Санкции, которые применяет Центральный Банк Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:22, реферат

Описание работы

Что касается санкций банковского права, то они предусмотрены в банковских законах. В Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" (статья 11, 16, 20) и в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (статья 74) предусмотрены санкции банковского права.
Специфика санкций банковского права состоит в том, что они применяются к юридическому лицу, нарушившему правовую норму, но при этом виновность не учитывается:
- во-первых, для целей надзора (предотвращение угроз неликвидности, неплатежеспособности, предотвращение системных рисков и т.п.) вопрос о виновности не имеет никакого значения;
- во-вторых, нарушение банковского права не является правонарушением, посягающим на правопорядок, установленный государственной властью. Это нарушение является нарушением тех норм, которые действуют в самой банковской системе, то есть нарушением корпоративных норм, установленных денежной властью.

Содержание

1. Понятие санкции в банковском праве…………………………….………3
2. Права Банка России по применению санкций……………………………5
3. Процедурные нормы применения санкций Банком России…………..…8

Работа содержит 1 файл

Санкции, которые применяет Центральный Банк Российской Федерации.doc

— 67.00 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Саратовская государственная академия права

Институт Прокуратуры

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

НА ТЕМУ: «Санкции, которые применяет Центральный Банк Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент

 

 

 

 

 

 

 

Саратов

2010

Содержание

1.      Понятие санкции в банковском праве…………………………….………3

2.      Права Банка России по применению санкций……………………………5

3.      Процедурные нормы применения санкций Банком России…………..…8


1. Понятие санкции в банковском праве

В банковском законодательстве используются термины "нарушения" и "санкции" и не используется термин "ответственность".

Термины "санкция" и "ответственность" имеют много общего, но есть и различия.

В теории права санкцией считается часть юридической нормы, в которой предусматриваются неблагоприятные последствия для лица на тот случай, если оно нарушит норму права.

Есть два вида таких неблагоприятных последствия для тех, кто нарушает нормы права. Это могут быть либо меры ответственности, либо меры защиты. Санкция предусматривает юридические средства, которые используются субъектами правоотношений для защиты нарушаемого или уже нарушенного права.

Это понятие санкции вполне применимо и в банковском праве, с той лишь разницей, что санкции банковского права в отличие от административного или уголовного права принцип вины здесь, по общему правилу, не учитывают. Для вкладчиков банка и других банковских клиентов совершенно безразлично по чьей вине кредитная организация перестала осуществлять банковские операции. Точно также и Банк России, должен не мешкая отозвать банковскую лицензию, в случае, когда, скажем, обнаружилась реальная угроза для кредиторов кредитной организации. И делает это он, для того чтобы предотвратить более существенный вред для интересов кредиторов. Поэтому в банковском праве применяются санкции, которые предусматривают меры защиты. В отличие от ответственности, основанием которой является состав правонарушения и в частности, - вина, меры защиты применяются при отсутствии вины, То есть не за правонарушение, а за нарушение.

Рассмотрим по отдельности понятие "ответственность" и понятие "меры защиты". Ответственность - это применение определенных санкций к конкретному лицу, которое уже нарушило норму права. Основанием ответственности всегда является состав правонарушения, то есть совокупность признаков конкретного правонарушения, предусмотренного правовой нормой. Один из этих признаков - виновность конкретного лица, то есть совершение правонарушения умышленно либо по неосторожности. Одним из атрибутов ответственности - осуждение действия лица от имени государства. А для того чтобы этот атрибут реализовался, необходим элемент вины в действиях лица.

Но ответственность - это только одна разновидность санкций. В банковском праве применяются главным образом меры защиты. Это санкции, которые предусматривают не ответственность, а меры защиты.

Санкции могут предусматривать меры защиты права от нарушений, которые не относятся к разряду ответственности. Как раз именно такие санкции характерны для банковского права. Они применяются независимо от вины и носят предупредительный характер. Например, отзыв банковской лицензии не может рассматриваться как ответственность кредитной организации. Кредитная организация привлекает и размещает чужые денежные средства. Поэтому если бы отзыв банковской лицензии рассматривался как ответственность, то тогда получалось бы, что эту ответственность, как неблагоприятные последствия вместе с кредитными организациями разделяли бы и ее клиенты, что противоречило бы здравому смыслу.

Отзыв банковской лицензии - это всегда удар по правам и интересам клиентов. После отзыва банковской лицензии прекращаются банковские операции, и клиенты не могут по первому своему требованию забрать деньги из кредитной организации. Им приходится ждать пока кредитная организация не пройдет через предусмотренные в этом случае процедуры банкротства.

Согласно ст. 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банком России могут быть применены различные меры воздействия к кредитной организации. В частности это может быть штраф. Но даже штраф - это мера защиты, а не ответственность. Ведь кредитная организация работает главным образом не со своими, а с чужими денежными средствами. И когда она платит штраф, то она платит его за счет той денежной массы, которой на данный момент располагает. И нет никакой возможности определить, что это ее собственные деньги, а не деньги вкладчиков.

