде Банк может более интенсивно использовать имеющиеся ресурсы для увеличения объема продаж Продукта до момента максимальной загрузки розничной сети, т.е. имеющихся трудовых ресурсов и площадей отделений (филиалов). В данном периоде предложение Продукта эластично.

   Долгосрочный  период. Долгосрочный период - это время, необходимое Банку для увеличения трудовых ресурсов (поиск, найм и обучение кредитных менеджеров), расширение розничной сети (поиск и открытие точек продаж). В среднем, данный период длится около 4 месяцев. В данном периоде предложение еще более эластично, чем в краткосрочном. 

       4. Примеры товаров-субститутов 

       Одними  из товаров-субститутов Продукта являются:

       -безцелевой потребительский кредит, предоставляемый Банком в том числе под залог автомобиля (средняя степень сопряженности);

       -кредит  «Новый автомобиль» банка-конкурента (высокая степень сопряженности);

       -кредит  на покупку авто второго банка-конкурента (высокая степень сопряженности). 
 

       5. Примеры комплементарных  товаров 

       Одними  из комплементарных товаров (услуг) Продукта являются:

       -автомобили Тойота (средняя степень сопряженности);

       -автомобили  Фольксваген (средняя степень сопряженности);

       -страхование  автомобилей «Каско» (средняя степень сопряженности). 
 

       6-7. Примеры неценовых факторов,

       изменяющих спрос на Продукт 

Влияние на спрос Описание неценового фактора
Увеличение  спроса Ожидание потребителями увеличения ввозных таможенных пошлин на автомобили
Сезонность  автомобильного рынка, который наиболее активен в периоды поздняя весна и осень
Реклама, направленная на закрепление в сознании потребителей позиции «лучше иметь  здесь и сейчас»
Уменьшение  спроса Информация  в средствах массовой информации, указывающая на наступление финансового  кризиса в стране
Понижение цен на рынке жилья, что отражается на желании людей использовать любую возможность и имеющиеся средства для покупки жилья в подходящий момент
Уменьшение  престижности новых автомобилей, покупаемых в декабре каждого года, в связи  с тем, что уже через месяц  эта машина будет считаться выпуском прошлого года
 
 

       8-9. Примеры неценовых  факторов, изменяющих  предложение Продукта 

Влияние на предложение Описание неценового фактора
Увеличение  предложения Внедрение программного обеспечения, позволяющего перевести  в электронный формат весь документооборот на всех стадиях рассмотрения заявки и обеспечить процесс принятия решений по кредиту в системе on-line, что значительно ускоряет технологический цикл предоставления кредита
Повышение цен на рынке жилья, что сказывается на снижении спроса на ипотечные кредиты и высвобождает значительные финансовые ресурсы, которые необходимо перераспределить
Снижение  ставки рефинансирования
Уменьшение  предложения Увеличение  доли просрочки в кредитах, предоставленных  по Продукту, что вызывает ожидание Банка каких-то неучтенных рисков в данном Продукте
Отток вкладов физических лиц из Банка
Требования  и/или рекомендации НБ РБ об исключении определенных комиссий или плат, взимаемых  Банком при предоставлении кредита.

Информация о работе Рыночная характеристика финансового продукта «Кредит на покупку нового автомобиля»,предоставляемого коммерческим банком