Сущность и функций денег в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ роли денег в экономике, так как для понимания механизмов функционирования рыночной экономики важно ясное понимание роли денег в ней. Действительно, реальная деловая информация состоит главным образом из высказываний, описывающих разного рода платежи, которые либо кем-то проведены, либо кем-то получены. Изрядную роль в этого рода информации играю цены, отражающие относительную стоимость различного рода товаров и услуг, выраженную в денежных единицах, а также будущие финансовые обязательства, также выражающиеся в денежной форме.

Содержание

Введение 2
Сущность и функций денег 3
Сущность и виды денег 6
Элементы денежной системы 9
Развитие денег в зарубежных странах 11

Анализ денежного рынка 14
Правовые основы денежного обращения 17
Анализ развития оборота денежных агрегатов 19
Анализ финансового рынка 21

Проблемы регулирования денег в экономике РК 23
Проблемы регулирования денег в экономике 24
Пути решения по регулированию денег в экономике 25
Заключение 26
Список литературы 28
Приложение 31

Работа содержит 1 файл

Kursovaya_rabota_33_1.docx

— 479.20 Кб (Скачать)

 

 

2 Анализ денежного рынка РК за 2009-2011 г.

 

2.1 Правовые основы регулирования  денежного        обращения.

 

Государственным законодательством (законы "О Национальном банке  Республики Казахстан", "О банках и банковской деятельности") устанавливается, что может служить в качестве обеспечения: товарно-материальные ценности, золото, драгоценные металлы, свободно конвертируемая валюта, ценные бумаги, страховые полисы, гарантии Правительства). Использование других видов обеспечения  не должно допускаться. Эмиссионный механизм - законодательно установленный порядок выпуска и обращения денежных знаков. Эмиссионные операции в государствах осуществляют: центральный (эмиссионный банк), пользующийся монопольным правом выпуска банковских билетов (банкнот); казначейство (государственный исполнительный орган), выпускающий мелко купюрные бумажно-денежные знаки. Эмиссионный механизм представляет собой порядок выпуска денег в оборот и порядок изъятия из оборота. Безналичные деньги выпускаются коммерческими банками в процессе совершения ими кредитных операций. При погашении ссуд осуществляется изъятие денег из оборота, выпуск наличных денег производиться расчетно-кассовыми центрами национального банка. Изъятие наличных денег происходит при сдаче денежной наличности коммерческими банками в расчетно-кассовые центры. Структура денежной массы в обороте. Она рассматривается двояко. Это либо соотношение между наличной и безналичной денежной массой, либо соотношение между денежными знаками разной купюрности во всем объему денежной массы. Организацию денежного оборота осуществляет Национальный банк Казахстана. Безналичный денежный оборот регулируется положением о безналичных расчетах в Казахстане, в котором устанавливаются формы расчетов, виды платежных документов, способы платежа, документооборот и сфера применения безналичных форм расчетов. Налично-денежный оборот регулируется Национальным эмиссионным банком. На него возлагается: прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервного фонда; установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций; определение признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожение; разработка ведения кассовых операций для кредитных организаций; определяет правила, сроки, стандарты, формы осуществления безналичных расчетов; лицензирует расчетные системы кредитных учреждений. Законом предусмотрен общий срок безналичных расчетов: в пределах субъекта не более двух дней, в пределах Республики Казахстан не более пяти дней. В качестве платежных документов для безналичных расчетов используются: платежные поручения, расчетные чеки, аккредитивы, платежные требования-поручения и другие документы, утвержденные Национальным Банком Республики Казахстан. Механизм денежно-кредитного регулирования. Для упорядочивания денежного обращения Национальный Банк применяет следующие инструменты денежно - кредитного регулирования: ставки учетного процента (дисконтную политику) нормы обязательных резервов кредитных учреждений; операции на открытом рынке; регламентацию экономических нормативов для кредитных учреждений и др. Таким образом, денежная система Республики Казахстан это типичная современная бумажно-денежная система с использованием знаков стоимости, не разменных на золото, регулируемая Национальным банком Республики Казахстан посредством экономических нормативов и инструментов денежно-кредитной политики. В 1993 году Республика Казахстан ввела свою национальную валюту "тенге". Банкноты Национального Банка Республики Казахстан имеют характерные признаки, позволяющие отличить подлинную банкноту от поддельной, так как при изготовлении использованы технические приемы, затрудняющие их фальсифицирование с применением современных технических средств. На фальшивых банкнотах водяные знаки отсутствуют, либо весьма грубо имитируются тиснением бумаги или надпечаткой белой краской. Имитация водяного знака не позволяет сформировать контрастный четкий водяной знак, что легко отличает его от подлинного водяного знака при просмотре банкноты на просвет. Надпечатанный водяной знак выявляется при рассмотрении белого поля банкноты под острым углом т.к. из-за различной степени интенсивности отражения света линии надпечатки хорошо выделяются на фоне белой бумаги. Изображения, воспроизведенные с помощью металлографической печати (обычно это изображение портретов и узорные виньетки) характеризуются чрезвычайно высокой четкостью рисунка, воспроизведением мельчайших деталей, а также тем, что элементы изображения имеют выступающий над плоскостью бумаги рельеф, легко определяющийся на ощупь. Анализ указанных показателей за период с 2009 по 2011 г. свидетельствует о значительном опережении темпов роста как совокупной денежной массы, так и ее отдельных компонентов над темпами роста макроэкономических показателей. Так, если ВОП за 30 лет возрос в 5,1 раз, НД — в 4,7, Тоб — в 6,5 раза, то величины денежных агрегатов ДО, Д1, Д2, ДЗ, Д4 увеличилась соответственно в 25,6, 57,58,5,17,1,10,3 раза. Приведенные цифры свидетельствуют о росте товарно-денежной несбалансированности, падении покупательной способности рубля примерно как минимум в 6-10 раз, поскольку все расчеты произведены в текущих, а не сопоставимых ценах, т.