Шпаргалка по "Деньгам, кредитам, банкам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 11:54, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 9 вопросов по дисциплине "Деньги, кредит, банки".

Работа содержит 1 файл

Деньги.docx

— 81.80 Кб (Скачать)

 

 

 

  1. Сущность и функции государственного кредита.

 

Государственный кредит —  совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Главная форма кредитных отношений — когда государство выступает как заемщик средств. Реже оно выступает как кредитор, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическимцами, оно является гарантом.

Как один из видов кредита  государственный кредит имеет ряд  особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, налогов. В отличие от налогов он имеет  добровольный характер, хотя в истории  нашего государства известны случаи отхода от добровольности размещения займов. Если налоги движутся только в  одном направлении: от плательщика в бюджет во внебюджетные фонды (обратное движение возможно только в случае возврата переплаченных ошибочно взысканных сумм), то основой государственного кредита является его возвратность и платность: через определенный период времени внесенная сумма возвращается с процентами.

Государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредитов. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности — товары на складе, незавершенное производство и др., то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы какой-либо ее доход.

Как финансовая категория  государственный кредит выполняет две функции: фискальную и регулирующую.

Через фискальную функцию  государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

Положительное воздействие  фискальной функции государственного кредита заключается в том, что  с ее помощью налоговое бремя  более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются  в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются . Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Регулирующая функция  государственного кредита. Вступая  в кредитные отношения, государство  вольно невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Напротив, если государственный долг финансируется за счет привлечения накоплений юридических лиц, а полученные средства направляются на выплаты населению, количество денег в обращении возрастает.

Выступая на финансовом рынке  в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим кредит становится для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопление в виде приобретения государственных ценных бумаг.

До определенных пределов этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение государством значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

Поддержка малого бизнеса  предполагает, что государство берет  на себя погашение задолженности  банкам по кредитам, предоставленным  мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости  играют кредиты, предоставляемые местными органами власти. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов  необходимых направлений экономики той иной территории.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие бюджетный процесс.

 

Бюджетное законодательство РФ закрепляет основы бюджетного процесса и регламентирует его. Бюджетный  процесс - регламентируемая нормами  права деятельность органов государственной  власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных  внебюджетных фондов, утверждению и  исполнению бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное  перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Бюджетный процесс длится около трех с половиной лет, и  это время называется бюджетным  периодом - т.е. это время, в течение  которого длится бюджетный процесс.

Стадии бюджетного процесса. Бюджетный процесс состоит из пяти стадий.

Первая стадия- стадия составления  проекта бюджета.

Составлению проекта бюджета  предшествует разработка планов и прогнозов  развития территории и целевых программ (программы могут быть различны на несколько лет, тогда ассигнования пол ним включаются в бюджеты  последующих лет). Решение о начале работы над составлением проекта  федерального бюджета принимает  Президент РФ. Правительство РФ организует поэтапную работу по становлению  проект федерального бюджета. В определенные сроки составляются прогнозы социально-экономического развития, сводный баланс финансовых ресурсов, основные направления бюджетной  политики РФ, рассчитываются контрольные  цифры проекта федерального бюджета  на соответствующий период и другие документы. Территориальные органы исполнительной власти ведут детальную  проработку и согласование показателей  социально-экономического развития и  контрольных цифр федерального бюджета.

Вторая стадия - рассмотрение проекта бюджета представительным органом власти соответствующего субъекта бюджетного права. Оно предшествует принятию решения о санкционировании бюджетных расходов, которое является правовой основой для выделения  бюджетных ассигнований.

Сроки рассмотрения законопроекта о федеральном бюджете на каждый конкретный год.

После принятия соответствующего проекта федерального закона к рассмотрению Государственной Думой, он должен направляться в Совет Федерации Федерального Собрания РФ, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Третья стадия - утверждение  бюджета, принятие закона о бюджете.

Бюджетное законодательство предусматривает возможность утверждения  проекта федерального бюджета на соответствующий год после четырех  чтений. После четвертого чтения проект федерального бюджета на соответствующий  год рассматривается на пленарном  заседании Государственной Думы для голосования в целом. Принятый Государственной Думой Федеральный  закон "О федеральном бюджете  на соответствующий год" в соответствии со ст. 105 и 107 Конституции РФ подлежит обязательному рассмотрению Советом  Федерации и Президентом РФ.

