Совершенствования банковской системы Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 12:13, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является анализ функционирования банковской системы Республики Беларусь на современном этапе и ее роль в национальной экономике, а также определение путей совершенствования ее функционирования.

Задачами работы является:

изучить структуру современной банковской системы, определить
роль и функции Национального банка;
провести анализ функционирования банковской системы Республики Беларусь;
определить пути совершенствования функционирования банковской системы в Республике Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…..... 1.Концептуальные основы банковской системы ………….……………….
1.1. Понятие и сущность банковской системы …………………………..

1.2. Структура банковской системы………………………………………

2. Характеристика банковской системы Республики Беларусь……………

2.1. Банковская система на современном этапе…………………………..

2.2. Операции, проводимые банками Республики Беларусь……………..

3. Пути совершенствования банковской системы Республики Беларусь.....

Заключение………………………………………………………………….......

Список использованных источников…………………………….....................

Работа содержит 1 файл

курсовая Банковская система.doc

— 365.50 Кб (Скачать)

        Таблица 2.3. Удельные веса банков по отдельным активным статьям в общих активах банковской системы страны (на 2000 год)

Показатели Кредиты народному  хозяйству Сомнительные  и просроченные кредиты Кредиты Правительству Ресурсы, размещенные  за рубежом
1 2 3 4 5
Белагропромбанк 19,7 16,3 3,9 7,2
СБ  Беларусбанк 33,3 29,7 59,4 6,8
Белвнешэкономбанк 9,0 19,1 7,9 37,3
Белпромстройбанк 14,5 18,0 3,1 9,0
Бел. банк развития 2,1 1,2 1,7 0,1
Белбизнесбанк 5,6 2,8 4,1 1,7
Индустриальный  банк 0,3 0 0,2 -
Народный  банк 0,1 - 0,4 -
Торгпромбанк 0,1 0 - -
Абсолютбанк 0,1 0 0,1 -
 

      Продолжение таблицы 2.3

1 2 3 4 5
БелКомбанк 0,3 0,9 0,7 -
Приорбанк 7,1 2,8 2,7 30,7
Белгазпромбанк 1,0 0,2 2,1 0,2
Межторгбанк 0,3 - - 0,1
Джем-банк 0,2 0 0,1 -
Золотой талер 0,1 - 0,5 0
Минсккомплексбанк 3,1 4,0 0,7 0,8
Славнефтебанк 0,1 0,1 0,9 0,1
Инфобанк 0,2 0,2 0,8 -
Поиск 0,9 4,1 0,3 1,1
Технобанк 0,4 0,1 0,7 1,3
Белбалтия 0 0 0,1 3,3
Биржевой  банк 0,1 0,1 7,9 -
Транзитный  банк 0,1 0,1 0,6 -
РРБ-банк 0,1 0 0,4 -
Белкоопбанк 0,1 - 0,2 -
Минск-Москва 0,1 0,1 0,2 -
Всего по системе, млрд. руб. 99 99,80 105,10 99,70
 

      Примечание. Источник: [20,с.18]

      На  долю «большой шестерки» приходилось 89,2% всех кредитов народному хозяйству, 81,1% кредитов правительству и 92,7% всех ресурсов, размещенных за рубежом (табл. 2.3.) Соответственно, из общего объема просроченной и сомнительной задолженности 88,7% приходилось на банки "большой шестерки". Это чуть меньше их доли в совокупном кредитном портфеле (свою равновесную долю «превысили» «БелКомбанк», «Поиск» и «Минсккомплексбанк»), но в целом данный показатель вполне отражает качество кредитной деятельности уполномоченных банков в рассматриваемый период. Данные таблицы показывают также ничтожность удельных весов большой группы мелких банков в кредитно-расчетном обслуживании реального сектора экономики, а также в их значимости для рынка государственных ценных бумаг.

      Экономика нашего государства представляет собой специфическую систему, в которой происходит трансформация бывших плановых перераспределительных нерыночных отношений в рыночное состояние. Переходная к рыночной системе форма экономических отношений выражается в особенностях конфигурации денежного рынка республики, на котором доминирующую роль играют системообразующие банки.

      Системообразующие государственные банки (АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белвнешэкономбанк», ОАО «Белинвестбанк», ОАО «Белпромстройбанк») в совокупности имеют 76% банковских активов страны. Самые слабые звенья среди них – ОАО «Белагропромбанк» и ОАО АСБ «Беларусбанк», в структуре их балансов велика доля «плохих» активов, образовавшихся как результат проведения убыточных кредитных операций с нерентабельными заемщиками. Банки ответственны за выполнение государственных программ и потому вынуждены их обслуживать.

      Целевое кредитование государственных предприятий  через системообразующие банки является одной из форм вмешательства государства в экономику страны. Эти банки получают из госбюджета компенсационные платежи по кредитам. Министерство финансов компенсирует системообразующим банкам убытки за счет средств государственного бюджета, на них распространяются государственные гарантии по валютным депозитам граждан. Государственные банки имеют особый порядок резервирования некондиционных ссуд с отсрочкой создания резервов, что уменьшает расходы банков. Национальный банк вместе с Правительством ежегодно осуществляют разовые

      Ухудшение ликвидности банков вынуждает Национальный банк выводить их из зоны действия рыночных регуляторов и универсальных  стандартов банковского надзора, что  объективно создает избирательные  процедуры надзора и ведет  к формированию групп лоббирования интересов, борющихся за присвоение незаработанного рентного дохода, который не отражает результаты деятельности на рынке[13,с.310].