е. без учета роста цен. Особо следует отметить рост у населения склонности к сбережениям (показатель, характеризующийся отношением вкладов граждан к приросту НД) из-за невозможности удовлетворить платежеспособный спрос. За указанный период вклады населения возросли в 36,3 раза, т.е. темпы их роста в 7,7 раза превышали прирост НД. Об устойчивом нарастании несоответствия между товарной и денежной массой, катастрофическом превышении темпов роста вкладов населения и денежной массы над темпами роста ВОП, НД и Тоб свидетельствует и анализ динамики соотношения вкладов населения, показателей ДО, Д1 и основных макроэкономических переменных. В настоящее время современная копировальная техника позволяет очень точно копировать рисунки и цвета ценных бумаг. Однако в банкнотах Национального Банка Республики Казахстан включаются специальные элементы против копировальных машин, включая "Скрытое изображение": на высоких достоинствах невидимую цифру номинала можно увидеть при рассмотрении купюры в горизонтальном положении на уровне глаз. Кроме того, большое количество сложных одноцветных и многоцветных узоров и разнообразных рисунков не дает возможности правильного воспроизведения мелких деталей и особенностей этих рисунков. Фальшивые банкноты, выполненные методом цветного ксерокопирования, могут быть выявлены еще и по низкой прочности красочного покрытия. При многократном перегибе фальшивой банкноты по одной линии краска на линии сгиба осыпается. На некоторых видах фальшивок используется невлагостойкие красители. В этом случае при увлажнении банкноты рисунки расплываются и бледнеют. В последнее десятилетие в экономике Казахстана прослеживаются следующие тенденции в функционировании денежного рынка: Из денежного оборота в качестве платежного средства полностью вытеснено золото (золотые деньги). Иными словами, завершился процесс демонетизации золота. В настоящее время ни в одной стране мира нет в обращении золота в качестве платежного средства. Из денежного оборота вытесняются бумажные деньги. Все большую роль в денежном обороте многих стран начинают играть так называемые квазиденьги: чеки, векселя, кредитные карточки, банковские счета и др. В этой связи в структуре денежной массы стали выделять так называемые денежные агрегаты. С дальнейшим усилением интернационализации хозяйственной жизни, развитием компьютеризации тенге все более вытесняются из денежного оборота коллективной валютой - евро. В денежном обороте все большая роль отводится электронным деньгам. Электронные деньги, их распространение в мире имеют большие преимущества. Во-первых, это ведет к огромной экономии ресурсов (исключаются печатание денег, их защита, транспортировка и т.д.). Во-вторых, введение электронных денег способствует декриминализации денежных отношений (электронные деньги всегда выступают как именные деньги). В-третьих, распространение электронных денег позволит осуществить тотальный контроль за всеми денежными операциями, отслеживая и предотвращая уклонение от налогов, факты взяточничества и т.д. Денежное обращение — движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты. Обращение наличных денег, т.е. денежных знаков (банкнот и монет). Средством платежа в данном случае являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за товары, работы и услуги или в других предусмотренных законодательством случаях (например, штрафы). Безналичное денежное обращение. Оно состоит в списании определенной денежной суммы со счета одного субъекта в кредитной организации и зачислении ее на счет другого субъекта в этой же или иной кредитной организации, либо в иной форме, при которой наличные денежные знаки как средство платежа отсутствуют. С помощью норм финансового права обеспечивается ее нормальное функционирование денежной системы. Они устанавливают признаки платежеспособности денежных знаков, порядка обращения наличных денег, основы организации расчетов и т.п. Гражданское право регулирует вопросы права собственности на деньги (денежные знаки), порядок расчетов при сделках гражданско-правового характера. Административное право устанавливает ответственность за административные правонарушения в сфере денежной системы, главным образом в процессе денежного обращения. Уголовное право предусматривает уголовную ответственность за совершение преступлений, направленных против денежной системы (фальшивомонетничество — изготовление или сбыт поддельных денег, злоупотребление при выпуске ценных бумаг (эмиссии). Вопросы финансово-технического характера, обеспечение функционирование денежной системы (изготовление денежных знаков, правила их перевозки, хранения и инкассации, создание резервных фондов денежных знаков, установление признаков и порядка платежности, замены и уничтожения поврежденных денежных знаков и другие), регулируются нормативными актами Банка России, издаваемыми на основе законодательства. Выполнение деньгами функции меры стоимости заключается в оценке стоимости товаров путем установления цен. Как средство обращения деньги используются для оплаты приобретаемых товаров, оплаты выполненных работ или оказанных услуг. Широко используются деньги как средство платежа. Деньги, непосредственно не участвующие в обороте, в том числе в функциях средства обращения и средства платежа, образуют средства накопления и выполняют функцию средства накопления. Основной формой денег являются денежные знаки, наделенные в силу закона платежной силой. Государство устанавливает их ценность, по которой они должны приниматься при осуществлении платежа (номинальную стоимость). Денежная система любой страны состоит из ряда элементов, таких как: официальная денежная единица; официальные денежные знаки; эмиссия денежных знаков (наличных денег); организация денежного обращения в наличной и безналичной формах; регулирование денежного обращения и кредитно-денежная политика; средства обеспечения законной платежной силы официальной денежной единицы и др.

