Стабилизация денежно-кредитного обращения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:27, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является рассмотрение программ (форм, методов) стабилизации денежного обращения. Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть процессы организации и регулирования денежного обращения;
2. Рассмотреть денежную политику РФ;
3. Рассмотреть и проанализировать проблемы, связанные с проведением эффективной денежно-кредитной политики на примере России в 1996 году и первой половине 1997 года.

Содержание

Введение_____________________________________________________2

I. Денежное обращение в РФ____________________________________4

II. Денежно-кредитная политика России___________________________4

III. Методы и формы стабилизации денежного обращения____________9

Заключение________________________________________________15

Список литературы_________________________________________17

Работа содержит 1 файл

Кредитно-денежная система.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

                             Содержание

    Введение_____________________________________________________2 

  1. Денежное  обращение в РФ____________________________________4
 
  1. Денежно-кредитная  политика России___________________________4
 
  1. Методы  и формы стабилизации денежного  обращения____________9
 

    Заключение________________________________________________15 

    Список  литературы_________________________________________17 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                               Введение 

    В настоящее время денежно-кредитная  сфера в России переживает, как, впрочем, и остальные государства, нелегкие времена.

    На  современном этапе Центральный  банк РФ использует инструменты денежно-кредитного регулирования. И особенно приятно заметить тот факт, что главными методами, применяемыми Центробанком, стали экономические.

    Для оздоровления (стабилизации) денежного обращения и преодоления инфляции проводятся центральным банком денежно-кредитные реформы или антиинфляционная политика.

    Важнейшим способ решения проблемы преодоления инфляции в течение последних лет служит осуществление жесткой денежно-кредитной политики, прежде всего путем ограничения совокупного спроса. Мерами призванными ограничить возможности предоставления ссуд коммерческим банкам и тем самым оказать влияние на снижение объема платежеспособного спроса. Активная денежно-кредитная политика позволила добиться положительных результатов, правда, цена этих успехов весьма велика. Это, прежде всего огромный спад производства, одной из причин которого является уменьшение платежеспособного спроса. Проводимая денежно-кредитная политика оказывает воздействие лишь на сферу обращения и не предусматривает непосредственного положительного влияния на сферу производства.

    В этой связи необходимо осуществить  поворот к использованию кредита  в качестве важного рычага роста  производства и предложения товаров, что будет способствовать снижению инфляции.

    Важное  направление преодоления негативных результатов осуществления жесткой  кредитно-денежной политики может состоять, прежде всего, в расширении кредитования массы платежных средств в  обороте. В интересах развития производства, улучшения соотношения между спросом и предложением и, в конечном итоге для уменьшения инфляции – целесообразно несколько ослабить жесткость денежно-кредитной политики путем расширения использования кредита предприятиями, а также населением.

    Особое место начинает занимать лизинг, коммерческие облигационные займы, при которых кредитодателем выступает не одно, а несколько лиц. Крупные банки начинают практиковать выдачу крупных кредитов, которые отличаются тем, что они не привязаны к торговой сделке, да и сама система кредитования становится более гибкой. Но все кредитные операции могут осуществляться лишь в разумных пределах и без чрезмерного увеличения денежной массы.

    Целью данной контрольной работы является рассмотрение программ (форм, методов) стабилизации денежного обращения. Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Раскрыть процессы организации и регулирования денежного обращения;
    2. Рассмотреть денежную политику РФ;
    3. Рассмотреть и проанализировать проблемы, связанные с проведением эффективной денежно-кредитной политики на примере России в 1996 году и первой половине 1997 года.
    4. Изучить программы (формы, методы) оздоровления денежного обращения.

 

    

  1. Денежное  обращение в РФ.

    Организация и регулирование денежного обращения  в Российской Федерации осуществляется в соответствии с действующим банковским законодательством и основными направлениями денежно-кредитной политики РФ.

    В России в рамках организации и  регулирования денежного обращения  на Центральный Банк РФ возлагается:

    • Планирование объемов производства, перевозки и хранения банкнот и монет, а также создание их резервных фондов;
    • Установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег;
    • Установление признаков платежности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожение;
    • Определение порядка ведения кассовых операций.
 
  1. Денежно-кредитная  политика России.

    Современная денежно-кредитная политика зачастую выглядит «плаванием против течения», она призвана стимулировать деловую  активность в условиях депрессии и стабилизировать экономический подъем, чтобы избежать перегрева конъюнктуры.

          Денежно-кредитная  политика государства осуществляется через Центральный Банк (ЦБ), как  правило, по двум направлениям:

  • проведение экспансионистской или расширительной политики, направленной на стимулирование масштабов кредитования и увеличение количества денег. В зависимости от экономической ситуации ЦБ осуществляет удорожание или удешевление кредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если в экономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводит политику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными. Параллельно происходит увеличение предложения денег, что ведет к снижению процентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций и деловой активности, а также реального Валового Национального Продукта (ВНП). Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережает спрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с целью привлечения заемщиков. Это особенно четко проявляется в условиях депрессивного состояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньги в средства производства, а домашние хозяйства - покупать потребительские товары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке и создаются предпосылки для экономического роста. Эта политика проводится в период застоя;
  • проведение реконструктивной или ограничительной (жесткой) политики, направленной на увеличение процентной ставки. При росте инфляции ЦБ проводит политику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным. В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокие процентные ставки, с одной стороны,  стимулируют владельцев денег побольше сберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду. В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данное направление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темпов экономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам, присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами, осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставка зависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли, а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получат обратно обесценившиеся деньги. При подъеме экономики, когда деньги нужны всем, процентные ставки будут расти.

