Стратегия развития банковской системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2011 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Для оценки значения процессов, происходящих ныне в банковской системе страны, целесообразно совершить небольшой экскурс в прошлое России. Мне представляется, такой ретроспективный подход позволит не только взвешенно подойти к анализу складывающейся ситуации в банковском деле, но и в определенной степени предвидеть будущее.

Содержание

1.История развития банковской системы РФ…………………………..
2.Сущность и функции банковской системы РФ………………………
3.Принципы построения и структуры современной банковской системы…………………………………………………………………….
4.Цели и условия развития банковского сектора……………………...
4.1Содержание и стратегические цели развития…………………………

5.Участие иностранного капитала……………………………………….
6.Развитие банковской системы…………………………………………..
7.Текущее состояние банковской системы России…………………...
8.Стратегия развития банковского сектора РФ в период с 2003 года по 2007 год…………………………………………………………………………

9.Закльчение…………………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая по ДКБ.docx

— 67.12 Кб (Скачать)

Будут устранены излишние административные и экономические барьеры для  участия нерезидентов в капиталах  кредитных организаций. Также предусматривается  упростить процедуру капитализации  кредитных организаций за счет средств  нерезидентов.

При этом будет сохранено право Банка  России по согласованию с Правительством Российской Федерации устанавливать  для кредитных организаций с  иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков ограничения  на осуществление банковских операций, если в соответствующих иностранных  государствах в отношении банков с российскими инвестициями и  филиалов российских банков применяются  аналогичные ограничения. [По мнению Игнатьева С.М., текст данного абзаца провоцирует сомнения иностранного капитала в искренности продекларированных выше намерений.]

4. Структурные аспекты  развития банковского сектора

Предстоит принять законодательные и нормативные  акты, обеспечивающие существенное ускорение  и удешевление процедуры реорганизации  кредитных организаций путем  слияний и присоединений.

Необходимо  внести изменения в Гражданский  кодекс Российской Федерации, предусматривающие  при реорганизации кредитных  организаций отмену или существенное сужение права кредиторов требовать досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков, или применение такого права с существенным изменением процедур. В случае применения такого права оно не должно подрывать финансовую устойчивость реорганизуемых кредитных организаций, создавать угрозу другим кредиторам и вкладчикам.

Предусматривается наделить Банк России правом запрета  на реорганизацию, слияние или преобразование кредитной организации, если реализация указанных мероприятий существенно  нарушает права кредиторов кредитной  организации. Это позволит защитить интересы кредиторов кредитной организации, а также предотвратить их возможные  убытки, возникшие вследствие прекращения  банковского обслуживания, ускорить процедуры реорганизации кредитных  организаций в форме слияния, присоединения или преобразования без ущерба для гарантий прав кредиторов реорганизуемых кредитных организаций.

Стратегия большое значение уделяет вопросам развития банковской сети в регионах и обеспечения равного доступа  к банковским услугам. Предусматривается  законодательно наделить Банк России правом регулировать порядок создания внутренних структурных подразделений  кредитных организаций нормативными документами Банка России. Банк России подготовит нормативные документы, регулирующие порядок создания передвижных  пунктов кассового обслуживания. Стратегия большое значение уделяет вопросам равной доступности банковских услуг и развития банковской сети в регионах. В целях обеспечения условий для расширения форм банковского обслуживания клиентов кредитных организаций будет предусмотрено право создания мобильных офисов кредитных организаций в качестве внутреннего передвижного подразделения кредитной организации, или ее филиала. В этой связи предусматривается дополнить статью 22 Федерального закона “О банках и банковской деятельности”, положением уточняющим правомочие кредитных организаций образовывать внутренние структурные подразделения, дистанционно удаленные от месторасположения кредитной организации или ее филиала, в форме и в порядке, установленными нормативными актами Банка России.

5. Регулирование банковской  деятельности, банковский надзор

5.1. История  развития банковского дела свидетельствует,  что одним из наиболее опасных  рисков выступает риск качества  управления. В связи с этим  в сфере регистрации и лицензирования  деятельности кредитных организаций  Банком России будет продолжена  работа по развитию требований  к собственникам и руководителям  кредитных организаций. Имеется  в виду:

  • повышение требований к прозрачности сведений о реальных учредителях (участниках) кредитных организаций, а также об их финансовом состоянии и деловой репутации;
  • принятие дополнений в законодательство, определяющих порядок предъявления требований к финансовому положению реальных владельцев кредитных организаций, не являющихся их непосредственными учредителями (участниками), включая право Банка России осуществлять контроль за финансовым положением таких лиц и устанавливать требования к их финансовому положению;
  • принятие поправок в законодательство, уточняющих с учетом международного опыта критерии деловой репутации должностных лиц и реальных владельцев кредитных организаций. В частности, требуют уточнения перечень квалификационных требований к руководству и членам советов директоров, подходы к оценке соответствия этим требованиям, а также характер надзорного реагирования при несоблюдении указанных критериев;

5.2. В  2003 году также предстоит установить  критерии оценки деловой репутации  учредителей (участников) кредитной  организации. Требования к приобретателям  акций (долей) кредитных организаций  будут повышены. Так, для владельцев  существенных пакетов акций (долей)  банков или реальных владельцев  кредитных организаций банков, признанных  несостоятельными (банкротами) или  ликвидированными по иску Банка  России, допустивших своими действиями  банкротство кредитной организации,  не предпринявших меры по их  финансовому оздоровлению, либо  после отзыва лицензии на осуществление  банковских операций не принявших  решения о ликвидации кредитной  организации в предусмотренные  законом сроки, будет установлен  запрет выступать в качестве  учредителей (участников) новых кредитных  организаций в течение 10 лет.