 

 

 

 

2.2  Анализ развития оборота денежных агрегатов.

 

В нашей стране разрабатывается  экономико-математический аппарат, позволяющий  определить потребность экономической  зоны в отдельных компонентах  денежной массы и прогнозировать необходимое оптимальное количество денежных средств в обращении  исходя из выбранных показателей  аргументов функций. При этом Центральный  банк применяет различные математические и статистические методы: сравнение  динамических рядов денежных агрегатов  и макроэкономических показателей, влияющих на их объем и структуру; выявление коэффициентов эластичности; корреляционный и факторный регрессионный  анализ (построение функций спроса и предложения денег). Для оценки состояния совокупной денежной массы страны используются данные, публикуемые в официальных статистических сборниках, абсолютные и относительные макроэкономические показатели (ВОП, НД, товарооборот — Тоб), средняя процентная ставка по кредитным вложениям, индексы розничных и оптовых цен (ИРЦ, ИОЦ), а также величины денежных агрегатов ДО, Д1, Д2,ДЗ,Д4. Анализ указанных показателей за период с 2009 по 2011 г. свидетельствует о значительном опережении темпов роста как совокупной денежной массы, так и ее отдельных компонентов над темпами роста макроэкономических показателей. Так, если ВОП за 30 лет возрос в 5,1 раз, НД — в 4,7, Тоб — в 6,5 раза, то величины денежных агрегатов ДО, Д1, Д2, ДЗ, Д4 увеличилась соответственно в 25,6, 57,58,5,17,1,10,3 раза. Приведенные цифры свидетельствуют о росте товарно-денежной несбалансированности, падении покупательной способности рубля примерно как минимум в 6-10 раз, поскольку все расчеты произведены в текущих, а не сопоставимых ценах, т.е. без учета роста цен. Особо следует отметить рост у населения склонности к сбережениям (показатель, характеризующийся отношением вкладов граждан к приросту НД) из-за невозможности удовлетворить платежеспособный спрос. За указанный период вклады населения возросли в 36,3 раза, т.е. темпы их роста в 7,7 раза превышали прирост НД. Об устойчивом нарастании несоответствия между товарной и денежной массой, катастрофическом превышении темпов роста вкладов населения и денежной массы над темпами роста ВОП, НД и Тоб свидетельствует и анализ динамики соотношения вкладов населения, показателей ДО, Д1 и основных макроэкономических переменных. Так, если в 2008 г. вклады населения составили не более 15 % товарооборота и 7,3 % национального дохода, то в 2010 г. — соответственно 82 и 54,4 %. В 2009 г. удельный вес наличных и безналичных платежных средств в товарообороте держался на уровне 10 и 31 %, а к 2011 г. достиг 32 и 158 % соответственно, т.е. остатки фактически имеющихся на сегодняшний день платежных средств в полтора раза превышают масштабы товарооборота. (Отношение к ВОП одного из денежных агрегатов (в зарубежной практике, как правило, Д1 — денежной наличности и остатков средств на счетах до востребования) представляет собой показатель, характеризующий общее состояние ликвидности экономики страны. За 30 лет уровень ликвидности нашей экономики возрос более чем в 10 раз. Если в 2009 г. ликвидные средства народного хозяйства составляли 4,1 % ВОП, то в 2011 г. они достигли 45,3 %. Аналогичный показатель в 2010 г. составлял в США 15,6 %, в Великобритании — 16,2, ФРГ — 16,8 % (Исчислено по: International Financial Statistics Yeardbook, 1986). Такая сверхликвидность экономического оборота свидетельствует о прогрессирующих инфляционных тенденциях, поскольку наблюдается избыток платежных средств. Оценка значимости и степени влияния отдельных факторов на состояние совокупной денежной массы и ее отдельных компонентов, перспектив расчета спроса и предложения денег на основе функциональной зависимости от рассмотренных выше факторов позволяет сделать следующие выводы. Расчет коэффициентов эластичности свидетельствует о достаточно высокой степени эластичности (чувствительности) отдельных показателей денежной массы от указанных переменных (табл. 8.2). Исключение составляет агрегат ДО, эластичность которого по проценту в большинстве случае меньше единицы. Это означает, что изменение процентных ставок на 1 % может обусловить изменение величины ДО от 0,1 до 0,9 % (при постоянных других факторах). Аналогично меньшее (по сравнению с другими агрегатами) влияние на величину ДО оказывает изменение ВОП, НД, товарооборота и ИРЦ. Наиболее чувствительны (согласно рассчитанным значениям коэффициентов эластичности) изменения величины агрегатов денежной массы к действию таких факторов, как процентные ставки, ИРЦ, НД. Самое низкое значение коэффициентов эластичности денежной массы относительно ВОП и товарооборота. Что касается значимости воздействия каждого из рассматриваемых факторов на динамику отдельных агрегатов денежной массы, то по состоянию на конец 2010 г. показатель ДО наиболее чувствителен к изменениям ставки процента (кэл = 0,99 %); товарооборота (кэл = 0,48 %); НД (кдл = 0,12 %); ВОП (кэл = 0,07 %). Аналогичные значения коэффициентов эластичности для других агрегатов денежной массы на 2010 г. Структура денежной массы представляет совокупность денежных агрегатов. Денежные агрегаты – виды денег и денежных средств, отличающихся друг от друга разной степенью ликвидности. Совокупность денежных агрегатов представлена на схеме структура основных денежных агрегатов. Подчеркнем, что коэффициенты эластичности характеризуют степень чувствительности (эластичности) денежной массы к отдельным факторам по состоянию на каждую конкретную дату, а ряды динамики, построенные на базе значений коэффициентов эластичности, отличаются существенными колебаниями и не дают представления о превалирующей тенденции. Более показателен в этом плане анализ корреляционной зависимости, который также свидетельствует о наличии тесной связи между всеми показателями денежной массы и анализируемыми макроэкономическими переменными. Расчеты показывают, что в анализируемый период наиболее тесная зависимость — между показателями ДЗ, Д4 и ВОП, НД и товарооборотом, ИРЦ. Показатели Д1, Д2 в наибольшей степени зависят от ИРЦ и НД; ДО — от НД, ИРЦ и ВОП. Наименьшее влияние, согласно сделанным расчетам, на динамику всех исследуемых денежных агрегатов оказывают ставки процента, коэффициент корреляции которых чрезвычайно низок — не превышает 0,7, что подтверждает отсутствие прямой связи между уровнем процентной ставки и объемом денежной массы, что обусловлено практиковавшимся административным характером установления процента вне увязки с состоянием экономической конъюнктуры, его негибкостью и неэффективностью как инструмента регулирования деятельности банков на протяжении более чем 30 лет . Однако с переходом к рыночному типу экономических отношений и возвращением проценту присущей ему роли он становится одним из ключевых факторов, оказывающих непосредственное влияние на состояние денежного обращения и кредита в стране. Значение коэффициентов корреляции, близкое к 1, свидетельствует о наличии тесной линейной связи между исследуемыми переменными. На основе полученных расчетным путем данных о компонентах совокупного денежного оборота и факторах, влияющих на их величину, осуществлена попытка построения функции спроса на деньги. При построении регрессионных уравнений в качестве значений функций поочередно использовались значения денежных агрегатов, при этом аргументами функции являлись три переменные: один из объемных макроэкономических показателей (поочередно ВОП, НД или Тоб), средняя процентная ставка по ссудам и депозитам, один из показателей роста цен (поочередно ИРЦ, ИОЦ). В результате было получено 90 вариантов простейших уравнений регрессии1, дающих оценку наличия и степени связи между исследуемыми переменными. Анализ результатов произведенных расчетов свидетельствует, что на динамику агрегата ДО наибольшее влияние оказывают ИРЦ, НД, ВОП, товарооборот, весьма незначительно влияние процента. Причем при прочих равных условиях значимость воздействия ИРЦ, ВОП, НД и товарооборота приблизительно одинакова. Для агрегатов Д1 и Д2 наибольшее значение имеет такой фактор, как ИРЦ; на втором месте — НД и товарооборот; на третьем — ВОП. На динамику агрегатов ДЗ и Д4 наибольшее влияние оказывает НД; на втором месте — ВОП; на третьем — товарооборот. Значительно меньшее (по сравнению с другими агрегатами) значение имеет ИРЦ. Следовательно, можно сделать вывод, что с точки зрения анализа на длительную перспективу динамика денежных агрегатов Д1 и Д2, а также ДЗ и Д4 близка, и воздействие, оказываемое на них отдельными макроэкономическими показателями, практически однонаправленно. Полученные количественные оценки взаимосвязей денежного оборота и макроэкономических показателей подтверждают, что в условиях сложившейся экономической ситуации в стране и состояния денежного обращения исключительно важное значение имеет выбор правильного направления денежно-кредитной политики Центрального банка, адекватного сочетания административных мер контроля за операциями коммерческих банков и размерами денежного обращения и экономических методов, поскольку необходима ориентация, с одной стороны, на создание и поддержание стабильных рыночных отношений в банковской сфере, а с другой — осуществление мер по стабилизации денежного оборота и борьбе с инфляцией. При этом рыночное равновесие достигается благодаря сочетанию механизма саморегулирования на микроуровне и целенаправленного управления на макроуровне в основном посредством косвенного, но не исключая и прямого, вмешательства в деятельность банковских институтов. Конкретные формы реализации установок денежно-кредитной политики предполагают использование различных инструментов как тотального, так и селективного характера воздействия, влияющих на уровень банковской ликвидности и величину процентных ставок.

