Спрос и предложение, механизм их сбалансированности

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:45, контрольная работа

Описание работы

Какие меры должно осуществлять государство, чтобы достичь равновесия этих глобальных величин национального рынка и, прежде всего, — спроса и предложения? Их диалектическая зависимость заключается, прежде всего, в том, что предложение формирует спрос через ассортимент и цены произведенных товаров и предложенных услуг, а спрос определяет объем и структуру предложения, влияя при этом на производство.

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по дкб.docx

— 22.12 Кб (Скачать)

Спрос и предложение, механизм их сбалансированности. Какие  меры должно осуществлять государство, чтобы достичь равновесия этих глобальных величин национального рынка  и, прежде всего, — спроса и предложения? Их диалектическая зависимость заключается, прежде всего, в том, что предложение  формирует спрос через ассортимент  и цены произведенных товаров  и предложенных услуг, а спрос  определяет объем и структуру  предложения, влияя при этом на производство. 

Равновесие и соотношение  между спросом и предложением — это своеобразный индикатор  сбалансированности и пропорциональности развития общественного производства, обмена и распределения труда  в сфере материального и нематериального  производства, непрерывности процесса общественного воспроизводства  материальных и духовных благ. При  этом следует различать частичное  равновесие, которое является количественно-качественным соответствием между отдельными сферами экономики, отдельными агрегатными  показателями, и общим равновесием, которое означает сбалансированное, планомерно-пропорциональное развитие всей экономической системы и, прежде всего, количественно-качественное совпадение между совокупными доходами, потреблением, сбережениями и инвестициями как  важнейшими элементами совокупных спроса и предложения. Соотношение между последними влияет на отклонение рыночных цен от стоимости товаров и услуг: при превышении спроса над предложением цены отклоняются вверх от стоимости, а при превышении предложения над спросом — устанавливаются ниже стоимости. 

Структуру платежеспособного  спроса можно рассматривать как  платежеспособную потребность таких  субъектов рынка, как отдельные  индивиды, предприятия, организации, государство  и др. Платежеспособный спрос является лишь частью потребностей общества, хотя и важнейшей. Связано это с  тем, что отдельные субъекты рынка  могут иметь потребности в  каких-либо товарах и услугах, но не иметь денег для их приобретения, поэтому их потребности в совокупный спрос не включаются. Совокупный спрос  рассматривается как спрос всех членов общества на все или отдельные  блага; спрос на все блага, который  удовлетворяется на отдельных видах  рынка; спрос большинства населения  на отдельных типах рынка. 

При несовпадении спроса и предложения, если платежеспособный спрос превышает предложение  в условиях производства ВНП ниже оптимальной величины, государство снижает налог на прибыль, чтобы стимулировать инвестиции компаний и фирм; увеличивает расходы государственного бюджета и, прежде всего, государственные закупки товаров и услуг; уменьшает процентную ставку за кредит. Кроме данных мер, проводится активная амортизационная политика, увеличивается объем капиталовложений в государственном секторе и т. д. 

В условиях, когда  предложение меньше платежеспособного  спроса, а производство ВНП превышает  оптимальную величину, государство  должно стремиться к снижению совокупного  спроса. Для этого ему необходимо увеличить налоги на прибыль, сократить  государственные расходы, увеличить  плату за предоставление кредитов, а следовательно, уменьшить денежную массу. 

Важнейшим методом  регулирования совокупного спроса является увеличение или уменьшение расходов государственного бюджета. Это  обусловлено тем, что их увеличение непосредственно влияет на увеличение как потребления, так и капиталовложений отдельных субъектов хозяйствования. Более того, государственные расходы  вызывают мультипликационный эффект. По подсчетам французских экономистов, каждый франк государственных инвестиций мобилизует почти 3 франка из других источников. Что касается снижения налога на прибыль; то этот метод влияет на совокупный спрос опосредовано. 

Следует иметь в  виду, что использование названных  рычагов экономического регулирования  не дает мгновенного эффекта. Пройдет  не менее полгода, прежде чем появятся первые позитивные результаты от использования  таких рычагов государственного регулирования, как увеличение или  уменьшение налогов на прибыль, подорожание  или удешевление кредита. Поэтому  важно заранее предвидеть нарушение  равновесия между такими агрегатными  показателями народнохозяйственной сбалансированности, как спрос и предложение, доходы и расходы государства и др. 

Но совокупные спрос  и предложение зависят и от других, более конкретных факторов: уровней доходов населения и  цен, темпов их роста, объемов сбережений и накоплений, налоговой деятельности государства, закупки им определенной части товаров, объема экспорта и  импорта. 

