Теоретические основы кредитной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является Изучение кредитной системы Российской Федерации.
В рамках данной цели можно выделить следующие основные задачи:
1. Изучить теоретические основы кредитной системы.
2. Проанализировать и изучить направление развития кредитной системы РФ.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы кредитной системы 4
1.1.Понятие и структура кредитной системы 4
1.2.Характеристика элементов кредитной системы 8
2. Анализ и направление развития кредитной системы РФ 18
2.1.Анализ элементов кредитной системы РФ 18
2.2. Проблемы развития кредитной системы в России 41
Заключение 42
Список использованной литературы 43
Приложение 1 45

Работа содержит 1 файл

кур. р. ДКБ.doc

— 272.50 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение

В развитии любого государства значительное место занимает кредитная система, которая во многом определяет развитие экономики, рост потенциальных возможностей государства и рост благосостояния его населения. Вместе с этим само государство должно оказывать влияние на развитие кредитной системы, на ее формирование, деятельность и соответственно размещению на территорию государств. Эффективность кредитной системы во многом зависит не только от ее структуры функции, но и размещения банков по территории государства.

Кредитная система сегодня - одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков и  товарного производства и обращения  исторически шло параллельно  и тесно переплеталось. При этом банки, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства.

 Данная тема хотя и является  достаточно исследованной в литературе, но актуальность ее по-прежнему остается чрезвычайно велика, так как кредитная система играла и продолжает играть ведущую роль в экономике страны.

 Объектом изучения настоящей  работы является совокупность  отношений, связанных с формированием  и развитием кредитной системы  государства.

 Предметом исследования настоящей  работы является кредитная система Российской Федерации.

 Целью настоящей работы является Изучение кредитной системы Российской Федерации.

В рамках данной цели можно выделить следующие основные задачи:

1. Изучить теоретические основы  кредитной системы.

2. Проанализировать  и изучить направление развития кредитной системы РФ.

 

         1. Теоретические основы кредитной системы

1.1.Понятие и структура кредитной системы

Различают два понятия кредитной  системы – в широком и узком  смысле.

1. В широком смысле - совокупность  кредитно-расчетных и платежных отношений, форм кредита и кредитных учреждений [4,с. 96].

2. В узком смысле - совокупность  или система специализированных  финансово-кредитных институтов.

 Первое понятие, как правило,  связано с движением ссудного  капитала и включает разные формы кредита.

 Второе означает, что кредитная  система как совокупность кредитно-финансовых  учреждений аккумулирует свободные  денежные капиталы, доходы и сбережения  и предоставляет их в ссуду  предприятиям, правительству и населению.

Таким образом, можно дать три определения кредитной системы [4,с. 110]:

Кредитная система - это совокупность форм и видов кредитования (функциональный аспект).

Кредитная система - это совокупность кредитно-финансовых учреждений (институциональный аспект).

Кредитная система - это совокупность кредитно-финансовых отношений (сущностный аспект).

 Кредитная система регулирует  денежное обращение в стране, предоставляет различные услуги  юридическим и физическим лицам,  при которых возникают экономические  отношения, которые можно отнести также к кредитным.

 Кредитные отношения носят  двусторонний характер и в  одинаковой степени необходимы  как для хозяйствующего субъекта, так и учреждений кредитной  системы. Хранение денег в кредитных  учреждениях означает создание  кредитных ресурсов, а их размещение для нужд экономики и населения – предоставление кредита.

 Современная кредитная система,  которая является основным элементом  рынка ссудных капиталов, состоит  из следующих основных институциональных  звеньев, или ярусов [5,с. 3]:

1. Центральный банк, государственные и полугосударственные банки.

2. Банковский сектор: коммерческие банки; сберегательные банки; инвестиционные банки; ипотечные банки.

3. Страховой сектор: страховые компании; пенсионные фонды.

4. Специализированные небанковские  кредитно-финансовые институты: инвестиционные компании; финансовые компании; благотворительные фонды; трастовые отделы коммерческих банков; ссудосберегательные ассоциации; кредитные союзы.

Такая схема является типичной для  большинства промышленно развитых стран – в основном для США, стран Западной Европы, Японии. Ее обычно называют четырехъярусной  или трехъярусной (в ряде случаев страховой сектор объединяют с четвертым ярусом, который носит общее название специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений).