 

2.3  Анализ финансового  рынка.

 

Наиболее значимыми событиями 2010 года явились: заметное снижение уровня инфляции и темпов девальвации, достижение положительного сальдо платежного баланса, значительное увеличение золотовалютных резервов страны, полное досрочное  погашение Национальным банком своих  обязательств перед МВФ, принятие ряда важных законопроектов, запуск программы  вексельного обращения, быстрый  рост вкладов населения, резкое расширение кредитования реального сектора.  Нормативная правовая деятельность Национального Банка Республики Казахстан. Главой государства подписаны пять законопроектов «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам банковской тайны», «О жилищных строительных сбережениях в РК», «О страховой деятельности», «О гербовом сборе в отношении переводных и простых векселей в РК» и «О финансовом лизинге». Проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам валютного регулирования» принят Парламентом и направлен на подпись Президенту РК. Проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам банковской деятельности» направлен для доработки в согласительную комиссию Мажилиса и Сената Парламента Республики Казахстан. На конец 2010 года (декабрь к декабрю) уровень инфляции составил 9,8%, что практически вдвое ниже уровня 2009 года (17,8%). Тем не менее, данный уровень превысил установленный индикативный уровень инфляции в размере 9,5%. Причиной превышения индикативного показателя стал значительный рост цен в 4 квартале 2010 года, в особенности резкий рост цен на отдельные виды продовольственных товаров. Например, цены на яйца в 4 квартале выросли на 12,8%, тогда как непродовольственные товары подорожали всего на 6,1%, платные услуги населению – на 7,1%. По оценке Национального Банка, рост цен на сахар, яйца, овощи и фрукты с учетом весов этих товаров в потребительской корзине привел к увеличению общего уровня цен в 4 квартале 2010 года как минимум на 1%, а по итогам всего года – на 1,6%, что и привело к превышению индикативного показателя на 0,3 п. п. Необходимоотметить, что в декабре 2010 года темпы инфляции снизились до 1,3% в ноябре 2010 года 1,5%, в декабре 2009 года 1,7%. За 2010 год чистые международные резервы Национального Банка увеличились на 37,7% (или на 573,1 млн. дол) до 2093,9 млн. тенге. Этот рост был связан в основном с поступлениями иностранной валюты на счета Министерства финансов в Национальном банке и покупками инвалюты Национальным Банком на внутреннем валютном рынке. Валовые международные резервы   превысили на 4,6% показатель на конец 2009 года, составив 2095,8 млн. долларов США (что эквивалентно 3 мес. импорта товаров и услуг). Значительный рост чистых международных резервов Национальным Банком был в основном нейтрализован снижением его чистых внутренних активов (на 106,1 млрд. тенге) в основном за счет увеличения объемов краткосрочных нот в обращении в 7,9 раза (или на 43,0 млрд. тенге) и депозитов Правительства в 2,1 раза (или на 23,6 млрд. тенге). В результате денежная база за год расширилась всего на 7% до 134,0 млрд. тенге. Денежная масса за 11 месяцев текущего года увеличились на 40,3% до 384,2 млрд. тенге как за счет роста чистых внешних активов банковской системы на 23,07% (или на 439,9 млн. долларов), так и внутренних активов банковской системы более, чем в 3,1 раза (или на 35,9 млрд. тенге). В структуре денежной массы сохранились позитивная тенденция роста депозитов в банковской системе с начала года ее доля выросла с 62,2% до 74,7%, что вызвало увеличение значения денежного мультипликатора с 2,16 до 2,93. В 2010 году Национальный Банк придерживался политики свободно плавающего курса тенге. С начала года на внутреннем валютном рынке наблюдалось понижение курса тенге, которое происходило плавными темпами и его изменение было относительно легко прогнозируется. Однако, следует отметить усиление колебаний курса тенге по отношению к доллару США к концу 2010 года. За