Сущность и история развития ипотеки

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Ипотека может быть установлена на любое недвижимое имущество, которое залогодатель вправе продавать или отчуждать иным образом: земельные участки (в т.ч. участки из состава земель сельскохозяйственного назначения); предприятия, здания, сооружения и иное недвижимое имущество, используемое в предпринимательской деятельности; жилые дома и квартиры; дачи, садовые дома, гаражи и другие строения потребительского назначения; иное недвижимое имущество.

Работа содержит 1 файл

2 реф.docx

— 44.17 Кб (Скачать)

Одним из выходов  из сложившейся ситуации является попытка  банков создать новые, антикризисные  или альтернативные ипотечные модели, которые являются смесью американской и германской модели ипотечного кредитования. Сущность их заключается в предварительном  накоплении потенциальным заемщиком  в течение нескольких лет первоначального  взноса (или части кредита) с дальнейшим предоставлением банком обычного ипотечного кредита с пониженной ставкой. В  данной модели велика вероятность риска  для населения остаться просто потенциальным заемщиком. 

В мировой и российской банковской практике выработаны эффективные  механизмы формирования ресурсов ипотечного кредитования, к которым относятся: 

1. Финансирование  в рамках автономной модели. Источниками  средств для выдачи кредитов являются депозиты (накопления) лиц, одновременно являющихся и вкладчиками, и заемщиками. Однако, как правило, ипотечный кредит составляет только 50-60% стоимости приобретаемого или строящегося жилья. В связи с этим заемщиком вынужден привлекать дополнительные ресурсы (собственные средства или банковский кредит). В условиях кризиса такая модель является неэффективной, так как снижается количество депозитов в банках, и возникают сложности привлечения заемщиком дополнительных ресурсов. 

2. Финансирование  через срочные вклады и срочные  займы. Данная система является  достаточно рискованной в связи  с дисбалансом сроков привлечения  и размещения ресурсов. Использование  заемных средств, аккумулированных  через срочные займы, в том  числе и в качестве дополнительно  необходимых ресурсов, в условиях  кризиса затруднительно. 

3. Рефинансирование  кредиторов через операторов  вторичного рынка ипотечных кредитов. Мировая практика показывает, что  эффективным способом решения  проблемы рефинансирования является  создание вторичного рынка ипотечного  кредитования. Существование и нормальное  функционирование вторичного рынка  ипотечных кредитов имеет огромное  значение, поскольку вторичный рынок  обеспечивает средствами первичный  ипотечный рынок и решает проблемы  банков по рефинансированию долгосрочных  ипотечных кредитов. 

В открытой модели кредитно-финансовые организации финансируются за счет собственного капитала и срочных  займов. Они выдают ипотечные кредиты  и обслуживают их. Но, выдав заем (кредит), организация (банк) продает  ипотечный кредит третьему лицу -финансовому инвестору, который является оператором вторичного рынка ипотечных кредитов. Вырученные средства финансово-кредитные организации снова пускают в оборот, выдавая новые займы. Их прибыль складывается из сборов за предоставление кредитов и платежей за их обслуживание. 

В условиях кризиса  модель интересна для финансового  инвестора в случае стабильного  или растущего рынка недвижимости и высоких процентных ставок по ипотечным  кредитам. В настоящее время классическая модель ипотечного кредитования не несет  в себе антикризисных черт. 

5. Рефинансирование  путем эмиссии ипотечных ценных  бумаг, имеющих коллективную гарантию - американская модель. 

Основная задача АИЖК способствовать развитию жилищного  ипотечного кредитования в России посредствам  рефинансирования ипотечных кредитов, выдаваемых коммерческими банками - первоначальными кредиторами. Именно на АИЖК возлагается функция привлечения долгосрочных финансовых ресурсов для кредитования населения предполагается, что АИЖК будет выпускать долгосрочные ценные бумаги, обеспеченные пулом ипотечных кредитов. Второй функцией АИЖК является стандартизация и унификация процедур ипотечного кредитования. К третьей функции АИЖК относится представление интересов ипотечных структур в Правительстве РФ и других государственных учреждениях. 