 Современная кредитная система  имеет сложную, многозвенную структуру.  Если за основу классификации  принять характер услуг, которые  кредитные учреждения предоставляют  своим клиентам, то можно выделить  три важнейших элемента современной  кредитной системы:

Центральный (эмиссионный) банк;

Коммерческие банки;

Специализированные кредитные  учреждения (страховые, сберегательные, ипотечные, трастовые и т.д.)

Кредитная система в институциональном аспекте - совокупность кредитно-финансовых учреждений, обслуживающих всю сферу кредитных отношений. Все кредитные учреждения взаимосвязаны и составляют определенную иерархическую структуру (рис. 1).

Взаимодействие элементов кредитной  системы показано в приложении 1.

Ядро всей кредитной системы  составляет банковская система. Одноуровневая банковская система предполагает использование в основном горизонтальных связей между банками, универсализацию проводимых ими операций и выполнение аналогичных функций.

Рис. 1. Структура кредитно-банковской системы

 

Двухуровневая банковская система основана на связях между банками в двух плоскостях: по горизонтали и вертикали. По вертикали возникают отношения подчинения центральному банку как руководящему и регулирующему органу низовых звеньев системы [8,с. 43].

Кредитная система государства складывается из банковской системы и совокупности, так называемых небанковских банков, т. е. небанковских кредитно-финансовых институтов, способных аккумулировать временно свободные средства и размещать их с помощью кредита. В мировой практике небанковские кредитно-финансовые институты представлены инвестиционными, финансовыми и страховыми компаниями, пенсионными фондами, сберегательными кассами, ломбардами и кредитной кооперацией. Эти учреждения, формально не являясь банками, выполняют многие банковские операции и конкурируют с банками. Однако несмотря на постепенное стирание различий между банками и небанковскими кредитно-финансовыми институтами, ядром кредитной инфраструктуры остается банковская система.

Вся совокупность банков в национальной экономике образует банковскую систему страны. В настоящее время практически во всех странах с развитой рыночной экономикой банковская система имеет два уровня.

Первый  уровень банковской системы образует центральный банк (или совокупность банковских учреждений, выполняющих функции центрального банка, например, Федеральная резервная система США). За ним законодательно закрепляются монополия на эмиссию национальных денежных знаков и ряд особых функций в области кредитно-денежной политики.

Второй  уровень двухуровневой банковской системы занимают коммерческие банки. Они концентрируют основную часть кредитных ресурсов, осуществляют в широком диапазоне банковские операции и финансовые услуги для юридических и физических лиц. Эти банки организуются на паевых (акционерных) началах и по форме собственности делятся на государственные, акционерные и кооперативные.

 

 

1.2.Характеристика элементов кредитной системы

Основными элементами кредитной системы  являются следующие [5,с. 5]:

- Центральный  банк.

- Банковский  сектор, который включает в себя коммерческие банки, сберегательные, инвестиционные, ипотечные, специализированные отраслевые банки.

- специализированные  небанковские кредитно-финансовые  учреждения (инвестиционные компании, финансовые, кредитные союзы, трастовые  (доверительные), благотворительные фонды, ссудосберегательные ассоциации, страховые компании, ломбарды, пенсионные фонды).

 Центральные  банки осуществляют руководство  всей кредитной системой страны, они призваны регулировать кредит  и денежное обращение, контролировать и стабилизировать движение обменного курса национальной валюты, сглаживать своим влиянием перепады в уровне деловой активности, цен и занятости, стимулировать рост национальной экономики на здоровой финансовой основе. Центральный банк выступает в качестве агента правительства. В этом случае он консультирует правительство в таких областях, как управление национальным долгом, валютная и кредитно-денежная политика. Кроме того он является представителем правительства в финансовых операциях последнего. Основная функция банка разрабатывать и проводить кредитно-денежную политику. Это самая важная его функция.

 На ранней  стадии развития капитализма  банки верхнего уровня назывались  эмиссионными. Однако к настоящему  времени их функции значительно  расширились, поэтому в теории и на практике стало употребляться понятие центральный банк.

 Первые  Центральные банки возникли 300 лет  назад (Шведский Риксбанк в  1668 г.), но повсеместное распространение  и современное значение они  приобрели только в последние  десятилетия. В 1920 г. международная финансовая конференция в Брюсселе отмечала, что «в странах, где не существует центрального эмиссионного банка, его следует создать». Там же подчеркивалось:  «Банки и особенно эмиссионные банки нужно освободить от политического давления, они должны управляться на принципах разумных финансов». Таким образом, вопрос независимости Центральных банков не надуман и нужен как гарантия эффективности его деятельности [10, с. 68].

