Система SWIFT. Цели и задачи создания, этапы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:13, контрольная работа

Описание работы

Постоянное расширение сети коммерческих банков по всему миру, предоставление им лицензий на право осуществления расчетов по экспортно-импортным операциям обуславливает необходимость повышения уровня банковской автоматизации, необходимость развития сетей связи и подключения к мировым телекоммуникационным сетям, прежде всего к SWIFT. Цели и задачи создания, этапы развития, преимущества и недостатки, а так же современное использование сети SWIFT, будут рассмотрены мной в работе.

Содержание

Введение 3
Система SWIFT. Цели и задачи создания, этапы развития 4
Преимущества и недостатки сети SWIFT 9
Современное использование сети SWIFT в России 11
Заключение 13
Решение задачи 16
Список используемой литературы 17

Работа содержит 1 файл

Kontrolnaya_rabota.doc

— 185.50 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации 

Федеральное агентство  по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный  финансово-экономический институт

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра «Банковских  технологий»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Банковские электронные услуги» 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Исполнитель:

Факультет: Финансы и  кредит 

Специализация: Банковское дело 

6 курс,  группа 

№ зачетной книжки

Вариант № 8.      

 

                                                                                            Руководитель:

К.э.н., доцент Рудакова Ольга Степановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

  1. Система SWIFT. Цели и задачи создания, этапы развития   4
  2. Преимущества и недостатки сети SWIFT      9
  3. Современное использование сети SWIFT в России           11

Заключение                  13

Решение задачи                  16

Список  используемой литературы               17

 

Введение

Деятельность современного банка  немыслима без автоматизации  всех направлений его деятельности. Если до какого-то момента, на начальном этапе развития, функционирование банка в режиме ручной обработки информации присутствовало, то теперь осуществляется за счет электроных технологий. Автоматизация повышает эффективность работы банка, обеспечивает более высокую надежность, качественное принятие решений, связанных с банковским риском при выдаче кредитов, инвестиций и ценных бумаг, за счет специальных процедур обработки всей имеющейся в системе информации. Использование автоматизированной системы позволяет значительно повысить качество обслуживания клиентов банка, что особенно важно в условиях реальной конкуренции.

Автоматизация также необходима для надежного, эффективного, конфиденциального и  защищенного от несанкционированного доступа телекоммуникационного  обслуживания банков и стандартизации форм и методов обмена финансовой информацией. В полной мере эту задачу решает сообщество всемирных межбанковских телекоммуникаций - SWIFT (Society for World-Wide Interbank Financial Telecommunications), целью которого является проведение исследований, создание и эксплуатация средств, необходимых для обеспечения удаленной связи, передачи и обработки конфиденциальных и составляющих частную собственность финансовых сообщений, к общей пользе его членов.

Постоянное  расширение сети коммерческих банков по всему миру, предоставление им лицензий на право осуществления расчетов по экспортно-импортным операциям обуславливает необходимость повышения уровня банковской автоматизации, необходимость развития сетей связи и подключения к мировым телекоммуникационным сетям, прежде всего к SWIFT. Цели и задачи создания, этапы развития, преимущества и недостатки, а так же современное использование сети SWIFT, будут рассмотрены мной в работе.

  1. Система SWIFT. Цели и задачи создания, этапы развития. 

SWIFT (Society for World-Wide Interbank Financial Telecommunications) - сообщество всемирных межбанковских финансовых телекоммуникаций является ведущей международной организацией в сфере финансовых телекоммуникаций. Основными направлениями деятельности SWIFT являются предоставление оперативного, надежного, эффективного, конфиденциального и защищенного от несанкционированного доступа телекоммуникационного обслуживания для банков и проведение работ по стандартизации форм и методов обмена финансовой информацией.

В конце 1950-х годов в результате бурного роста международной  торговли произошло увеличение количества банковских операций. Традиционные формы  связи между банками (почта, телеграф) уже не могли справиться с объемами банковской информации. Значительное время тратилось на устранение неувязок в документах из-за различий банковских процедур в разных банках, ошибок, возникающих при осуществлении межбанковских операций и необходимости многократных проверок. Естественной реакцией на лавинообразный рост объемов информации на бумажных носителях явилась автоматизация. Однако по мере развития систем банковской автоматизации появлялась необходимость безбумажного обмена финансовой информацией между банковскими системами, но в то время, не возможно было создать надежную систему связи и обработки информации.

