Совершенствование расчетно-кассовых операций в филиале Народного Банка (г. Атбасар)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение кассовой работы в учреждении АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана» филиал г. Атбасар, понятие сущности расчетно-кассовой работы в коммерческом банке, организация, порядок и методика учета кассовых операций, особенности автоматизаций кассовой работы в банковской деятельности.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
- изучить теоретические аспекты расчетно-кассовых операций в кредитных организациях;
- рассмотреть сущность, формы и принципы расчетно-кассовых операций;
-рассмотреть организацию расчетно-кассовой работы в банке;
- изучить методы оценки расчетно-кассовых операций в кредитных организациях;

Содержание

Введение……………………………………………………….……………....3

1 Организация расчетно-кассовой деятельности коммерческого банка……………………………………………………………………………….….6
1.1 Сущность расчетно-кассовой работы в коммерческом банке...……….6
1.2 Организация, порядок и методика проведения расчетно-кассовых операций…………………………….…………….………………………….……..10
1.3 Организация, порядок и методика учета кассовых операций………...18
1.4 Особенности автоматизаций кассовой работы в банковской деятельности………………………………………………………………………..24
2 Состояние кассовой работы в АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана»………………………………………………………………………....26
2.1 Оценка финансового состояния АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана»…………………………………………………………………………26
2.2 Анализ тенденций показателей эффективности расчетно-кассовых операций в филиале Народного Сберегательного Банка Казахстана (г.Атбасар)…………………………………………………………………………..31
3 Совершенствование расчетно-кассовых операций в филиале Народного Банка (г. Атбасар)…………………………………………………………………..41
3.1 Концептуальные основы стратегии повышения экономической эффективности проведения расчётно-кассовых операций…………………..…..41
3.2 Совершенствование автоматизаций расчетно-кассового обслуживания в АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана»…………….…...…...…….45
3.3 Направления повышения эффективности проведения расчётно-кассовых операций ……………………………………….. ………………………52
Заключение………………...………………………………….……………...55

Список используемой литературы………

Работа содержит 1 файл

диплом исправленный.docx

— 201.95 Кб (Скачать)

     - автоматизация всех ежедневных внутрибанковских операций, ведение бухгалтерии и составление сводных отчетов;

     - система коммуникаций с филиалами;

     - система автоматизированного взаимодействия с клиентами  - система Банк-клиент;

     - аналитическая система. Анализ всей деятельности банка и системы выбора, оптимальных в данной ситуации решений;

     - автоматизация розничных операций - применение банкоматов и кредитных карточек;

     - система межбанковских расчетов;

     - система автоматизации работы банка на рынке ценных бумаг;

     - информационные системы. Возможность мгновенного получения необходимой информации, влияющей на финансовую ситуацию.

     Таким образом, мы видим, что любая банковская система представляет, сложный комплекс, объединяющий сотни отдельных компьютеров  и ЛВС (локально-вычислительная сеть).

     Поэтому самой главной задачей компьютерного  департамента банка зачастую является выбор наилучшего решения из предлагаемых на рынке вариантов БС.

     Требования  к сложной банковской системе  существенно зависят от объема операций, проводимых банком. Целью является создание БС, которая обеспечивала бы персонал и клиентов банка необходимыми видами услуг, при условии, что расходы  на создание и эксплуатацию не превышают  доходов от внедрения БС.

     Итак, для выбора наиболее удачного решения  необходимо учитывать:

     - стоимость БС - здесь следует обратить  внимание на выбор вычислительной  платформы, сетевого оборудования  и ПО (программное обеспечение). Немаловажна  стоимость обслуживания и сопровождения  системы;

     - возможность масштабирования в случае роста банка стоимость модернизации при неудачном выборе резко возрастает. Необходимо, чтобы выбранная вычислительная платформа допускала бы постепенное наращивание ресурсов в тех частях системы, где это требуется.

     - наличие системы защиты информации,безопасность данных является одним из главных требований к БС. Должна быть предусмотрена как устойчивость работы при неправильных действиях персонала, так и специализированные системы защиты от преднамеренного взлома БС с корыстными или иными целями.

     - надежность системы отказы отдельных элементов БС не должны приводить к ее полному выходу из строя. Кроме того, необходимо обеспечить высокую устойчивость работы БС в условиях дестабилизирующих факторов (например, помех в линиях связи или ошибочных действий персонала банка).