 Исторически  Центральные банки обычно образовывались  как акционерные компании, наделенные особыми полномочиями. Термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, находящийся в самом центре банковской системы. Затем они постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе власти их национализировали (акционерный статус при этом может сохраняться, например Банк Италии или Национальный банк Австрии)2.

 В большинстве  случаев капитал Центрального  банка полностью принадлежит  государству, но акционерами могут  быть коммерческие банки и другие финансовые институты. Центральные банки по сравнению с коммерческими банками стали скромными по масштабам капиталов, операций и балансов, их функции и методы воздействия на банковскую систему модифицировались. Вместе с тем их сущность в принципе осталась неизменной и заключается в посредничестве между государством и остальной экономикой, регулировании кредитных потоков.

Чаще всего  Центральный банк подотчетен непосредственно  парламенту или образованной последним  специальной банковской комиссии. Управляющий Центрального банка не входит в правительство, и его назначение не совпадает по срокам с формированием нового кабинета. Назначение может делаться монархом, президентом, парламентом, но правительство, опирающееся на парламентское большинство, обычно может провести свою кандидатуру (часто оно ее официально предлагает). Высшее руководство Центрального банка может быть не ограничено в сроке пребывания в должности (Дания, Финляндия, Норвегия) или назначаться на длительный срок, например на 7 лет - в Ирландии, Австралии, Канаде, Нидерландах, 8 лет - в ФРГ.

 Существенная  степень независимости Центрального  банка обусловлена его задачами, которые в любой стране обычно  определяются как поддержание  денежно-кредитной и валютной  стабильности в целях обеспечения  антиинфляционного экономического роста. Правительство озабочено, прежде всего, краткосрочными и среднесрочными целями, приближением очередных выборов, и это может вступать в противоречие с долговременными интересами всего государства. Относительно независимый Центральный банк в такой ситуации должен выступать своеобразным противовесом.

 С другой  стороны, независимость Центрального  банка имеет объективные пределы,  так как принципиальные противоречия  с правительством могли бы  свести на нет эффективность  проводимой последним экономической политики. Поэтому есть тенденция к усилению влияния правительства в лице, прежде всего министра финансов. Например, в Великобритании независимость Банка Англии начала постепенно уменьшаться с его национализации в1946 г., а с приходом в 1979 г. к власти консерваторов этот процесс ускорился. Во многих странах высшие полномочия правительства и министерства финансов по отношению к Центральному банку закреплены законодательно.

 Вместе  с тем Центральные банки имеют  официальное право на высказывание собственного мнения, обладают рядом преимуществ, а право прямых приказов со стороны министерства финансов используется крайне редко. Какие бы функции ни возлагались на Центральный банк, он всегда является органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства.

 Как агент правительства  в фискальных делах центральный  банк дает ему советы, управляет  некоторыми депозитными счетами  и фондами правительства, от  имени правительства выпускает  и изымает из обращения деньги, управляет национальными инвалютными резервами и выступает от имени правительства на международном валютном рынке, является депозитарием золота и управляющим государственным долгом (выпускает государственные облигации, выплачивает проценты по ним, погашает их) [7,с. 113].

 Центральный банк помогает  правительству определить наилучший момент для выпуска облигации, их цену, доходность и другие характеристики, обеспечивающие привлекательность выпуска для инвесторов, место, где лучше всего разместить облигации. Чтобы успешно справляться с этой задачей, банк должен располагать точной и своевременной информацией о состоянии экономики, движении кредитных ресурсов и т.д. Несмотря на усилия к тому, чтобы быть предельно информированным, банк иногда вынужден принимать решения до того, как статистика подтвердит предполагаемое событие. Поэтому он проводит собственные исследования, результаты которых обычно публикуются и представляют собой большой интерес для ученых, экономистов, менеджеров, работников финансовых учреждении.

 Центральный банк управляет правительственными депозитами (даже если они содержатся в коммерческих банках). Почти все правительственные расходы и доходы проходят по счетам центрального банка. Балансы, приносящие процент, содержатся на счетах коммерческих банков. Центральный банк также имеет счет для вложения правительственных доходов в ценные бумаги (обычно самого же правительства) и счет, на котором находятся инвалютные запасы.

Информация о работе Теоретические основы кредитной системы