Поиск более эффективных средств  работы заставил в начале 1960-х годов  собраться 60 американских и европейских  банков для дискуссии по поводу создания системы стандартизации в международном  банковском деле. Было принято решение, что конечной целью должно стать использование компьютеров, средств телекоммуникаций, обеспечивающих более надежную, быструю и безопасную систему передачи банковской информации. В основу проекта были положены следующие требования:

    • платежные операции должны осуществляться без участия бумаг и как можно более рационально;
    • обмен информацией между банками должен быть значительно ускорен с использованием средств телекоммуникаций;
    • должны быть минимизированы типичные банковские риски (например, потери, ошибочное направление платежей, фальсификация платежных поручений и т.д.).

Несколько позже в 1972 г. были выполнены расчеты, даны рекомендации по созданию рентабельной системы обмена банковской информацией. Они сводились к следующему:

система должна основываться на создании международной сети и сетевой службы сервиса; на стандартизации процессов, а также стандартизации форматов сообщений; на стандартизации способов и оборудования подключения банков к сети:

    • для обеспечения рентабельности при стоимости передачи одного сообщения 0,15 долл. система должна обрабатывать не менее 100 000 сообщений в день с участием примерно 70 банков;
    • система должна содержать два независимых и связанных друг с другом распределительных центра и концентраторы связи в каждой из стран-участниц.

В мае 1973 г. 239 банков из 15 стран в  соответствии с бельгийским законодательством  учредили SWIFT с целью разработки формализованных методов обмена финансовой информацией и создания международной сети передачи данных с использованием стандартизированных сообщений. Последующие четыре года были посвящены решению организационных и технических вопросов, и 9 мая 1977 г. состоялось официальное открытие сети. К концу года число банков-членов увеличилось до 586 (против 513). Они обеспечивали ежедневный трафик до 500 000 сообщений.

 

В настоящее время SWIFT объединяет 4800 банков и финансовых организаций, расположенных  в 155 странах мира (среди них более 2700 банков), у которых насчитывается  более 20 000 терминалов. Все они, независимо от их географического положения, имеют возможность круглосуточного взаимодействия друг с другом 365 дней в году. Сейчас по сети SWIFT ежедневно передается 5 млн финансовых сообщений.

SWIFT не выполняет клиринговых  функций, являясь лишь банковской  коммуникационной сетью, ориентированной на будущее. Передаваемые поручения учитываются в виде перевода по соответствующим счетам “ностро” и “лоро”, так же как и при использовании традиционных платежных документов.

SWIFT - это акционерное общество, владельцами которого являются  банки-члены. Зарегистрировано общество в Бельгии и действует по бельгийским законам. Высший орган - общее собрание банков-членов или их представителей (Генеральная ассамблея). Все решения принимаются большинством голосов участников ассамблеи в соответствии с принципом: одна акция - один голос. Главенствующее положение в совете директоров занимают представители банков стран Западной Европы с США. Количество акций распределяется пропорционально трафику передаваемых сообщений. Наибольшее количество акций имеют США, Германия, Швейцария, Франция, Великобритания.

Членом SWIFT может стать любой  банк, имеющий в соответствии с  национальным законодательством право  на осуществление международных  банковских операций. Наряду с банками- членами имеются и две другие категории пользователей сети SWIFT - ассоциированные члены и участники.

Вступление в SWIFT состоит из 2-х  этапов: подготовки банка к вступлению в члены общества и подготовки банка к подключению к сети в качестве работающего члена  общества. На первом этапе банк оформляет и отправляет в SWIFT комплект документов, включающий: заявление о вступлении, обязательства банка выполнять устав SWIFT и возмещать затраты (операционные расходы) обществу, адрес банка и лица, ответственного за связь с обществом, обзор трафика сообщений банка. Совет директоров SWIFT рассматривает документы и принимает решение о приеме банка в общество. Банк-кандидат получает право на оплату единовременного взноса и приобретение одной акции общества.

Вступление в SWIFT стоит дорого: единовременный взнос составляет 400 000 бельгийских франков для банков-членов и 200 000 бельгийских франков для ассоциированных членов. Кроме того, банки-члены должны приобрести одну акцию стоимостью в 55 000 бельгийских франков. Второй этап непосредственно связан с физическим подключением банка к сети. Именно на этом этапе решаются все технические вопросы, приобретается коммуникационное оборудование (стоимость его может составлять сотни тысяч американских долларов), проводится обучение персонала. Даты подключения к сети фиксированные: это первые понедельники марта, июня, сентября и декабря. Как показывает практика, затраты банков на участие в системе SWIFT (главным образом на установку современного электронного оборудования) окупаются обычно в течение 5 лет.