     Наличие средств восстановления при сбоях. В БС должны быть предусмотрены средства прогноза, фиксации различных нештатных  ситуаций и отказов оборудования.

     Возможность работы в режиме реального времени. В настоящее время системы  питаOLTP (On-LineTransactionProcessing) становятся все более распространенными при создании БС. Внедрение систем OLTP требует от банка весьма больших инвестиций, но преимущества таких систем с лихвой оправдывают все затраты 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Состояние кассовой работы в АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана» 

     2.1 Оценка финансового  состояния АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана» 

     Под финансовым состоянием понимается способность  банка финансировать свою деятельность. Финансовое состояние - комплексное понятие. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования банка, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью

     Доходы  и расходы учитываются с использованием принципов начисления, осторожности и соответствия. Доходы и расходы  отражаются в бухгалтерском учете  в том отчетном периоде, в котором  доходы будут заработаны, а расходы  фактически понесены

     Анализ  доходности за рассматриваемый период показал, что в 2008 году получено доходов от всех видов вознаграждений и интересов в сумме 920553 тыс. тенге, что превысит сумму предусмотренную в бюджете на 423406 тыс.тенге и без учета перераспределяемых доходов планируется получить 670923 тысяч тенге, в том числе:

     1.Процентные  доходы. В результате роста объемов  кредитования и увеличения ссудного  портфеля в текущем году получено  процентных доходов сверх запланированного  уровня на 6211тыс. тенге или  40,3%.

     2.Непроцентные  доходы. Доходы от оплаты услуг,  предоставляемых филиалом его  клиентам определены в сумме  86168 тыс. тенге, использование  бюджета по данной статье составит 92,7%.

     Анализ  расходов банка отражает уменьшение экономической выгоды в течение  отчетного периода в финансовом оттоке или использования активов, либо возникновения задолженностей, которые ведут к уменьшению капитала, отличных от тех, которые представляют собой распределение между владельцами  долей собственного капитала. Расходы  по всем видам расходов составляют 577495 тыс. тенге, в том числе:

     1.Процентные  расходы. Затраты на выплату процентов по депозитам физических лиц по вкладам тенге и в валюте составят 192660 тыс. тенге, что превышает запланированные расходы на 24934 тыс.тенге , к установленному уровню бюджета, в результате увеличения объема среднесрочных и долгосрочных депозитов.

     2.Непроцентные  расходы. Потери по купле-продаже  наличной и безналичной валюты в 2008г. составят 361308 тыс. тенге исходя из фактических объемов продаж и прогноза изменения курса валют.

     Процентный  доход (расход) - доход (расход), связанный с предоставлением денежных средств (привлечением ресурсов), по кредитам, депозитам и т.д., за которые Банк получает %.Непроцентный доход (расход)- доход (расход), не связанный с предоставлением денежных средств (привлечением ресурсов) и получаемый в виде комиссионных доходов и расходов за реализуемые и получаемые услуги, или выручки от реализации материальных и нематериальных активов, МБП и др.Начисление процентов по привлеченным ресурсам и предоставленным средствам производятся банками в конце месяца (процентный доход, расход).Начисление непроцентных доходов и расходов за услуги, оплата которых произойдет на следующий год, производится в конце текущего года.Результатом финансово-хозяйственной деятельности Банка за отчетный период признается разница между доходом и расходом Банка за этот период. Анализ отчета о доходах и расходах банка включает доходы и расходы за оказание услуг, предоставленных юридическим лицам (корпоративные операции) и населению (розничные операции) отражаются в отчете отдельными строками с подведением итогов финансово-хозяйственной деятельности в разрезе этих операций. Несмотря на рост активов, кредитного портфеля и депозитной базы по сравнению с 2007г., темпы роста основных показателей Банка значительно уступали банкам-конкурентам. В результате по итогам года Банк уступил позиции по ряду показателей, и доля Банка на основных финансовых рынках снизились. Так на декабрь 2008г. совокупные активы банковской системы выросли по сравнению с 2007 годом на 3,5%, а доля Народного Банка в совокупных активах БВУ снизились с 19,6% до 15,9%(таблица 1).

