Сущность, функции и формы кредита

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 22:47, курсовая работа

Описание работы

Кредит относится к числу важнейших категорий экономических наук. Кредиту посвящены многие работы советских и западных экономистов. Тема кредита востребована в условиях мирового финансового кризиса. Кредит как экономическая категория служит объектом усердного и точного государственного урегулирования. Цели, которые преследует гос-во при кредитном урегулировании, бывают разные. На первый взгляд кредитная политика государства есть прямое воздействие на деятельность коммерческого банка которая направлена на расширение или сокращение кредитования экономики, она преследует цели стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки экспортеров на внешнем рынке. Воздействуя на кредитную политику в целом, что позволяет нам в конечном счете, достичь более глубоких стратегических задач развития экономики. Анализируя данную тему вопроса об экономической сущности и роли кредита в экономике весьма актуальна в условиях финансового кризиса, так как государство активно ищет пути его преодоления. Цель данной работы– это исследование кредита как экономической категории в условиях рыночной экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.…………………………….……………...………….3
1.Роль кредита в развитии экономике …………….…….........…5
1.1. Сущность кредита в условиях рыночной экономики …..... .5
1.2 Функции и формы кредита…………………………………...7
2. Структура кредитной системы в РФ …...........................…….13
2.1. Структура кредитной системы РФ.………………………… 14
3. Роль Нацбанка в денежно-кредитном регулировании экономики Казахстана..15
3.1 Цели и направления денежно-кредитного регулирования…15
3.2 Инструменты Нацбанка РК в регулировании денежно-кредитной системы..17
Заключение……………………………………………………23
Список используемой литературы………………24

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 158.50 Кб (Скачать)

Благоприятная конъюнктура  на мировых финансовых и товарных рынках и восстановление конкурентоспособности казахстанского экспорта, последовавшее за переходом к режиму свободно плавающего обменного курса тенге в апреле 1999 года, продолжали оказывать в прошлом году положительное влияние на макроэкономическую ситуацию в стране. В 2004 году, по предварительной оценке, в Казахстане ожидается рост ВВП в размере 9,6%, что ставит Казахстан в число лидеров среди стран СНГ по показателям экономического развития.

Номинальный обменный курс тенге к доллару США, по сравнению  с национальными валютами других стран СНГ, сохранялся относительно стабильным - с начала года снижение курса тенге к доллару США составило 5,2%. Инфляция за год снизилась почти вдвое: с 17,8% до 9,8%.

Вместе с валютной политикой Нацбанка, направленной на сохранение паритета покупательной способности тенге, это обусловило достижение значительного положительного сальдо текущего счета платежного баланса, которое за 2000 год составило более 0,9 млрд. долл. США.

В начале 2001 года начал функционировать  Национальный фонд Республики Казахстан, целью которого выступает стабилизация поступлений доходов бюджета от сырьевых отраслей, образование резервных активов на случай кризисных ситуаций в экономике, формирование накоплений для будущих поколений. Национальный Банк будет выполнять оперативное управление активами Национального фонда на основе договора с Правительством.

В целях реализации мер, направленных на укрепление и развитие всех сегментов финансового рынка  страны, повышения доверия населения  и привлечение дополнительных временно свободных денег населения в финансовую систему, дальнейшего улучшения макроэкономических условий для роста производства, а также реформирование социальной сферы руководство Нацбанка РК намерено:

 