Специфика санкций банковского права состоит в том, что они применяются к юридическому лицу, нарушившему правовую норму, но при этом виновность не учитывается:

- во-первых, для целей надзора (предотвращение угроз неликвидности, неплатежеспособности, предотвращение системных рисков и т.п.) вопрос о виновности не имеет никакого значения;

- во-вторых, нарушение банковского права не является правонарушением, посягающим на правопорядок, установленный государственной властью. Это нарушение является нарушением тех норм, которые действуют в самой банковской системе, то есть нарушением корпоративных норм, установленных денежной властью.

Эти корпоративные нормы, а значит, и их санкции распространяются только на тех, кто включается в систему денежной власти. Они имеют юридическую форму, но закрепляют правила, по которым функционирует банковская система как таковая.

Санкции применяются к кредитным организациям Банком России в результате банковского надзора. А банковский надзор подчинен целям банковского регулирования. Поэтому цель банковского регулирования и банковского надзора состоит в том, чтобы привести банковскую деятельность конкретной кредитной организации в такое состояние, которое соответствует общим условиям нормального функционирования всей банковской системы в целом.

 

2. Права Банка России по применению санкций

Что касается санкций банковского права, то они предусмотрены в банковских законах. В Федеральном законе "О банках и банковской деятельности" (статья 11, 16, 20) и в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (статья 74) предусмотрены санкции банковского права. В ч. 9-10 статьи 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" предусматривается следующее. "Банк России имеет право отказать в даче согласия на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации при установлении неудовлетворительного финансового положения приобретателей акций (долей), нарушении антимонопольных правил, а также в случаях, когда в отношении лица, приобретающего акции (доли) кредитной организации, имеются вступившие в силу судебные решения, установившие факты совершения указанным лицом неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и (или) фиктивного банкротства, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Банк России отказывает в даче согласия на приобретение более 20 процентов акций (долей) кредитной организации, если ранее судом была установлена вина лица, приобретающего акции (доли) кредитной организации, в причинении убытков какой-либо кредитной организации при исполнении им обязанностей члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, единоличного исполнительного органа, его заместителя и (или) члена коллегиального исполнительного органа (правления, дирекции)". В 10 части статьи 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" упоминается термин "вина". Однако он не имеет отношения к самому банковскому праву. Основание отказа - наличие соответствующего судебного решения имеющего отношение к гражданскому праву.

Некоторые санкции банковского права предусмотрены в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

В ч. 1 ст. 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" говорится, что "для осуществления своих функций в области банковского надзора и регулирования Банк России проводит проверки кредитных организаций и их филиалов, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений и применяет предусмотренные настоящим Федеральным законом санкции по отношению к нарушителям".

Если предписания Банка России об устранении нарушений не выполняются в установленный им срок (в соответствии со ст. 75 того же Федерального закона) или если эти нарушения либо совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), то Банк России вправе:

- взыскать с кредитной организации штраф до 1 процента от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от минимального размера уставного капитала;

- потребовать от кредитной организации: а) осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов; б) замены руководителей кредитной организации; в) реорганизации кредитной организации;

- изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шеста месяцев;

- ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года;

- назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до шести месяцев.

Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О банках и банковской деятельности".

Основания для отзыва лицензии на осуществление банковских операций предусмотрены ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", в которой сказано, что Банк России может отозвать лицензию на осуществление банковских операций в случаях:

1) установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;

2) задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи;

3) установления фактов недостоверности отчетных данных, задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации);

4) осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России;

5) неисполнения требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";

6) неспособности кредитной организации удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их исполнения, если требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом;

7) неоднократного в течение года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счете (во вкладе) указанных лиц.

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций по другим основаниям, кроме предусмотренных Федеральным законом, не допускается. Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России.

В ст. 76 Закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" говорится, что Банк России осуществляет анализ деятельности кредитных организаций с целью выявления ситуаций, угрожающих законным интересам кредиторов (вкладчиков), стабильности банковской системы в целом. В случае возникновения таких ситуаций Банк России вправе принимать меры, предусмотренные ст. 75 упомянутого Федерального закона, а также по решению Совета директоров осуществлять мероприятия по финансовому оздоровлению кредитных организаций.

Федеральным законом от 31 июля 1998 года N 151-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" внесена дополнительная ст. 76, в которой сказано, что "в целях защиты интересов кредиторов (в том числе вкладчиков) Банк России вправе назначить в кредитную организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя Банка России. Порядок деятельности уполномоченного представителя Банка России устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России. В период деятельности уполномоченного представителя Банка России кредитная организация вправе осуществлять разрешенные ей федеральными законами сделки только по согласованию с уполномоченным представителем Банка России, в порядке, установленном Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". С момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или назначения арбитражным судом арбитражного управляющего деятельность уполномоченного представителя Банка России прекращается".

Информация о работе Санкции, которые применяет Центральный Банк Российской Федерации