      Исходя  из двухуровневой банковской системы, сложившейся в Республике Беларусь, Национальный банк регулирует и координирует кредитно-денежные отношения, стимулирует развитие кредитно-финансовых институтов, производит эмиссию денег, регулирует внешнеэкономическую банковскую деятельность. Коммерческие банки проводят активные и пассивные операции за счет собственных и заемных средств, хранят свободные денежные средства на счетах в Национальном банке, самостоятельно определяют порядок привлечения и использования денежных средств.

      В Беларуси уже сформирована система  банковского надзора, которая в  основном соответствует мировым стандартам. Она включает стадии: лицензирования банков, осуществление документарного надзора, надзора на местах, применение соответствующих мер воздействия к банкам, нарушающим банковское законодательство, и банкам, оказавшимся в кризисном финансовом положении, реорганизацию и ликвидацию банков в случае необходимости.

      В банках сформированы резервы на возможные  потери по сомнительным долгам. Действуют  службы внутреннего аудита. Введены  международные стандарты финансовой отчетности. Все это обеспечивает высокую степень информационной прозрачности банков и достоверности информации, являясь важным направлением активизации роли банковской системы в инвестиционном процессе.

      Будут приниматься меры по повышению потенциала и устойчивости функционирования тех банков, в капитале которых государство сохранит за собой преобладающую долю участия. В отношении других банков планируется осуществить поэтапный вывод государственных органов управления из числа их участников.

      Совершенствование денежно-кредитной политики и повышение уровня развития банковского сектора в Республике Беларусь будут осуществляться в едином комплексе мер государственной экономической и социальной политики, основываться на устойчивом укреплении потенциала отраслей национальной экономики и социальной сферы и окажут, в свою очередь, стимулирующее воздействие на дальнейшую динамику их роста, качество и уровень жизни населения.

      Главными  целями развития банковского сектора  Республики Беларусь в 2007 году являлись повышение устойчивости и эффективности функционирования, расширение финансового потенциала, улучшение количества и качества выполняемых банковских операций и оказываемых услуг, повышение доверия к банкам со стороны национальных и иностранных инвесторов и вкладчиков, развитие конкурентных преимуществ.

      С принятием в 2006 году Закона Республики Беларусь ”О внесении изменений и  дополнений в Банковский кодекс Республики Беларусь“, вступившего в силу с 27 октября 2006 года, значительно расширились  полномочия Национального банка в области банковского надзора, что позволило активизировать работу по совершенствованию методов и процедур надзорного процесса. В 2007 году проводилась работа по приведению нормативных правовых актов, в которых конкретизируются основные положения, регулирующие деятельность банков и небанковских кредитно-финансовых организаций на территории Республики Беларусь, в соответствие с новой редакцией Банковского кодекса. В этих целях переработаны основополагающие нормативные правовые акты в области банковского надзора.

      По  состоянию на 01.01.2008 банковский сектор Республики Беларусь включал 27 действующих  банков.

      Участие органов государственного управления и юридических лиц, основанных на государственной форме собственности, в уставных фондах банков Республики Беларусь определяется стратегическими направлениями развития экономики Республики Беларусь и задачами, стоящими перед банковским сектором экономики страны по кредитованию государственных программ развития.

      Министерство  экономики Республики Беларусь на 01.01.2008 участвовало в уставных фондах 10 банков в общей сумме 2 708,7 млрд. рублей (72,5 процента уставного фонда по банковскому сектору). В 4 банках доля Министерства экономики Республики Беларусь превышала 50% уставного фонда: АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белпромстройбанк», ОАО «Белинвестбанк» (далее – государственные банки).

      Иностранный капитал на 01.01.2008 присутствовал  в уставных фондах 23 из 27 действующих  банков. Доля нерезидентов в совокупном уставном фонде банков Республики Беларусь на 01.01.2008 составила 7,84 , в том числе удельный вес российского капитала в уставных фондах банков – 2,41 процента. В уставных фондах белорусских банков также участвует капитал из Швейцарии, Австрии, США, Ирландии, стран Британского содружества, Кипра, Латвии, Литвы, Казахстана, Ливии и других стран.

      Банковское  законодательство, включая Банковский кодекс, предусматривает в качестве субъектов банковских правоотношений кроме банков небанковские кредитно-финансовые организации, которые представляют собой альтернативные банкам организации. В Банковском кодексе закреплен статус таких организаций и заложены правовые основы их деятельности и регулирования со стороны Национального банка. В Национальном банке сформирована достаточная нормативная правовая база для функционирования альтернативных банкам кредитно-финансовых и других организаций.

Информация о работе Совершенствования банковской системы Республики Беларусь