Данная модель в  условиях кризиса оказалось неэффективной, что проявилось в повышении процентных ставок, уменьшении размера кредита, ужесточении требований к заемщикам. 

6. Рефинансирование  через систему коллективных инвестиций, предусматривающую организацию  в регионах специализированных  фондов, денежные средства которых  должны быть направлены исключительно  на приобретение закладных. Данная  модель не получила распространения  в России, но в условиях кризиса  позволяет привлечь финансы на  рынки недвижимости и ипотечного  кредитования. 

7. Выпуск банками  ипотечных облигаций, обеспеченных  закладными, и их реализация на  финансовом рынке. В условиях  кризиса данная модель не работает, так как фондовый рынок находится  в стагнации. 

8. Рефинансирование  ипотечных операций путем привлечения  инвесторов через систему общих  фондов банковского управления, которая является одной из  действующих в России форм  осуществления коллективных инвестиций. В условиях кризиса идет уменьшение  количества инвестиций, в связи с чем данная модель не способна обеспечить систему ипотечного кредитования финансами. 

Следует отметить, что  в настоящее время в целях  антикризисного поддержания строительного  комплекса федеральными и региональными  властями предпринимаются попытки  выкупа построенного жилья по ценам  ниже рыночных с дальнейшей передачей  жилья в социальный наем. Однако последствием таких мер будут является отсутствие дальнейшего развития строительного комплекса, уменьшение ввода в эксплуатацию нового жилья, что приведет на этапе роста экономики (после кризиса) через 3-4 года к резкому дефициту жилья и стремительному росту цен по аналогии с рынком недвижимости 2006 г. 

Процедура ипотечного жилищного кредитования в условиях антикризисной модели может комбинироваться: 

· с финансированием, использующим безвозмездные жилищные субсидии; 

· с продажей старого  жилья для приобретения нового; 

· с получением краткосрочного кредита для первоначального  взноса при покупке новой квартиры под залог уже имеющегося жилья; 

· с другими методами дополнительного финансирования покупки  жилья. 

В вопросе повышения  доступности ипотечных кредитов в условиях кризиса важную роль мог  бы сыграть Банк России. Именно ему  под силу создать условия, при  которых ставки по ипотечным кредитам могли бы значительно снизиться. К числу таких условий относится, в частности, изменение критериев  оценки обеспеченности ипотечных кредитов, изменение их классификации по группам  риска, снижение размеров резервирования под ипотечные кредиты, уменьшение норм отчислений в фонд обязательных резервов по накопительным ипотечным  депозитам и т.п. 

Инновацией на банковском рынке должно стать введение Банком России в дополнение к существующей ставке рефинансирования также ипотечные  ставки рефинансирования и ипотечной  ставки рефинансирования по ипотечным  кредитам для льготных категорий  населения. 

Коммерческие банки, кредитуя население, в соответствии с условиями ипотечного кредитования Банка России устанавливают маржу  в размере 1,5 -2% дополнительно к  ипотечной ставке рефинансирования, получают доходы от комиссионных сборов, взимаемых с заемщиков за финансовые операции и предоставление услуги, включая услуги по оформлению и сопровождению  ипотечных кредитов. 

Использование антикризисных  моделей системы ипотечного кредитования позволит сохранить на рынке недвижимости России строительные компании среднего и малого размера, а также в  условиях кризиса увеличить спрос  населения на рынке первичной  недвижимости. 

Кроме того, действенным  источником привлечения средств  населения в жилищный сектор может  стать возрождение программ муниципальных  жилищных облигаций, когда населением выкупаются жилые метры, и после  приобретения необходимого количества - муниципалитетом предоставляется  квартира. Муниципальные жилищные облигации  в условиях антикризисных программ могли бы стать одним из источников обеспечения работников бюджетной  сферы доступным жильем. 