С точки зрения материально-вещественного  содержания совокупный спрос состоит  из потребительского (товары широкого потребления и предметы роскоши) и инвестиционного (средства производства). С точки зрения стоимостного содержания совокупный спрос может не совпадать  с размерами доходов населения: он может быть и большим, и меньшим  в зависимости от того, какая часть  дохода изымается из обращения и  превращается в сбережения или, наоборот, изымается из сбережений и становится частью совокупного дохода. 

Потребительские расходы  — это сумма денег, которые  люди расходуют на приобретение материальных благ и услуг с целью удовлетворения собственных нужд. Объем и структура  потребления формируются, прежде всего, в домашнем хозяйстве, семье. После  уплаты налогов в семье остается доход, который в основном расходуется  на потребление, а использованная часть  идет на сбережения. В соответствии с обоснованным Дж. Кейнсом законом, при увеличении доходов людей увеличивается и их потребление, однако не в такой мере, в какой растет доход. Конкретизацией данного закона являются широко применяемые в западной экономической литературе понятия «предельная склонность к потреблению», которая означает долю потребления в каждой дополнительной денежной единице дохода, находящейся в распоряжении семьи, и «средняя склонность к потреблению», которая означает уменьшение соотношения между потреблением и доходом по мере роста последнего. 

В целом потребление  зависит от размеров дохода и налогов, уровня цен, процентной ставки, процентов  на сбережения, стабильности денежной единицы, размера накопления. Рост потребления  в совокупном спросе означает снижение в нем доли накопления и уменьшение (абсолютное или относительное) доли сбережений. Значительное влияние на потребление имеет динамика цен. Устойчивый рост цен обесценивает накопления и сбережения. Это вначале приводит к номинальному росту потребления, а фактически — к недопотреблению  товаров и услуг. Их устойчивое повышение  ведет к тому, что деньги теряют свою покупательную способность. Фактически потребление населения сокращается. При низкой инфляции сбережения и  накопления обесцениваются, но одновременно растет совокупный спрос. Дефляционная политика, наоборот, сдерживает рост потребления  и создает благоприятные условия  для сбережения и накопления. 

Для нейтрализации  негативного воздействия инфляции следует применять такие меры, как повышение учетной ставки процента, увеличение налогов, сокращение государственных расходов, замедление темпов роста иди даже «замораживание»  заработной платы, а также вкладов  в сберегательных кассах и банках, контроль за движением цен, заработков и прибыли, то есть проводить политику доходов. Это содействует стабильности цен, но вызывает другие экономические потрясения — спад производства, банкротства, рост безработицы и, в конечном счете, — ограничение потребления. 

Если потребляет все население, то инвестиции осуществляют предприниматели, а сбережения —  предприниматели и потребители. 

Сбережения зависят  от состояния экономики (в периоды  спадов и кризисов они сокращаются), доходов населения (чем выше доход, тем больше вероятность, что определенная его часть будет отложена), инфляционной, денежной политики государства, наличия  пенсионных гарантий для трудящихся. Сбережения — это отложенный спрос, или часть дохода, которая остается в распоряжении населения, за исключением  расходов на личное потребление. Сбережения осуществляют домашние хозяйства, а  также предприятия (фирмы, компании) и организации. Их размер зависит, прежде всего, от величины дохода, следовательно, они являются функцией дохода. Поэтому  увеличение сбережений уменьшает и  потребление, и накопление, и наоборот. В то же время сбережения населения  — источник накопления для предпринимателей, которые обращаются в банки за кредитными средствами. Таким образом, чем больше сбережения населения, тем  шире финансовая основа для будущих  инвестиций. 

По своему вещественному  содержанию инвестиции представляют собой  расходы на расширение и обновление производительных сил или их отдельных  элементов. Инвестиции зависят от величины процентной ставки и являются функцией последней. Кроме того, они зависят  от состояния экономики, стабильности денежного обращения, перспектив спроса на новую продукцию, уровня процента за вклады и кредиты, размера налогов, стоимости основных факторов производства — сырья, оборудования, рабочей силы, срока окупаемости, величины прибыли  и др. 

Чем больше накопление, тем меньше доля сбережений и потребления, уже потребительский спрос, таким  образом, между потреблением, сбережением  и накоплением существует обратная зависимость. Но так бывает не всегда. Антагонизм их взаимоотношений характерен для периодов низких темпов роста, статического состояния экономики или при  преобладании экстенсивных методов  хозяйствования, С интенсификацией  хозяйственных процессов, ростом производительности труда, увеличением ВНП, потребление  и сбережение могут возрастать одновременно. 