5.3. В  банковском надзоре будут развиваться  содержательные подходы, предусматривающие  оценку деятельности кредитных  организаций и применение мер  надзорного реагирования исходя, прежде всего, из экономического  содержания и реальной оценки  рисков банковской деятельности  с позиций их потенциального  влияния на устойчивость кредитных  организаций. Решение данной задачи  предполагает в том числе:

  • развитие банковского законодательства путем внесения в него положений, определяющих содержательные требования к организации деятельности кредитных организаций, включая требования к порядку утверждения и составу документов, определяющих коммерческую политику, условия кредитования связанных сторон;
  • предоставление Банку России законодательно закрепленного права принятия решений надзорного характера на основе учета в деятельности кредитных организаций таких параметров как существенность рисков, адекватность суждения кредитных организаций об их реальном уровне, качество внутрибанковских систем управления и контроля за рисками;
  • введение в законодательство категории “оценочных” показателей деятельности кредитных организаций, устанавливаемых Банком России, с одновременным сокращением числа обязательных нормативов.

5.4. Предлагается  расширить полномочия Банка России  в области рассмотрения дел  об административных правонарушениях  в банковской сфере в соответствие  с его функциями и полномочиями  органа банковского надзора, а  также привлечении к административной  ответственности должностных лиц  кредитной организации.

5.5. В  ближайшие два года предстоит  оптимизировать отчетность кредитных  организаций, имея в виду прежде  всего сокращение числа форм  и упрощение процедур отчетности  кредитных организаций перед  Банком России и другими надзорными  органами. При этом будет уделено  внимание автоматизации процессов  предоставления отчетности кредитных  организаций в Банк России  с использованием интернет-технологий, что позволит исключить дублирование  информации и сократить издержки  кредитных организаций. 

5.6. В  рамках развития системы организации  банковского надзора и повышения  на этой основе его эффективности  предусматривается формирование  в 2003-2004 гг. в Банке России института  кураторов кредитных организаций.  Реализация данного подхода отвечает  задачам риск-ориентированного надзора.  Куратор кредитной организации  должен работать в постоянном  контакте с ее органами управления  и сотрудниками, обладать всей  доступной информацией о ее  деятельности, осуществлять оценку  текущего состояния и перспектив  развития кредитной организации,  выявлять области повышенного  риска в ее деятельности, генерировать  предложения о мерах надзорного  реагирования и режиме банковского  надзора.

5.7. В  целях повышения эффективности  проверок кредитных организаций  на месте в Банке России  проводится реорганизация службы  инспектирования, затрагивающая  центральный аппарат и территориальные  учреждения Банка России. Создана  Главная инспекция кредитных  организаций, которой переданы  функции инспекционных проверок  кредитных организаций. В связи  с задачами, стоящими перед банковским  надзором, службе инспектирования  Банка России предстоит в течение  в основном 2003 г. разработать более  совершенные подходы и методологию  проведения инспекционных проверок  всех существенных аспектов деятельности  кредитных организаций, реализовать  в инспекционных проверках методы  риск-ориентированного надзора.

5.8. В  целях создания более благоприятных  условий для развития банковской  деятельности, снижения административной  нагрузки в 2003 году Правительством  Российской Федерации будут приняты  меры по снятию с банков  всех вмененных им несвойственных  функций, в частности, функции  контроля за кассовой дисциплиной  клиентов. Предусматривается также  принять законодательное решение  по уменьшению величины сбора,  уплачиваемого за открытие филиала  кредитной организации.

Правительством  Российской Федерации будут приняты  меры по пресечению дискриминационной  политики местных властей по установлению завышенных (по сравнению со среднерыночными) ставок арендной платы для банков, снятию с банков всех вмененных им несвойственных функций, в частности, функции контроля за кассовой дисциплиной  клиентов.

Банк  России обеспечит создание нормативных  условий для возможности развития внутренних структур кредитных организаций  в рамках действующего законодательства, включая создание передвижных пунктов  кассового обслуживания. 1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

З А К Л Ю Ч  Е Н И Е 

     Кризисные процессы в сегодняшней российской экономики существенно осложняют  положение в банковском секторе  России. Возможности получения надежной прибыли относительно сокращаются. Финансовые затруднения банковских партнеров и клиентов, кризис неплатежей осложняют положение банков, а  наименее устойчивых из них приводят к банкротству. Аферы со средствами населения подрывают доверие  к финансовым институтам. Инфляционные всплески, прогнозы роста нестабильности, слабая предсказуемость государственной  экономической политики повышают риск не только производственных инвестиций, но и любых долгосрочных процессов.

     Крупнейшие  банки  накапливают  определенный   потенциал  для финансирования проектов в приоритетных отраслях, создания стратегических финансово-промышленных альянсов как "локомотивов" российской экономики. Повысился интерес крупных банков к вложениям в экономически необходимые либо оригинальные и конкурентоспособные на мировом уровне производства.

     Важнейшими  направлениями развития банковского  сектора стали расширение сети филиалов по всей стране, установление связей с  банковскими учреждениями ближнего зарубежья, стремление выйти на финансовые рынки Запада. Нарастает динамизм изменений в банковской сфере, что  связано с нестабильностью конъюнктуры  кредитного рынка, усилением межбанковской  конкуренции, расслоением среди  банковских учреждений.

     Банковское  дело затрагивает, в конечном счете, ожидания, чувства и планы конкретных людей. Банки, стремящиеся выжить в  современной конкуренции должен стремиться к тому, чтобы чаяния его клиентов становились реальностью. Реальное же возникает и живет на какой-то основе - духовной, нравственной, материальной. Надежность банка - главная из составляющих той основы, на которой сохраняются и приумножаются средства Акционеров и Клиентов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Стратегия развития банковской системы РФ