Сущность инфляции, ее причины и методы регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 10:33, контрольная работа

Описание работы

Инфляция представляет собой обесценение денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг.
Инфляция свойственна любым моделям экономического развития, в которых не сбалансированы государственные доходы и расходы, ограничены возможности центрального банка в проведении самостоятельной денежно-кредитной политики. Иногда инфляционные процессы возникают или специально стимулируются государством, когда использованы все прочие формы перераспределения общественного продукта и национального дохода.

Содержание

1
Теоретический вопрос.
Сущность инфляции, ее причины и методы регулирования
3
2
Тестовые задания
10
3
Задача
11

Список используемой литературы
13

Работа содержит 1 файл

Сущность инфляции, ее причины и методы регулирования.docx

— 39.51 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ФИНАНСОВЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БАРНАУЛЬСКИЙ  ФИЛИАЛ


 

Факультет учетно-статистический

Кафедра бухгалтерского учета, аудита, статистики

 

 

Специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Деньги, кредит, банки»

   

Вариант №7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1

Теоретический вопрос.

Сущность инфляции, ее причины и методы регулирования

3

2

Тестовые задания

10

3

Задача

11

 

Список используемой литературы

13


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС

 

СУЩНОСТЬ  ИНФЛЯЦИИ, ЕЕ ПРИЧИНЫ  И МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

 

Современный термин «инфляция» (от латинского слова inflation – вздутие, разбухание) был позаимствован из медицины, и впервые стал применяться в Северной Америке в 1861-1865 годах.

Инфляция представляет собой обесценение  денег, падение их покупательной  способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением  качества товаров и услуг.

Инфляция свойственна любым  моделям экономического развития, в  которых не сбалансированы государственные  доходы и расходы, ограничены возможности  центрального банка в проведении самостоятельной денежно-кредитной  политики. Иногда инфляционные процессы возникают или специально стимулируются  государством, когда использованы все  прочие формы перераспределения  общественного продукта и национального  дохода. Правительство может использовать увеличение  инфляции для борьбы с безработицей.

Сущность инфляции можно трактовать по-разному:

  • как переполнение каналов денежного обращения избыточными бумажными деньгами, вызывающими их обесценение по отношению к золоту, товарам, иностранной валюте, сохраняющей прежнюю реальную ценность или обесценивающейся в меньшей степени;
  • как любое обесценение бумажных денег;
  • как повышение общего уровня цен;
  • как многофакторный процесс, не имеющий однозначного толкования.

Хотя внешним признаком инфляции чаще всего является повышение цен, она представляет собой сложный  социально-экономический процесс, свидетельствующий  о разбалансированности хозяйства  страны.

 

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ

 

Социально-экономические последствия  инфляции охватывают все аспекты  ее воздействия на платежеспособный спрос, процесс производства, финансовую и кредитную системы, международные  экономические отношения. Инфляция выступает как фактор:

  1. перераспределения доходов между группами населения, сферами производства, регионами, государством, предприятиями, населением, кредиторами и заемщиками;
  2. обесценения денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов, средств государственного бюджета;
  3. снижения реальных денежных доходов населения, особенно получателей фиксированных доходов;
  4. сокращения реального объема платежеспособного спроса на предметы потребления, а значит и их производства;
  5. деформации структуры потребительского спроса;
  6. усугубления неравномерности и не пропорциональности развития различных отраслей экономики;
  7. ухудшения инвестиционного климата в стране, снижения экономической активности;
  8. отвлечения капиталов из сферы производства в сферу обращения, усиления спекуляции;
  9. обесценения амортизационных фондов предприятий, что затрудняет процесс расширения и обновления основного капитала;
  10. снижения покупательской способности национальной валюты и искажения ее реального курса по отношению к иностранным валютам;
  11. увеличение оттока капитала из страны;
  12. обострения социальных и экономических противоречий.

 

 

Причины возникновения  инфляции

 

К важнейшим инфляционным причинам роста цен можно отнести следующие:

1) Рост государственных расходов в ВНП, обусловленных расширением масштаба государственного регулирования экономики, проведения социальных программ. Следствием этого может явиться так называемый «дефицит государственного бюджета», источниками покрытия которого становятся займы в центральном банке страны, эмиссия денег, а также внешние займы, формирующие будущий потенциал инфляции.

2) Возникновение крупных институтов частной власти – крупнейших фирм, транснациональных корпораций, получающих сверхприбыли за счет сдерживания предложения и поддержания высокого уровня цен.

3) Индексация денежных доходов населения. При необоснованно высоких её размерах индексация становится фактором формирования избыточного денежного спроса.

4) Инфляционно опасные инвестиции - преимущественно милитаризация экономики.

5) Отсутствие чистого свободного рынка и совершенной конкуренции как его части.

6) Импортируемая инфляция, роль которой возрастает с ростом открытости национальных экономик и вовлечения их в мирохозяйственные связи той или иной страны. Данное положение вещей ведет к воздействию на цены внутреннего рынка колебаний курсов валют, цен на импортируемые товары и ресурсы.

7) Инфляционные ожидания – это психологический феномен, когда исходя из прошлого опыта роста цен, потребители и производители меняют свою стратегию в отношении товарных запасов и инвестиций. Потребители закупают товары впрок, ожидая повышения цен. В результате этого ни требуют повышения заработной платы, а предприниматель принимает эти требования. [3, с. 33-35]

Существует несколько видов инфляции.