год курс тенге понизился на 5,2%, достигнув на конец года 145,40 тенге за 1 доллар США. Сохранению стабильности на валютном рынке, а вследствие этого укреплению позиций тенге и снижению привлекательности операций с долларом США, во многом способствовали заметное положительное сальдо торгового, благоприятная конъюнктура на мировых товарных рынках, а также сохранение стабильного курса российского рубля. Наблюдалась положительная тенденция перемещения активности по операциям с долларом США с биржевого на внебиржевой валютный рынок. В целом за год объем торгов на биржевом валютном рынке в долларовой позиции с учетом торгов на дополнительной сессии составил 1724,4 млн. долларов, что меньше показателя за 2009 год на 18,5%. За этот же период на межбанковском валютном рынке объем сделок между банками – резидентами увеличился по сравнению с аналогичным показателем прошлого года в 1,6 раза. Рынок государственных ценных бумаг. В 2010 году в развитии рынка государственных ценных бумаг наблюдались только положительные тенденции. Начиная с апреля 2010 года выпускается только тенговые ценные бумаги значительно увеличились сроки размещения государственных казначейских обязательств,  снизился общий уровень доходности на рынке. Увеличение объемов поступлений доходов в республиканский бюджет определило относительно невысокую потребность республиканского бюджета в заемных средствах. Это позволило Министерству финансов снизить объемы заимствования на внутреннем рынке. Так, объем размещения валютных государственных ценных бумаг за 2010 год (валютные ценные бумаги выпускались только в 1 квартале) составил 96 млн. долларов, что в 3 раза меньше, чем в 2009 году (290 млн. долларов). Объем размещения тенговых ценных бумаг незначительно (на 15,5%) увеличился и составил 47,8 млрд. тенге. В общем объеме размещения государственных ценных бумаг Министерства финансов доля ценных бумаг со сроками обращения 12 и более месяцев  увеличилась с 7 до 44,7%. За 2010 год (по последнему аукциону) снизилась эффективная доходность: по 3-х месячным тенговым обязательствам с 16,57 до 6,57% годовых, по 6-ти месячным обязательствам с 17,20 до 7,96%, по 12-ти месячным обязательствам – с 18,01 до 9,60%, по 2-х летним обязательствам с 16,96 до 15,97%, по 3-х летним – с 18,81 до 17,83%, по нотам НБК – с 14,36 до 7,00%. Объемы тенговых государственных бумаг в обращении увеличился за 2010 год в 1,7 раза  (в т.ч. ценных бумаг Министерства финансов – на 6,5% до 61 млрд.тенге, краткосрочных нот НБРК – в 7,9 раз до 48,5 млрд. тенге), валютных ценных бумаг – уменьшился в 8,3 раза до 39,7 млн. тенге. Существенное снижение валютных бумаг в обращении объясняется реструктизацией всего выпуска специальных 5-летних валютных облигаций Министерства финансов (244 млн. долларов США) в евробонды-2007. Межбанковский денежный рынок. В 2010 году основным инструментом регулирования краткосрочной ликвидности банков второго уровня стали межбанковские депозиты. Основная масса операций осуществлялась с инструментами в тенге и долларах США. За год на рынке межбанковских тенговых депозитов было размещено 192,2 млрд. тенге, что на 89,6 млрд. тенге (на 86,6%) выше объемов предыдущего года. При этом основную долю (97%) занимали депозиты сроком до 30 дней. В течении года наблюдалось значительное колебание ставок на данном рынке, однако к концу года произошло их значительное снижение.  Средневзвешенная ставка по межбанковским тенговым депозитам составила 3,65%. На рынке межбанковских долларовых депозитов в 2010 году было размещено более 10,5 млрд. долларов, что в 2,6 раз (на 6,5 млрд. дол) превышает показатель  2009 года. В основном долларовые депозиты размещались банками нерезидентами (доля в общем объеме депозитов 86%). Основную долю межбанковских кредитов в 2010 году занимали кредиты в долларах США. В течении года было выдано долларовых кредитов в сумме 76,1 млн. долларов, что в 2,6 раза ниже показателя 2009 года.