В каждой стране, в которой развертывается система SWIFT, общество создает свою региональную администрацию. В России ее функции выполняет российско-британская телекоммуникационная компания “Совам Телепорт”. SWIFT остановил свой выбор на ней, учитывая ее оснащенность высокотехнологичным оборудованием ведущих западных фирм Alcatel и Motorola, квалификацию специалистов и опыт работы в данной области. “Совам Телепорт” выполняет не только управленческие, но и технические функции: консультирует по закупке оборудования, имеет свои собственные каналы, которые арендует у Министерства связи России, организует курсы по подготовке персонала. Кроме того в России действует Комитет национальной ассоциации членов SWIFT.

Первым из российских банков к SWIFT подключился Внешэкономбанк. Это  произошло 4 декабря 1989 г. На конец 1996 г. количество подключенных банков достигло 240 (для сравнения в США - около 150). Однако, несмотря на быстрый рост числа подключенных национальных банков, Российская Федерация еще не входит в число активных пользователей сети. Будучи третьей страной в мире по членству в SWIFT, по годовому количеству сообщений Россия отстает даже от Венгрии, Польши, Чехии (Общий трафик России сочтавляет всего 0,7% оборота). Крупнейшими пользователями системы являются Мосбизнесбанк, Инкомбанк, Токобанк, Международный московский банк, Внешторгбанк и др. Некоторые из них вышли на уровень более 2000 сообщений в сутки.

Российские банки получили возможность  активно использовать сеть для проведения внутренних расчетов. Большие потенциальные  возможности открывает и использование SWIFT для организации клиринговых расчетов, а также для работы на российском рынке ценных бумаг. SWIFT планирует увеличение количества передаваемых сообщений российскими банками до 8 млн сообщений в год. Однако события последнего времени поставили перед обществом проблему отключения от сети банков, лишенных лицензии. Решению этой проблемы, безусловно, будет способствовать состоявшееся в декабре 1996 г. подключение ЦБ РФ к сети SWIFT.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Преимущества и недостатки сети SWIFT.

Работа в сети SWIFT дает пользователям  ряд преимуществ:

  • Надежность передачи сообщений, что обеспечивается построением сети, специальным порядком передачи и приема сообщений за счет “горячего” резервирования каждого из элементов сети.
  • Сеть гарантирует полную безопасность многоуровневой комбинацией физических, технических и организационных методов защиты, обеспечивает полную сохранность и секретность передаваемых сведений.
  • Сокращение операционных расходов по сравнению с телексной связью. Например, стоимость одного стандартного сообщения (до 325 байт) не зависит от расстояния, а высокая интенсивность обменов снижает стоимость настолько, что она оказывается ниже стоимости аналогичных передач по телексу и телеграфу.
  • Быстрый способ передачи сообщений в любую точку мира; время доставки сообщения составляет 20 мин., его можно сократить до 1-5 мин. (срочное сообщение), что перекрывает показатели отдельных каналов связи. Сообщение достигает адресата значительно быстрее за счет сокращения промежуточных этапов в сети. Так, аналогичная передача по телеграфу занимает около 90 мин. В случае, когда отправитель скоммутирован с получателем (режим on-line), передача данных происходит менее чем за 20 с.
  • Так как все платежные документы поступают в систему в стандартизированном виде, то это позволяет автоматизировать обработку данных и повысить в конечном итоге эффективность работы банка. Фиксация выполненных транзакций дает возможность полного контроля (аудита) всех проходящих распоряжений и ежедневного автоматизированного формирования отчета по ним; кроме этого, преодолеваются языковые барьеры и уменьшаются различия в практике проведения банковских операций.
  • В связи с тем что международный и кредитных оборот все более концентрируются на пользователях SWIFT, повышается конкурентоспособность банков-членов SWIFT.
  • SWIFT гарантирует своим членам финансовую защиту, т.е. если по вине общества в течении суток сообщение не достигло адресата, то SWIFT берет на себя все прямые и косвенные расходы, которые понес клиент из-за этого опоздания.

Информация о работе Система SWIFT. Цели и задачи создания, этапы развития