С точки  зрения темпов роста цен выделяют три основных типа инфляции:

1) ползучая инфляция – это инфляция, развивающаяся медленными темпами. Она характеризуется небольшими темпами обесценения денег – 5-10 процентов в год.

2) галопирующая  инфляция – инфляция, развивающаяся  стремительными темпами. Для неё характерен рост цен от 20 до 200 процентов в год.

3) гиперинфляция - инфляция, характеризующаяся среднемесячным приростом цен свыше 50 процентов, среднегодовым - свыше 200 процентов (наносит огромный ущерб населению, даже состоятельным слоям общества, разрушает натуральный обмен, бартерные сделки, используются талоны, купоны, нормы распределения, а так же наблюдается бегство населения от денег). [2, с. 191-192]

В зависимости  от того, какие формы принимает  неравновесие спроса и предложения, различают:

  1. открытую инфляцию, которая характерна для экономики со свободным ценообразованием, и представляет собой хронический рост цен на товары и услуги;
  2. подавленную инфляцию, которую иногда называют скрытой, характерна для экономики с регулируемыми ценами и проявляется в товарном дефиците, ухудшении качества продукции, вынужденном накапливании денег, развитии теневой экономики, бартерных сделок. [2, с. 187]

В зависимости  от точности прогноза хозяйственных  агентов относительно будущих темпов роста цен и степени приспособления к ним выделяют:

  1. ожидаемую (прогнозируемую) инфляцию, которую можно спрогнозировать на какой-либо период времени, является прямым результатом действий правительства страны в рамках осуществляемой макроэкономической политики;
  2. неожидаемую инфляцию, которая характеризуется внезапным скачком цен, влечет резкий рост расходов на приобретение товаров и услуг, что провоцирует дальнейший рост цен и растущие инфляционные ожидания.

Таким образом, причины возникновения инфляции имеют локальный, всеохватывающий  характер; они подразделяются на внутренние и внешние, что говорит о международном  характере инфляции.

 

Методы борьбы с  инфляцией

Антиинфляционная политика государства

 

Антиинфляционная  политика - комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

Опыт  борьбы с инфляцией показывает, что  основной целью государственной антиинфляционной политики должно являться не искоренение инфляции, а превращение её в управляемый процесс, доведение до умеренного уровня.

Антиинфляционная политика, направленная на борьбу с ростом цен делится  на два вида:

  1. Дефляционная политика, для проведения которой применяются экономические методы. Данную политику проводит центральный банк. Она направлена на ограничение роста денежной массы: увеличение учетной ставки процента, увеличение нормативна обязательных резервов, продажа ценных бумаг на открытом рынке коммерческим банкам.
  2. Политика доходов, для проведения которой применяются административные методы. Такую политику проводит правительство. Она заключается в согласовании и увязке темпов роста зарплаты и цен под наблюдением и при посредничестве государства.

Помимо мер антиифляционной  политики для снижения уровня инфляции могут проводиться денежные реформы:

Нуллификация – наиболее жесткий  вариант денежной реформы – старые деньги объявляются недействительными, они обмениваются на новые в определенной пропорции с элементами конфискации  сверхвысоких доходов (в Германии в 1947 г., в России после 2-й мировой  войны).

Реставрация – возвращение золотого стандарта, переход к разменным на золото деньгам (в России в конце 19 в.- реформа С.Ю. Витте).

Долларизация – переход к  использованию во внутреннем обращении  иностранной валюты в качестве «якоря».

Деноминация - наиболее мягкий вариант – уменьшение номинальной стоимости денежной единицы, которое по сути не влияет на уровень цен, изменяется лишь их масштаб.

Косвенные и прямые методы борьбы с инфляцией

Методы  борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.

Косвенные методы включают:

1) регулирование общей массы денег через управление «печатным станком»;

2) регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центробанком;

3) обязательные денежные резервы коммерческих банков;

Прямые  методы борьбы с инфляцией, включают в себя:

1) прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;

2) государственное регулирование цен;

3) государственное регулирование заработной платы;

На основе вышесказанного, мы можем сделать  следующий вывод: методы борьбы с инфляцией делятся на косвенные и прямые, последние из которых наиболее эффективно влияют на замедление темпов развития инфляции в современной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

А. К активным операциям коммерческого банка  относят:

1. Покупку акций.   ۷

2. Продажу акций. ۷

3. Продажу золота. ۷

4. Продажу облигаций. ۷

Активные  операции банков – это операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы для получения прибыли и поддержания своей ликвидности, а, следовательно, и обеспечения финансовой устойчивости.

Б. Деньги в  качестве средства платежа используют:

1. Для оплаты  товара наличными.

2. Для уплаты налогов.  ۷

3. Для выдачи заработной платы.  ۷

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. ЗАДАЧА

 

Приведены данные баланса банка, тыс. руб.

 

№ п/п

Показатели

Сумма

1

Обязательства банка до востребования

1 700 000

2

Обязательства сроком до 30 дней

4 500 000

3

Высоколиквидные активы

150 000

4

Ликвидные активы

2 500 000

Информация о работе Сущность инфляции, ее причины и методы регулирования