 

 

3 Проблемы регулирования денег в экономике РК.

 

3.1 Проблемы регулирования денег в экономике.

 

На сегодняшний момент острой проблемой нашего государства  является его роль в экономической  системе. Также стоит серьёзная  проблема – развитие своего рынка  и расширение экономики. Так как  у нас не развита собственная  промышленность, следовательно, я думаю, что стоит более глубоко изучить этотвопрос Эта проблема меня наиболее затронула, глядя на экономическое положение страны. Во всех экономических системах государство регулирует экономику. Такое регулирование в современной рыночной экономике осуществляется в намного меньших масштабах, чем в административно-командной системе. Тем не менее, и здесь экономическая роль государства велика. В экономике Казахстана большой упор делается на централизованное планирование. Наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Весьма грубым показателем удельного веса рынка и государства в экономике служит тот факт, что в настоящее время около 4/5 национального продукта обеспечивается рыночной системой, а остальная его часть производится под эгидой государства. Но помимо финансирования производства государство осуществляет ряд программ социального страхования и социального обеспечения, ставя своей целью перераспределение дохода в частном секторе экономики. Статистика показывает, что налоги и общий объём государственных расходов – на покупку товаров и услуг и на социальные программы – составляют приблизительно 1/3 национального продукта. Наконец, множество трудно поддающихся количественному изменению регулирующих мер, предназначенных, для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определённых отраслях, вовлекает государство практически во все сферы экономической деятельности. Роль государства, в управлении несомненно, велика и всеобъемлюща. В отличие от модели чистого капитализма нашу экономику лучше характеризовать как смешанный капитализм. Функционирование частного сектора на основе рыночной системы модифицируется самыми разными способами государственным сектором. Экономическая роль государства в любом обществе реализуется через совокупность конкретных функций. Как и роль государства, так и выполняемые им функции бывают разными не только в разных моделях взаимоотношений государства и экономики, но и разной в рамках одной модели, но с различными конкретно-историческими условиями разных стран. Кроме того, экономическая роль государства и выполняемые функции не могут быть одинаковыми в государствах со сложившейся высокоразвитой рыночной экономикой и в государствах с переходной экономикой. Здесь также большое значение имеют конкретные специфические условия. Эти различия обусловлены многими факторами объективного, материального порядка, а так же под влиянием традиций и представлений, характерных для данного общества, что сейчас определяется таким С развитием общества, с прогрессивными сдвигами в его материально-технической базе, усложнением хозяйственных связей между субъектами экономики, актуализацией тех или иных сфер общественной жизни и усилением процессов интеграции происходит обогащение и уточнение этих функций и даже возникают качественно новые. В странах с переходной экономикой ведущими, центральными являются функции, способствующие скорейшему преобразованию «старой» системы в рыночную при сохранении достигнутого экономического потенциала в то же время нельзя не отметить и существенные недостатки государственного регулирования. Российские экономисты отмечают два следующих негативных последствия активной роли государства а экономике: Сужение сферы действия рыночных отношений, ведущих к наиболее эффективному использованию производственных ресурсов. Нарушение принципов рыночного установления связей между хозяйствующими субъектами. Западные же экономисты видят недостатки государства в экономике в гораздо больших масштабах. Они отмечают следующие четыре основные причины систематической несостоятельности государства: недостаточная информированность государства о последствиях своей деятельности, ограниченный контроль над реакцией частного сектора на его деятельность, слабый контроль над бюрократией,  ограничения, налагаемые политическими процессами.