В случае непринятия проекта  Федерального закона "О федеральном  бюджете на конкретный год" до 1 января конкретного года федеральные органы исполнительной власти имеют право  производить расходование бюджетных  средств по соответствующим разделам расходов, подразделам, видам и предметным статьям функциональной и ведомственной  классификации ежемесячно в размере  одной трети фактически произведенных  сумм расходов за 4 квартал предшедствующего года до принятия Федерального закона "О федеральном бюджете на предстоящий год".

Четвертая стадия - исполнение бюджета - совпадает с бюджетным  годом и длится с 1 января по 31 декабря. Исполнение бюджета возложено на соответствующие исполнительные органы власти. Исполнение бюджета заключается  в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в  бюджетах доходов и в финансировании соответствующих расходов. Оперативное  исполнение бюджетов осуществляется по бюджетной росписи, которая составляется соответствующим финансовым органом (Министерством финансов РФ (МФ РФ), МФ республик в составе РФ, финансовыми  управлениями (отделами) краев, областей и т.д.).

Исполнение бюджетов осуществляется по доходной и расходной частям бюджетов.

Контроль за исполнением  бюджета и расходованием средств  внебюджетных фондов, а также средств  валютного фонда осуществляет конкретный представительный орган власти, который  самостоятельно определяет организационные  формы осуществления такого контроля в соответствующем Положение  о бюджетном процессе на территории данного национально-государственного или административно - территориального образования.

Пятая стадия - стадия рассмотрения и утверждения отчета во исполнении бюджета представительным органом власти. В соответствии с Законом РСФСР от 10 октября 1991 г. отчетный доклад об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год представляется Правительством РФ ежегодно в мае следующего за отчетным года.

 

  1. Центральный банк России, его функции и операции.

 

Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт Российской Федерации, разрабатывающий и реализующий совместно с Правительством России единую государственную кредитно-денежную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности коммерческих банков. Банк России, выполняя роль главного координирующего и регулирующего органа всей кредитной системы страны, выступает органом экономического управления.

Как организация, созданная  для осуществления управленческих функций, Банк России имеет три основные цели деятельности, закрепленные в  законе:

  • - защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;
  • - развитие и укрепление банковской системы РФ;
  • - обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Как орган монетарной власти Банк России осуществляет следующие  функции:

  • - разрабатывает и проводит (во взаимодействии с Правительством РФ) единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
  • - осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты, определяет порядок расчетов с иностранными государствами;
  • - организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки;
  • - принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;
  • - проводит анализ и прогнозирование состояния экономики РФ в целом и по регионам. Прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные, реализуя при этом задачу снижения инфляционных ожиданий.

Как орган регулирования  и надзора за деятельностью кредитных  организаций Банк России выполняет  следующие законодательно закрепленные за ним функции:

  • - осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций;
  • - выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
  • - осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций с целью поддержания стабильности банковской системы, защиту интересов вкладчиков и кредиторов;
  • - регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
  • - является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;
  • - устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы.

К операциям, осуществляемым Центральным банком, можно отнести:

  • - кредитование коммерческих баков в порядке рефинансирования;
  • - расчетное и кассовое обслуживание правительства и других государственных органов;
  • - переучет векселей и других денежных обязательств;
  • - операции с ценными бумагами;
  • - инкассацию, перевозку денежной наличности, валютных и других ценностей;
  • - операции по управлению золотовалютными резервами, с иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями;
  • - покупку, продажу и мену драгоценных металлов в виде слитков, самородков, монет, также драгоценных камней;
  • - межбанковские расчеты;
  • - прием ценностей на хранение;
  • - денежные переводы и иные расчетные операции;
  • - валютные операции;
  • - банковские услуги правительствам иностранных государств, центральным банкам и финансовым органам этих стран, а также международным организациям;
  • - посреднические услуги в качестве финансового агента правительства по распространению государственных ценных бумаг;
  • - операции по обслуживанию государственного долга и др.

Информация о работе Шпаргалка по "Деньгам, кредитам, банкам"