В западной экономической  литературе широкое распространение  получил термин «парадокс бережливости», который означает постоянное стремление сберечь больше, чем предприниматели  хотят инвестировать, что вызывает хроническое уменьшение совокупного  спроса и стремления инвестировать. По мнению П. Самуэльсона, данный парадокс характерен, прежде всего, для периода экономического кризиса. 

Сбережения и накопления определяют уровни национального производства и занятости, но по-разному. Чем больше величины сбережений и накоплений, тем ниже потребительский спрос, а значит, происходит сокращение производства, уменьшение занятости. В то же время  накопление содействует росту инвестиционного  спроса и увеличению занятости в  соответствующих отраслях производства, что, в свою очередь, стимулирует  повышение потребительского спроса. 

Но такое прямое влияние накопления на занятость  возможно только в условиях экстенсивного  типа хозяйствования. Глубокие изменения  в технике и технологии вызывают рост потребностей в средствах производства при сокращении занятости части  рабочей силы или замедлении темпов прироста кадров. В результате интенсификации производственных процессов и сокращения занятости потребительский спрос  и накопление уменьшаются, поэтому  государство должно стимулировать  совокупный спрос, повышать уровень  потребления определенных слоев  населения. Равновесие между совокупными спросом и предложением в контексте взаимодействия сбережений и инвестиций предусматривает установление равенства между объемом сбережений и инвестиций. Эта закономерность была впервые обоснована Дж. Хиксом. С целью обеспечения устойчивого роста национального дохода необходимо постоянно увеличивать объем инвестиций. 

Налоги, закупки государством товаров и услуг, экспорт и  импорт — это факторы, которые  влияют на совокупный спрос извне. Они  связаны преимущественно с государственным  регулированием экономики и могут как стимулировать увеличение совокупного спроса, так и существенно тормозить его. 

С развитием спроса связано понятие «емкость» (объем) рынка, означающее наивысший объем  реализации продукции при определенном уровне платежеспособного спроса, товарного  предложения и цен. Чем шире платежеспособный спрос населения, тем больше объем рынка, тем легче решается проблема реализации. Одним из способов повышения платежеспособного спроса населения, который стимулирует увеличение объема рынка, в послевоенные годы стала социальная политика государства. 

Совокупное предложение  — другая сторона рыночной структуры. Оно определяется объемом выпущенной продукции, уровнями затрат производства и цен, состоянием производительности труда, развитием НТП, направленностью  государственного внутриполитического  курса. Его объем и содержание зависят и от степени монополизации экономики. Ведь монополия реализует, прежде всего, свои интересы как производителя. Поэтому с целью получения дополнительной прибыли она может идти на искусственное сокращение объема производства и создание, таким образом, искусственного дефицита, высоких цен на свою продукцию. Если в условиях свободной конкуренции совокупный спрос растет под воздействием повышения цен, то в условиях монополизации последнее не обязательно стимулирует увеличение предложения, оно может сокращаться с ростом цен. Стремление монополий к сверхприбыли наносит вред рыночному механизму саморегулирования, что вынуждает государство прибегать к активной антитрестовской политике, контролировать процесс ценообразования. 

Совокупное предложение  растет со снижением затрат производства, появлением новых товаров, расширением  сферы услуг, с развитием тенденции  к повышению цен. 

Спрос и предложение  не всегда уравновешивают друг друга. Они могут отличаться количественно, качественно, структурно, а также  темпами роста. Равновесие между  ними возникает как момент их постоянного  неравновесия. Кроме того, объем  спроса может быть меньше объема предложения  в связи с увеличением сбережений, которые, сокращая текущий совокупный спрос, финансово «подкармливают»  инвестиции и будущее предложение. 

Взаимодействие и  взаимосвязь между спросом и  предложением осуществляется через  систему цен. Цены на рынке движутся в определенных пределах. Их верхней, максимально высокой границей является цена спроса, которая определяется покупательной способностью потребителя. Снижение этой цены будет стимулировать  расширение спроса. На другом конце шкалы — цена предложения, максимально низкий для производителя уровень цены, при котором производство продукции при сложившихся технике и технологии, достигнутом уровне производительности труда обеспечивает покрытие расходов и приносит прибыль. Цена предложения может быть снижена в связи с сокращением затрат производства, совершенствованием его структуры и организации, а также под влиянием конкуренции. 

Информация о работе Спрос и предложение, механизм их сбалансированности