    Банк  России, являясь органом, определяющим и проводящим денежно-кредитную политику в РФ, использует следующие инструменты и методы:

  • определение процентных ставок по совершаемым им операциям
  • установление резервных требований, для депонирования средств кредитных учреждений
  • проведение операций на открытом рынке
  • рефинансирование банков и предоставление кредитов
  • осуществление валютных интервенций
  • установление ценовых ориентиров роста денежной массы
  • введение кредитных ограничений

          Рассмотрим проблемы, связанные с проведением эффективной денежно-кредитной политики на примере России в 1996 году и первой половине 1997 года. Как известно, достижение финансовой стабилизации приводит к стабилизации экономики в целом. Поэтому не случайно основной сферой государственного регулирования является денежно-кредитная система. Ставка была сделана...

          Добившись снижения инфляции, ЦБ не решил главной проблемы страны - обеспечить экономический  рост. На результативность денежно-кредитной  политики оказали влияние множество других факторов, находящихся за пределами денежного механизма. Реальная борьба с инфляцией может привести к положительным результатам, если ведется не в отрыве от других макроэкономических проблем. Невозможность на практике реализовать идеи монитаристов связана с тем фактом, что современный рынок не в состоянии самостоятельно, без внешнего воздействия, обеспечить общее равновесие. Тем более это нереально в условиях России, где велика роль монополий и олигополий. Денежно-кредитная политика должна опираться на достижения современной науки и мировой практики. Правительству следует отказаться от догм монитаризма. В современных условиях необходим рыночный механизм с активным участием государства.

          Подавление инфляции не привело к ликвидации ее основной причины - бюджетного дефицита. Для России характерна инфляция издержек, скрытой формой которой являются очень низкая рентабельность производства и рост неплатежей. Произошла подмена: инфляция конвертировалась в государственную задолженность и неплатежи, т.е. сохранилась, но в другой форме.

          Многие российские экономисты считают, что нынешний национальный дом России не несет в  себе опасности  для экономики в целом. В качестве доказательства приводятся сравнительные  данные по другим высокоразвитым странам. В данном случае не берется в расчет нынешний уровень развития России и прежде всего - величина национального дохода на душу населения. Но славным является способность государства его обслуживать, а это зависит от величины денежной массы и Валового Внутреннего Продукта (ВВП). Здесь следует учитывать степень монетизации экономики, (отношение денежной массы к ВВП). Для России характерен низкий уровень монетизации экономики, и отношении государственного долга к денежной массе оказывается значительно выше, чем к ВВП. Этот показатель является одним из самых высоких в мире, т.е. бремя государственного долга в России очень тяжелое. В России все большая часть финансовых ресурсов  идет на обслуживание и погашения государственного долга. Дефицит бюджета проявляется ни в форме инфляции и росте цен, а в форме отложенной инфляции - росте государственного дола. Этот процесс происходит одновременно. Нерациональное использование государством бюджетных средств непосредственно отражается на не бюджетной сфере. Практически более 40% ВВП составляют государственные расходы. Происходит ускоренное сокращение инвестиций в основной капитал по мере роста государственных расходов. Но это еще не все. Государство изымает значительные средства из частного сектора для реализации своих целей. Как известно, основой инвестиций являются сбережения. В настоящее время прирост наличных денег в экономике происходит в основном за счет домашних хозяйств (более 65%). Потому денежная масса России зависит от склонности граждан к сбережениям и от эффективного выполнения своих функций государством. Уменьшение реальных доходов привело не только к значительному снижению уровней сбережений, но и к сокращению их доли в денежных доходах.

          Современная экономическая  наука предлагает проведение несколько  иной денежно-кредитной политики. Правительству следовало бы учесть и мировой опыт. Накануне кризиса 1929-1933 годов. Федеральная резервная система США, чтобы снизить цены, стабилизировать денежное обращение и улучшить экономическую ситуацию в стране, начала проводить политику сокращения государственных расходов и сжатия денежной массы. В результате произошло абсолютное снижение цен, но был спровоцирован самый глубокий экономический кризис за всю историю капитализма. В последующем американские президенты в условиях спада производства проводили политику не сокращения государственных расходов, а увеличения их и уменьшения налогов. Дело в том, что в условиях экономического кризиса бюджетный дефицит является нормальным явлением и помогает бороться с падением производства. Однако здесь необходима высокая точность и высокая квалификация работников, приводящих в жизнь стимулирующую бюджетную политику. Увеличение государственных расходов неизбежно ведет к росту денежного спроса. Чтобы не произошел скачок инфляции следует соблюдать некоторые условия.

          Прежде всего, не следует резко повышать государственные расходы, чтобы дать возможность производителям и продавцам своевременно увеличить предложение товаров, т.е. должно быть обеспечено своевременное товарное покрытие увеличившейся денежной массы. Причем расходы государства должны возрастать по линии закупок материалоемкой продукции, чтобы добиться кратного роста производства. Например, закупки государством самолетов вызовет целую цепочку новых заказов предприятием смежных производств, увеличит спрос на потребительские товары, повысит прибыльность предприятий и создаст возможность реконструкции предприятий и появления новой цепочки заказов и т.д. Кратное увеличение производства означает соответствующий рост доходов как предприятий, так и населения. Произойдет определенное повышение совокупного спроса и расширение налоговой базы, что, соответственно, увеличит налоговые поступления в бюджет. Даже закупки военной техники стимулировало бы оживление рыночной конъюнктуры.

  1. Методы и формы стабилизации денежного обращения.

      Для оздоровления (стабилизации) денежного обращения и преодоления инфляции проводятся центральным банком денежно-кредитные реформы или антиинфляционная политика.

    Денежная  реформа представляет собой полное (радикальное) или частичное преобразование денежной системы с целью упорядочения и укрепления денежного обращения.

Информация о работе Стабилизация денежно-кредитного обращения