  1. внедрять методы надзора на консолидированной основе в целях укрепления стабильности банковского сектора и выполнения 25 основных принципов эффективного банковского надзора, разработать рекомендации по управлению рисками банковской деятельности;
  2. совершенствовать нормативную правовую базу для развития сектора организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в том числе системы почтово-сберегательных учреждений;
  3. содействовать развитию новых финансовых инструментов;
  4. продолжить работу по совершенствованию системы обязательного коллективного гарантирования (страхования) вкладов (депозитов) физических лиц в банках второго уровня в направлении ее распространения на депозиты до востребования;
  5. создать фонд гарантирования обязательств банков по межбанковским кредитам;
  6. создавать надежную страховую систему (финансовое и институциональное укрепление страховых компаний, внедрение новых страховых технологий, развитие инфраструктуры и модернизация страхового рынка), усилить надзор за деятельностью профессиональных участников страхового рынка, способствовать повышению финансовой устойчивости страховых (перестраховочных) организаций, в т.ч. за счет разработки и внедрения пакета соответствующего пакета нормативных актов;
  7. содействовать становлению системы социального страхования и участвовать в работе по ускоренному развитию страхования жизни и совершенствованию правовой базы по видам обязательного страхования;
  8. совершенствовать платежную систему (строительство резервного центра платежной системы для обеспечения бесперебойного ее функционирования, увеличения мощности и повышения уровня безопасности);
  9. в целях расширения спектра предоставляемых банками услуг, развития безналичных платежей, а также повышения прозрачности операций в розничной торговли продолжить работу по созданию Национальной системы платежных карточек, развитию единого процессингового центра, обеспечивающего совместимость различных систем платежных карточек, и внедрению новой технологии смарт - карточек.
  10. продолжить работу по совершенствованию нормативной правовой базы и созданию действующей системы ипотечного кредитования и функционирования системы строительных сбережений. В целях развития жилищного кредитования и вторичного рынка ЗАО “Казахстанская ипотечная компания” начнет проводить операции по покупке ипотечных кредитов у банков второго уровня. Также начнут функционировать специализированные строительные сберегательные банки в Республике Казахстан;
  11. содействовать развитию действующей накопительной пенсионной системы, ее взаимодействия с банковской и страховой системами;
  12. продолжить работу по развитию мониторинга реального сектора экономики. Получение текущей и ожидаемой информации непосредственно от руководителей предприятий повысит эффективность денежно-кредитной политики Национального Банка, усилит ее ориентированность на потребности реального сектора экономики.

3.2 Инструменты  Нацбанка РК в регулировании  денежно-кредитной системы

 

Выше нами были изложены цели денежно-кредитного регулирования. Рассмотрим теперь основные инструменты  с помощью которых Национальный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

 

Политика обязательных резервов

"В настоящее время  минимальные резервы - это наиболее  ликвидные активы, которые обязаны  иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме  наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в  Нацбанке или в иных высоколиквидных формах, определяемых Национальным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Минимальные резервы выполняют две основные функции.

Во-первых, они как  ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим  изменением нормы обязательных резервов Нацбанк поддерживает степень ликвидности  коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.

Во-вторых, минимальные  резервы являются инструментом, используемым Национальным банком для регулирования  объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств Нацбанк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, Нацбанк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке республики. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций".

Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных  учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством.

Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые  учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.

В последние полтора-два  десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода кредитно-денежного  регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в западных странах) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов.

 

 

Рефинансирование коммерческих банков

Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Национальный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило векселя).

Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.

Векселя переучитываются  по ставке редисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону (в Европе 0.5-2 процентных пункта). Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк.

В случае повышения Нацбанком  ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием  кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики Национального банка РК. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.

Мы видим, что изменение  официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.

Также изменение официальной  ставки центрального банка означает переход к новой денежно-кредитной  политике, что заставляет коммерческие банки вносить необходимые коррективы в свою деятельность.

Недостатком использования  рефинансирования при проведении денежно-кредитной  политики является то, что этот метод  затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.

Помимо установления официальных ставок рефинансирования и редисконтирования центральный  банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. "В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками".

 

Операции на открытом рынке

Постепенно два вышеописанных  метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.

Этот метод заключается  в том, что НБ РК осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в  банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Нацбанк периодически вносит изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

Операции на открытом рынке впервые стали активно  применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах  развитого рынка ценных бумаг. Позднее  этот метод кредитного регулирования  получил всеобщее применение и в  Западной Европе.

"По форме проведения  рыночные операции центрального  банка с ценными бумагами могут  быть прямыми либо обратными.  Прямая операция представляет  собой обычную покупку или  продажу. Обратная заключается  в купле-продаже ценных бумаг  с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%". Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. “Нацбанк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам”.

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого  регулирования, поскольку объем  покупки ценных бумаг, а также  используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

 

Некоторые административные методы регулирования

 денежно-кредитной  сферы

Наряду с экономическими методами, посредством которых Нацбанк  регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в  этой области и административные методы воздействия.

К ним относится, например,  использование количественных кредитных  ограничений.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой  количественное ограничение суммы  выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что добиваясь  при помощи указанной политики сдерживания  банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

Также Национальный банк может устанавливать различные  нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также НБ РК может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.

“При нарушении коммерческими  банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в  работе, что ведет к ущемлению  прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять  к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Информация о работе Сущность, функции и формы кредита