     Таблица 1 – Показатели активов, обязательств и собственного капитала АО «Народного Сберегательного Банка Казахстана» за 2007-2008 годы в  млн. тенге 

Показатели 2007г 2008г
1 2 3
Активы 1595075 1651349
Обязательства 1434050 1460294
Собственный капитал 161025 191055
 
Темп  прироста уставного капитала с начала года 2,19% 5,2%
Темп  прироста активов с начала года 29,04% 5,4%
Темп  прироста обязательств с начала года 29,09% 5,2%
Темп  прироста собственного капитала с начала года 28,49% 6,1%
Нераспределенный  чистый доход 7 015 241 8 431 264
Возврат на средние активы ROA (>1,5%) 2,95% 2,57%
Продолжение таблицы 1
1 2 3
Возврат на средний собственный капитал

ROE (>15%) 26,20%

29,80% 25,68%
Источник: Годовой отчет АО «Народный Сберегательный Банк Казахстана»
 

     Анализ  Активов Народного Банка за 01.01.2008 год показали, что они выросли по сравнению с 2007 годом на 3,5% и составили 1 6513 49 млн. тенге. Рост активов происходил главным образом за счет роста объема кредитного портфеля клиентам. К концу года объем кредитного портфеля нетто вырос до 319,1 млрд. тенге, что на 10,1 млрд. тенге, больше показателя 2007 года. При этом последовательно росла доля кредитного портфеля в активах Банка с 50% до 53%. Однако по итогам года Банк несколько уступил позиции на рынке банковского кредитования, за январь-декабрь его доля снизилась с 18,6% до 17,2% от общего объема выданных кредитов клиентам банков на конец года.

     Одновременно  наблюдалась обратная тенденция  снижения вложений в ценные бумаги (на 14,9 млрд. тенге или 49%), что было характерно для банковской системы  в целом и связано с общей  тенденцией снижения уровней доходности по государственным ценным бумагам. Их доля в активах Банка снизилась с 29 до 12%

     Анализ  динамики изменения обязательств банка  показал, что они достигли 142,5 млрд. тенге (рост 38,8%), за счет увеличения депозитной базы – средств и депозитов  клиентов до 473,1 млрд. тенге и займов банков и финансовых организаций.

     В структуре обязательств наблюдается  увеличение доли депозитов банков ( с 0,6% до 2,3%) и межбанковских займов (с 2,4% до 6,2%).

     Изменение величины собственного капитала на начало 2008 года составил 1 412 895 83 млн. тенге, увеличившись на 2,7%. Низкие темпы роста капитала Банка в течение всего года являлись ограничительным фактором роста активов Банка и объемов  привлечения ресурсов. Собственный  капитал банков второго уровня за январь-декабрь вырос на 2,4%, в итоге доля Народного Банка в совокупном капитале банковской системы снизились с 8,3% до 6,6% на конец года.

     Наращивание объемов и повышение доходности проводимых операций - одна из основополагающих задач менеджмента банка.

     Прибыль банка (доход нетто) выросла на 14,1% и составила 630,4 млн. тенге. Расширение числа предлагаемых кредитных продуктов, реализация специальных программ кредитования по селективным секторам рынка позволили увеличить размеры получаемого вознаграждения (интереса) по кредитам клиентуре до 3,8 млрд. тенге - на 17,4% больше по сравнению с 2007 годом. Объем чистого вознаграждения (интереса) увеличился на 3,9% (3,1млрд. тенге). Структура доходов представлена в таблице 2.

     Таблица 2 – Структура доходов АО «Народного Сберегательного Банка Казахстана» за 2007-2008 годы 

Показатели 2007 2008
Вознаграждение (интерес) полное 4235241 5092993
По  средствам и ссудам банкам 295 336 276 436
По  ссудам клиентам 3 216 242 3 775 075
По  ценным бумагам 723 663 1041 482
Вознаграждение (интерес) уплаченное 1 215 369 1955 524
Вознаграждение (интерес) чистое 3 019 872 3137 469
Непроцентный  доход 5 197 740 8649 289
Плата за обслуживание, перевод платежей и комиссионные сборы 2 526 385 270 4687
Доход от финансовых операций 1 771 491 642 193
Чистый  доход от переоценки 326152 563 057
Прочие  доходы 899 864 4739 352
Источник: Годовой отчет АО «Народного Сберегательного  Банка Казахстана»

Информация о работе Совершенствование расчетно-кассовых операций в филиале Народного Банка (г. Атбасар)