 

3.2  Пути решения по  регулированию денег в экономике.

 

Путь к решению регулирования  денег в экономике лежит метод регулирования денежного обращения. Учётная (процентная) политика центрального банка, относищаяся также к прямым методам регулирования. Это обусловлено тем, что в отличие от резервных требований, она представляет собой вариант прямого регулирования цены банковских кредитов. Вследствие этого регулирование учетных ставок быстрее и непосредственнее воздействует на денежное обращение. Способность центрального банка воздействовать на цену кредита определяется его ролью как субъекта кредитной эмиссии, а также существованием по многим видам банковских ставок фиксированного отношения к ставкам центрального банка, закрепляемого часто различного рода межбанковскими соглашениями или решениями высших органов управления. Во многих государствах учетная ставка является официальной ставкой центрального банка. Она выступает основой для проведения дисконтной политики, под которой понимается регулирование денежного рынка путем изменения норм процента. Посредством нормы процента происходит переучет векселей при необходимости превращения их в банковские кредиты. Таким путем происходит трансформация коммерческого кредита в банковский. Однако этот инструмент не позволяет в полной мере контролировать предложение денег коммерческими банками, поскольку его основное предназначение в настоящее время сильно изменилось. Переучет векселей был создан в США с целью устранить стремление вкладчиков превратить свои депозиты в наличные деньги вследствие потери ими уверенности в надежности банковских учреждений. Поэтому переучет векселей был создан как метод, благодаря которому депозитные деньги дополнительно внедрялись на денежный рынок, а затем изымались. В таком случае коммерческие банки могут получить кредиты для своевременного удовлетворения запросов вкладчиков путем переучета активов, и соответственно, приобретает свое значение выражение “кредитор последней инстанции”, применяемое в отношении центрального банка. Последний в период кризиса в состоянии представить первичную ликвидность, необходимую для конверсии депозитов во избежание либо временного прекращения выплат банками, либо значительного сокращения количества денег. Учётная ставка процента представляет собой взимаемый центральным банком процент по предоставляемым им кредитам коммерческим банкам. С позиций последних величина учетной ставки представляет собой неизбежные издержки, связанные с увеличением резервов. Если уровень учетной ставки понижается, то объем спроса со стороны коммерческих банков на кредиты центрального банка возрастает, а их кредитные возможности увеличиваются, соответственно, увеличивается и денежная масса. Обратный результат получается при повышении учетной ставки центрального банка. Регулирование процентных ставок является в историческом аспекте одним из первых инструментов воздействия на кредитную сферу (считается, что впервые оно было использовано для ограничения ростовщичества). Пик использования банковских ставок как метода регулирования центральным банком денежного обращения пришелся на 2009-2010г. XXI столетия, когда контроль над ставками в том или ином варианте использовался в государствах с рыночной экономикой. Большое значение придавалось процентной политике 2011. XXI столетия, когда в условиях расширения международного движения капиталов только процентные ставки позволяли оказывать влияние на валютный курс, а через него на внутреннее денежное обращение. Это было связано с тем, что резервы центральных банков большинства развитых стран оказались весьма незначительными, а операции на открытом рынке — относительно неразвитыми. Однако в настоящее время значение этого метода регулирования постепенно уменьшается.

Информация о работе Сущность и функций денег в современных условиях