Таким образом, в  условиях текущего кризиса решение  жилищной проблемы в России, должно осуществляться за счет трех систем финансирования жилья: 

1. системы ипотечного  жилищного кредитования, основной  на рыночной принципах финансирования, в том числе и с использованием банками ипотечной ставки рефинансирования; 

2. системы федеральных,  региональных и муниципальных  программ ипотечного жилищного  кредитования жилья семьями со  средними и низкими доходами, осуществляемого в рамках антикризисных  программ; 

3. системы социального  жилья для малоимущих, включающей детские дома, общежития, дома престарелых, дома низкой комфортности и т.п. 

При организации  финансового обеспечения ипотечного жилищного кредитования необходимо на строго планомерной основе, исходя из долгосрочной перспективы, при этом учитывать мировые, межрегиональные, региональные и местные тенденции  экономического развития, в целях  прогнозирования факторов, которые  будут усиливать или снижать  инвестиционные потоки, обращенные к  ипотечному рынку. 

Таким образом, необходимо отметить, что только сочетание различных  источников и способов финансирования позволит безболезненно вывести  систему ипотечного кредитования из кризиса, а также обеспечить рыночную систему ипотечного кредитования финансами, сделать ее сбалансированной, а потому менее рискованной, что обеспечит  необходимые гарантии привлечения  инвестиций в Россию. 

Заключение 
 

В результате написанной курсовой работы были сделаны следующие  основные выводы: 

1. Проблемы развития  ипотечного кредитования в РФ  является одним из наиболее актуальных и наболевших. Существует целый спектр проблем, препятствующих развитию ипотечного кредитования: 

· политическая и  экономическая нестабильность; 

· низкий уровень  доходов большей части населения, особенно по сравнению со стоимостью недвижимости; 

· отсутствие достаточной  нормативной и законодательной  базы; 

· высокий уровень  налогообложения физических и юридических  лиц; 

· высокая стоимость  накладных расходов при работе с  недвижимостью; 

· недостаточная  помощь государства в финансовых, организационных и законодательных  вопросах; 

· недостаток профессионалов для работы в ипотечном бизнесе. 

2. Анализ зарубежной  практики ипотечного кредитования  показывает, что основной акцепт  при разработке новых инструментов  привлечения капитала делается  на обеспечении надежности инвестиций. Для обеспечения нормального  и бескризисного функционирования  вторичного рынка ипотечных ценных  бумаг государственные институты  принимают на себя часть рисков, а также оказывают активную  помощь кредитным учреждениям  в проблемных ситуациях. 

3. В мировой практике  проблема привлечения банками  средств для долгосрочных ипотечных кредитов решается в основном в рамках двух основных моделей: депозитарной модели института, а также модели ипотечного банка. В России основными источниками средств для выдачи ипотечных кредитов являются, как правило, средства, привлекаемые банками на счета клиентов, которые носят обычно краткосрочный характер. 

4. Развитие вторичного  рынка ипотечных кредитов будет  содействовать активизации привлечения  средств инвесторов для кредитования  строительства и приобретения  жилья. 

5. Создания антикризисных  моделей ипотечного кредитования  приведет к улучшению современного  ипотечного кредитования. 

Требуется использовать более гибкие подходы к развитию системы ипотечного кредитования, а  именно необходимо поэтапное приближение  к двухуровневой ее модели при  ускоренном формировании первичного рынка  ипотечных кредитов с использованием разнообразных переходных форм, приспособленных  к особенностям платежеспособного  спроса разных категорий и слоев  населения с дифференциацией  по регионам, а также учитывая ограниченность финансовых ресурсов. 

В связи с этим могут быть сформулированы следующие  рекомендации: 

· ориентировать  ипотечное кредитование в первую очередь на те категории населения, которые нуждаются в небольшом  кредите, что позволяет при ограниченных ресурсов обеспечить кредитами максимальное число заемщиков; 

· использовать дифференцированные условия ипотечного кредитования различных  категорий населения с учетом их доходов и платежеспособности; 

· применять при  формировании системы ипотечного кредитования меры, направленные на поддержку заемщика (организация накопительных программ, зачет стоимости имеющегося жилья в дополнение к собственным средствам граждан, а также использование с этой целью жилищных субсидий и жилищных сертификатов, предоставляемых гражданам в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством).

Информация о работе Сущность и история развития ипотеки